ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-170/2021 от 23.12.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №2а-170/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2021 года город Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым - Кучеренко Н.В.,

при секретаре – Налисник Е.В.,

с участием прокурора – Алескерова Д.А.,

представителя административных истцов – Юзбашиевой Э.М.,

представителей административных ответчиков – Володькина С.А., Шароватовой Ю.В.,

представителей заинтересованного лица – Янушкевич Н.Н., Ибрагимова А.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Юзбашиева Марлена Османовича, Юзбашиевой Айше Усеиновны к Совету министров Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, заинтересованные лица Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки», Администрация Бахчисарайского района Республики Крым, Управление ФНС России по Республике Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрация города Бахчисарая Республики Крым о признании недействующим пункта №1490 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утверждённого Распоряжением Совета министров Республики Крым №2039-р от 18 декабря 2020 года,

установил:

Юзбашиев М.О., Юзбашиева А.У. обратились в Верховный Суд Республики Крым с административным иском к Совету министров Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, в котором просили признать недействующим с момента принятия Перечень объектов недвижимости имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 года, утверждйнный распоряжением Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года №2039-р, в части включения в него здания, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , назначение: нежилое здание, наименование: интернет-кафе, площадь 210,8 кв.м.

Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением Совета Министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года №2039-р утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год. В пункт №1490 указанного Перечня включён объект недвижимости, расположенный по адресу: ФИО5, <адрес>, кадастровый , назначение: нежилое здание, наименование: интернет-кафе, площадь: 210,8 кв.м. Административные истцы являются совместными правообладателями указанного здания. Вид фактического использования данного здания не позволяет отнести его к объектам недвижимости, включаемых в приведенный Перечень по следующим основаниям. Так, наименование здания или сооружения, содержащееся в ЕГРН, не является самостоятельным основанием для отнесения объекта недвижимости к торговым центрам (комплексам) и включения в Перечень сведений о таком объекте. В связи с чем, при определении объектов, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, уполномоченный орган обязан принимать во внимание вид фактического использования объекта недвижимости. Здание административных истцов на протяжении многих лет с 2016 года используется для амбулаторно-поликлинического обслуживания. Земельный участок, находящийся под зданием, является собственностью Администрации города Бахчисарая, находится в аренде у административного истца Юзбашиева М.О. от 01.12.2017 г. №3-3/17. Постановлением Администрации города Бахчисарая Республики Крым от 01.11.2016 №02-1-1/598 изменён вид разрешенного использования земельного участка с вида «Общественное питание» на «Амбулаторно-поликлиническое обслуживание»: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (поликлиники) фельдшерские пункты, пункты здравоохранения, центры матери и ребенка, диагностические центры, молочные кухни, клинические лаборатории и т.д.), код 3.4.1. 01 ноября 2016 года ИП Юзбашиевой А.У. заключён договор аренды нежилого здания с ООО «Гемотест-Бахчисарай», видами деятельности которого являются: 86.21 Общая врачебная практика, 86.23 Стоматологическая практика, 86.90.9 Деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки. Кроме того, ООО «Гемотест-Бахчисарай» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. Таким образом, вышеуказанное здание, с кадастровым с 2016 года по настоящее время используется для предоставления медицинских услуг медицинским центром. При этом, в соответствии с критериями, установленными статьёй 378.2 Налогового кодекса, здание, используемое для предоставления медицинских услуг, не входит в Перечень объектов, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества. Таким образом, основания для включения здания административных истцов в Перечень отсутствовали.

Определениями Верховного Суда Республики Крым от 21 октября 2021 года, 25 ноября 2021 года, 08 декабря 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки», Администрация Бахчисарайского района Республики Крым, Управление ФНС России по Республике Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрация города Бахчисарая Республики Крым.

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности – Юзбашиева Э.М. административный иск поддержала, просила удовлетворить.

Представители административных ответчиков Совета министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по доверенностям - Володькин С.А. и Шароватова Ю.В. (соответственно) в судебном заседании административный иск не признали, считая его необоснованным.

Представители заинтересованного лица Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» по доверенностям - Янушкевич Н.Н., Ибрагимов А.Ш. просили принять решение в соответствии с законом.

Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., считавшего, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, суд находит, что административный иск подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен, поскольку оспариваемый акт является нормативным.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление №50 от 25 декабря 2018 года).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно абзацам первому и второму преамбулы Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);

2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 2 статьи 81 Конституции Республики Крым, Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.

В силу части 6 статьи 81 Конституции Республики Крым, Совет министров Республики Крым обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящей Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым на территории Республики Крым.

Статьёй 83 Конституции Республики Крым установлено, что Совет министров Республики Крым:

1) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Крым;

2) обеспечивает в пределах своих полномочий проведение единой государственной политики в области финансов, науки, образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии;

3) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

4) осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, их языков и культур; защите прав национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;

5) разрабатывает для представления Главой Республики Крым в Государственный Совет Республики Крым проект бюджета Республики Крым и проекты программ социально-экономического развития Республики Крым;

6) обеспечивает исполнение бюджета Республики Крым, готовит отчет о его исполнении, а также отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Республики Крым;

7) формирует иные органы исполнительной власти Республики Крым;

8) управляет и распоряжается собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной Республике Крым в управление в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

9) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящей Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Республики Крым, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке;

10) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящей Конституцией, законами Республики Крым, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, заключенными в соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения (часть 1 статьи 84 Конституции Республики Крым).

Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым (часть 2 статьи 84 Конституции Республики Крым).

Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законам Республики Крым (часть 3 статьи 84 Конституции Республики Крым).

Порядок деятельности Совета министров Республики Крым определяется Регламентом Совета министров Республики Крым (далее – Регламент), утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 06 августа 2014 года №242.

Указанный Регламент определяет порядок деятельности Совета министров Республики Крым по реализации его полномочий, установленных федеральными законами, Конституцией Республики Крым, Законом Республики Крым от 29 мая 2014 года №5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», иными законами Республики Крым.

Согласно пункту 4 Регламента, Совет министров осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым, иными нормативными правовыми актами Республики Крым и настоящим Регламентом. В своей деятельности Совет министров руководствуется принципами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Конституцией Республики Крым.

Совет министров обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Крым, законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым на территории Республики Крым, осуществляет систематический контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Республики Крым, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации и Республики Крым (пункт 5 Регламента).

Работу Совета министров и общее руководство его деятельностью организует и обеспечивает Председатель Совета министров (пункт 6 Регламента).

Рассмотрение в Совете министров вопросов, относящихся к его полномочиям, проводится, как правило, на заседаниях Совета министров (пункт 7 Регламента).

Руководители исполнительных органов государственной власти Республики Крым, Аппарата Совета министров, на которых возложена подготовка соответствующих материалов для рассмотрения на заседаниях Совета министров, несут персональную ответственность за их качество и своевременность представления (пункт 8 Регламента).

Совет министров на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Крым и законов Республики Крым, указов Главы Республики Крым издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Республике Крым, обеспечивает их исполнение (пункт 9 Регламента).

Пунктами 47, 48, 49, 50 Регламента установлено, что заседание Совета министров созывается Председателем Совета министров. Заседания Совета министров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Председатель Совета министров может созвать внеочередное заседание Совета министров. По решениям Главы Республики Крым и Председателя Совета министров может быть проведено закрытое заседание Совета министров (закрытое обсуждение отдельных вопросов).

Для решения оперативных вопросов решения Совета министров могут быть приняты без созыва заседаний путем заочного голосования по соответствующим проектам актов, подготовленным в порядке, предусмотренном пунктами 122 - 172 настоящего Регламента, большинством голосов членов Совета министров (пункт 54 Регламента).

Решения Совета министров принимаются путем голосования большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета министров (пункт 90 Регламента).

По результатам заседания Совета министров составляется протокол. В протоколе заседания указываются фамилии и инициалы членов Совета министров, а также должностных лиц, которые приняли участие в заседании, вопросы, которые рассматривались, и решения, принятые по результатам рассмотрения (пункт 96 Регламента).

Акты Совета министров, выписки из протокола заседания Совета министров направляются структурным подразделением Аппарата по вопросам делопроизводства заинтересованным органам, предприятиям, учреждениям, организациям не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня их подписания согласно указателю рассылки (пункт 103 Регламента).

