Дело №2а-171/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Суджа 10 апреля 2019 года
Суджанский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Квасковой И.В.,
при секретаре Резниковой А.А.,
с участием:
представителей административного истца - помощников прокурора Суджанского района Курской области Лысаковой Е.С., ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО7,
заинтересованного лица ФИО3,
заинтересованного лица ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Суджанского района Курской области в интересах Российской Федерации к Администрации муниципального образования «Суджанский район» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Суджанского района Курской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации к Администрации муниципального образования «Суджанский район» Курской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, указывая в обоснование административного иска следующее.
Прокуратурой Суджанского района (далее по тексту Прокуратура) проведена проверка исполнения администрацией Суджанского района Курской области (далее по тексту Администрация) антикоррупционного законодательства в сфере урегулирования вопросов, связанных с конфликтом интересов. Прокурор основывает свои требования на ст.10, ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст.14.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Коррупционно опасной является любая ситуация в служебной деятельности, создающая возможность нарушения норм, ограничений и запретов, установленных для муниципального служащего. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов – ответственность муниципального служащего. Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о порядке сообщения муниципальными служащими Суджанского района о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-к ФИО3 назначен на должность исполняющего обязанности заместителя главы Администрации. Администрацией, в лице главы района Ильина Н.И., с ФИО3 заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№ (в соответствии с постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-к) в трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№ внесено изменение в наименование должности, замещаемой ФИО3: должность исполняющего обязанности заместителя главы администрации - начальника управления ЖКХ, строительства, дорожной деятельности и муниципального имущества Администрации. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№ (в соответствии с постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-к) к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО3 назначен на должность заместителя главы Администрации - начальника управления ЖКХ, строительства, дорожной деятельности и муниципального имущества Администрации. В соответствии с п. 2.3 трудового договора Ильин Н.И. имеет право, в т.ч. поощрять работника за добросовестный эффективный труд, привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном действующим законодательством. Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена должностная инструкция заместителя главы Администрации - начальника управления ЖКХ, строительства, дорожной деятельности и муниципального имущества администрации, согласно п. 1.1 которой должность ФИО3 является должностью муниципальной службы, отнесенной к группе высших должностей. Пункт 1.6 должностной инструкции предусматривает, что заместитель главы администрации - начальник управления ЖКХ, строительства, дорожной деятельности и муниципального имущества администрации находится в непосредственном подчинении Главы района. Согласно п.1.7, заместитель главы Администрации на время отсутствия главы района исполняет его обязанности в соответствии с распоряжением Администрации. Согласно сведениям отдела ЗАГС Администрации, ФИО3 состоит в родственных отношениях с Ильиным Н.И., являясь его племянником. Исходя из норм антикоррупционного законодательства, между Ильиным Н.И. и ФИО12. имеются иные близкие отношения, которые ведут к возникновению личной заинтересованности в ходе исполнения служебных обязанностей. Таким образом, в соответствии со ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» между ФИО4 и ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ возникла ситуация, ведущая к возникновению конфликта интересов. В соответствии с Положением, утвержденным постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ муниципальные служащие обязаны сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры к предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Часть 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ обязывает муниципального служащего направить такое уведомление, как только ему станет известно о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, то есть в данном случае - незамедлительно. Являясь муниципальным служащим и заместителем главы Администрации, ФИО3 с указанным уведомлением в администрацию не обращался, мер к урегулированию конфликта интересов с момента назначения на должность и до настоящего времени не предпринял, т.