Дело № 2а-170/2020
УИД: 44RS0024-01-2020-347-48
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Кологрив 04 декабря 2020 года
Кологривский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Власова О.В.,
при секретаре Скворцовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ивановой Л.А. к административному ответчику Территориальной избирательной комиссии Кологривского района Костромской области с требованием отменить постановление избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области от 20 ноября 2020 года № 30 «О регистрации кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области Кириллов А.Р.»,
у с т а н о в и л :
Административный истец Иванова Л.А. обратилась в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Кологривского района Костромской области с требованием отменить постановление избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области от 20 ноября 2020 года № 30 «О регистрации кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области Кириллов А.Р..
В обоснование указала, что решением Совета депутатов Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области от 22.10.2020 № 22 «О назначении досрочных выборов главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области» на 20 декабря 2020 года назначены досрочные выборы главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области.
Постановлением избирательной комиссии Костромской области от 04.04.2016 № 2036 «О возложении полномочий избирательных комиссий городского и сельских поселений в Кологривском муниципальном районе на территориальную избирательную комиссию Кологривского района Костромской области, действующую на постоянной основе» полномочия Избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области возложены на территориальную избирательную комиссию Кологривского района Костромской области (далее - Комиссия).
Постановлением избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области от 20 ноября 2020 года № 30 «О регистрации кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области Кириллов А.Р.» Кириллов А.Р. зарегистрирован кандидатом на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области.
Постановлением избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области от 25 ноября 2020 года № 33 «О регистрации кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области, Ивановой Л.А.» на этих же выборах зарегистрирована Иванова Л.A.
В соответствии с частью 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), частью 6 статьи 143 Избирательного кодекса Костромской области решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, иным законом.
Административный истец полагает, что решение о регистрации кандидата Кириллова А.Р. было принято с нарушением пункта 24 статьи 38 Федерального закона.
11.11.2020 кандидат Кириллов А.Р. подал в Комиссию документы для выдвижения. В качестве решения политической партии о выдвижении кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области кандидатом Кирилловым А.Р. представлено решение Политсовета № политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными», оформленное с нарушениемположения пункта 23.10 Устава (решение Политсовета не было подписано секретарем).
Комиссией 13 ноября 2020 кандидату Кириллову А.Р. направлено извещение о выявленных недостатках в его документах, представленных кандидатом на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области. Согласно направленному извещению, Комиссией сделан вывод об отсутствии документа - решения о выдвижении.
Вместе с тем, 16.11.2020 кандидат Кириллов А.Р. в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона представил в Комиссию другое решение Политсовета № политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» для замены ранее представленного 11.11.2020.
Однако, пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона представляет кандидату право заменить документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Согласно статье 2 Федерального закона установлены применяемые термины и понятия, а именно термин закон - федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации (пункт 17).
В данном случае, правом заменить ранее представленное решение политической партии о выдвижении кандидат не обладал.
Таким образом, кандидат Кириллов А.Р. решение политической партии о выдвижении соответствующее требованиям Устава политической партии не представил, что в соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона является основанием для отказа.
На основании вышеизложенного и ссылаясь на пп. «в» п. 24 ст. 38, ч. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 4 ч. 2 ст. 81, ч. 6 ст. 143 Избирательного Кодекса Костромской области,ст. ст. 239, 240, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец Иванова Л.А. обратилась в суд с данным административным иском.
Административный истец Иванова Л.А. о дате, времени и месте судебного заседания извещена, просила суд рассмотреть дело в её отсутствие, в связи со сложной эпидемиологической обстановкой на территории Костромской области.
Представитель административного ответчика - председатель Территориальной избирательной комиссии Кологривского района Костромской области Смирнова Т.Ю. в судебном заседании пояснила, что исковые требования признает в полном объеме. В письменном отзыве на административный иск указала, что в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Кандидатом Кирилловым А.Р. 16 ноября 2020 года представлено Решение Политсовета № от ДД.ММ.ГГГГ о его выдвижении, подписанное председательствующим на заседании Политсовета и секретарем заседания Политсовета.
Право Комиссии отказать кандидату в приеме документа, необходимого для выдвижения и регистрации кандидата, действующим избирательным законодательством не предусмотрено.