В силу пункт 104 Регламента, Аппарат в установленном порядке:

1) предоставляет средствам массовой информации сведения о вопросах и материалах, подлежащих рассмотрению на заседаниях Совета министров;

2) размещает на официальном веб-сайте Совета министров в государственной информационной системе Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым» сведения о вопросах и материалах, подлежащих рассмотрению на заседаниях Совета министров;

3) по окончании заседаний организует пресс-конференции (брифинги) членов Совета министров по рассмотренным на заседаниях вопросам, обеспечивает размещение в государственной информационной системе Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым» информации о вопросах, рассмотренных на заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях.

Согласно пунктам 105, 106 Регламента, акты Совета министров нормативного характера издаются в форме постановлений. Постановления Совета министров издаются по вопросам утверждения положения, порядка, регламента, правил, методики и в других случаях, когда общественные отношения требуют нормативного регулирования.

Акты Совета министров, Председателя Совета министров, кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию (пункт 110 Регламента).

Официальным опубликованием актов Совета министров считается первая публикация их полного текста в газете «Крымская газета», или первое размещение (опубликование) на официальном веб-сайте Совета министров в государственной информационной системе Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым», или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) (пункт 111 Регламента).

Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года №2039-р утверждён прилагаемый Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 года (т. 1 л.д. 6). Пунктом 2 данного распоряжения предусмотрено, что Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым поручено: обеспечить направление Перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым; разместить Перечень на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В пункт 1490 указанного Перечня, утверждённого распоряжением Совета министров Республики Крым от 18.12.2020 №2039-р, включён объект недвижимости: нежилое здание, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, площадь: 210,80, наименование: интернет-кафе.

Из перечня принятых постановлений и распоряжений Советом министров Республики Крым, дата заседаний 22.12.2020, следует, что распоряжение Совета министров Республики Крым от 18.12.2020 №2039-р принято путём согласования и подписания большинством членов Совета министров Республики Крым (т. 2 л.д. 1-87).

Разработчиком оспариваемого распоряжения Совета министров Республики Крым являлось Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Редакция постановления на стадии проекта была в установленным порядке согласована без замечаний с Министерством топлива и энергетики, Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Министерством культуры Республики Крым, Министерством спорта Республики Крым, Министерством строительства и архитектуры Республики Крым, Министерством чрезвычайных ситуаций Республики Крым, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерством здравоохранения Республики Крым, Министерством транспорта Республики Крым, Министерством промышленной политики Республики Крым, о чём в справке к проекту распоряжения проставлена соответствующая отметка о согласовании (т. 1 л.д. 165-168).

К проекту распоряжения Совета министров Республики Крым «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» приложена пояснительная записка с обоснованием необходимости принятия данного акта с целью реализации на территории Республики Крым положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года №727 «О вопросах определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), нежилых помещений и формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость». Проект распоряжения подготовлен в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года №727 «О вопросах определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), нежилых помещений и формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (т. 1 л.д.171-172).

Согласно справке к проекту распоряжения проставлена соответствующая отметка о проведении рабочей экспертизы юридической службы головного исполнителя и Главного правового управления Аппарата Совета министров Республики Крым.

Распоряжение Совета министров Республики Крым от 18.12.2020 №2039-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», как установлено, было размещено на официальном веб-сайте Совета министров Республики Крым (www.rk.gov.ru) в тот же день.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что оспариваемый акт принят компетентным органом при соблюдении требований к форме, виду, в соответствии с установленной процедурой, при наличии кворума, в надлежащем порядке доведён до всеобщего сведения.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.

Проверяя соответствие оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и доводы административных истцов о нарушении их прав, судом установлено следующее.

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, регулируются положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 данной нормы, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и постановлению Совета министров Республики Крым от 13.12.2019 №727 «О вопросах определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), нежилых помещений и формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (вместе с «Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, формирования и ведения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»), при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и оформление уполномоченными органами акта осмотра.

