ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1704/20 от 01.07.2020 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-1704/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июля 2020 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Буджаевой С.А.,

при секретаре судебного заседания Сангаевой Г.Б.,

с участием прокурора Бугдаевой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Савенкова Василия Егоровича к участковой избирательной комиссии избирательного участка №15 г.Элисты Республики Калмыкия об отмене решения об отказе во включении в список участников голосования,

у с т а н о в и л:

Савенков В.Е. обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что 01 июля 2020 года участковой избирательной комиссией избирательного участка № 15 вынесено решение об отклонении его заявления о включении в список участников голосования. Оспариваемое решение мотивировано тем, что адрес места жительства, указанный в паспорте, не включен в границы избирательного участка № 15. Просит суд отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 15 об отказе во включении в списки участников голосования.

В судебном заседании административный истец Савенков В.Е. поддержал административный иск, просит отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 15 об отказе во включении в списки участников голосования, обязать участковую избирательную комиссию избирательного участка №15 включить его в список участников голосования.

Административный ответчик – участковая избирательная комиссия избирательного участка № 15 г.Элисты Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направила, представив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, оставляет разрешение административных исковых требований на усмотрение суда.

Суд считает возможным на основании ч. 3 ст. 243 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей необходимым административный иск удовлетворить, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Согласно преамбуле Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме. Референдум Российской Федерации не может быть использован в целях принятия решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, а также в целях ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод.

Референдум Российской Федерации (далее также - референдум) - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения (статья 1 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»).

Согласно статье 2 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (далее – Закон о референдуме) референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

Участие гражданина Российской Федерации (далее также - гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению (ч. 5 ст. 2 Закона о референдуме).

В силу п. 1 ст. 5 Закона о референдуме гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

Согласно п. 1 ст. 24 Закона о референдуме подготовку и проведение референдума, обеспечение реализации и защиты права на участие в референдуме осуществляют избирательные комиссии, созданные и действующие на постоянной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, а также специальные территориальные комиссии референдума и участковые комиссии референдума

При проведении соответствующих референдумов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные, участковые избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.

Списки участников референдума составляются соответствующими комиссиями референдума отдельно по каждому участку референдума по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (п. 1 ст. 42 Закона о референдуме).

В соответствии с положениями статьи 5 Закона о референдуме в списки участников референдума включаются все граждане Российской Федерации, обладающие правом на участие в референдуме.

Гражданин Российской Федерации может быть включен в список участников референдума только на одном участке референдума.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список участников референдума на конкретном участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка референдума, установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.

Постановлением Центральной избирательной комиссии России от 20.03.2020 №244/1804-7 (ред. от 23.06.2020) «О Порядке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» утвержден Порядок общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации (далее – Порядок общероссийского голосования).

В силу пункта 5.6 указанного Порядка основанием для включения в список участников голосования участника голосования, который в день голосования будет находиться вне места жительства, является заявление о голосовании по месту нахождения, поданное в порядке и сроки, установленные ЦИК России, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, территориальную либо участковую комиссию.

Участник голосования, подавший заявление о голосовании по месту нахождения, исключается из списка участников голосования по месту жительства.

Порядок подачи участником голосования заявления о голосовании по месту нахождения установлен пунктами 2.3.2 - 2.3.19 Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, утвержденной Постановлением ЦИК России от 20.03.2020 № 244/1809-7 (ред. от 23.06.2020).

Заявление о голосовании по месту нахождения может быть подано участником голосования лично в пункт приема заявлений, а именно:

в любую территориальную комиссию, за исключением комиссий, сформированных для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на участках для голосования, которые образованы на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях и за пределами территории Российской Федерации, - с 5 июня до 14.00 по местному времени 21 июня 2020 года;

в любую участковую комиссию на территории Российской Федерации, за исключением комиссий, сформированных на участках для голосования, которые образованы для проведения голосования участников голосования, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, - с 16 июня (решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может быть установлен более ранний срок) до 14.00 по местному времени 21 июня 2020 года;

через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - с 5 июня до 14.00 по местному времени 21 июня 2020 года.

