Дело №2а-1708/2021
№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2021 года
Центральный районный суд г. Читы
в составе председательствующего судьи Еремеевой Ю.В.,
при секретаре Бороевой А.А.,
с участием помощника прокурора Центрального района г. Читы Пешковой А.Б.,
представителя административного истца ФИО1, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица АО «Водоканал-Чита» ФИО3, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №14» к Управлению регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита» о признании недействующим постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, возложении обязанности, заинтересованные лица - акционерное общество «Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы», Амурское бассейновое водное управление,
УСТАНОВИЛ:
ПАО «ТГК-14» обратилось в суд с настоящим иском, дополненным в порядке ст. 46 КАС, ссылаясь на следующее: постановлением УРЦиТ ГО «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ№ установлены нормативы состава сточных вод для объектов, сбрасывающих сточные воды в технологические зоны водоотведения. Административный истец считает, что данные Нормативы установлены незаконно, в противоречие с пунктом 113 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644, поскольку допустимые показатели состава сточных вод (концентрация вредных веществ в мг/дмЗ) по следующим веществам: нефтепродукты, СПАВ анионные, хлориды, сульфаты, медь, цинк, железо в г. Чите установлены значительно ниже, чем допустимые показатели (концентрация вредных веществ в мг/дмЗ) сточных вод по этим же веществам согласно пункту 113 (Приложение №5) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, то есть значительно ниже, чем требования к составу сточных вод. Кроме того, Нормативы, установленные Постановлением УРЦиТ ГО «Город Чита» от 30.06.2020, противоречат изначальному составу воды, которую АО «Водоканал-Чита» поставляет абоненту ПАО «ТГК-14» по договорам водоснабжения и водоотведения, то есть концентрации веществ в изначально подаваемой от АО «Водоканал-Чита» воде (которая впоследствии как сточные воды идёт на водоотведение) не соответствует данным нормативам, что подтверждается официальной информацией Роспотребнадзора по Забайкальскому краю (прилагается). Административный истец также указывает на то, что при расчете Нормативов состава сточных вод (Н) должны учитываться не только Нормативы допустимых сбросов (НДС), установленные для организации, осуществляющей водоотведение, но также должен учитываться Показатель эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организации, осуществляющей водоотведение (Э), который в оспариваемом постановлении фактически отсутствует, а именно: по веществу «Хлориды» Н и НДС одинаковые (84/173/136 мг/дмЗ по соответствующим зонам), по веществу «Сульфаты» Н и НДС одинаковые (100/100/93 мг/дмЗ по соответствующим зонам), по веществу «Железо» Н (0,83 мг/дмЗ) также примерно равен НДС (0,1 мг/дмЗ) по зоне «Чита». В связи с изложенным, полагая, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы ПАО «ТГК-14», поскольку незаконно обязывает Общество, как абонента (потребителя услуг) АО «Водоканал-Чита», соблюдать Нормативы состава сточных вод, не соответствующие пункту 3 части 11 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункту 113 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и Приложению №5 к данным Правилам, указывая на нарушение прав ПАО «ТГК-14» поставкой ему АО «Водоканал-Чита» воды, не соответствующей нормативам состава сточных вод, установленным оспариваемым Постановлением, просит признать недействующим с ДД.ММ.ГГГГ Постановление Управления регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ№, установившее Нормативы состава сточных вод для объектов, сбрасывающих сточные воды в технологические зоны водоотведения, в части следующих веществ: «Нефтепродукты» по технологическим зонам водоотведения - г. Чита 2,2 мг/дмЗ, мкр. «п. Кадала» 0,1 мг/дмЗ, мкр. «п. Восточный» 0,6 мг/дмЗ; «СПАВ анионные» по технологическим зонам водоотведения - мкр. «п. Кадала» 0,5 мг/дмЗ, мкр. «п. Восточный» 7,7 мг/дмЗ; «Хлориды» по технологическим зонам водоотведения - г. Чита 84 мг/дмЗ, мкр. «п. Кадала» 173 мг/дмЗ, мкр. «п. Восточный» 136 мг/дмЗ; «Сульфаты» по технологическим зонам водоотведения - г. Чита 100 мг/дмЗ, мкр. «п. Кадала» 100 мг/дмЗ, мкр. «п. Восточный» 93 мг/дмЗ; «Медь» по технологической зоне водоотведения - г. Чита 0,0158 мг/дмЗ; «Цинк» по технологической зоне водоотведения - г. Чита 0,0650 мг/дмЗ; «Железо» по технологической зоне водоотведения - г. Чита 0,83 мг/дмЗ; обязать Управление регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита» установить с 01.07.2020 Нормативы состава сточных вод для объектов, сбрасывающих сточные воды в технологические зоны водоотведения в части вышеуказанных веществ и технологических зон водоотведения, не противоречащие пункту 113 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. №644 и Приложению №5 к данным Правилам.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено АО «Водоканал-Чита».
