ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1716/2017 от 10.08.2017 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-1716/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Темрюк 10 августа 2017 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Назаренко С.А.

при секретаре Статных И.А.,

с участием: административного истца Лукашенкова Г.А.,

представителя административного ответчика – администрации МО Темрюкский район, Клыковой М.А., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Лукашенкова Г.А. к администрации МО <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц и неопределенного круга лиц,

УСТАНОВИЛ:

Лукашенков Г.А. обратился в суд с административным иском, в котором просит:

1) признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес>, вырезавшееся в не рассмотрении обращения о внесении изменений в Генеральный план Запорожского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в установленный законом срок;

2) признать незаконным исключение в Генеральном плане Запорожского сельского поселения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, р-н Темрюкский, <адрес>, кадастровый , <адрес>

3) признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес>, вырезавшееся в не внесении изменений в Генеральный план Запорожского сельского поселения по заявлению Лукашенкова Г.А. и включению земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, р-н Темрюкский, <адрес>, кадастровый в границы <адрес>

4) обязать администрацию муниципального образования <адрес> внести изменения в утвержденный Генеральный план Запорожского сельского поселения, а именно: включить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, р-н Темрюкский, <адрес>, кадастровый в Генеральный план Запорожского сельского поселения в границах <адрес>

5) обязать администрацию муниципального образования <адрес> внести изменения в утвержденный Генеральный план Запорожского сельского поселения, а именно: включить земельные участки с кадастровыми номерами: в Генеральный план Запорожского сельского поселения в границах поселка Береговой.

В обоснование своих требований Лукашенков Г.А. указал, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации муниципального образования <адрес> направленно коллективное обращение о внесении изменений в Генеральный план Запорожского сельского поселения, включении земельных участков в границы поселка Береговой.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования Темрюкский район обращение получено, что подтверждается уведомлением о вручении.

ДД.ММ.ГГГГ, административным истцом через сайт (http://www.temryuk.ru/virt-priern/) администрации муниципального образования <адрес> направлен запрос о ходе рассмотрения обращения от ДД.ММ.ГГГГ, в ответе, поступившем на электронный адрес, указано, что коллективное обращение о внесении изменений в Генеральный план Запорожского сельского поселения в администрацию муниципального образования <адрес> не поступало, что не соответствует действительности.

С ДД.ММ.ГГГГ обращение в установленный законом срок не рассмотрено, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, р-н Темрюкский, <адрес>, кадастровый , незаконно исключенный из <адрес> в утвержденном Генеральном плане Запорожского сельского поселения, не внесен в границы <адрес> в Генеральном плане Запорожского сельского поселения.

Бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в не рассмотрении обращения в установленный срок и не внесении изменений в Генеральный план Запорожского сельского поселения, создает препятствия в осуществлении прав и свобод административного истца и группы граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности; иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2008 году, участвовал в гражданском обороте, покупался и продавался, являлся предметом залогом, с категорией «земли населенного пункта», вид разрешенного использования «личное подсобное хозяйство», налоги платятся как за земли населенных пунктов.

Всего, исключение из границ поселка Береговой затронуло 71 участок. Тот факт, что земельные участки обособлены от поселка Береговой, не может являться достаточным основанием для исключения их в Генеральном плане из территории поселка Береговой. Указанные земельные участки представляют собой эксклавы поселка Береговой.

Административный истец Лукашенков Г.А. в судебном заседании предъявленный административный иск поддержал, заявленные требования просил удовлетворить в полном объёме, сославшись на те же обстоятельства.

Представитель административного ответчика - администрации МО Темрюкский район, Клыкова М.А., в судебном заседании с предъявленным иском не согласилась, в заявленных требованиях просила отказать полностью, сославшись на их необоснованность.

Суд, выслушав участников процесса и исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что предъявленный Лукашенковым Г.А. административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Лукашенков Г.А. является собственником земельного участка из земель населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Лукашенков Г.А. и иные собственники земельных участков, полагая, что земельные участки, находящиеся в собственности указанных лиц, исключены из границ поселения <адрес> сельского поселения, обратились в администрацию с заявлением об устранении нарушения их прав.

