РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 апреля 2019 года <адрес>
Судья Заводского районного суда <адрес> Дауркин И.В.,
рассмотрев в порядке главы 33 КАС РФ административное дело №а-171/19 по заявлению прокурора <адрес> ЧР в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзору по ЧР о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которой на территории РФ запрещено,
установил:
прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Управлению Роскомнадзора ЧР с требованиями признать информацию, размещенную в сети Интернет на интернет-ресурсе https://nktvltl.livejournal.com/2969226.html, информацией, распространение которой на территории РФ запрещено, принять меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к информации, размещенной на на интернет-ресурсе https://nktvltl.livejournal.com/2969226.html и обязать управление Роскомнадзор по ЧР ограничить доступ к указанной странице.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что в ходе мониторинга сети «Интернет» ДД.ММ.ГГГГ. выявлена страница https://nktvltl.livejournal.com/2969226.html, на которой размещены для свободного доступа неограниченного круга лиц материалы, преследующие цель оскорбить религиозные чувства верующих, распространение которых может служить предпосылкой к разжиганию национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, что противоречит условиям и порядку распространения информации, предусмотренном ст. 29 Конституции РФ, ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», а также ч.6 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее-Закон № 149-ФЗ).
В судебное заседание административный истец, представитель административного ответчика, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились. При этом, ответчик представил суду заявление с информацией об отсутствии сведений об авторе размещенной информации, владельце интернет-ресурса, отсутствии необходимости привлечению к участию в данном деле заинтересованных лиц. Кроме того, соглашаясь с обоснованностью иска и его признания, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Неявка сторон извещенных о месте и времени рассмотрения дела не препятствует рассмотрению дела по существу. Поскольку в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка их не является обязательной, суд считает возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, (глава 33 КАС РФ) на основании ч.7 ст. 150 КАС РФ и в соответствии с определением суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Исследовав материалы дела, суд находит административный иск прокурора не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с КАС РФ суды общей юрисдикции, рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 ст.1 КАС РФ).
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч.5 ст.15 закона N149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст.10 Закона N 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Пунктом 6 указанной статьи запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 9 Закона N 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч.1 ст.15.1 Закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет", а исходя из ч. 2 ст. 15.1, в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с ч.2 ст.29 Конституции РФ не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
В силу п.1 ст.1 Федерального закона N 114-ФЗ под экстремистской деятельностью понимается: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; совершение преступлений по мотивам, указанным в п."е" ч.1 ст.63 УК РФ.
В соответствии с абз.1-2 ст.11 Закона N 114-ФЗ в РФ запрещаются распространение через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности.
Частью 6 ст.10 закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Административным истцом ставится вопрос о признании страницы социальной сети Интернет https://nktvltl.livejournal.com/2969226.html, запрещенной к просмотру на всей территории Российской Федерации и обязать управление Роскомнадзор по ЧР ограничить доступ к указанной странице.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, учитывая, что административный истец (прокурор) по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств ("Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2018)",утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ).
Из иска следует, что в ходе мониторинга сети «Интернет» ДД.ММ.ГГГГ выявлена страница в социальной сети https://nktvltl.livejournal.com/2969226.html, на которой размещены для свободного доступа неограниченного круга лиц материалы, преследующие цель оскорбить религиозные чувства верующих, распространение которых может служить предпосылкой к разжиганию национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды.
В подтверждение обоснования заявленных требований, истцом представлена распечатка страницы NKTV1Tl, а не https://nktvltl.livejournal.com/2969226.html, сведения о которой с помощью программы Google судом не найдено.
Кроме того, в представленном Акте осмотра сайта от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует информация какие вводные данные набирались в поле адресной строки программы Google Chrome (веб-браузер) и какая открылась страница Интернет-ресурса, на которой якобы размещены для свободного доступа неограниченного круга лиц материалы, преследующие цель оскорбить религиозные чувства верующих, распространение которых в свою очередь может служить предпосылкой к разжиганию национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды.
Поскольку, в силу ст.15.1 Закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет" включаются действующие сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, учитывая отсутствие страницы https://nktvltl.livejournal.com/2969226.html на день рассмотрения дела по существу и недоказанности прокурором заявленных требований, административное исковое заявление прокурора удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 150, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора <адрес> ЧР к Управлению Роскомнадзора по ЧР о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которой на территории РФ запрещено, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чеченской Республики через Заводской районный суд <адрес> в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Мотивированное решение изготовлено и оглашено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.В.Дауркин