ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-171-2018 от 22.05.2018 224-ого гарнизонного военного суда (г. Санкт-Петербург) (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-171-2018

мотивированное решение составлено 22 мая 2018 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2018 года г. Санкт - Петербург

224 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Шляхова А.В.., при секретаре Поляковой В.Г., с участием административного истца Лукша А.М., его представителя- адвоката Белоконь Д.А., в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев административное исковое заявление военнослужащего Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» (далее – ВУНЦ) капитана 2 ранга Лукша Алексея Михайловича на решение заместителя начальника ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Западрегионжилье») от 26 декабря 2017 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма его членов семьи,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Лукша А.М. в своем административном исковом заявлении просит суд признать незаконным решение заместителя начальника ФГКУ «Западрегионжилье» от 26 декабря 2017 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилым помещениях, предоставляемых по договору социального найма, членов его семьи супруги Лукша Ю.В. и дочери Лукша Е.А., обязать ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ» поставить его членов семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В обоснование своих требований Лукша А.М. ссылается на то, что квартира №442 по адресу: Санкт-Петербург, Учебный переулок, дом 2, в которой были зарегистрированы его члены семьи –супруга и дочь с августа 2004 года по апрель 2017 года, была приобретена тещей- Серебряковой Е.А. на ее личные средства и в силу требований ст. 51 ЖК РФ члены его семьи не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а согласно требований ч. 4 ст. 31 ЖК РФ, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения, право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи, с 2012 года он фактически вместе с семьей проживает в служебном жилом помещении по адресу: Санкт-Петербург, пос. Шушары, ул. Полоцкая (Славянка) 4, корпус 1 кв. 92.

В судебном заседании административный истец и его представитель адвокат Белоконь Д.А. требования поддержали.

Представитель ФГКУ «Западрегионжилье» А.Т. Новиков просил суд рассмотреть дело без своего участия, в своих письменных возражениях требования истца не признал и пояснил, что по представленным документам был установлен факт постоянного проживания и регистрации супруги военнослужащего- Лукша Ю.В. и его дочери Лукша Е.А. с 9 августа 2004 года по 3 апреля 2017 года в квартире общей площадью 74 кв. метра по адресу: Санкт-Петербург, Учебный пер., дом 2, кв. 442, где были обеспечены жилым помещением свыше учетной нормы, установленной в Санкт-Петербурге. Кроме того, супруга административного истца и его дочь снялись с регистрационного учета в квартире, где были обеспечены жилым помещением по установленным нормам, на момент принятия оспариваемого решения не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ. Данные действия по снятию с регистрационного учета и регистрацией по месту проживания военнослужащего по адресу: Санкт-Петербург, пос. Шушары, Славянка, ул. Полоцкая, дом 4, корпус 1, кв. 92 не были вызваны необходимостью убытия к месту прохождения военной службы супруга и совершены на территории одного субъекта РФ.

Представитель начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» (далее – Учреждение) просила суд рассмотреть дело без своего участия, в своих письменных возражениях полагает, что судебные расходы могут быть взысканы с ФКУ «ЗРУЖО МО РФ» через лицевой счет ФКУ УФО.

Выслушав стороны, материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Гарантированное статьей15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно абзацу 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76 «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами как ЖК РФ, так и Семейного кодекса Российской Федерации.

Из решения №03-38/645 ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ» от 26 декабря 2017 года усматривается, что Лукша А.М. вместе с сыном – Лукша С.А. 2015 года рождения, принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 12 октября 2017 года, как военнослужащий, обеспечиваемый на весь срок служебным жилым помещением и достигший общей продолжительности военной службы 20 лет на дату своего обращения в ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ».

При этом, как указано в письме от 26 декабря 2017 года за №184/3/24226 «О направлении решения о принятии на учет», в принятии на учет нуждающихся в получении жилого помещения супруге административного истца и его дочери отказано по основаниям, приведенным представителем ответчика в своих письменных возражениях.

