Дело № 2а-170/2017 Решение в окончательной форме составлено 21 ноября 2017 года
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Селижарово 16 ноября 2017 года
Селижаровский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Величко Е.В.,
при секретаре Довлатовой М.Н.,
с участием заместителя прокурора Селижаровского района Тверской области Скворцова М.Н.,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Городское поселение - поселок Селижарово» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-170/2017 по административному исковому заявлению прокурора Селижаровского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации МО «Городское поселение - поселок Селижарово» о признании бездействия администрации МО «Городское поселение - поселок Селижарово», выразившееся в непринятии административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по вопросам организации похоронного дела и оказании ритуальных услуг, незаконным, обязании разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги по вопросам организации похоронного дела и оказании ритуальных услуг, включении информации о нем в соответствующий реестр муниципальных услуг,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Селижаровского Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации МО «Городское поселение - поселок Селижарово» о признании бездействия администрации МО «Городское поселение - поселок Селижарово», выразившееся в непринятии административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по вопросам организации похоронного дела и оказании ритуальных услуг, незаконным, обязании разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги по вопросам организации похоронного дела и оказании ритуальных услуг, включении информации о нем в соответствующий реестр муниципальных услуг. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, а также законодательства о санитарном благополучии населения на территории п. Селижарово. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что администрацией городского поселения - поселок Селижарово не разработан и не принят административный регламент, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги, в частности, порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур), то есть нормативный правовой акт, регулирующий порядок оказания ритуальных услуг (орган или специализированное предприятие, оказывающее услуги, порядок и сроки оформления, выдачи документов, сроки порядок предоставления услуг по предоставлению гроба, перевозки умершего, погребению). Отсутствие такого регламента нарушает права неопределенного круга лиц в области предоставления ритуальных услуг. Бездействие администрации городского поселения поселок Селижарово выражено в не разработке и не принятии административного регламента в течение двух лет со дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ). Обращение в суд обусловлено защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как круг лиц, которые могут проживать в поселении, согласно конституционному праву граждан России на свободу передвижения и выбора места жительства, определить невозможно. На основании ст. 2, 12- 14, 29 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), ст. 2, 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее Закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ) прокурор просит удовлетворить заявленные административные исковые требования.
В судебном заседании заместитель прокурора Селижаровского района Тверской области Скворцов М.Н. административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика глава администрации Муниципального образования «Городское поселение - поселок Селижарово» ФИО1 исковые требования не признал, представил возражения, согласно которым требования прокурора не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 10 Конституции Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. Принцип самостоятельности органов местного самоуправления установлен ст. 12 Конституции Российской Федерации. В соответствии с ч. 1, 2 ст. 7 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам местного значения и по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ. Из названных норм следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. При предъявлении настоящего иска прокурором района не учтено, что согласно ст. 13 Закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу. В соответствии с п. 2 ст. 9, ст. 25 Закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. По смыслу ч. 3 ст. 1 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ разработка административных регламентов при предоставлении услуг не органом местного самоуправления, а иной организацией, является обязательной только в случае, когда муниципальная услуга включена в соответствующий перечень. Ритуальные услуги не содержатся ни в Перечне услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 № 729-р, ни в дополнительном перечне услуг, оказываемых в Тверской области государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств областного бюджета Тверской области, или муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств бюджетов муниципальных образований Тверской области, подлежащих предоставлению в электронной форме и включению в реестры государственных или муниципальных услуг, утвержденном постановлением Правительства Тверской области от 29.10.2013 № 533-пп. Таким образом, обязанность по разработке административного регламента по оказанию вышеуказанных ритуальных услуг действующим законодательством не предусмотрена. Как следует из положений п. 2 ст. 9, ст. 25 Закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления по организации ритуальных услуг заключаются только в создании ими специализированных служб по вопросам похоронного дела. Данная деятельность не может относиться к муниципальной услуге, исходя из определения, данного в п. 2 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ (л.д. 12-14).
В ходе судебного разбирательства по делу заместитель прокурора Селижаровского района Тверской области Скворцов М.Н. предоставил ходатайство прокурора о прекращении административных исковых требований в части обязания административного ответчика разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги по вопросам организации похоронного дела и оказании ритуальных услуг, включении информации о нем в соответствующий реестр муниципальных услуг. В указанной части административные исковые требования прекращены, о чём судом вынесено соответствующее определение. Требование о признании бездействия администрации МО «Городское поселение - поселок Селижарово», выразившееся в непринятии административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по вопросам организации похоронного дела и оказании ритуальных услуг, незаконным, заместитель прокурора Скворцов М.Н. поддержал по изложенным в заявлении основаниям, и просил удовлетворить.
Заслушав заместителя прокурора Селижаровского района Тверской области Скворцова М.Н., представителя административного ответчика - главу МО «Городское поселение - поселок Селижарово» ФИО1, исследовав представленные письменные доказательства, суд считает административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ в соответствии с Конституцией Российской Федерации установлены общие правовые принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления. В соответствии с положениями данного Закона по вопросам осуществления полномочий органов местного самоуправления могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными и (или) законами субъектов РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу положений ст. 2 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ и уставами муниципальных образований (п.2); административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п.4).