Поскольку не позднее, чем за один день до дня заседания Комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, Комиссия Решением Политсовета № от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным в соответствии с требованиями Устава, располагала, Комиссией принято решение о регистрации кандидата.
Вопрос об удовлетворении административных исковых требований об отмене постановления избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области от 20 ноября 2020 года № 30 «О регистрации кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области Кириллова А.Р.» Комиссия оставляет на усмотрение суда.
Определением суда в принятии признания административного иска представителю административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Кологривского района Костромской области Смирновой Т.Ю. было отказано.
Представитель избирательной комиссии Костромской области по доверенности Лопатина Н.В. в судебном заседании пояснила, что избирательная комиссия Костромской области предъявленные административные исковые требования считает обоснованными по основаниям, изложенным в письменных пояснениях. В письменных пояснениях представителя указала, что согласно части 15 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области кандидатом, выдвинутым избирательным объединением на должность главы муниципального образования, представляется в избирательную комиссию муниципального образования в числе других документов решение о его выдвижении избирательным объединением.11 ноября 2020 года Кирилловым А.Р. в избирательную комиссию представлен в числе других документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидата, документ, поименованный как «РЕШЕНИЕ Политсовета № политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» (далее - Партия), подписанный Президентом Политической партии Кирилловым А.Р.Согласно пункту 23.10 Устава Партии протоколы заседаний, выписки из протоколов, решения Политсовета подписываютсяпредседательствующим и секретарем.Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны в своей деятельности наряду с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации соблюдать устав политической партии, на основании которого и в соответствии с которым политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны осуществлять свою деятельность (подпункт "а" пункта 1 статьи 27, пункт 1 статьи 21 Федерального закона № 95-ФЗ «О политических партиях»).В представленном Кирилловым А.Р. решении отсутствует обязательный реквизит (подпись секретаря). Соответственно пункт 23.10 Устава Партии соблюден не был.В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» документматериальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.Согласно пункту 3.14 ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Управление документами. Часть 1. Понятия и принципы» документы (records) - это документированная информация, созданная, полученная и сохраняемая организацией или частным лицом в качестве доказательства и актива для подтверждения правовых обязательств или деловой транзакции.Исходя из изложенного представленное решение о выдвижении Партией кандидата Кириллова А.Р. документом не является, посколькуникаких прав и обязательств не порождает, а это означает, что в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) заменить такой документ нельзя.Таким образом, Комиссия не вправе была рассматривать представленное Кирилловым А.Р. 16 ноября 2020 года решение о выдвижении Партии. У Комиссии имелись основания принять решение об отказе в регистрации кандидата.Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона выдвижение кандидата - самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность.Вопросы выдвижения списков кандидата политическими партиями регламентированы статьей 35 Федерального закона, пунктом 2 которой определено, что выдвижение осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».Процедура выдвижения включает в себя:
проведение съезда (конференции) политической партии или ее структурного подразделения;
представление предусмотренных законом документов для выдвижения в избирательную комиссию.
Таким образом, Партии для выдвижения Кириллова А.Р. необходимо было заново провести заседание Политсовета и представить в избирательную комиссию полный пакет документов, необходимый для выдвижения и регистрации в соответствии со статьями 71, 73, 80 Избирательного кодекса Костромской области.
Председателем избирательной комиссии Костромской области в письменном отзыве на административный иск указано, что, согласно п. 16 ст. 38 Федерального закона регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, на выборах должностного лица местного самоуправления осуществляется на основании решения о выдвижении кандидата, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением.
В соответствии с ч.15 ст.73 Избирательного кодекса Костромской области кандидатом, выдвинутым избирательным объединением на должность главы муниципального образования, представляется в избирательную комиссию муниципального образования в числе других документов решение о его выдвижении избирательным объединением.
11 ноября 2020 года Кирилловым А.Р. в Комиссию представлен в числе других документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидата, документ, поименованный как «РЕШЕНИЕ Политсовета №», подписанный Президентом Политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» (далее - Партия) Кирилловым А.Р.