е. нарушил ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п. 2.3 ч.2 ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», что является правонарушением, влекущим безусловное увольнение указанного лица в соответствии с законодательством РФ. Аналогичные нарушения выявлены при заключении трудового договора между главой района Ильиным Н.И. и начальником архивного отдела Администрации ФИО5 Согласно сведениям отдела ЗАГС Администрации, ФИО5 состоит в родственных отношениях с ФИО4 - является его племянницей. Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО5 назначена на должность исполняющего обязанности начальника архивного отдела администрации. Администрацией, в лице главы района ФИО4, с ФИО5 заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ№ (в соответствии с постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№) ФИО5 назначена на должность начальника архивного отдела Администрации. В соответствии с п.2.3 трудового договора ФИО4 имеет право, в т.ч. поощрять работника за добросовестный эффективный труд, привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном действующим законодательством. Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена должностная инструкция начальника архивного отдела Администрации, согласно п. 1.1 которой, должность ФИО5 является должностью муниципальной службы, отнесенной к группе высших должностей. Пункт 1.5 должностной инструкции предусматривает, что начальник архивного отдела Администрации назначается на должность и освобождается от должности главой района по согласованию с администрацией Курской области. Положения ч.2 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ вступили в силу 17.10.2015. Трудовые отношения между ФИО4 и ФИО5 в указанный период времени сохранялись. Таким образом, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ДД.ММ.ГГГГ у ФИО5 возникла обязанность обратиться с письменным заявлением о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов к представителю нанимателя. Но ФИО5 с соответствующим уведомлением в Администрацию не обращалась, мер к урегулированию конфликта интересов не предпринимала. В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес Главы района внесено представление с требованиями: принять решения в отношении ФИО3, ФИО5 в соответствии с требованиями ч.6 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, п.2.3 ч.2 ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ и п.7.1. ст.81 Трудового кодекса РФ - об увольнении. До настоящего времени представление не исполнено.
Просит суд признать незаконным бездействие Администрации в части непринятия мер к устранению нарушений Федеральных законов от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» в части недопущения любой возможности возникновения конфликтов интересов; обязать Администрацию принять решение в отношении заместителя главы Администрации- начальника управления ЖКХ, строительства, дорожной деятельности и муниципального имущества Администрации ФИО3, начальника архивного отдела Администрации ФИО5 в соответствии с требованиями ч.6 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п.2.3 ч.2 ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» и п. 7.1. ст. 81 Трудового кодекса РФ - об увольнении.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Лысакова Е.С. административный иск поддержала по основаниям, в нем изложенным. Пояснила, что нарушения у ФИО2 и ФИО6 выразились в том, что последние, являясь муниципальными служащими, достоверно зная о положениях антикоррупционного законодательства, своевременно не направили уведомления в соответствующую комиссию для разрешения вопроса о наличии конфликта интересов при сложившихся обстоятельствах. К ответу на представление прокурора приложено уведомление об обращении в комиссию по урегулированию конфликта интересов главы Суджанского района Ильина в отношении ФИО13 и ФИО14. В связи с тем, что ситуация конфликта интересов носит двойственный характер, возникает между двумя субъектами, фактически глава Суджанского района, как субъект правоотношений, такую возможность возникновения конфликта интересов увидел, в связи с чем обратился в комиссию. ДД.ММ.ГГГГ в Прокуратуру поступило возражение от Администрации, исходя из которого, можно сделать вывод о том, что ФИО6 и ФИО2 обратились в указанную комиссию с заявлениями для принятия решения о возможности возникновения конфликта интересов, т.