Мотивированное решение суда изготовлено 16.08.2019 г.
Дело № 2а-1717/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.о.г.Бор, Нижегородская область 13 августа 2019 года
Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Калыновой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Баевой С.К.,
с участием представителя административного истца ИФНС России по Борскому району Нижегородской области – У.О.В., административного ответчика Прошунина А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Борскому району Нижегородской области к Прошунину А.М. о взыскании задолженности по налогам и пени,
У С Т А Н О В И Л :
ИФНС России по Борскому району по Нижегородской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Прошунину А.М. о взыскании недоимки в сумме 1648 руб. 40 коп., в том числе: транспортного налога за 2014 год в размере 1643 руб., пени по транспортному налогу за период 2014-2016 г.г. в размере 5 руб. 40 коп. (из них 2,46 руб. за период 2014 года, 2,74 руб. за период 2015 года, 0,20 руб. за период 2016 г.).
В обоснование заявленных требований указано, что Прошунин А.М., как собственник транспортного является плательщиком транспортного налога. На уплату транспортного налога за 2014 год административному ответчику вручалось налоговое уведомление, однако оно не было исполнено в установленный срок, в связи с чем, за административным ответчиком имеется задолженность по транспортному налогу в сумме 1643 рублей.
За неуплату транспортного налога, в том числе за 2015 и 2016 г.г., в установленный срок административному ответчику были начислены пени в общей сумме 5, 40 рублей.
До настоящего времени административный ответчик свою обязанность по уплате задолженности по транспортному налогу и пеням не исполнил, в связи с чем, административный истец был вынужден обратиться в суд с настоящим административным иском.
В судебном заседании представитель административного истца – У.О.В., действующая в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, суду пояснила следующее.
Прошунин А.М. в 2014 году являлся владельцем транспортного средства Opel Astra, государственный регистрационный знак №, в связи с чем административному ответчику был исчислен транспортный налог исходя из налоговой базы и налоговой ставки в размере 1643 руб.
Прошунину А.М. направлялось налоговое уведомление № от 29 марта 2015 года, в котором последнему предлагалось оплатить налог в срок до 01 октября 2015 года.
В связи с тем, что данное уведомление оставлено без исполнения, было сформировано требование № по состоянию на 30 октября 2015 года и направлено административному ответчику заказным письмом с уведомлением.
За 2015 и 2016 г.г. Прошунину А.М. также был исчислен налог на имеющиеся у него в собственности транспортные средства, своевременно обязанность по уплате налога исполнена не была.
В связи с переходом Федеральной налоговой службы Российской Федерации на новое программное обеспечение АИС-3, а также отсутствием в базе данных по налогоплательщику Прошунину А.М..М. сведений о получении последним как налоговых уведомлений, так и требований, а также об оплате начисленного налога за 2014-2016 г.г., налоговым органом в декабре 2017 года было произведено аннулирование задолженности (как налога, так и пени) с одновременным формированием нового уведомления, в котором содержался расчет налога за указанные периоды. Срок для добровольной оплаты также был перенесен и установлен до 19 февраля 2018 года.
Впоследствии сформировано требование № по состоянию на 26 февраля 2018 года со сроком исполнения – 03 июля 2018 года, сумма налога, подлежащая уплате, - 3601 руб., поскольку Прошуниным А.М. добровольно оплачено 1826 руб. в счет погашения налоговой задолженности. Данное требование было направлено налогоплательщику посредством личного кабинета 27 февраля 2018 года и получено административным ответчиком, что подтверждается распечаткой с ФИР.
Полагает, что налоговый орган в силу закона имеет право на начисление налога за последние три года, в связи с чем срок на обращение в суд административным истцом не пропущен.
Административный ответчик Прошунин А.М. с заявленными административным истцом требованиями не согласился, суду пояснил следующее.
В 2014 году он являлся собственником транспортного средства Opel Astra, государственный регистрационный знак №, налоговое уведомление с расчетом налога за 2014 год в размере 1643 руб. он получал в 2015 году посредством почтовой связи, налог был оплачен им примерно ноябрь-декабрь 2015 года либо самое начало 2016 года.
После этого им в 2016 году через почту также было получено налоговое уведомление за 2015 год на сумму 1826 руб., налог оплачен им 12 декабря 2016 года. Более никаких налоговых уведомлений и требований Прошунин А.М. не получал.
В ноябре 20198 года им был получен судебный приказ мирового судьи судебного участка №5 Борского судебного района Нижегородской области о взыскании задолженности по налогу и пени в размере 3606,40 руб., в связи с чем были поданы возражения на судебный приказ.
08 ноября 2018 года принято определение об отмене судебного приказа, после чего Прошунин А.М. обратился в налоговый орган за разъяснением.
В ноябре 2018 года в ИФНС России по Борскому району Нижегородской области им было получено налоговое уведомление за 2016 год, оплату по которому он произвел 10 ноября 2018 года.