Судом установлено, что на момент принятия оспариваемого в части акта на кадастровом учёте под было зарегистрировано нежилое здание, площадью 210 кв.м., количество этажей – 2, расположенное по адресу: <адрес>, наименование: интернет-кафе, площадью 210,8 кв.м., собственником которого указан административный истец Юзбашиев М.О. (т. 1 л.д. 9, т. 3 л.д. 50-51).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости №КУВИ-002/2021-159886363 от 01.12.2021, здание с кадастровым приобретено Юзбашиевым М.О. в собственность на основании договора купли-продажи от 13.12.2016 с регистрацией права собственности 13.12.2016 за № 90-90/016-90/016/310/2016-413/2 (т. 3 л.д. 50-51).

Обращаясь в суд, административные истцы указывают, что данный объект недвижимости является их совместной собственностью, как приобретённый в период брака.

Как установлено, 24 апреля 1993 года между административными истцами был заключён брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака от 24.04.1993 серии (т. 3 л.д. 62).

Из материалов административного дела следует, что в оспариваемом в части акте объект недвижимости административных истцов включён и именно в качестве здания.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости наименование и назначение приведенного нежилого здания на октябрь 2020 года, очевидно, не являются безусловно определёнными в целях применения положений подпункта 1 пункта 1, пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно техническому паспорту на нежилое здание с кадастровым , в здании имеются нежилые помещения общей площадью 213,6 кв.м., а именно: №1 помещение площадью 50,3 кв.м.; №2 помещение 6,8 кв.м.; №3 помещение площадью 36,6 кв.м.; №4 помещение площадью 7,2 кв.м.; №1а помещение площадью 13,3 кв.м.; №1б помещение площадью 18,0 кв.м.; №1в помещение площадью 17,9 кв.м.; №3а помещение площадью 18,7 кв.м.; №3б помещение площадью 18,5 кв.м.; №3в помещение площадью 23,9 кв.м. (т. 3 л.д17-22).

Таким образом, исходя из документов технического учёта (инвентаризации) наименование и назначение приведенного нежилого здания также очевидно не являются безусловно определёнными в целях применения положений подпункта 1 пункта 1, пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доказательств осуществления мероприятий по определению фактического использования вышеуказанного нежилого здания в целях установления фактического использования на момент формирования и утверждения Перечня на 2021 год, административными ответчиками не представлено.

Одновременно судом установлено, что 01 ноября 2016 года между индивидуальным предпринимателем Юзбашиевой А.У. (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью «Гемотест-Бахчисарай» (арендатором) заключён договор №2 аренды нежилого здания и помещения, в соответствии с пунктами 1.1, 1.2 которого, Арендодатель передаёт, Арендатор принимает во временное пользование нежилое здание общей площадью 287 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, для ведения предпринимательской деятельности. Арендатор намеревается использовать помещения здания с целью ведения деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации, а именно: оказание медицинских услуг. Настоящий договор вступает в силу с 01 ноября 2016 года и действует по 30 сентября 2017 года (пункт 6.1) (т. 1 л.д. 26-27).

01 августа 2019 года между индивидуальным предпринимателем Юзбашиевой А.У. (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью «Гемотест-Бахчисарай» (арендатором) заключён договор №10 аренды нежилого помещения, в соответствии с пунктом 1.1 которого, Арендодатель предоставляет Арендатору во временное пользование нежилое здание общей площадью 287 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Место расположения Помещения и его внутренняя планировка указаны на плане БТИ и в экспликации БТИ под литерами А-1эт., А-2 эт. Помещение предоставляется Арендатору: ООО «Гемотест-Бахчисарай» для ведения деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации, а именно: оказание медицинских услуг. Срок действия настоящего договора составляет 10 месяцев с момента его подписания сторонами и действует с 01 августа 2019 года по 01 мая 2020 года включительно (пункт 3.2) (т. 1 л.д. 28-31).

