ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1717/2022 от 01.07.2022 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2а-1717/2022

74RS0017-01-2022-001962-94

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июля 2022 года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Дружининой О.В.,

при секретаре Будышкиной М.А.,

с участием прокурора Казаковой Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Златоустовского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Златоуста, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области (далее – Администрация ЗГО), в котором просит:

- признать незаконным бездействие Администрации ЗГО, выразившееся в непринятии мер к разработке регламента, регулирующего порядок вывода из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей;

- обязать Администрацию ЗГО разработать и утвердить регламент, регулирующий порядок вывода из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей (л.д. 5-7).

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города при реализации надзорных мероприятий в сфере соблюдения законодательства о теплоснабжении установлено, что согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации является муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, и которая должна предоставляться в соответствии с административными регламентами. Однако до настоящего времени административный регламент предоставления муниципальной услуги не разработан и не утвержден. ДД.ММ.ГГГГ по данному факту Главе ЗГО внесено представление об устранении допущенных нарушений. Представление рассмотрено, мер к установлению порядка не принято.

Определением суди, занесенным в протокол судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве в качестве заинтересованного лица привлечен Орган местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» (далее ОМС «КУИ ЗГО») (л.д. 61).

В судебном заседании прокурор Казакова Т.Б. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Администрации ЗГО в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие. Дополнительно в своем заявлении указал, что в настоящее время регламент находится в стадии разработки (л.д. 64, 67).

Представитель заинтересованного лица ОМС «КУИ ЗГО» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 66).

Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом о месте и времени слушания дела.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административные исковые требования прокурора г. Златоуста подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Приказом Генерального прокурора РФ № 84 от 07.05.2008 года, в соответствии со ст.ст. 11 и 16 Федерального закона «О прокуратуре РФ» установлена компетенция прокуроров субъектов Российской Федерации, а именно – надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе контролирующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Согласно п. 1 ст. 5 Устава Златоустовского городского круга на территории городского округа осуществляется местное самоуправление.

В структуру органов местного самоуправления Городского округа входит Администрация Златоустовского городского округа (пп. 3 п. 1 ст. 15 Устава ЗГО), которая является исполнительно-распорядительным органом Городского округа, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Городского округа федеральными законами и законами Челябинской области. Администрация округа является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области, настоящим Уставом, решениями Собрания депутатов округа и Главы округа (п.п. 1, 3, 6 ст. 26 Устава ЗГО).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, – это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.

Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 г. № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей» установлен порядок вывода из эксплуатации объектов теплоснабжения.Согласно п. 14 указанного Постановления вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, осуществляется по согласованию с указанными потребителями.

Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию) обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (пункт 16).

Орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии для потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к таким объектам, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления (пункт 18).

При таких обстоятельствах следует вывод, что согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации является муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент – нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 4 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ).

В силу ст. 11 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой г. Златоуста при реализации надзорных мероприятий в сфере соблюдения законодательства о теплоснабжении установлено, что согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации является муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, и которая должна предоставляться в соответствии с административными регламентами. До настоящего времени административный регламент предоставления муниципальной услуги не разработан и не утвержден.

Доказательств обратного суду не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор г. Златоуста внес представление в адрес Главы ЗГО с требованием о принятии мер для устранения нарушений (отсутствие административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги), а также выявлению и устранению причин тому способствующих, а именно разработать и утвердить административный регламент (л.д. 51-52).

Представление прокурора г. Златоуста рассмотрено Администрацией ЗГО ДД.ММ.ГГГГ По результатам рассмотрения принято решение разработать и представить на правовую экспертизу данный регламент (л.д. 53).

Однако до настоящего времени проект административного регламента предоставления муниципальной услуги по выводу в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей на территории Златоустовского городского округа не разработан.

Согласно ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу ч. 2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Проанализировав в системной совокупности указанные выше нормы, а также исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что на Администрацию Златоустовского городского округа, в силу прямого указания закона, возложена обязанность по разработке нормативного правового акта, определяющего предоставление муниципальной услуги по выводу в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей на территории Златоустовского городского округа. Администрацией Златоустовского городского округа указанный нормативный правовой акт не разработан, несмотря на внесенное прокурором г. Златоуста представление.

Учитывая, что отсутствие административного регламента нарушает права жителей Златоустовского городского округа, создает предпосылки для коррупционных проявлений, а отсутствие четкости, ясности, недвусмысленности при регулировании вопросов в указанной сфере, создает возможность произвольного применения норм законодательства, ущемления интересов физических и юридических лиц, требования прокурора г. Златоуста о признании незаконным бездействия Администрации ЗГО подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 № 23 «О судебном решении» судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу.

Исходя из требований разумности и справедливости, а также необходимости соблюдения баланса прав и интересов сторон, учитывая временные затраты, необходимые для разработки нормативного правового акта, определяющего требования к документу, суд полагает возможным установить срок устранения указанных нарушений в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить административное исковое заявление прокурора г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Златоустовского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – Администрации Златоустовского городского округа, выразившееся к непринятии мер к разработке и принятию административного регламента предоставления муниципальной услуги по выводу в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей на территории Златоустовского городского округа.

Обязать орган местного самоуправления – Администрацию Златоустовского городского округа в месячный срок со дня вступления в силу решения суда разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги по выводу в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей на территории Златоустовского городского округа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий О.В. Дружинина

Мотивированное решение изготовлено 08 июля 2022 года.