Требования заявителя основаны на том, что администрация незаконно исключила спорный земельный участок из границ поселения и, игнорируя обращения граждан, не предпринимает соответствующих мер по внесению изменений в Генплан Запорожского сельского поселения.

Вместе с тем, указанные административным истцом обстоятельства не соответствуют действительности и документально не подтверждены.

В силу 62 КАС РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, а суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать.

Так, ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Запорожского сельского поселения <адрес> (далее - администрация поселения) от Лукашенкова Г.А., Л и других граждан, являющихся собственниками земельных участков, находящихся в границах Запорожского сельского поселения, поступило заявление вх. о строительстве автомобильной дороги и проведении электро-, водо- и газоснабжения.

В ответ на указанное обращение ДД.ММ.ГГГГ администрацией поселения был дан ответ , из содержания которого усматривается, что земельные участки, принадлежащие заявителям на праве собственности не входят в границы населенного пункта <адрес>, в связи с чем, заявителям рекомендовано обратиться с соответствующими заявлениями в администрацию района и ресурсоснабжающие организации для подключения к сетям.

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что спорный земельный участок не исключен из границ поселения, как заявлено Лукашенковым Г.А. в иске. Земельный участок не входит в границы населенного пункта <адрес>, но входит в границы поселения.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации поселения за вх. поступило заявление о внесении изменений в Генплан Запорожского сельского поселения, в обоснование необходимости внесения которых, указано то обстоятельство, что земельные участки, принадлежащие собственникам на праве собственности, по их мнению, незаконно исключены из границ населенного пункта <адрес>.

В ответ на обращение ДД.ММ.ГГГГ администрацией поселения дан ответ , из содержания которого усматривается, что с момента разработки Генплана поселения (2010 год), спорные земельные участки не входили в границы населенного пункта - <адрес>. Также заявителям было разъяснено, что спорные земельные участки являются землями сельскохозяйственного назначения - территория садово-огородных участков и в соответствии с правилами землепользования и застройки Запорожского сельского поселения расположены в зоне «Ж-3» - зоне дачного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации МО <адрес> поступило коллективное обращение вх. , в том числе истца, о внесении изменений в Генплан Запорожского сельского поселения (обращение о бездействии администрации в не рассмотрении которого и не представлении ответа на который истец просит признать суд).

В ответ на обращение ДД.ММ.ГГГГ администрацией был дан ответ № , из содержания которого усматривается, что распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ-р создана рабочая группа по сбору информации для внесения изменений в генпланы и ПЗЗ сельских поселений <адрес> и рассмотрении вопросов по внесению соответствующих изменений. Дополнительно указано, что по результатам рассмотрения вопроса о включении спорных земельных участков в границы населенного пункта - <адрес> заявителям будет сообщено дополнительно.

Кроме того, муниципальной программой «Подготовка градостроительной и землеустроительной документации на территории муниципального образования <адрес>» на 2016-2019 годы, утвержденной постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной программы «Подготовка градостроительной и землеустроительной документации на территории МО <адрес>», на 2017 год предусмотрено финансирование разработки проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки Запорожского сельского поселения <адрес>.

Таким образом, действия по направлению ответа на обращение Лукашенкова Г.А. с нарушением срока, установленного ч.1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого бездействия администрации МО <адрес>, на которое указывается административным истцом.

Помимо вышеизложенного, согласно представленным в материалы дела свидетельствам о государственной регистрации права, правообладатели земельных участков, в том числе истец и другие лица приобрели право собственности на земельные участки в 2014-2015 годах, то есть фактически на момент их приобретения были осведомлены и согласны с расположением их земельных участков в границах поселения вне границ населенного пункта <адрес>, что не вызвало у них на момент приобретения несогласие в части их разрешенного и фактического использования.

Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, и иные связанные с ними отношения, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи ГрК РФ).

К документам территориального планирования муниципальных образований относятся схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.

Согласно пункту 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

Пунктом 4 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 названного кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

Кроме того, исходя из положений ГрК РФ, территориальное планирование, как и градостроительное зонирование, преследует единую цель обеспечения устойчивого развития территорий.