В дальнейшем, 01 мая 2020 года между индивидуальным предпринимателем Юзбашиевой А.У. (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью «Гемотест-Бахчисарай» (арендатором) заключён договор аренды нежилого помещения, в соответствии с пунктом 1.1 которого, Арендодатель предоставляет Арендатору во временное пользование нежилое здание общей площадью 287 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Место расположения Помещения и его внутренняя планировка указаны на плане БТИ и в экспликации БТИ под литерами А-1эт., А-2 эт. Помещение предоставляется Арендатору: ООО «Гемотест-Бахчисарай» для ведения деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации, а именно: оказание медицинских услуг. Срок действия настоящего договора составляет 11 месяцев с момента его подписания сторонами и действует с 01 мая 2020 года по 31 марта 2021 года включительно (пункт 3.2 ) (т. 1 л.д. 33-34).

По соглашению №1 между индивидуальным предпринимателем Юзбашиевой А.У. (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью «Гемотест-Бахчисарай» (арендатором) договор аренды нежилого помещения от 01 мая 2020 года №1 расторгнут 29 мая 2020 года (т.4 л.д. 33).

30 мая 2020 года между индивидуальным предпринимателем Юзбашиевой А.У. (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью «Гемотест-Бахчисарай» (арендатором) заключён договор аренды нежилого помещения, в соответствии с пунктом 1.1 которого, Арендодатель предоставляет Арендатору во временное пользование нежилое здание общей площадью 210,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый . Место расположения Здания и его внутренняя планировка указаны на плане БТИ и в экспликации БТИ под литерами А-1эт., А-2 эт. Помещение предоставляется Арендатору: ООО «Гемотест-Бахчисарай» для ведения деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации, а именно: оказание медицинских услуг. Срок действия настоящего договора: с 30 мая 2020 года по 31 марта 2021 года включительно (пункт 3.2) (т. 3 л.д. 169-170).

01 апреля 2021 года между индивидуальным предпринимателем Юзбашиевой А.У. (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью «Гемотест-Бахчисарай» (арендатором) заключён договор №18 аренды нежилого помещения, в соответствии с пунктом 1.1 которого, Арендодатель предоставляет Арендатору во временное пользование нежилое здание общей площадью 210 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Место расположения Помещения и его внутренняя планировка указаны на плане БТИ и в экспликации БТИ под литерами А-1эт., А-2 эт. Помещение предоставляется Арендатору: ООО «Гемотест-Бахчисарай» для ведения деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации, а именно: оказание медицинских услуг. Срок действия настоящего договора: с 01 апреля 2021 года по 1 марта 2022 года включительно (пункт 5.1) (т. 1 л.д. 35-36).

Как следует из сведений ЕГРЮЛ, дополнительным видом деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Гемотест-Бахчисарай» являются: общая врачебная практика (код 86.21), стоматологическая практика (код 86.23), деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки (код 86.90.9) (т. 1 л.д. 17-19).

Согласно письму Инспекции Федеральной налоговой службы по Бахчисарайскому району Республики Крым от 22.11.2021 №03-31/08864, ООО «Гемотест-Бахчисарай» состоит на налоговом учёте по месту нахождения обособленного подразделения «Диагностический центр ООО «Гемотест-Бахчисарай»: 298400, Россия. <адрес>, с 14 ноября 2016 года (т.3 л.д. 16).

Также, согласно Акту обследования Инспекции Федеральной налоговой службы по Бахчисарайскому району Республики Крым №221/08-38 от 18 мая 2021 года, в результате проведения обследования, а также на основании полученных сведений, в ходе проведения опроса собственника посещения, свидетелей или иных лиц, установлено, что по обследуемому адресу расположено двухэтажное здание где осуществляет хозяйственную деятельность ООО «Гемотест- Бахчисарай». Вид деятельсноти: лицензия, доврачебная медико-санитарная помощь. Здание используется на основании договора аренды с ИП Юзбашивеой А.У. от 01.04.2021, договор (копия) прилагается. Штатная численность сотрудников на объекте 5 человек (т.3 л.д. 160-161).

Кроме того, по заявлению Юзбашиевой А.У. от 29.04.2021 Государственным бюджетным учреждением Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» принято решение №1/д от 18 мая 2021 года о проведении выездного обследования здания (нежилого здания, интернет-кафе), расположенного по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 42).

