ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1707/2022 от 06.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

УИД63RS0-60

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 апреля 2022 г.Самара

Ленинский районный суд города Самары в составе:

председательствующего судьи Т.А.Турбиной,

при секретаре судебного заседания Угизбаевой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Максимова В.С. к Министерству строительства Самарской области, заинтересованному лицу ООО «СтройЦентр» о признании незаконным решения, обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Максимов В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Министерства строительства Самарской области, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО Инвестиционная строительная корпорация «Средневолжскстрой» в лице генерального директора и Максимовым В.С. заключен договор № о долевом участии в строительстве жилья по адресу: <адрес> Предметом договора являлась передача прав по долевому участию в строительстве жилья в жилом доме по указанному адресу и оформлению в собственность по окончанию строительства и ввода в эксплуатацию однокомнатной квартиры на 18этаже, общей площадью 44,59 кв.м, стоимостью на момент подписания договора 1 200 000рублей. Оплата полностью произведена путем внесения денежных средств на расчетный счет ЗАО, что подтверждается квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ. Определением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ЗАО «ИСК «Средневолжскстрой» введена процедура наблюдения, решением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО ИСК «Средневолжскстрой» признано несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ требования Максимова В.С. о включении требований о передаче жилого помещения в реестр требований кредиторов должника ЗАО «ИСК «Средневолжскстрой» признаны обоснованными и удовлетворены. По итогам конкурса, проведенного ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2013 № 54 «Об утверждении порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требований участников долевого строительства», ООО «СтройЦентр» приняло на себя обязательства по удовлетворению прав требований граждан – участников долевого строительства проблемного объекта. На основании протокола конкурса между министерством и ООО «СтройЦентр» заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о порядке удовлетворения прав требований обманутых дольщиков, принятых по результатам конкурса. Удовлетворение прав требований граждан –участников проблемных объектов по соглашению планируется посредством предоставления жилых помещений в ЖК «Рассвет», расположенном по адресу: <адрес> и <адрес>. Министерством в адрес ООО «СтройЦентр» ДД.ММ.ГГГГ направлен сформированный перечень граждан-участников долевого строительства проблемного объекта в целях удовлетворения прав требований пострадавших участников долевого строительства в соответствии с соглашением. Максимов В.С. включен в указанный список как гражданин, не подтвердивший признание потерпевшего в рамках уголовного дела. Изложенным обусловлено требование ООО «СтройЦентр» предоставить документы, подтверждающие признание Максимова В.С. потерпевшим по уголовному делу в отношении указанного выше застройщика. Разъяснениями Министерства строительства Самарской области от 27.12.2021 № 01-05/1250 со ссылкой на положения п. 1 ст. 5 Закона № 84-ГД от 08.07.2019 «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области»Максимову В.С. указано на необходимость предоставления документов, подтверждающих признание потерпевшими по уголовному делу, при отсутствии таковых предложено защищать свои права и законные интересы в судебном порядке. На момент принятия закона № 84-ГД от 08.07.2019 действующие уголовные дела в отношении кого-либо или возбужденные по факту противоправных действий неустановленных лиц указанного выше ЗАО отсутствуют. Ранее возбужденное уголовное дело прекращено в связи со смертью обвиняемого, что исключает признание Максимова В.С. потерпевшим по данному уголовному делу. Истец все обязательства по оплате договора исполнил надлежащим образом, что подтверждается вступившим в законную силу судебным актом-определением Арбитражного суда Самарской области от 13.02.2012. Требование Максимова В.С. полностью отвечает критериям ст.5 Закона и подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном обозначенным выше соглашением с ООО «СтройЦентр» без предоставления дополнительных документов. Учитывая, что требования Министерства о предоставлении доказательств признания истца потерпевшим по уголовному делу не основаны на законе ввиду отсутствия в настоящее время действующих уголовных дел по рассматриваемому факту, просит суд, признать требования Министерства строительства Самарской области о предоставлении документов, подтверждающих признание потерпевшими по уголовному делу признать незаконным, обязать ответчика включить Максимова В.С. в перечень граждан-участников долевого строительства проблемного объекта от 24.08.2021, чьи требования подлежат удовлетворению ООО «СтройЦентр».

В судебном заседании представитель административного истца Белова О.В., действующая на основании ордера от 06.04.2022, административный истец Максимов В.С. поддержали заявленные выше требования по основаниям, изложенным в административном иске, настаивали на его удовлетворении.

Представитель Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, согласно представленному ходатайству просил рассмотреть дело без их участия, возражая против удовлетворения заявленных требований, по доводам, отраженных в письменном отзыве.

