ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1716/20 от 28.05.2020 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-1716/2020

22RS0068-01-2020-010591-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 мая 2020 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе

судьи Ваншейд А.К.,

при секретаре Строковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула к Гавриш Н.В. о взыскании задолженности по налоговым платежам,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула обратилась в суд с административным иском к Гавриш Н.В. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2016 год в размере 25915 руб., пени в размере 372,09 руб.

В обоснование требований указано, что Гавриш Н.В. на праве собственности в 2016 году принадлежал земельный участок по адресу: ...., кадастровый , площадью 365 кв.м. Данное имущество признается объектом налогообложения, в связи с чем налоговым органом произведен расчет земельного налога. Налоговое уведомление, требование об уплате налога направлены налогоплательщику, однако, оплата задолженности в установленный срок не произведена. В связи с неуплатой налогоплательщиком налога в установленный срок образовалась недоимка по указанному налоговому платежу. Судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению административного ответчика.

Представитель ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Гавриш Н.В. в суд не явилась, извещена, не возражала против рассмотрения дела в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика в судебном заседании с административным иском не согласился, пояснив, что в январе 2016 года кадастровая стоимость земельного участка была изменена, однако налоговым органом при расчете суммы земельного налога не учтена новая кадастровая стоимость земельного участка. Также указал, что на земельном участке расположен гараж, который не используется административным ответчиком в коммерческих целях, Гавриш Н.В. индивидуальным предпринимателем не является, какую-либо хозяйственную деятельность не ведет, гараж не передан третьим лицам по договору аренды.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с положениями ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога согласно ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно ст.ст. 390, 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговым периодом в соответствии со ст. 393 Налогового кодекса РФ признается календарный год.

В соответствии с положениями ст. 396 Налогового кодекса РФ в редакции на дату возникновения обязанности по уплате налога, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Согласно ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Из материалов дела следует, что в 2016 году Гавриш Н.В. принадлежал на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: ...., кадастровый , площадью 365 кв.м.

Принадлежность административному ответчику указанного объекта недвижимости подтверждается сведениями ЕГРН, налогового органа, не оспаривается ответчиком.

В связи с этим налоговым органом произведен расчет земельного налога за 2016 год в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 27664 руб. исходя из кадастровой стоимости земельного участка 1 844 297 руб., налоговой ставки 1,50 %, периода владения 12 месяцев.

В последующем административным истцом произведено уменьшение суммы налога до 25915 руб. в связи с применением кадастровой стоимости 1727669,10 руб., что следует из административного иска и письма ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ.

Проверяя расчет земельного налога за спорный налоговый период, суд приходит к следующим выводам.

Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка по адресу: ...., кадастровый по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1727669,10 руб.

Действительно, ДД.ММ.ГГГГ определена и внесена в ЕГРН иная кадастровая стоимость объекта – 613243,80 руб., что подтверждается актом определения кадастровой стоимости земельного участка из материалов кадастрового дела.

Из акта следует, что изменение кадастровой стоимости произведено в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка. Вид разрешенного использования «Для эксплуатации здания гаражных боксов» изменен на «Производственные предприятия, склады, оптовые базы, производственные базы строительных, коммунальных, транспортных и других предприятий».

Как уже указывалось выше, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст.391 НК РФ).

Согласно ст.391 НК РФ (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ в ст.391 НК РФ внесены изменения, согласно которым в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 настоящей статьи.

Между тем указанные изменения вступили в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (расчетного периода по страховым взносам), а именно с 01.01.2018.

Таким образом, поскольку на момент исчисления земельного налога за 2016 год изменение кадастровой стоимости земельного налога в течение налогового периода в связи с изменением вида разрешенного использования не подлежало учету при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, налоговым органом верно принята для расчета кадастровая стоимость 1727669,10 руб.

Что касается кадастровой стоимости, установленной с 21.01.2016, в размере 613243,80 руб., то она подлежит применению в качестве налоговой базы с 01.01.2017.

Таким образом, доводы административного ответчика в указанной части являются несостоятельными.

Между тем, суд полагает, что налоговым органом при расчете земельного налога за 2016 год неверно применена налоговая ставка.

В соответствии со ст.394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

Решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 № 839 «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории городского округа – города Барнаула Алтайского края» (в ред. от 28.08.2015) установлены налоговые ставки для собственников земельных участков в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков, в том числе для земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и погребов (за исключением используемых для производственных и коммерческих целей), установлена ставка 0,8 %, для земельных участков, предназначенных для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, прочих земельных участков - 1,5 %.

