ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-171/19 от 01.11.2019 Вологодского гарнизонного военного суда (Вологодская область)

Дело № 2а-171/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 ноября 2019 года город Вологда

Вологодский гарнизонный военный суд в составе судьи Ладного В.В., с участием представителя административного истца ФИО1 адвоката Смирнова Л.Н., при секретаре Мельниковой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 18401, проходящего военную службу по контракту, ефрейтора ФИО1, о признании незаконным решения отделения (территориального, г.Вологда) Федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» (далее – отделение ЗРУЖО) о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение отделения ЗРУЖО от 27 июня 2019 года № 35-27/1/2019 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В обоснование требований в административном иске указано, что 05 февраля 2016 года начальником отделения ЗРУЖО было принято решение № 35-24/5/2016 о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма ее и дочери с 12 ноября 2015 года. Однако, 27 июня 2019 года начальником ЗРУЖО было принято решение № 35-27/1/2019, о снятии ее с этого учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, по причине того, что уровень обеспеченности жилым помещением составляет более учетной нормы. Основанием для принятия оспариваемого решения послужило обстоятельство учета жилищных прав ее родственников - ФИО11 и ФИО8, которые имеют в собственности жилые помещения.

Представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить, объяснив, что ФИО1 не согласна с данным решением и считает его незаконным и необоснованным, поскольку сама административный истец не обеспечена каким - либо жилым помещением, не ведет общего хозяйства с ФИО14 и ФИО8 и никогда не проживала в принадлежащих им квартирах, а, следовательно, при определении уровня обеспеченности ее жилым помещением учет имущественных прав ФИО14 и ФИО8 на жилые помещения является незаконным.

ФИО1, начальник ЗРУЖО, начальник отделения ЗРУЖО, и начальник Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу», извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли, но просили рассмотреть дело без их участия, в связи с чем на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено без их участия.

В представленных суду возражениях начальник отделения ЗРУЖО просил отказать истцу в удовлетворении требований, объяснив, что при принятии оспариваемого решения было учтено, что ФИО1 с 13 июля 2010 года по настоящее время зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес> общей площадью 33,2 кв.м, принадлежащем на праве собственности отцу ФИО11 В этом жилом помещении зарегистрированы по месту жительства собственник этого помещения - ФИО14, его дочь ФИО8, ФИО1 и ее дочь. При этом ФИО14 является собственником 1/2 доли общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 47,7 кв.м (23,6 кв.м). ФИО8 также является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 74,9 кв.м. Таким образом, по мнению начальника отделения ЗРУЖО, уровень обеспеченности жилым помещением ФИО1 и членов ее семьи с учетом наличия собственности на жилые помещения у ФИО14 и ФИО8 составляет более учетной нормы (14 квадратных метров общей площади) на каждого приходящегося: (33,2+23,6+74,9) кв.м : 4 человека = 32,93 кв.м на одного человека, а, следовательно, истец и члены ее семьи обеспечены жилым помещением.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с копиями удостоверения личности истца, выпиской из послужного списка, справок в/ч от 07 июня 2018 № 262, 263 ФИО1 проходит военную службу по контракту в войсковой части 18401 с 30 июня 1993 года и ее выслуга составляет 24 года.

Как следует из копий справки войсковой части 18401 № 264 от 07 июня 2018 года и свидетельств о рождении родителями административного истца являются отец - ФИО9 и мать - ФИО2, а ФИО3 - дочерью административного истца.

По сообщению ООО «Тотьмастрой плюс» административный истец с 08 июля 1982 года по 13 июля 2010 года была зарегистрирована по адресу: <адрес>, где также были зарегистрированы ФИО14, его дочь ФИО10 и жена ФИО4, являющейся матерью административного истца.

Как видно из поквартирной карточки, копии ордера, договора на передачу квартиры от 21 сентября 2000 года и заявления ФИО1 административный истец на правах члена семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения - ФИО11, проживала в указанном помещении, общей площадью 49,8 кв.м., которое 21 сентября 2000 года было приватизировано ФИО4, зарегистрированной в настоящее время в этой квартире.

Из копий паспортов истца, ФИО14, ФИО8, свидетельства о регистрации по месту жительства ФИО1 ф.8 и карточки регистрации ф.9 усматривается, что по адресу: <адрес> постоянно зарегистрированы в качестве членов семьи собственника ФИО14 с 18 июня 2009 года ФИО8, с 13 июля 2010 года сама административный истец, а с 22 апреля 2014 года ее дочь.

Как следует из копий поквартирной карточки и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ с этой даты вышеуказанная квартира принадлежит ФИО14 на праве собственности, который был зарегистрирован в ней с 13 июля 2010 года.

Согласно сведениям из Росреестра от 13 апреля 2019 года и от 11 апреля 2019 года ФИО8 на праве собственности принадлежит квартира площадью 74,9 кв.м. по адресу <адрес><адрес>, а ФИО14 на праве 1/2 доли в собственности принадлежит жилой дом по адресу <адрес> (23.6 кв.м.).

Из уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что у ФИО1 и ее дочери отсутствуют какие-либо права на объекты недвижимости.

Согласно решению Совета муниципального образования «город Тотьма» от 17 апреля 2018 года № 231 « Об установлении новых норм предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения на одного гражданина в г. Тотьме установлена в размере 14 кв.м. общей площади.