Представители заинтересованных лиц ООО «СтройЦентр», ЗАО «Инвестиционная строительная корпорация «Средневолжскстрой» в лице конкурсного управляющего Каменского А.С.в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о получении судебной корреспонденции, представитель ООО «СтройЦентр» представил письменный отзыв с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, в связи, с чем на основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав пояснения стороны административного истца, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Согласно пп.2 п. 2 ст. 3 Закона Самарской области «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области» орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий полномочия в сфере оказания мер государственной поддержки участников долевого строительства принимает заявления пострадавших участников долевого строительства о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства и выносит решения о включении их в указанный реестр.

Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.

В целях оказания мер государственной поддержки, установленных Законом, постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 № 927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства.

В связи с этим уполномоченным органом на территории Самарской области является Министерство строительства Самарской области (ст.2 Закона Самарской области от 16.03.2007 № 13-ГД "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области").

На основании ч. 7 ст. 23 ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (в редакции Федерального закона от 25.12.2018) контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Решение о включении гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании заявления пострадавшего гражданина с приложением копий документа, удостоверяющего личность; договора долевого участия; платежных документов; вступившего в законную силу решения суда о включении требований дольщика в реестр требований кредиторов (при наличии).

Постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 № 329 «Об утверждении Перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области и Порядка формирования перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области» (в ред. Постановления Правительства Самарской области от 09.06.2020 № 389) объект, инвестором которого по договору являлся истец, признан проблемным.

24.06.2019 Самарской Губернской Думой принят Закон Самарской области № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории <адрес>».

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО Инвестиционная строительная корпорация «Средневолжскстрой» и дольщиком Максимовым В.С. подписан договор о долевом участии в строительстве жилья по жилому дому ЗАО ИСК «Средневолжскстрой» по адресу: <адрес>, квартал <адрес> по условиям которого застройщик обязался передать дольщику по окончанию строительства дома и ввода в его эксплуатацию в собственность по акту приема-передачи однокомнатную квартиру, общей площадью 44,59 кв.м на 18 этаже, расположенную по адресу: <адрес>, стоимостью на момент подписания договора 1 200 000 рублей, оплата полностью произведена путем внесения денежных средств на расчетный счет ЗАО, что подтверждается квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № «Инвестиционная строительная корпорация «Средневолжскстрой» признано несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по тому же делу в реестр требований о передаче жилых помещений должника ЗАО ИСК «Средневолжскстрой» включено требование заявителя по настоящему делу о передаче однокомнатной квартиры, общей площадью 44,59 кв.м, расположенном на 18 этаже в секции в жилом доме по адресу: <адрес>, квартал <адрес>.

По итогам конкурса, проведенного ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен <адрес>, удовлетворения прав требований участников долевого строительства», ООО «СтройЦентр» приняло на себя обязательства по удовлетворению прав требований граждан – участников долевого строительства проблемного объекта.

Соглашением о порядке удовлетворения прав требований обманутых дольщиков, принятых по результатам конкурса от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между министерством и ООО «СтройЦентр» удовлетворение прав требований граждан – участников проблемных объектов по соглашению планируется посредством предоставления жилых помещений в ЖК «Рассвет», расположенном по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Министерством в адрес ООО «СтройЦентр» направлен сформированный перечень граждан-участников долевого строительства проблемного объекта в целях удовлетворения прав требований пострадавших участников долевого строительства в соответствии с соглашением, в соответствии с которым Максимов В.С. включен в указанный список как гражданин, не подтвердивший признание потерпевшего в рамках уголовного дела.

Уведомлением Министерства строительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Максимову В.С. указано на необходимость предоставления документов, подтверждающих признание потерпевшим по уголовному делу.

Законом Самарской области от 08.07.2019 № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области» установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.

Согласно части 1 статьи 5 Закона Самарской области от 08.07.2019 № 84-ГД пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям:

1) наличие заключенного с недобросовестным застройщиком договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения;

2) исполнение им обязательств в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве;

3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;

4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);

5) отсутствие на момент заключения договора долевого участия в строительстве близкого родства с учредителем недобросовестного застройщика, и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членами его коллегиального исполнительного органа;

6) отсутствие оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачета взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам.

В письменном уведомлении ответчик ссылается на то, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона о поддержке обманутых дольщиков права требования истца может быть удовлетворено при предъявлении им соответствующего документа, подтверждающего его признание потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела.