При обращении в ИФНС России по Борскому району Нижегородской области Прошунин А.М. также предъявлял сотруднику копию квитанции об уплате транспортного налога за 2014 год, однако квитанция была старая, выцветшая и плохо читаемая. Сотрудником налогового органа была сделана копия с квитанции, после чего Прошунин А.М. посчитал вопрос решенным.
На данный момент квитанцию Прошунин А.М. уже выбросил, так как прошел трехлетний срок исковой давности, в течение которого налоговая служба может обратиться за взысканием налога.
Относительно направления налогового уведомления и требования посредством личного кабинета пояснил, что в налоговую службу с заявлением об открытии личного кабинета он не обращался, личным кабинетом не пользовался.
Относительно наличия личного кабинета на сайте ГОСУСЛУГИ пояснил, что на данном сайте личный кабинет открыт, примерно с мая 2018 года.
Изучив материалы дела, заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав собранные по делу письменные доказательства и установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.2 ст.44, ст.45 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, налоговые правоотношения - это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Статьей 357 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статья 358 НК РФ устанавливает, что объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств) определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (п. 1 ч. 1 ст. 359 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с ч.1 ст.361 НК РФ налоговые ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства в размерах, указанных в данном пункте.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля (пункты 2, 4, 6 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно п. 1 ст. 61 Налогового кодекса РФ изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
В силу п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, положениями НК РФ и КАС РФ установлено, что в случае, если задолженность по уплате налога и пени не превышает 3 000 рублей, налоговый орган вправе обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в течение 6 месяцев после истечения трехлетнего срока исполнения требования об уплате налогов, а в случае отмены судебного приказа – с административным исковым заявлением в суд в течение шести месяцев после принятия определения об отмене судебного приказа.
Судом в судебном заседании достоверно установлено и не оспаривается сторонами, что административный ответчик в 2014 году являлся собственником транспортного средства Opel Astra, государственный регистрационный знак № (количество месяцев владения в году – 12/12), в 2015 году – транспортных средств: Opel Astra, государственный регистрационный знак № (количество месяцев владения в году –5/12) и Рено Логан, государственный регистрационный знак № (количество месяцев владения в году – 7/12), в 2016 году – транспортного средства Рено Логан, государственный регистрационный знак № (количество месяцев владения в году – 12/12).
Таким образом, Прошунин А.М. является налогоплательщиком по транспортному налогу.
В 2015 году налоговым органом налогоплательщику Прошунину А.М. был исчислен транспортный налог за 2014 год в размере 1643 руб.
В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № от 29 марта 2015 года, в котором административному ответчику предложено в добровольном порядке оплатить исчисленный налог не позднее 01 октября 2015 года.
Данное налоговое уведомление было получено административным ответчиком и последним не оспаривается.
В связи с отсутствием оплаты в установленный срок, по состоянию на 30 октября 2015 года было сформировано требование № об уплате заодлженности в размере 1643 руб. по транспортному налогу и пени в размере 13,13 руб.
Требование № направлено в адрес налогоплательщика заказным письмом с уведомлением 11 ноября 2015 года номер идентификатора №, что подтверждается списком заказных писем.
В связи с переходом Федеральной налоговой службы Российской Федерации в 2017 году на новое программное обеспечение АИС НАЛОГ-3, а также отсутствием в базе данных по налогоплательщику Прошунину А.М. сведений о получении последним налоговых уведомлений и требований, а также об оплате начисленного за 2014-2016 г.г. налога, налоговым органом произведено сторнирование задолженности (как налога, так и пени) с одновременным формированием нового уведомления, с расчетом налога за указанные периоды.
Срок для добровольной оплаты перенесен и установлен до 19 февраля 2018 года.
В абзаце втором пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.
Сторнирование налоговым органом суммы задолженности Прошунина А.М. по транспортному налогу и пеням за 2014-2016 годы путем перерасчета и переноса срока их уплаты на 19 февраля 2018 года, в соответствии с п.4 ст.61 Налогового кодекса Российской Федерации не отменяют существующей и не создают новую обязанность по уплате налога и не влияют на дату образования задолженности.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Из содержания приведенных норм следует, что налоговый орган имеет право на перерасчет транспортного налога физических лиц за последние три года, предшествующие календарному году направления налогового уведомления, то есть за 2014, 2015, 2016 годы, следовательно, за указанные периоды налоговая инспекция вправе взыскать налог, пени в 2017 году.
В связи с отсутствием полной оплаты налога, сформировано требование № по состоянию на 26 февраля 2018 года со сроком исполнения – 03 июля 2018 года, сумма налога, подлежащая уплате, - 3601 руб. (с учетом оплаты Прошуниным А.М. 1826 руб. в счет погашения налоговой задолженности.
Данное требование было направлено налогоплательщику посредством личного кабинета 27 февраля 2018 года и получено административным ответчиком, что подтверждается распечаткой с ФИР.
В связи с неоплатой задолженности по налогам и пени в добровольном порядке, ИФНС России по Борскому району Нижегородской области вышла с заявлением в мировой суд о вынесении судебного приказа, который был отменен определением мирового судьи судебного участка №5 Борского судебного района Нижегородской области от 08 ноября 2018 года.