В соответствии с пунктом 23.10 Устава Партии протоколы заседаний, выписки из протоколов, решения Политсовета подписываются председательствующим и секретарем.
Председательствует на заседаниях Политсовета президент Партии (п. 23.6 Устава Партии).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» документ - это материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.
В представленном Кирилловым А.Р. документе реквизит «подпись председательствующего на заседании Политсовета» оформлен неверно - в виде подписи Президента Партии, а обязательный реквизит - «подпись секретаря заседания Политсовета» отсутствует.
При таких обстоятельствах представленный документ решением о выдвижении Кириллова А.Р. не является.
Кроме того, документ имеет исправления, внесенные «от руки» и заверенные только Кирилловым А.Р. без указания его правого статуса (не определено в качестве кого он заверял исправления: кандидата, Президента Партии или иного лица).
Комиссия в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона известила Кириллова А.Р. о выявленных недостатках в представленных документах, а именно: об отсутствии решения о выдвижении кандидата (постановление Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№).
Нормами пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона кандидату предоставлено право в целях устранения выявленных недостатков в представленных для регистрации документах не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации, осуществить исключительно следующие действия:
внести уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению;
заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона;
представить копию какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона, в случае ее отсутствия.
Таким образом, законодателем определен закрытый перечень правомочий кандидата по устранению недостатков в представленных документах.
В данном случае документ (решение о выдвижении кандидата) 11 ноября 2020 года не был представлен, следовательно, не мог быть заменен.
16 ноября 2020 года кандидатом Кирилловым А.Р. в нарушение п. 1.1 ст. 38 Федерального закона представлено в Комиссию Решение Политсовета № от ДД.ММ.ГГГГ о выдвижении кандидата Политической партией, подписанное председательствующим на заседании Политсовета Кирилловым А.Р. и секретарем заседания Политсовета Бережной А.А.
Исходя из изложенного, представление 16 ноября 2020 года Решения Политсовета № от ДД.ММ.ГГГГ к юридически значимым обстоятельствам в силу приведенных норм права не может быть отнесено.
Поскольку решение о выдвижении кандидата в числе других документов, необходимых для регистрации кандидата 11 ноября 2020 года, представлено не было, постольку у Комиссии имелись основания для отказа в регистрации кандидата на основании подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона, пункта 4 части 2 статьи 81 Избирательного кодекса Костромской области ввиду отсутствия среди документов представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, Избирательным кодексом Костромской области, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования об отмене постановления Комиссии от 20 ноября 2020 года № 30 «О регистрации кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области Кириллова А.Р.» считаем подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного Избирательная комиссия Костромской области просила административные исковые требования административного истца об отмене постановления избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области от 20 ноября 2020 года № 30 «О регистрации кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области Кириллова А.Р.» удовлетворить.
Заинтересованное лицо Кириллов А.Р. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен лично, просил суд заседание по делу провести в его отсутствие. В отзыве на административный иск указал, что с ним не согласен. В обоснование указал, что Иванова Л.А. пытается ввести суд в заблуждение, заведомо ложно утверждая, что кандидат на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области Кириллов А.Р. не представил Решение Политической партии о выдвижении, соответствующие требованию Устава Политической партии, в то время как, действуя в соответствии со ст. 38 п. 1.1 Федерального закона № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Кандидат Кириллов А.Р. 16 ноября 2020 года представил данное решение политической партии о выдвижении кандидата Кириллова А.Р. на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области, соответствующее требованиям Устава политической партии, о чем имеется подтверждение о приеме документов, представленных для регистрации кандидатом Кирилловым А.Р. Таким образом, в день заседания Избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области от кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области Кириллова А.Р. имелся полный комплект документов, соответствующий требованиям Устава Политической партии, необходимый для регистрации кандидата. При этом, для регистрации кандидата никакого значения не имеет имел ли право кандидат заменить ранее представленное Решение о выдвижении кандидата или не имел, поскольку все необходимые документы согласно закону 67-ФЗ были представлены.