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Амурское бассейновое водное управление.
В судебное заседание заинтересованное лицо Амурское бассейновое водное управление представителя не направило, о месте и времени судебного разбирательства уведомлено надлежащим образом.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 150 КАС РФ в отсутствие неявившегося лица, участвующего в деле.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержал заявленные требования с учетом дополнений, просил удовлетворить их по изложенным в иске и дополнениях основаниям.
Представитель административного ответчика ФИО2 поддержала доводы отзыва на административное исковое заявление, против удовлетворения заявленных требований возражала, полагая их не обоснованными. Пояснила, что оспариваемое постановление принято в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации №728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 2 которого органам местного самоуправления городских округов рекомендовано установить нормативы состава сточных вод со сроком начала их действия не позднее ДД.ММ.ГГГГ, на основе предоставленных ДД.ММ.ГГГГ АО «Водоканал-Чита» нормативов состава сточных вод, рассчитанных в порядке, определенном разделом XII Правил №644, выполненных по конкретной технологической зоне водоотведения, так как прием сточных вод от объектов абонентов и их дальнейшая очистка осуществляется на трех очистных сооружениях. Указала, что Управлением были проверены расчеты представленных нормативов состава сточных вод с использованием формулы, указанной в пункте 176 Правил №644, с учетом приложений 5 и 7 к Правилам №644, проект постановления был согласован с АО «Водоканал-Чита» и принят 30.06.2020. Пояснила, что приложением 5 к Правилам №644 определен перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, минимальные значения не определены, в связи с чем полагала утверждение нормативов в размерах до максимальных значений допустимым. Указала, что установленные нормативы состава сточных вод могут корректироваться в соответствии с пунктом 171 Правил №644, в случае изменения показателя эффективности удаления соответствующего загрязняющего вещества очистными сооружениями организации, осуществляющей водоотведение, по итогам 12 календарных месяцев подряд более чем на 10 процентов по сравнению с ранее определенным значением такого показателя. Пояснила, что спорные нормативы устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения и охраны водных объектов от загрязнения, плата производится абонентами только при превышении установленных нормативов состава сточных вод.
Представитель АО «Водоканал-Чита» ФИО3 представила письменные пояснения с дополнением, полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что в г. Чите прием сточных вод от объектов абонентов и дальнейшая их очистка осуществляется на 3-х очистных сооружениях (<адрес>), в связи с чем нормативы сточных вод для объектов, сбрасывающих сточные воды, были рассчитаны АО «Водоканал-Чита» по 3-м технологическим зонам, в порядке, определенном разделом XIII Правил № 644 и на основании формул, приведенных в п. 176-179, с учетом нормативов, предоставленных Амурским бассейновым водным управлением. Считает, что, поскольку значения нормативов состава сточных вод по таким веществам как нефтепродукты, СПАВ анионные, хлориды, сульфат, медь, цинк, железо не превышают значений, указанных в Приложении №5 к Правилам №644, они не противоречат п. 113 названных Правил.
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста ФИО4 пояснила, что при расчете Нормативов состава сточных вод (Н) не учтены показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организации, осуществляющей водоотведение, при этом фактически АО «Водоканал-Чита» освобождено от обязанности по очистке сточных вод на своих очистных сооружениях, несмотря на взимание за это платы с абонентов.
Выслушав участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1 части 8 статьи 213 КАС РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 28, 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.
При проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с пунктом 13.1 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» нормативы состава сточных вод - устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).
Из пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Согласно подпункту 9.1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», введенному в действие с 1 января 2019 года, установление нормативов состава сточных вод отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях.
В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 41 Устава городского округа «Город Чита», пунктом 6 части 4 статьи 3 Положения об Управлении регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита», утвержденного решением Думы городского округа «Город Чита» от 14 мая 2009 года №62, установление норматива состава сточных вод отнесено к полномочиям Управления регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита».
Частью 2 статьи 30.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
22 мая 2020 года принято постановление Правительства Российской Федерации №728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вступило в силу с 3 июня 2020 года).
Согласно пункту 2 вышеуказанного постановления органам местного самоуправления городских округов рекомендовано установить нормативы состава сточных вод со сроком начала их действия не позднее 1 июля 2020 года.
Названным постановлением Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года №644, дополнены разделом XIII «Порядок установления нормативов состава сточных вод, в том числе порядок расчета показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, и особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ».