Заявление о голосовании по месту нахождения на участке для голосования, образованном в больнице, госпитале или месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, может быть подано участником голосования только в участковую комиссию, сформированную на том же участке.

Заявление о голосовании по месту нахождения может быть подано в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - ЕПГУ) с 5 июня до 14.00 по московскому времени 21 июня 2020 года.

В соответствии с пунктом 5.10 Порядка общероссийского голосования участник голосования вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением об отсутствии его в списке участников голосования, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список участников голосования. В течение 24 часов, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявление и представленные документы и либо включить участника голосования в список участников голосования, устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец Савенков В.Е. на регистрационном учете состоит по адресу: <адрес>, состоит на регистрационном учете по месту пребывания по адресу: <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес>.

01 июля 2020 года Савенков В.Е. обратился в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 15 г. Элисты Республики Калмыкия с заявлением о включении его в список избирателей на данном избирательном участке по месту проживания.

Решением комиссии № 16 от 01 июля 2020 года заявление Савенкова В.Е. отклонено, поскольку адрес места жительства заявителя, указанный в паспорте, не включен в границы избирательного участка № 15.

Из пояснений административного истца следует, что он постоянно проживает по адресу: <адрес>, не имел возможности подать заявление о включении в список участников голосования по месту фактического проживания в силу пожилого возраста и состояния своего здоровья, о наличии ограничений по сроку на подачу заявления в участковую избирательную комиссию не знал.

Статьей 32 Конституции Российской Федерации административному истцу гарантировано право, как гражданину Российской Федерации, участвовать в референдуме.

Аналогичное право гарантировано статьей 2 Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, ратифицированная Российской Федерацией 11 ноября 2003г., согласно которой каждый гражданин по достижении установленного конституцией, законами возраста имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы народного (национального) представительства, на выборные должности на условиях и в порядке, предусмотренном конституцией и законами.

Принимая во внимание, что Савенков В.Е. обладает активным избирательным правом, вышеуказанные нормативные акты гарантируют избирать и быть избранными в органы государственной власти, суд считает возможным отменить оспариваемое решение участковой избирательной комиссии, как не отвечающее конституционным и международным принципам демократических выборов с соблюдением избирательных прав и свобод избирателей.

В силу ст.244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

С целью восстановления гарантированных избирательных прав избирать в органы государственной власти, суд полагает необходимым оспариваемое решение избирательной комиссии об отказе административному истцу по включению ее в список избирателей отменить и обязать административного ответчика включить Савенкова В.Е. в список участников голосования избирательного участка №15 г. Элисты Республики Калмыкия.

Решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению (ст. 168 КАС РФ).

Согласно ч. 6 ст. 244 КАС РФ немедленному исполнению подлежат решение суда о включении гражданина в список избирателей и другие решения, если они обращены судом к немедленному исполнению по правилам, установленным статьей 188 указанного Кодекса.

В силу прямого указания закона решение суда в части возложения на административного ответчика обязанности включить административного истца в список избирателей подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Савенкова Василия Егоровича к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 15 г.Элисты Республики Калмыкия об отмене решения об отказе во включении в список участников голосования удовлетворить.

Отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 15 г.Элисты Республики Калмыкия №16 от 01 июля 2020 года об отказе Савенкову Василию Егоровичу во включении его в список участников голосования избирательного участка № 15 г.Элисты Республики Калмыкия на выборах Президента Российской Федерации.

Обязать участковую избирательную комиссию избирательного участка № 15 г.Элисты Республики Калмыкия включить в список участников голосования избирательного участка № 15 на общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации Савенкова Василия Егоровича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>; проживающего по адресу: <адрес>; паспорт <данные изъяты>

Решение суда в части включения Савенкова Василия Егоровича в список участников голосования избирательного участка на общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации подлежит немедленному исполнению.

Обязать участковую избирательную комиссию избирательного участка № 15 г.Элисты Республики Калмыкия сообщить об исполнении решения суда в Элистинский городской суд Республики Калмыкия и Савенкову Василию Егоровичу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.А. Буджаева