В связи с вышеперечисленным, Избирательная комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области приняла законное и обоснованное решение о регистрации кандидата Кириллова А.Р. Ссылка истца на подпункт В пункта 24 ст. 38 67 -ФЗ об отсутствии Решения политической партии о выдвижении соответствующего требованиям Устава политической партии является заведомой ложью истца, поскольку в Избирательную комиссию были представлены не только оригинал, но и копия оригинала данного решения, и весь необходимый комплект документов для регистрации кандидата Кириллова А.Р. был представлен своевременно.
Закон 67-ФЗ требует, чтобы документы были оформлены в соответствии с требованиями данного закона, следовательно, если документы оформлены с нарушением данного требования, этот документ является оформленным с нарушением закона, значит и в вопросе о том, что документ не оформлен с нарушением требований закона, истец пытается ввести суд в заблуждение.
В связи с изложенным, заинтересованное лицо Кириллов А.Р. просил суд отказать административному истцу в удовлетворении требований об отмене
постановления Избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Костромской области от 20 ноября 2020 года № 30 «О регистрации кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области Кириллова А.Р.».
Заместитель прокурора Кологривского района Немов А.Н. в заключении указал, что требование административного иска не подлежит удовлетворению, поскольку решение избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области от 20 ноября 2020 года № 30 соответствует требованиям избирательного законодательства.
Обсудив доводы административного иска, изучив материалы дела, выслушав участников судебного заседания, заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно статье 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с частями 1-3 ст. 1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Пунктом 11 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (Далее - Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ) определено, что гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме - установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Как разъяснено в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при рассмотрении дел данной категории необходимо руководствоваться, в том числе и конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; иными нормативными правовыми актами о выборах и референдумах, принимаемыми в Российской Федерации, из чего следует сделать вывод о том, что к законодательству, регулирующему проведение выборов и референдумов, относятся не только перечисленные административным истцом законы.
Согласно п. 1 ст. 80 Избирательного кодекса Костромской области от 19.10.2018 N 451-6-ЗКО (Далее - Избирательного кодек5са Костромской области), регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 8, 10-12 статьи 71 настоящего Кодекса, и иных документов, представленных в соответствии со статьями 71, 73 настоящего Кодекса в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие частей 2-6 статьи 76 настоящего Кодекса или части 3 статьи 75 настоящего Кодекса, а в случае, предусмотренном частью 4 статьи 75 настоящего Кодекса, - на основании представленного уведомления гражданина о выдвижении кандидатом.
Как установлено пп.6 ст. п. 2 ст. 80 Избирательного кодекса Костромской области, для регистрации кандидата кандидат не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в избирательную комиссию заявление о регистрации кандидатом, а также: решение политической партии, указанной в части 1 настоящей статьи, о выдвижении кандидата.
Согласно п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов
Как указано в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2019 N 53-АПА19-38, приведенного правового положения следует, что в случае выявления недостатков избирательной комиссией в извещении указываются, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо его устранить.
Согласно пп.2 пункта 4.12.1. Постановления ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1486-6 (ред. от 18.05.2016) "О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления", в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ кандидат, избирательное объединение в случае самостоятельного выявления отсутствия в представленных ими документахсведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, несоблюдения требований закона к оформлению таких документов и (или) отсутствия копий документов, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, не позднее, чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов вправе исправлять недостатки в оформлении документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, иным законом для уведомления избирательной комиссии о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, вплоть до замены документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона.
В соответствии с пп. «в» п. 24 ст. 38 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ, основаниями отказа в регистрации кандидата является: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Согласно Решения Совета депутатов Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ№, на 20 декабря 2020 года назначены досрочные выборы главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области.
16 декабря 2015 года постановлением Избирательной комиссии Костромской области № 1887 постановлено: сформировать территориальную избирательную комиссию Кологривского района Костромской области.
04 апреля 2016 года постановлением Избирательной комиссии Костромской области № 2036 постановлено: возложить полномочия избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области на территориальную избирательную комиссию Кологривского района Костромской области.
В соответствии с Постановлением избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области от 25 ноября 2020 года № 33 Иванова Л.А. зарегистрирована кандидатом кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области.