Из материалов дела следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земельного участка - «для эксплуатации здания гаражных боксов», на спорном земельном участке располагался гаражный бокс, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из технического паспорта.

Доказательств того, что спорный земельный участок использовался административным ответчиком в коммерческих или производственных целях, налоговым органом не представлено. Гавриш Н.В. индивидуальным предпринимателем не является, документы, подтверждающие получение Гавриш Н.В. каких-либо доходов от использования гаражного бокса, в том числе от сдачи в аренду, либо использование данного гаражного бокса в производственных целях, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, при расчете земельного налога в отношении спорного земельного участка применению подлежала налоговая ставка 0,8 %.

Согласно п.7.1 ст.396 НК РФ (в действующей редакции) в случае изменения в течение налогового периода вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка исчисление налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном порядку, установленному пунктом 7 настоящей статьи (то есть в зависимости от количества месяцев по каждому виду использования).

Однако указанная норма также введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ и применяется, начиная с налогового периода – 2018 год.

Соответственно, до 2018 года изменение вида разрешенного использования земельного участка подлежало учету при определении налоговой ставки, начиная со следующего налогового периода.

Поскольку налоговые ставки земельного налога на территории г.Барнаула дифференцированы именно в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, изменение в течение 2016 года вида разрешенного использования спорного земельного участка и назначения расположенного на нем объекта недвижимости не влечет изменение налоговой ставки в течение указанного налогового периода.

На основании изложенного суд полагает, что расчет земельного налога за 2016 год должен быть произведен следующим образом: 1727669,10 руб. х 0,8 % = 13821 руб.

Иное толкование и применение приведенных выше норм (применение налоговой ставки с учетом изменения вида разрешенного использования земельного участка и назначения объекта недвижимости), по мнению суда, не соответствует закону и приведет к нарушению прав налогоплательщика.

Проверяя соблюдение налоговым органом предусмотренного налоговым кодексом порядка взыскания задолженности по налоговым платежам, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2016 год от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом налога и сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ направлено ответчику заказным письмом, что подтверждается списком заказных писем от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями АИС Налог-3ПРОМ о присвоении почтового идентификатора данному налоговому уведомлению. Адрес места жительства налогоплательщика, указанный в налоговом уведомлении и списке заказных писем, соответствует месту его регистрации на момент направления уведомления, что подтверждается адресной справкой.

На основании статей 69,70 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с неисполнением административным ответчиком обязанности об уплате перечисленных налогов в установленный срок в его адрес ДД.ММ.ГГГГ направлено требование об уплате недоимки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком заказных писем от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями АИС Налог-3ПРОМ о присвоении почтового идентификатора данному требованию.

Согласно требованию срок оплаты недоимки установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок оплата налога ответчиком не произведена.

В соответствии с пунктами 1, 2, 10 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В течение 6-ти месяцев по истечении установленного в требовании срока, а именно ДД.ММ.ГГГГ, административный истец обратился за выдачей судебного приказа.

Выданный ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 2 Центрального района г.Барнаула судебный приказ отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ.

С административным иском налоговый орган обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.

Таким образом, установленный ст. 48 Налогового кодекса РФ срок принудительного взыскания недоимки соблюден, в связи с чем имеются фактические и правовые основания для взыскания с ответчика земельного налога за 2016 год в размере 13821 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно расчету административного истца, требованию пени начислены на сумму задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере 413,60 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Однако пеня подлежит перерасчету с учетом изменения судом размера основного платежа: 13821 руб.*7,5%/300*13 дн. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) = 44,92 руб.; 13821 руб.*7,75%/300*43 дн. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) = 153,53; всего 198,45 руб. (44,92 + 153,53).

С учетом изложенного требования налоговой инспекции подлежат удовлетворению частично. С Гавриш Н.В. в пользу административного истца подлежит взысканию задолженность по земельному налогу за 2016 год в сумме 13821 руб., пени по земельному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 198,45 руб.

В соответствии со ст.103 КАС РФ с административного ответчика в бюджет муниципального образования городского округа – города Барнаула подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 524 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула – удовлетворить частично.

Взыскать с Гавриш Н.В. в пользу ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула с зачислением в ответствующий бюджет земельный налог за 2016 год в размере 13821 руб., пени по земельному налогу 198,45 руб.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Гавриш Н.В. в доход бюджета муниципального образования – городской округ г. Барнаул государственную пошлину в размере 524 руб.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.К.Ваншейд