Согласно Акту обследования объекта недвижимого имущества для определения вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения от 26 мая 2021 года №155/д, установлено, что обследуемый объект недвижимого имущества с кадастровым , согласно выписке из ФГИС ЕГРН, представляет собой 2-хэтажное нежилое здание. Объект расположен на земельном участке с кадастровым , с видом разрешенного использования амбулаторно - поликлиническое обслуживание, доступ на который не ограничен. При внешнем осмотре установлено, что на фасаде здания, со стороны главного входа размещена вывеска: «ГЕМОТЕСТ медицинская лаборатория», также размещены баннеры: «СЛУХОВЫЕ АППАРАТЫ лор, сурдолог», «Медицинский центр ЗДОРОВЬЕ гинекология урология терапия УЗИ эндокринология хирургия». При входе размещена информационная табличка. В ходе проведения обследования представителем собственника обеспечен доступ в здание. Установлено, что помещения оборудованы зоной приема пациентов, местами ожидания. Часть помещений обустроено под отдельные кабинеты, которые оснащены специализированным оборудованием для предоставления медицинских услуг, мягкой мебелью, столами с компьютерами, присутствуют кушетки медицинские, шкафы для хранения медикаментов. Установлено, что в обследуемом объекте осуществляет деятельность по предоставлению медицинских услуг ООО «Гемотест-Бахчисарай» (т. 1 л.д. 43-44).

Также установлено, что нежилое здание с кадастровым находится на земельном участке с кадастровым расположенном по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «амбулаторно-поликлиническое обслуживание» (т. 1 л.д. 24).

При этом, как установлено судом, ещё постановлением Администрации города Бахчисарая Республики Крым от 01 ноября 2016 года №02.1-1/598 изменён вид разрешенного использования данного земельного участка с вида «Общественное питание» на вид «Амбулаторно-поликлиническое обслуживание» - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (поликлиники, фельдшерские пункты, пункты здравоохранения, центры матери и ребенка, диагностические центры, молочные кухни, станции донорства крови, клинические лаборатории) код 3.4.1. Площадь земельного участка 169 кв.м. (т.1 л.д. 13).

01 декабря 2017 года между Администрацией города Бахчисарая Республики Крым (арендодателем) и Юзбашиевым М.О. (арендатором) заключён договор аренды №3-3/17 земельного участка, в соответствии с пунктами 1.1, 1.2 которого, Арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 169 кв.м., из земель, находящихся в собственности муниципального образования городское поселение Бахчисарай Бахчисарайского района Республики Крым, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – амбулаторно-поликлиническое обслуживание (код 3.4.1), расположенный по адресу: <адрес>. Кадастровый номер земельного участка , в границах, указанных в кадастровой выписке о земельном участке, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора. Настоящий договор заключён в соответствии со статьёй 39.6, статьёй 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», решения Бахчисарайского городского совета №863-к от 16.05.2017 «О предоставлении земельного участка в аренду в порядке переоформления прав, расположенного по адресу: <адрес> Юзбашиеву М.О.». Срок заключения договора аренды – 39 лет (т. 1 л.д. 20-23).

Таким образом, исходя их исследованных в судебном заседании доказательств усматривается необоснованное включение административными ответчиками заявленного административными истцами объекта недвижимости – нежилого здания в вышеуказанный Перечень, поскольку судом установлено наличие доказательств, свидетельствующих об использовании данного здания исключительно в целях осуществления медицинской деятельности.

В связи с чем, распоряжение Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года №2039-р в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу: положениям пунктов 1, 3, 4, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и нарушает права административных истцов, возлагая на них обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что заявленный административный иск Юзбашиева М.О., Юзбашиевой А.У. подлежит удовлетворению.

Признавая недействующим оспариваемое в части распоряжение с момента его принятия, суд выходит из разъяснений пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск Юзбашиева Марлена Османовича, Юзбашиевой Айше Усеиновны - удовлетворить.

Признать недействующим пункт 1490 приложения к распоряжению Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года №2039-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» в части включения в него нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым , наименование: интернет-кафе, площадь 210,8 кв.м., с момента принятия указанного распоряжения.

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению на официальном сайте Совета министров Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Совета министров Республики Крым.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым подпись Н.В. Кучеренко

Решение суда составлено в окончательной форме 13 января 2022 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>