е. фактически признали, что между ними и Ильиным сохраняется возможность возникновения конфликта интересов. Поскольку законодательство предполагает такую норму, как увольнение не только в случае наличия конфликта интересов, но и в случае не обращения в комиссию при возможности такого конфликта, полагает, что имеются основания для удовлетворения иска. Иные близкие отношения между главой Администрации Ильиным и ФИО6 и ФИО2 – это наличие между ними родства, как дядя и племянников. Ситуация непосредственного подчинения ФИО6, как работодателю, является наличием между ними конфликта интересов, т.к. они состоят в трудовых отношениях. Личная заинтересованность у указанных сторон конфликта интересов - наличие каких-либо выгод, преимуществ, которые выражаются в предоставлении преференций в работе, принятии решений о привлечении или не привлечении к дисциплинарной ответственности, вопросы связанные с отпуском, в нарушении графика, в более удобное время, начисление премий. Иск основан не на том, что уже возникла ситуация конфликта интересов, а на том, что лицо, предполагающее такое развитие событий, должно было обратиться в комиссию по урегулированию конфликта интересов, но свою обязанность не выполнило, в связи с чем подлежит увольнению. Аналогичные доводы были приведены помощником прокурора и в отношении ФИО5 Проверка Администрации проводилась в связи с поступлением из Прокуратуры Курской области обращения гражданки о нарушениях антикоррупционного законодательства в Администрации. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации было вынесено представление, которое до настоящего времени не исполнено. Ответственные лица к административной ответственности не привлекались по причине нецелесообразности. Просила иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО7 в судебном заседании административный иск не признала, просила в удовлетворении отказать. Пояснила, что в соответствии со ст.10 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст.3 Федерального закона №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» к близкому родству или свойству относятся: родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей. К перечню близких родственников у которых есть обязанность уведомлять комиссию о возникновении конфликта интересов «племянник» не относится, что также указано и в Семейном кодексе РФ: «близкие родственники - это дети и родители, дедушки, бабушки и внуки, внучки, сестры и братья (полнородные - имеющие общих родителей, не полнородные - имеющие общего отца или мать)». ФИО3ДД.ММ.ГГГГ был назначен на должность заместителя Главы Администрации. Назначению на должность предшествовала процедура согласования ФИО3 в Администрации Курской области и Представительном Собрании Суджанского района. Проект решения Представительного Собрания Суджанского района направлялся в Прокуратуру. При проведении процедуры согласования во всех указанных структурах вопросов по назначению ФИО3 на должность Заместителя Главы Администрации не возникало. ДД.ММ.ГГГГ в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации, аппарата Представительного Собрания Суджанского района, руководителей муниципальных учреждений и урегулированию конфликта интересов поступило уведомление ФИО3 о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В уведомлении указано, что с ДД.ММ.ГГГГФИО3 назначен на должность Заместителя Главы Администрации. Главой Суджанского района является его дядя - Ильин Н.И., в соответствии со структурой Администрации, утвержденной решением Представительного Собрания Суджанского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 находится в непосредственном подчинении у Главы. Вышеуказанной комиссией было принято решение, что при исполнении обязанностей заместителем главы Администрации ФИО3 конфликта интересов не усматривается, т.к. он не является близким родственником Главы Суджанского района. ФИО5 была назначена исполняющим обязанности начальника архивного отдела Администрации ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - начальником этого отдела. За время работы в данной должности вопросов ни по назначению, ни по дальнейшей работе ФИО5 не возникало. В соответствии со структурой Администрации архивный отдел находится в непосредственном подчинении Управляющего Делами Администрации. Ходатайства о премировании или вынесении дисциплинарных взысканий в отношении начальника архивного отдела направляются руководителю Управляющим делами Администрации. Прокурором ошибочно указано на то, что должность начальника архивного отдела является должностью муниципальной службы, отнесенной к группе высших должностей. В соответствии с Законом Курской области от 13.06.2007 №60-ЗКО «О муниципальной службе в Курской области» начальник отдела относится к группе главных должностей. ДД.ММ.ГГГГ в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации, … и урегулированию конфликта интересов поступило уведомление ФИО5 о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В уведомлении указано, что с ДД.ММ.ГГГГФИО5 назначена на должность начальника архивного отдела. Главой Суджанского района является ее дядя - Ильин Н.