Вместе с тем, документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения названной цели, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий, по ее достижению исходя из назначения территорий.

Таким образом, положениями ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Согласно ч. 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов сельских поселений, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.

Согласно статье 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

В соответствии со статьей 1 Устава Запорожского сельского поселения муниципального района <адрес>, Запорожское сельское поселение муниципального образования <адрес> имеет правовой статус сельского поселения (в силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «Об установлении границ муниципального образования <адрес>, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований - городского поселения, сельских поселений - и установлении их границ»).

Решением Совета Запорожского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена новая редакция Генерального плана Запорожского сельского поселения, который на момент рассмотрения настоящего спора является действующим и не оспаривается истцом.

Решением Совета Запорожского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены последние изменения в Правила землепользования и застройки Запорожского сельского поселения, которые приняты также уполномоченным органом в установленном порядке, вступили в законную силу и также не оспариваются истцом.

Согласно пункту 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств в том числе местного бюджета, утверждаются соответственно местной администрацией муниципального образования.

Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ в целях уточнения объема финансирования муниципальной программы и эффективной реализации вопросов градостроительства на территории муниципального образования <адрес> утверждены изменения в муниципальную программу «Подготовка градостроительной и землеустроительной документации на территории муниципального образования <адрес>».

Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке проекта по внесению изменений в правила землепользования и застройки Запорожского сельского поселения <адрес> в части населенных пунктов: <адрес>», в целях внесения изменений в ПЗЗ, утвержден порядок работы по разработке проекта по внесению изменений в ПЗЗ Запорожского сельского поселения (копия прилагается).

Таким образом, бездействия администрации МО <адрес> по внесению изменений в Генплан Запорожского сельского поселения не усматривается. Администрацией ведется работа по финансированию внесения соответствующих изменений, создана рабочая группа, в стадии подготовки проект по изменениям в ПЗЗ Запорожского сельского поселения, реализация данных мероприятий запланирована в 2017 году.

Кроме того, все вышеперечисленные доводы административного истца в части бездействия администрации МО <адрес> о не направлении ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ, а также незаконности действий по не внесению изменений в Генплан Запорожсого сельского поселения <адрес> уже были предметом рассмотрения в судебном заседании по иску Л по делу 2а-3 82/2017, вследствие чего судом им была дана надлежащая оценка и отказано в удовлетворении исковых требований. Таким образом, вышеуказанные доводы не подлежат повторному рассмотрению и доказыванию вновь по тем же самым основаниям в отношении того же предмета оспаривания.

Из поданного Лукашенковым Г.А. административного иска видно, что он обратился в суд с административным иском в интересах других лиц и неопределенного круга лиц.

Вместе с тем, суду не представлено доказательств того, что другие не имеют возможности самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав, если они полагают что эти права нарушены кем-либо.

Согласно ч. 1 ст. 40 КАС РФ, в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.

Как видно, закон не наделяет физических лицом правом на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов, в связи с чем Лукашенков Г.А. необоснованно предъявляет настоящий иск в защиту интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного иска Лукашенкова Г.А. к администрации МО <адрес> о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования <адрес>, вырезавшегося в не рассмотрении обращения о внесении изменений в Генеральный план Запорожского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в установленный законом срок; признании незаконным исключения в Генеральном плане Запорожского сельского поселения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, р-н Темрюкский, <адрес>, кадастровый , из границ поселка Береговой; признании незаконным бездействия администрации муниципального образования <адрес>, вырезавшегося в не внесении изменений в Генеральный план Запорожского сельского поселения по заявлению Лукашенкова Г.А. и включению земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, р-н Темрюкский, <адрес>, кадастровый в границы поселка Береговой; обязании администрации муниципального образования <адрес> внести изменения в утвержденный Генеральный план Запорожского сельского поселения, а именно: включить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, р-н Темрюкский, <адрес>, кадастровый в Генеральный план Запорожского сельского поселения в границах поселка Береговой и внести изменения в утвержденный Генеральный план Запорожского сельского поселения, включив в него перечисленные административным истцом земельные участки в границах поселка Береговой.

Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в Краснодарский краевой суд, через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 14.08.2017г.

Председательствующий С.А. Назаренко