В соответствии со ст. 12 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. В названной норме также установлены требования к структуре административных регламентов.
Полномочие органов местного самоуправления устанавливать порядок разработки и утверждения административных регламентов закреплено в ч.15 ст.13 Закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ.
Согласно п. 22 ч.1 ст.14 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения, в числе других, относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с требованиями данного Закона организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского поселения - поселок Селижарово, что следует из с п. 24 ст. 8 Устава муниципального образования «Городское поселение - поселок Селижарово» Селижаровского района Тверской области, принятого решением Совета депутатов данного муниципального образования от 21.04.2006 № 25 ГРН ru 695291012006001. Согласно п. 21 ст. 32 Устава администрация «Городского поселения - поселок Селижарово» в пределах своих полномочий организует ритуальные услуги и содержание мест захоронения (л.д. 23, 46).
Согласно вышеуказанным нормам действующего законодательства организация ритуальных услуг в п. Селижарово Тверской области осуществляется администрацией МО «Городское поселение - поселок Селижарово», а в силу требований ч. 1 ст. 13 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗразработку и утверждение административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу. К данным уполномоченным органам относятся: федеральные органы исполнительной власти; органы государственных внебюджетных фондов; исполнительные органы государственной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления.
Частью 15 данной нормы конкретизировано, что местной администрацией устанавливается сам порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, но этим самым не ограничены полномочия по разработке и утверждению административных регламентов в отношении предоставляемых услуг.
Согласно ст. 2 Закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 25 Закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1 пояснил, что в настоящее время в п. Селижарово какая-либо специализированная организация, созданная администрацией МО «Городское поселение - поселок Селижарово», которая занималась бы вопросами похоронного дела, отсутствует. Продажей венков и оказанием услуг по копке могил занимаются два индивидуальных предпринимателя. Администрация поселения планирует на будущий год объявить конкурс по организации, которая будет заниматься похоронным делом. Разработать регламент должна будет именно та организация, которая будет осуществлять эту деятельность.
Представителем административного ответчика не оспаривается, что в настоящее время (на дату принятия судом решения) на территории МО «Городское поселение - поселок Селижарово» отсутствует действующий административный регламент, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги, в частности, порядок, сроки и последовательность действий (административный процедур), то есть нормативный правовой акт, регулирующий порядок оказания ритуальных услуг (орган или специализированное предприятие, оказывающее услуги, порядок и сроки оформления, выдачи документов, сроки порядок предоставления услуг по предоставлению гроба, перевозки умершего, погребению).
Отсутствие такого регламента нарушает права неопределенного круга лиц в области предоставления ритуальных услуг. Кроме того, установленные ч. 1 ст. 29 Законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ сроки для его принятия уже истекли.
Доводы представителя административного ответчика, изложенные в возражениях, и поддержанные им в судебном заседании, о том, что обязанность администрации поселения по разработке административного регламента по оказанию ритуальных услуг действующим законодательством не предусмотрена, что полномочия органов местного самоуправления по организации ритуальных услуг заключаются только в создании ими специализированных служб по вопросам похоронного дела, в связи с чем, данная деятельность не может относиться к муниципальной услуге, являются ошибочными, и не могут быть приняты судом во внимание на основании вышеуказанных норм закона.
Административный регламент - это нормативный правовой акт, и в силу требований Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ может быть разработан и утвержден в данном случае исключительно органами местного самоуправления, а не какими-либо специализированными службами по вопросам похоронного дела.
Отсутствие административного регламента с содержанием всех требований Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, регулирующего отношения по предоставлению муниципальных и государственных услуг, означает допустимость произвольной организации работы администрации «Городского поселения - поселок Селижарово» по оказанию услуги, и свидетельствуют о том, что не обеспечены и не гарантированы права заявителей, предусмотренные ст. 5 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ.
В связи с тем, что определить круг лиц, права и интересы которых нарушены, невозможно, правомерным является обращение прокурора Селижаровского района с данным административным иском в защиту неопределенного круга лиц. Поскольку судом установлено неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по регламентации вопросов организации ритуальных услуг, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, требования прокурора о признании незаконным бездействия подлежат удовлетворению.
Данные обстоятельства подтверждаются рапортом, составленным заместителем прокурора Селижаровского района Тверской области Скворцовым М.Н., согласно которому при проверке 13.10.2017 исполнения законодательства о погребении и похоронном деле установлено, что администрацией МО «Городское поселение - поселок Селижарово» не разработан и не принят административный регламент, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги, то есть нормативный правовой акт, регулирующий порядок оказания ритуальных услуг (л.д. 5).
Исходя из положений ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), в том числе, должно содержаться указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Решение вопроса об устранении допущенного нарушения относится к компетенции администрации муниципального образования «Городское поселение - поселок Селижарово», которая в соответствии с действующим законодательством, вправе принять соответствующий акт.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Селижаровского района Тверской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации МО «Городское поселение - поселок Селижарово», выразившееся в непринятии административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по вопросам организации похоронного дела и оказании ритуальных услуг, незаконным, не соответствующим Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», и нарушающим права неопределенного круга лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Селижаровский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.В.Величко