В настоящее время за административным ответчиком числится задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 1643 руб., пени по транспортному налогу в размере 05 руб. 40 коп.
Анализируя установленные по делу обстоятельства в их совокупности, с учетом вышеприведенных правовых норм, а также пояснений сторон, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
При этом судом доводы административного ответчика о нарушении административным истцом порядка направления требования об уплате налога и пени не принимаются по следующим основаниям.
Из представленных в судебное заседание доказательств следует, что личный кабинет налогоплательщика Прошунина А.М. первоначально открыт 03 апреля 2015 года, что подтверждается скриншотом программного обеспечения АИС НАЛОГ №.
Через данный личный кабинет налогоплательщику направлялись налоговые уведомления и требования.
Согласно Регламента работы сотрудников налоговых органов ФНС России по обслуживанию пользователей Интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц", утвержденного приказом ФНС России от 31 октября 2014 года № а также рекомендуемым формам документов, необходимых для подключения и предоставления услуг Интернет-сервиса ФНС России "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц", утвержденным приказом ФНС России от 16 октября 2014 года N № сервисом была предусмотрена возможность подачи заявления на подключение к Интернет-сервису "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" непосредственно со стартовой страницы и последующей явки в ИФНС для получения регистрационной карты.
Обязательными для ввода являлись следующие данные: ИНН; Фамилия; Имя; Отчество (при наличии); Адрес регистрации (в соответствии с документом); Адрес электронной почты (при наличии); Контактный телефон (при наличии); Причина регистрации (из справочника ПК СЭОД необходимо выбрать "Первичная регистрация на подключение к Сервису").
В случае успешной регистрации пользователя в Сервисе должностное лицо формирует и распечатывает регистрационную карту с идентификационными данными, логином (ИНН) и первичным паролем пользователя.
При первом входе в Сервис налогоплательщику необходимо сменить первичный пароль. Первичный пароль действует в течение одного календарного месяца с даты регистрации налогоплательщика в Сервисе. В случае, если смена пароля не была осуществлена в течение одного календарного месяца, учетная запись блокируется.
Согласно выписке из личного кабинета налогоплательщика Прошунина А.М. в личном кабинете отражены его фамилия, имя отчество, место регистрации, ИНН, сформирована регистрационная карта на подключение к сервису «Личный кабинет», выдана регистрационная карта на подключение к сервису «Личный кабинет».
Данный личный кабинет закрыт 22 марта 2018 года.
10 июля 2019 года открыт новый личный кабинет налогоплательщика.
Указанные обстоятельства, а также скриншот экрана с содержимым Личного кабинета налогоплательщика Прошунина А.М., несмотря на отсутствие в деле сведений о подаче Прошуниным А.М. заявления о получении доступа к личному кабинету, а также сведений, подтверждающих вручение ему логина и пароля от личного кабинета, свидетельствуют о неполучении им доступа к личному кабинету.
В силу положений п.2 ст.11.2 НК РФ налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что налоговым органом обязанность по направлению в адрес административного ответчика требования об уплате налога была исполнена надлежащим образом.
Само по себе не получение административным ответчиком налогового уведомления либо требования не может свидетельствовать об отсутствии у него обязанности платить установленные в соответствии с действующим законодательством налоги.
Кроме этого, ч. 2.1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика сообщать о наличии у него объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе (абзац 5 п. 2 ст. 11.2 НК РФ).
Сведений о том, что Прошунин А.М. обращался в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, либо обращался в налоговый орган по поводу не получения им налогового уведомления, материалы дела не содержат.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В нарушение положений, указанных в ч.1 ст.62 КАС РФ, административным ответчиком не представлено доказательств в подтверждение отсутствия у него в задолженности по налогу и пени.
Утверждение административного ответчика о незаконности действий налогового органа по округлению суммы транспортного налога в больную сторону 1643 руб. вместо 1642, 5 руб. (73*22,5), судом не принимается, поскольку основан на неверном толковании норм материального права (ч.6 ст.52 НК РФ).
Согласно статье 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
На основании указанной нормы закона, с Прошунина А.М. подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175, 179, 180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ИФНС России по Борскому району Нижегородской области к Прошунину А.М. о взыскании задолженности по налогам и пени - удовлетворить.
Взыскать с Прошунина А.М., 18.06.1980 года рождения, уроженца г.Горький, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу ИФНС России по Борскому району Нижегородской области недоимку по транспортному налогу за 2014 г. в размере 1643 руб., пени по транспортному налогу за период 2014-2016 г.г. в размере 5 руб. 40 коп., общая сумма к взысканию 1648,40 руб. (одна тысяча шестьсот сорок восемь рублей 40 коп.).
Взыскать с Прошунина А.М., 18.06.1980 года рождения, уроженца г.Бор Горьковской области, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Борский городской суд Нижегородской области в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья Е.М.Калынова