Пункт 167 Правил №644 определяет, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
В соответствии с пунктами 172, 173 Правил №644 нормативы состава сточных вод рассчитываются в порядке, определенном разделом XIII Правил, организацией, осуществляющей водоотведение, и представляются в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, не позднее 30 календарных дней со дня представления организацией, осуществляющей водоотведение, декларации о воздействии на окружающую среду, или выдачи организации, осуществляющей водоотведение, комплексного экологического разрешения, получения ею разрешения на сброс загрязняющих веществ (внесения в них соответствующих изменений), или установления нормативов допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения.
Орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, обязан в течение 30 календарных дней со дня представления рассчитанных значений нормативов состава сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, установить нормативным правовым актом нормативы состава сточных вод или уведомить организацию, осуществляющую водоотведение, об отказе в установлении нормативов состава сточных вод (для загрязняющих веществ, в отношении которых имеются основания для принятия решения об отказе в установлении органом, уполномоченным на установление нормативов состава сточных вод, нормативов состава сточных вод) с указанием оснований для такого отказа (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления организацией, осуществляющей водоотведение).
Реализуя рекомендации, изложенные в постановлении Правительства Российской Федерации №728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», и полномочия, возложенные Уставом городского округа «Город Чита» и Положением об Управлении регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита», Управление обратилось в АО «Водоканал-Чита» с запросом документов для установления норматива состава сточных вод.
ДД.ММ.ГГГГ АО «Водоканал-Чита» представлены расчеты таких нормативов, произведенные по формуле, содержащейся в ст. 176 Правил №644, с применением нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, утвержденных уполномоченным органом – Амурским бассейновым водным управлением для 3 технологических зон: приказом № от ДД.ММ.ГГГГ для <адрес>; приказом № от ДД.ММ.ГГГГ для <адрес>; приказом № от ДД.ММ.ГГГГ – для <адрес>.
Проверив представленные АО «Водоканал-Чита» расчеты, Управление ДД.ММ.ГГГГ приняло оспариваемое постановление №.
Обращаясь в суд с настоящим иском и выражая несогласие с названным постановлением, ПАО «ТГК-14» указывает на нарушение его прав, ссылаясь на то, что установленные в нем допустимые показатели по спорным веществам (нефтепродуктам, СПАВ анионным, хлоридам, сульфатам, меди, цинку, железу) установлены значительно ниже, чем допустимые показатели (концентрация вредных веществ в мг/дмЗ) сточных вод по этим же веществам согласно пункту 113 (Приложению №5) Правил №644.
В соответствии с пунктом 113 Правил №644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению №4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению №4(1); значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению №5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 этих Правил.
Действительно, установленные постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ допустимые показатели состава сточных вод ниже, чем показатели, установленные в Приложении №5 к Правилам №644.
Вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует о несоответствии оспариваемого постановления Правилам №644, поскольку названными Правилами определены максимально допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, минимальные значения таких показателей не определены, следовательно, установление показателей в пределах, не превышающих установленные Правилами №644, является допустимым.
Суд также не может согласиться с доводом административного истца о нарушении его прав перекладыванием ответственности за изначально поставляемую некачественную воду АО «Водоканал-Чита», поскольку вопрос поставки воды надлежащего качества подлежит урегулированию между поставщиком (АО «Водоканал-Чита») и абонентом (ПАО «ТГК-14») в рамках договорных отношений по отпуску питьевой воды и приема сточных вод.
Ссылка административного истца на то, что при расчете нормативов не был учтен показатель эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организации, осуществляющей водоотведение, не нашла подтверждение при рассмотрении дела, поскольку расчетами, представленными АО «Водоканал-Чита», подтверждается, что показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организации, осуществляющей водоотведение, определенные по формуле, содержащейся в п. 177 Правил №, при расчете нормативов состава сточных вод были учтены.
Постановление Управления регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов состава сточных для объектов, сбрасывающих сточные воды в технологические зоны водоотведения» опубликовано на официальном портале правовой информации городского округа «Город Чита» http://www.msuchita.ru, ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует требованиям Положения, утвержденного постановлением администрации городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ№.
При таких данных суд приходит к выводу о том, что Постановление Управления регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов состава сточных для объектов, сбрасывающих сточные воды в технологические зоны водоотведения» принято правомочным органом в пределах предоставленных полномочий, его принятие направлено на исполнение пункта 9.1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года №728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Оспариваемое постановление соответствует положениям пункта 113 Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644.
Доводы административного истца об обратном являются ошибочными, основанными на неверном толковании положений действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения постановления Управления регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов состава сточных для объектов, сбрасывающих сточные воды в технологические зоны водоотведения» приняты административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленной процедуры, в соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем не находит правовых оснований для признания их недействующими.
В связи с изложенным суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Мотивированное решение изготовлено 30.04.2021
Судья Ю.В. Еремеева