Как следует из материалов дела, Кириллов А.Р., в соответствии с п. 16 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, для регистрации кандидата на должность главы Ужугского Сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области, 11 ноября 2020 года представил в избирательную комиссию Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области документы, установленные законодательством РФ, в том числе Решение политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» о выдвижении кандидата на должность главы Ужугского Сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области, подписанное президентом партии Кирилловым А.Р., но не без подписи секретаря.
Согласно п. 16 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, на выборах должностного лица местного самоуправления регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов региональным или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии п. 4 ст. 73 Избирательного кодекса Костромской области, решение о выдвижении кандидата на должность главы муниципального образования заверяется подписью лица, уполномоченного на то уставом политической партии, иного общественного объединения или решением уполномоченного органа политической партии, иного общественного объединения.
В соответствии с п. 23.10 Устава политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными», протоколы заседаний, выписки из протоколов решения Политсовета подписываются председательствующим и секретарем.
13 ноября 2020 года Избирательной комиссией Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области вынесено постановление № о направлении кандидату Кириллову А.Р. извещения об отсутствии документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Согласно извещения и перечня недостатков, приложенных к постановлению Комиссии от 13 ноября 2020 года №, в документах, представленных кандидатом, в соответствии с п. 16 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, п. 4 ст. 73, п. 2 ст. 80 Избирательного кодекса Костромской области, решение политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» о выдвижении кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области, оформленное в соответствии с требованиями Устава, отсутствует.
16 ноября 2020 года Кириллов А.Р. представил в Комиссию решение политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» о выдвижении кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области, оформленное в соответствии с требованиями Устава, а именно, подписанное председательствующим на заседании политсовета и секретарем заседания Политсовета и копию данного решения.
Представленное 16 ноября 2020 года Кирилловым А.Р. решение политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» о выдвижении кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области, содержит сведения о дате, месте проведения Политсовета, о количестве присутствующих на Политсовете, о наличии кворума, о выдвижении Кириллова А.Р. тайным голосованием кандидатом на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области. Представленный документ имеет все необходимые реквизиты, в том числе подпись председательствующего на заседании Политсовета (он же - президент партии) Кириллова А.Р., секретаря заседания Политсовета Б., а также оттиск печати, позволяющие идентифицировать данный документ.
В соответствии с п. 22.3.25 Президент партии подписывает заверенные решения Политсовета документы о членстве и статусе в партии кандидата на выборные должности в органах местного самоуправления.
На заседаниях Политсовета председательствует Президент Партии (п. 23.6 Устава Партии).
Решения Политсовета Партии подписываются председательствующим и секретарем (п.23.10 Устава Партии).
Таким образом, указанное решение, представленное 11 ноября 2020 года, было оформлено с нарушением требований закона, а именно Устава партии, п. 4 ст. 73 Избирательного кодекса Костромской области, Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, которым установлено, что указанные документы должны быть представлены оформленными в соответствии с требованиями закона.
Содержание решений, представленных Кирилловым А.Р. в Комиссию 11 ноября 2020 и 16 ноября 2020 аналогично, за исключением вышеуказанных недостатков. Так же следует отметить, что и в первый и во второй раз решение было подписано фактически одним и тем же человеком Кирилловым А.Р., но в первый раз его должность была указана неверно (не в соответствии с законом) - Президент, вместо председательствующего на Политсовете.
16 ноября 2020 года Кириллов А.Р. В соответствии с п.1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, представил в Комиссию решение Политсовета № от ДД.ММ.ГГГГ о выдвижении кандидата, оформленное в соответствии с требованиями законодательства, подписанное председательствующим на заседании Политсовета Кирилловым А.Р. и секретарем заседания Политсовета Б., заверенные печатью партии.
Достоверность данных сведений сторонами не оспорена.
Согласно информации Центральной избирательной комиссии РФ о посещении заседания Политического совета Политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» по вопросам выдвижения кандидатов на досрочных выборов глав муниципальных образований Кологривского муниципального района Костромской области ДД.ММ.ГГГГ в 12.15 часов по адресу: <адрес> было проведено заседание Политического совета Политической партии данной партии по вопросам выдвижения кандидатов на досрочных выборах глав муниципальных образований Кологривского муниципального района Костромской области, назначенных на 20 декабря 2020г. По итогам было установлено, мероприятие состоялось, кворум имелся, голосование по вопросам выдвижения кандидатов на досрочных выборах глав муниципальных образований Кологривского муниципального района Костромской области, назначенных на 20 декабря 2020года, было тайным.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц президентом и лицом, имеющим без доверенности действовать от имени Политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» является Кириллов А.Р.