Из копий договоров найма жилого помещения от 31 декабря 2017 года и 31 декабря 2018 года, приложенных истцом к заявлению, усматривается, что ФИО1 и ее дочь проживают в квартире по адресу <адрес>.

Согласно решению начальника отделения ЗРУЖО от 05 февраля 2016 года №35-24/1/2016 Кокорева совместно с дочерью с 12 ноября 2015 года была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному ей месту жительства в г. Тотьме.

Как видно из копии заявления ФИО1 и предварительного решения отделения ЗРУЖО № 35-68/47/2018 административный истец 17 мая 2016 года обратилась в отделение ЗРУЖО о перечислении ей жилищной субсидии, в связи с чем 04 июля 2018 года начальником отделения ЗРУЖО было принято предварительное решение о предоставлении ФИО1 указанной субсидии.

Вместе с тем, из копии решения начальника отделения ЗРУЖО от 27 июня 2019 года №35-27/1/2019, следует, что в соответствии с предоставленными документами и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости:

- ФИО1 с 13 июля 2010 года по настоящее время зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес> общей площадью 33,2 кв.м, принадлежащем на праве собственности отцу ФИО11;

- в указанном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства ФИО11, собственник, дочь ФИО8, дочь ФИО1, внучка ФИО3;

- также ФИО14 является собственником 1/2 доли общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 47,7 кв.м (23,6 кв.м);

- ФИО8 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 74,9 кв.м.

С учетом этих данных, начальник отделения ЗРУЖЗО пришел к выводу, что уровень обеспеченности жилым помещением ФИО1 и ее дочери с учетом ФИО14 и ФИО8 составляет более учетной нормы на каждого приходящегося: (33,2+23,6+74,9) кв.м : 4 человека = 32,93 кв.м на одного человека, а поэтому административный истец и ее дочь подлежат снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку обеспечены жилым помещением по установленным нормам.

Давая оценку изложенным обстоятельствам, военный суд основывается на положениях статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которой государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и совместно проживающим с ними членам семей, признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 данного закона.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставлять во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности имущество.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения, которые имеют равное с ним право пользования жилым помещением, относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг, дети и родители данного собственника, а также вселенные туда на правах членов семьи иные лица (родственники, иждивенцы и т.д.).

Реализация собственником прав владения, пользования и распоряжения жилым помещением осуществляется вне зависимости от того, проживает ли он в жилом помещении. При этом в совокупности с положениями статьи 31 ЖК РФ совместное проживание собственника вместе с вселенными в принадлежащее ему жилое помещение членами семьи предполагается.

В этой связи, согласно правилам, установленным пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, и всилу универсального характера права собственности на жилые помещения, вытекающего из статей 209, 288 ГК РФ и статьи 30 ЖК РФ, при определении уровня обеспеченности семьи общей площадью жилого помещения в расчет принимаются как собственники жилого помещения, так и проживающие в том же жилом помещении члены семьи собственников.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность ЗРУЖО по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы могло бы привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.

В ходе судебного заседания было установлено, что ФИО1, заключившая первый контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года, с 08 июля 1982 года по 13 июля 2010 года была зарегистрирована по адресу: <адрес>, где также были зарегистрированы ФИО14, ФИО4 и ФИО10 С 13 июля 2010 года по настоящее время ФИО1 зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес> общей площадью 33,2 кв.м, принадлежащем на праве собственности ФИО14. В этом жилом помещении зарегистрированы по месту жительства ФИО14, являющийся собственником этого жилого помещения, его дочь ФИО8, ФИО1 и ее дочь. При этом ФИО14 также является собственником 1/2 доли общей долевой собственности на жилого дома общей площадью 47,7 кв.м (23,6 кв.м), а ФИО8 собственником жилого помещения общей площадью 74,9 кв.м.

В феврале 2016 года ФИО1 была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 12 ноября 2015 года с составом семьи: она и дочь по избранному административным истцом месту жительства – г. Тотьма.

27 июня 2019 года ЗРУЖО было принято оспариваемое решение, которым ФИО1 была снята с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с тем, что уровень обеспеченности жилым помещением составляет более учетной нормы.

С учетом установленных в ходе судебного заседания обстоятельств дела и того, что ФИО1 и ее дочь были вселены в жилое помещение по адресу: <адрес> как члены семьи собственника без каких – либо ограничений, суд приходит к убеждению, что уровень обеспеченности жилым помещением ФИО1 и ее дочери необходимо рассчитывать с учетом имеющегося права собственности на жилые помещения у ФИО14 и ФИО8, а поэтому в настоящее время этот уровень у административного истца превышает учетную норму, установленную в городе Тотьма - 14 кв.м. общей площади.

Следовательно, требования ФИО1 удовлетворению не подлежат, поскольку оспариваемое административным истцом решение отделения ЗРУЖО от 27 июня 2019 года № 35-27/1/2019 соответствует нормативным правовым актам и не нарушает прав ФИО1, так как она и ее дочь обеспечены жилым помещением по установленным нормам, в связи с чем у суда отсутствуют основания для возложения на указанное должностное лицо каких-либо обязанностей.

В связи с тем, что в удовлетворении административного искового заявления отказано, то в силу ст. 111 КАС РФ судебные расходы возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст. 175-176, 178-180, 227 КАС РФ, военный суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным решения отделения (территориального, г.Вологда) Федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» от 27 июня 2019 года № 35-27/1/2019 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 1-ый Западный военный суд через Вологодский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В. Ладный

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.