Вместе с тем, наличие уголовного дела в прошлом, в рамках которого пострадавший участник не был признан потерпевшим, не может служить препятствием для оказания мер государственной поддержки в соответствии с Законом Самарской области от 08.07.2019 № 84-ГД, принятым после окончания соответствующего уголовного дела.

При этом суд принимает во внимание, что ранее возбужденное уголовное дело в отношении руководства застройщика прекращено в связи со смертью обвиняемого, что исключает признание Максимова В.С. потерпевшим по данному уголовному делу.

Согласно ст. 42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред. Вступление в число потерпевших по уголовному делу является правом, а не обязанностью гражданина.

Сведений о том, что какому-либо лицу, кроме Максимову В.С. причинен вред от преступления, связанного с неисполнением договора № от ДД.ММ.ГГГГ и не предоставлением квартиры, материалы дела не содержат и стороной ответчика не представлено.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным.

Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления отДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П).

Судом бесспорно установлен факт неисполнения застройщиком, привлекшим денежные средства Максимова В.С. для строительства многоквартирного жилого дома, министерством по существу данное обстоятельство не оспаривается.

Анализируя представленные сторонами доказательства, суд приходит к убеждению, что разделение Министерством строительства Самарской области, составленного во исполнение заключенного с ООО «СтройЦентр» соглашения о порядке удовлетворения прав требований обманутых дольщиков, принятых по результатам конкурса, перечня пострадавших участников долевого строительства проблемного объекта по адресу: <адрес> на участников долевого строительства подтвердивших и не подтвердивших признание потерпевшими в рамках уголовного дела недопустимо и существенно нарушает права и законные интересы лиц, не представивших постановлений о признании потерпевшими в рамках уголовного дела, более того основано на формальном подходе, без учёта всех обстоятельств, позволяющих признать административного истца пострадавшим участником долевого строительства.

В связи с изложенным выше суд приходит к выводу, что требования Министерства строительства Самарской области о предоставлении административным истцом документов, подтверждающих признание потерпевшим по уголовному делу являются незаконными, нарушают права и законные интересы административного истца.

При недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения органа государственной власти, суд признаёт такое решение незаконным, не проверяя наличие иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения (п.61 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ»).

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Суд отмечает, что судебный контроль ограничен принципом разделения властей (ст.10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.

Принимая во внимание, что требования Министерства строительства Самарской области о предоставлении документов, указанное в письме от ДД.ММ.ГГГГ противоречат положениям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы административного истца, суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав административного истца, включив его в перечень граждан-участников долевого строительства проблемного объекта от ДД.ММ.ГГГГ, чьи требования подлежат удовлетворению ООО «СтройЦентр» в порядке, установленном соглашением от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Установленный статьей 219 КАС РФ срок обращения в суд с заявленными требованиями административным истцом не пропущен.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 175-181 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Максимова В.С. к Министерству строительства Самарской области о признании требования незаконными – удовлетворить.

Признать незаконным требование Министерства строительства Самарской области о предоставлении документов, подтверждающих признание потерпевшим по уголовному делу, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Министерство строительства <адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Максимова В.С., включив Максимова В.С. в перечень граждан-участников долевого строительства проблемного объекта от ДД.ММ.ГГГГ, чьи требования подлежат удовлетворению ООО «Строй-Центр» в порядке, установленном соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а также сообщить о исполнении решения по административному делу в тот же срок истцу и суду.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) Т.А.Турбина

Решение в окончательной форме изготовлено 08 апреля 2022

Копия верна

Судья:

УИД63RS0039-01-2022-001450-60

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(резолютивная часть)

06 апреля 2022 г.Самара

Ленинский районный суд города Самары в составе:

председательствующего судьи Т.А.Турбиной,

при секретаре судебного заседания Угизбаевой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Максимова В.С. к Министерству строительства Самарской области, заинтересованному лицу ООО «СтройЦентр» о признании незаконным решения, обязании совершить действия,

Руководствуясь ст. 175-181 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Максимова В.С. к Министерству строительства Самарской области о признании требования незаконными – удовлетворить.

Признать незаконным требование Министерства строительства Самарской области о предоставлении документов, подтверждающих признание потерпевшим по уголовному делу, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Министерство строительства Самарской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Максимова Василия Семеновича, включив Максимова В.С. в перечень граждан-участников долевого строительства проблемного объекта от ДД.ММ.ГГГГ, чьи требования подлежат удовлетворению ООО «Строй-Центр» в порядке, установленном соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а также сообщить о исполнении решения по административному делу в тот же срок истцу и суду.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.А.Турбина