ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-170/19 от 15.02.2019 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)

решение в окончательной форме изготовлено 15 февраля 2019 года

дело № 2а-170/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Е.В. Николаевой,

при секретаре Мерцаловой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Санкт-Петербургскому ГУП «ГУИОН» о признании незаконными действий,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к СПб ГУП «ГУИОН» о признании незаконным действия ответчика по государственному техническому учету изменений квартиры №228 в доме № 19 по Английскому проспекту в Санкт-Петербурге, в результате которых указанная квартира прекратила существование в качестве самостоятельного объекта недвижимости и сформирован новый объект недвижимости – жилое помещение № 227-228, обязании привести ведения о государственном техническом учете квартиры № 228 в доме № 19 по Английскому проспекту в Санкт-Петербурге в первоначальное состояние, в соответствии с которым указанная квартира является самостоятельным объектом недвижимости, обязании передать в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» сведения об указанной квартире.

Свои требования мотивировала тем, что на основании договора от 30.11.1995, заключенного между Администрацией Адмиралтейского района Санкт-Петербурга и ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, спорная квартира передана в общедолевую собственность по ? доли каждому. На основании договора от 28.12.1995 указанная квартира приобретена в собственность ФИО1 в начале 2018 года ФИО1 обратилась в Управление Росреестра с заявление о регистрации ранее возникшего права на квартиру. Уведомлением от 29.03.2018 Управление Росреестра уведомило о приостановлении совершения регистрационных действий по причине наличия противоречий между сведениями об объекте недвижимости, в представленных заявителем документах, и сведениями в ЕГРН о квартире. Из указанного уведомления следует, что в Росреестре содержатся сведения о том, что квартира не является самостоятельным объектом недвижимости, а входит в состав квартиры коридорного типа № 227-228 в доме 19 по Английскому пр. в Санкт-Петербурге.

Представитель административного истца в заседание суда явился, просил удовлетворить заявленные требования.

Представитель административного ответчика в заседании просила отказать в иске по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представители заинтересованных лиц Росреестра по Санкт-Петербургу, ПИБ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга СПб ГУП «ГУИОН» в заседание суда не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом, причин своей неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела в адрес суда не направили.

Учитывая, что реализация участниками административного судопроизводства своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других участников процесса на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, закреплённое ст. 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст. 6 Европейской конвенции "О защите прав человека и основных свобод", суд на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая мнение представителя административного истца, суд признаёт возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, по представленным в дело доказательствам.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом на основании договора от 30.11.1995, заключенного между Администрацией Адмиралтейского района Санкт-Петербурга и ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, квартира №228 в доме № 19 по Английскому проспекту в Санкт-Петербурге передана в общедолевую собственность по ? доли каждом.

На основании договора от 28.12.1995, заключенного между ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО1, административный истец является собственником квартиры №228 в доме № 19 по Английскому проспекту в Санкт-Петербурге.

ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанную квартиру, представив в подтверждение возникновения у него права на спорный объект недвижимости договор от 28.12.1995.

29.03.2018 ФИО1 была уведомлена о приостановлении государственной регистрации на срок до 29.06.2018 в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, поскольку квартира №228 в доме № 19 по Английскому проспекту в Санкт-Петербурге не является самостоятельным объектом недвижимости, а входит в состав квартиры № 227, 228, 229 коридорного типа.

ФИО1 было отказано в государственной регистрации перехода права собственности на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав.

В соответствии с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Статьей 2 этого же Закона определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Из материалов дела следует, что, согласно представленным документам, находящийся в пользовании административного истца на основании договора от 28.12.1995 объект недвижимости не представляет собой самостоятельный объект недвижимости.

Так, согласно письма СПб ГУП «ГУИОН» от 13.07.2018 № 8657-исх., по состоянию на 2006 год, из квартир 227, 228, 229 ГУП ГУИОН сформирована квартира коридорного типа с присвоением номера № 227-229, в состав указанной квартиры вошли квартиры №№ 227, 228, 229.

СПб ГУП «ГУИОН» квартира № 228 была сформирована как единая квартиру коридорного типа общей площадью 104,1 кв.м, жилой – 54,6 кв.м, поскольку квартиры, в том числе, № 227, 228, 229 не имели самостоятельных, принятых в установленном порядке, сантехнических помещений (туалета).

Как пояснил ГУП «ГУИОН», объединение ранее учтенных жилых помещений №№ 227, 228, 229 произошло в связи с необходимостью приведения данных учёта жилого помещения на территории Санкт-Петербурга в соответствие с требованиями жилищного законодательства, действующего с 1 марта 2005 года (статья 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в связи с необходимостью приведения данных учета жилого помещения на территории Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями жилищного законодательства, при проведении технической инвентаризации в 2006 году филиалом была сформирована квартира коридорного типа с присвоением номера № 228 общей площадью 104,1 кв.м, в состав которой вошли ранее учтенные жилые помещения № 227, 228, 229, а также места общего пользования - туалет, и коридор, через который осуществлялся доступ на лестничную клетку из всех указанных помещений. Формирование объекта – квартиры коридорного типа с присвоением № 228 по спорному адресу было оформлено путём отражения новых сведений об объекте в учётных документах на здание – поэтажных планах и экспликации помещений к ним.

Так, в силу частей 2 и 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии с положениями статей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В силу части 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установил для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.

Доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости, достаточности и достоверности, и свидетельствующих о том, что административный истец произвёл действия, направленные на согласование с компетентным органом проведённых им самовольно работ по переустройству (перепланировки) предоставленного ему объекта недвижимости, в ходе слушания дела административным истцом не представлено.

Таким образом, при рассмотрении данного спора установлено, что уменьшенная площадь коридора и кухни, за счёт которых увеличена площадь кухни и оборудован совмещённый санузел, по настоящее время входят в состав квартиры №228, в связи с чем объект недвижимости, находящийся в пользовании административного истца, не свидетельствует о предназначении этого помещения для использования как самостоятельного объекта недвижимости.

В связи с изложенным, является обоснованным довод стороны административного ответчика, что квартиры №227, 228 и 229 прекратили свое существование, как самостоятельные объекты, соответственно, исходя из имеющихся в распоряжении Управления Росреестра сведений, права на квартиру №228, зарегистрированные за Санкт-Петербургом, подлежат прекращению в ЕГРП на основании заявлений правообладателей с одновременной регистрацией общей долевой собственности на квартиру коридорного типа № 227-228.

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 28 названного Федерального закона права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах 4, 6, 7, 9 - 14 пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 13 названного Федерального закона после приема документов, представленных для государственной регистрации прав, проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с этим Федеральным законом.

В силу абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

По смыслу приведенных правовых норм, при отсутствии в материалах дела сведений о соблюдении административным истцом требований законодательства по согласованию с компетентным органом произведенной перепланировки, приятие действия административного ответчика по государственному техническому учету изменений квартиры №228 в доме № 19 по Английскому проспекту в Санкт-Петербурге, в результате которых указанная квартира прекратила существование в качестве самостоятельного объекта недвижимости и сформирован новый объект недвижимости – жилое помещение № 227-228, являются законными.

При таких обстоятельствах в удовлетворении административного иска ФИО1 по вышеизложенным основаниям следует отказать.

на основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Санкт – Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт – Петербурга.

Судья –