ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1718/20 от 20.07.2020 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Краснодар ДД.ММ.ГГГГ

Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе

председательствующего судьи Барановой Е.А.,

при секретаре Кочикян Н.П.,

с участием:

ФИО1 административного истца Гиш А.З., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление инспекции Федеральной налоговой службы №3 по городу Краснодару к административному ответчику – ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы №3 по городу Краснодару (далее - ИФНС России №3 по г. Краснодару) обратилась в суд с административным иском к административному ответчику о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование исковых требований указано, что ФИО2 состоит на учете в ИФНС России № 3 по г. Краснодару по месту его жительства с ДД.ММ.ГГГГ, постановка на учет в качестве адвоката с ДД.ММ.ГГГГ Налоговым органом по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ. начислены налогоплательщику страховые взносы в фиксированном размере за 2018 по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб. Налог в установленный срок не был оплачен. ИФНС России № 3 по г. Краснодару в адрес налогоплательщика направила требование об уплате налога и пени. Срок уплаты задолженности установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок, требование Налогового органа Налогоплательщиком не исполнено, что явилось поводом для обращения в суд.

В административном иске налоговый орган просит суд взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб. Всего на общую сумме в размере <данные изъяты> руб.

Представитель ИФНС России № 3 по г. Краснодару в судебном заседании просила суд восстановить срок для подачи пропущенного процессуального срока для обращения с иском, а также взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, указанные в административном исковом заявлении.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, данными о причинах неявки суд не располагает, заявление о рассмотрении дела в его отсутствие не поступило.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также их ФИО1 в случаях, если ФИО1 извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием ФИО1 является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Выслушав пояснения ФИО1 административного истца, исследовав материалы дела, суд находит, что административные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно п. 2 ст. 48НК РФ, а также п. 2 ст. 286 КАС РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Установлено, что мировым судьей судебного участка № 232 Западного внутригородского округа г. Краснодара ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ о взыскании задолженности с Налогоплательщика.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен в связи с тем, что Налогоплательщик представил в суд свои возражения относительно его исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Поскольку законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска указанного срока, вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда.

Указанные административным истцом в ходатайстве причины пропуска срока суд считает уважительными и полагает необходимым пропущенный срок восстановить.

В соответствие ст.57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п.1 ст.23 и п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными данным кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено им.

Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Как следует из ст. 48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением об их взыскании. Такое заявление подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено положениями данной статьи.

При этом п. 1 ст. 69 НК РФ определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Федеральными законами от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и от 03.07.2016г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что полномочия по администрированию страховых взносов с 01.01.2017г. возложены на Налоговые органы.

При этом устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 430 НК РФ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода, который заключается в следующем: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает <данные изъяты> руб.. - в фиксированном размере <данные изъяты> руб. за расчетный период 2018; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает <данные изъяты> руб., - в фиксированном размере <данные изъяты> руб. за расчетный период 2018 плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего <данные изъяты> руб. за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ.

Положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 430 НК РФ установлен следующий размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5840 руб. за расчетный период 2018г.

Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.

В соответствии с пунктом I статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 621-0-0 предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.

Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В случае прекращения деятельности страхователей в установленном порядке до 31 декабря текущего года фиксированный платеж подлежащий уплате в текущем году уплачивается за фактический период деятельности не позднее даты ее прекращения.

Из материалов дела следует, что ФИО2 состоит на учете в ИФНС России № 3 по г. Краснодару по месту его жительства с ДД.ММ.ГГГГ, постановка на учет в качестве адвоката с ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговым органом по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ. начислены налогоплательщику страховые взносы в фиксированном размере за 2018г. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб.

Налог в установленный срок не был оплачен. Доказательств обратному суду не представлено.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Установлено, что ИФНС России № 3 по г. Краснодару в соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес налогоплательщика направила требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога и пени в размере <данные изъяты> руб., сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный срок, требование Налогового органа, Налогоплательщиком не исполнено.

Таким образом, на основании п. 3 ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ, у Налогового органа возникнет основания для взыскания задолженности по страховым взносам.

Пунктом I статьи 75 НК РФ определено, что пенями признается установленная этой нормой денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно п. 3 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Согласно статье 31 НК РФ налоговым органам вменена обязанность взыскивать с налогоплательщиков недоимки, задолженность и пени по платежам в бюджет всех уровней.

При указанных обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, государственные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.

На основании ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Доказательств наличия оснований для освобождения административного ответчика от уплаты государственной пошлины суду не представлено.

На основании ст. 103, 111, 114 КАС РФ с учетом положений ст. 333.19 НК РФ, суд полагает необходимым взыскать с административного ответчика в доход государства государственную пошлину в размере 1173,31 руб.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования инспекции Федеральной налоговой службы №3 по городу Краснодару к административному ответчику ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Восстановить инспекции Федеральной налоговой службы №3 по городу Краснодару пропущенный срок для подачи административного искового заявления.

Взыскать с ФИО3 (ИНН ) задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб.

Взыскать с ФИО3 в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца со дня получения лицами, участвующими в деле копии настоящего решения.