Учитывая, что с данным решением должностного лица административный истец был ознакомлен 19 января 2018 года, а свое заявление в суд было им направлено 14 апреля 2018 года почтовым отправлением, суд находит, что Лукша А.М. не пропустил трехмесячный срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, на его обжалование.

Как следует из представленных суду доказательств и объяснений административного истца, жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, Учебный переулок, дом 2, кв. 442 находилось на правах собственности у супруги административного истца с 26 марта 2004 года на основании договора долевого участия №18-22/ш-ы-13 от 28 октября 2002 года, акта приема-передачи квартиры от 9.12.2003 года.

В дальнейшем супруга административного истца произвела действия, связанные с отчуждением жилого помещения, подарив квартиру своей матери- Серебряковой Е.А., что подтверждается договором дарения от 28 ноября 2011 года.

Из справок о регистрации усматривается, что Лукша А.М. зарегистрирован при войсковой части с 22 апреля 2005 года, а его супруга Лукша Ю.В. и дочь Лукша Е.А. 2001 года рождения имели постоянную регистрацию без ограничений по адресу: Санкт-Петербург, Учебный пер. дом 2, кв. 442 с 9 августа 2004 года.

Таким образом, супруга и дочь административного истца были обеспечены жилым помещением по месту службу военнослужащего и, исходя из правовых норм частей 1 и 2 ст. 31 ЖК РФ, разъяснений п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ», с 28 ноября 2011 года стали являться членами семьи собственника указанного жилого помещения со всеми правами пользования данным жилым помещением наравне с его собственником.

Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009года N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что при временном отсутствии собственника (нанимателя) жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности, в том числе и право пользования жилым помещением. В случаях, если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение в связи с выездом в другое место жительства.

Проживание административного истца в предоставленном ему служебном жилом помещении с 28 февраля 2012 года по смыслу ст. 93, 104 ЖК РФ носит временный характер исходя из специфики военно-служебных отношений.

В соответствии со ст. 3 закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I
"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Как усматривается из представленных суду документов, Лукша А.М. вместе с членами семьи лишь с 3 апреля 2017 года зарегистрировался в служебном жилом помещении по адресу: Санкт-Петербург, пос. Шушары, Славянка, Полоцкая улица дом 4 корпус 1 кв. 92.

Таким образом, учитывая, что оба жилых помещения находятся в одном городе- Санкт-Петербурге, а также наличие родственных отношений с собственником жилого помещения, следует прийти к выводу, что фактически члены семьи административного истца сохраняли свое право пользования в жилом помещении по адресу: Санкт-Петербург, Учебный пер. дом 2, кв. 442, в котором они были обеспечены жилым помещением по установленным нормам, вплоть до дня снятия с регистрационного учета.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Эта норма, препятствующая получению жилого помещения по договору социального найма, также закреплена в п.4 Инструкции о предоставлении военнослужащим Вооружённых Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280.

Оценивая доводы административного истца о том, что он вместе с семьей фактически и постоянно стал проживать с 28 февраля 2012 года по другому адресу: Санкт-Петербург, пос. Шушары, Славянка, Полоцкая, 4, корпус 1, и представленные им доказательства: копия договора управления многоквартирным домом от 28 февраля 2012 года, акт о подтверждении проживания по указанному адресу, бытовая характеристика от 10 мая 2018 года, акт о не проживании по месту прописки от 14 мая 2018 года ТСЖ «Шуваловское» гор. Санкт-Петербурге, не опровергают доводы представителя административного ответчика и, следовательно, не могут повлиять на выводы суда, поскольку у членов семьи административного истца отсутствовали препятствия для проживания в жилом помещении Санкт-Петербург, пос. Шушары, Славянка, Полоцкая, 4, корпус 1 на законных основаниях.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований не имеется оснований и для возмещения административному истцу понесенных им при рассмотрении данного дела судебных расходов в соответствии со ст. ст. 111 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, военный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований административного истца Лукша Алексея Михайловича на решение заместителя начальника ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ» от 26 декабря 2017 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма членов его семьи- супруги и дочери Лукша Е.А., отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградском окружном военном суде через 224 гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий по делу А. В. Шляхов