И., а заместителем Главы Администрации ее брат - ФИО3 Рассмотрев вышеуказанное уведомление, вышеуказанной комиссией было принято решение, что при исполнении обязанностей начальника архивного отдела ФИО5 конфликта интересов не усматривается, т.к. она в соответствии с действующим законодательством не является близким родственником Главы Суджанского района. Прокурором допущено неправильное применение законодательства и приводимых в нем понятий родства и свойства, подменой одних понятий другими. Из положений Федерального закона «О противодействии коррупции» следует, что конфликт интересов заключается в личном получении субъектом указанных правоотношений различных преференций как имущественного, так и не имущественного характера, или (и) получение таких благ лицами, состоящими с таким субъектом в близком родстве или свойстве. Ни под один из видов указанных в Федеральном законе №273-ФЗ категорий (отношений) родственные отношения между вышеуказанными лицами и не подпадают. Мнение административного истца о том, что между Ильиным Н.И., ФИО3 и ФИО5 имеются иные близкие отношения надуманы, являются предположением, не подтвержденным фактическими обстоятельствами. В словаре русского языка, близкие отношения - это отношения, основанные на взаимопонимании и доверии. Однако административным истцом не установлено таких обстоятельств и нормами антикоррупционного законодательства, где разъясняется формулировка «близкие отношения». ФИО3 при подаче уведомления в комиссию знал, что в рамках действующего законодательства конфликт интересов отсутствует, но он хотел, чтобы комиссией при принятии решения это подтвердилось. В 2017-2018 г.г. ФИО15 привлекался к дисциплинарной ответственности. ФИО3 и ФИО5 законодательство о противодействии коррупции не нарушали, законных оснований увольнять их с должностей муниципальной службы нет.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании административный иск не признал, просил в удовлетворении отказать по основаниям, указанным представителем административного ответчика. Пояснил, что он является племянником Главы Администрации Ильина Н.И., они не являются близкими родственниками, согласно положениям действующего законодательства. Уведомление в комиссию им было подано в целях исключить возможность предполагаемого прокуратурой конфликта интересов, личной заинтересованности у него нет, подаче уведомления предшествовало представление прокуратуры.
Заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть без ее участия.
Заинтересованное лицо ФИО8 в судебном заседании административный иск не признал, просил в удовлетворении отказать. Пояснил, что конфликт интересов в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ возникает при наличии двух факторов: близких родственных отношений и личной заинтересованности. В заявлении не указано обстоятельств, подтверждающих данные факты. В приведенной норме Федерального закона №273-ФЗ, согласно перечню близких родственников, дядя и племянники к таковым не относятся. В других отраслях права также нет этому подтверждения. Племянники и дяди (тети), по смыслу семейного законодательства РФ, - ст. 14 Семейного кодекса РФ и ст.97 не являются близкими родственниками, что подтверждается ст.5 УПК РФ, и, исходя из положений п.п. 3 п.1 ст. 20 НК РФ, дядя и племянники не относятся к взаимозависимым лицам. Данная позиция закреплена в решениях судов РФ, в т.ч. в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 №1, в котором установлено, что «дядя и племянник близкими родственниками (близкими лицами) не являются и в близких родственных отношениях не состоят. Не относятся они и к лицам, состоящим в свойстве». В исковом заявлении указано, что между Ильиным и ФИО6 имеются иные близкие отношения, однако норма иных близких отношений, выходящая за перечень близких родственников, установленных Федеральным законом №273-ФЗ, может применятся при наличии установления личной заинтересованности в получении денежных средств, иных доходов и выгод для заинтересованных лиц, или возможном получении доходов и выгод. Вывод в исковом заявлении о наличии иных близких отношений не находит своего подтверждения в заявлении. Прокуратурой не представлены доказательства о наличии между указанными лицами имущественных, корпоративных или иных близких отношений. Наличие полномочий по назначению на должность, изменению и прекращению трудового договора, поощрение и принятие решений о привлечении к ответственности ФИО6 и ФИО2 не является личной заинтересованностью, т.