Согласно копии протокола заседания Политсовета № от ДД.ММ.ГГГГ Политической партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными» на заседании присутствовали: Кириллов А.Р, Б.А., А., Б. Председательствующим на заседании политсовета избран Кириллов А.Р, секретарем заседания Б.
На основании вышеизложенного, судом не принимается как обоснованный довод Избирательной Комиссии Костромской области о том, что в данном случае документ (решение о выдвижении кандидата) 11 ноября 2020 года не был представлен, следовательно, не мог быть заменен, как основанный на неверном и формальном толковании закона, так же не подтверждающийся материалами дела, поскольку в перечне недостатков, выявленных при проверке документов, предоставленных кандидатом Кирилловым А.Р. в графе выявленные недостатки указано: «решение политической партии о выдвижении кандидата…, оформленное в соответствии с требованиями Устава, отсутствует» (не написано что данное решение отсутствует, поскольку оно фактически было представлено, но оформленное с нарушениями требований Устава), а так же в связи с тем, что указанная позиция может привести к нарушению конституционного права гражданина избирать и быть избранным. На том же основании не принимается и довод об исправлениях от руки, имеющихся в первоначально представленном решении о выдвижении кандидата, поскольку в повторно представленном исправленном решении указанных нарушений не имеется. Законом не установлены обязательные требования к вопросам делопроизводства в политической партии, с которым избирательное законодательство связывает возможность ограничения реализации пассивного избирательного права.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Кирилловым А.Р. 11 ноября 2020 года было представлено решение Политсовета от ДД.ММ.ГГГГ№, оформленное с нарушением требований закона, в связи с чем он на основании п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ 16 ноября 2020 года заменил указанное решение, оформленным в соответствии с требованиями закона.
Поскольку в день заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, Комиссия располагала Решением Политсовета от 04 ноября.2020 №, ею принято решение о регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичные нормы содержатся в статье 81 Избирательного кодекса Костромской области.
С учетом изложенного, довод административного истца Ивановой Л.А. о том, что кандидат Кириллов А.Р. в данном случае, правом заменить ранее представленное решение политической партии о выдвижении не обладал, поскольку п. 1.1 ст. 38 Федерального закона представляет кандидату право заменить документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона, а именно федерального конституционного закона, федерального закона, закона субъекта Российской Федерации и данное обстоятельство является основанием для отмены постановления избирательной комиссии о регистрации кандидата, не принимается судом как обоснованный, поскольку основан на неправильном толковании закона административном истцом.
Таким образом доводы административного истца о несоблюдении процедуры замены документа, оформленного с нарушением требований закона, подлежат отклонению, поскольку названное обстоятельство не является основанием для отказа в регистрации кандидата по мотиву отсутствия надлежащим образом оформленных документов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования закона при предоставлении документов для регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования Кирилловым А.Р. были выполнены.
Предусмотренные подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основания для отказа в регистрации Кириллову А.Р. у Комиссии отсутствовали.
Постановление избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области от 20 ноября 2020 года № 30 «О регистрации кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области Кириллова А.Р.», вынесенное Комиссией в пределах своих полномочий, без нарушения требований законодательства РФ, регулирующего проведение выборов, следует считать законным и обоснованным.
Административному истцу Ивановой Л.А. в удовлетворении иска к административному ответчику Территориальной избирательной комиссии Кологривского района Костромской области с требованием отменить постановление избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области от 20 ноября 2020 года № 30 «О регистрации кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области Кириллова А.Р.», следует отказать.
Руководствуясь ч. 2 ст. 244 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административному истцу Ивановой Л.А. в удовлетворении иска к административному ответчику Территориальной избирательной комиссии <адрес> с требованием отменить постановление избирательной комиссии Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регистрации кандидата на должность главы Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области Кириллова А.Р.», ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Кологривский районный суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий ФИО
<данные изъяты>
<данные изъяты>