к. личная заинтересованность - это ситуация, заключающаяся в принятии главой района в пределах его компетенции решений или совершении действий в интересах заместителя главы района, при которой получены или могут быть получены доходы для главы района или членов его семьи и причинен ущерб интересам других лиц. Доводы о возможности выплачивать главой Администрации премии заместителю главы и начальнику архивного отдела не подтверждаются конкретными фактами. Не представлены доказательства того, что такая премия была установлена ФИО6 или ФИО2. Отсутствие дополнительного дохода главы района и его заместителя подтверждается декларацией о доходах, которые они ежегодно представляют. Об отсутствии возможности возникновения конфликта интересов, получения дополнительного дохода за счет премии подтверждается Положением об оплате труда Администрации, выплате премии, которое утверждено решением Представительного собрания. Изменить Положение о премировании глава муниципального образования не может, и в Положении отсутствуют нормы, дающие право главе по своему усмотрению устанавливать разный размер премии, или осуществлять выборочное премирование. Об отсутствии конфликта интересов указывают функции, выполняемые ФИО2 и ФИО6, которые не обладают дискреционными полномочиями, позволяющими оказывать кому-либо предпочтение, предоставление льгот, у них определены четкие критерии деятельности. Конфликт интересов при таких обстоятельствах не возможен. Возможность замещения ФИО6 должности главы Администрации не подтверждается конкретными доводами, как наличие конфликта интересов. ФИО6, ФИО2 и Ильиным соблюдены нормы законодательства, согласно которым при возникновении конфликта интересов они обязаны об этом сообщить нанимателю и в комиссию и таким образом принимали меры по урегулированию конфликта интересов. Комиссия по результатам рассмотрения уведомления не установила наличия конфликта интересов. ФИО6 на основании представления прокуратуры был привлечен к дисциплинарной ответственности.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, а также нормативные правовые акты Правительства РФ, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и муниципальные правовые акты.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, определяются Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ».
В п.п.1, 2 ст.6 Федерального закона №25-ФЗ указано, что должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта РФ.
В судебном заседании установлено, что постановлением Главы Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-к ФИО3 назначен на должность исполняющего обязанности заместителя Главы администрации с ДД.ММ.ГГГГ. В эту же дату с ФИО3 заключен трудовой договор. На основании дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору, наименование замещаемой должности ФИО3 изменено на – «исполняющий обязанности заместителя Главы Администрации – начальник управления ЖКХ, строительства, дорожной деятельности и муниципального имущества Администрации». В соответствии с дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору ФИО3 принят на должность заместителя Главы Администрации – начальник управления ЖКХ, строительства, дорожной деятельности и муниципального имущества Администрации с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно вышеуказанному трудовому договору, ФИО3 обязуется лично выполнять определенную трудовым договором трудовую функцию (п.1.1).
Как указано в п.2.3, работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовой договора в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством РФ; привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
В соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего, замещающего должность заместителя главы Администрации – начальника управления строительства, муниципального имущества и ЖКХ Администрации, утвержденной постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, должность заместителя главы Администрации ФИО3 является должностью муниципальной службы и относится к высшей группе должностей (п.п.1.1, 1.2).
Как указано в п.1.4 должностной инструкции, ФИО3 исполняет следующие должностные обязанности:
- разработка программ социально-экономического развития на текущий год и перспективу в области строительства, газификации, водоснабжения, телефонизации, дорожного строительства,
- реализация районных программ структурной перестройки промышленности, транспорта, связи, ЖКХ,
- организация обеспечения потребностей народного хозяйства и населения района различными видами перевозок с соблюдением безопасности движения, экологических, технических и других установленных транспортным законодательством требований,
- оказание содействия органам местного самоуправления в вопросах, находящихся в компетенции заместителя Главы Администрации, в ведении которого находятся вопросы строительства, архитектуры, ЖКХ, промышленности, транспорта, связи,
- координация деятельности систем энерго-, газо-, водо-, теплоснабжения.
Заместитель Главы Администрации ФИО3 назначается на должность и освобождается от должности Главой Администрации по согласованию с Администрацией Курской области, Представительным Собранием Суджанского района Курской области и находится в непосредственном подчинении Главы Администрации (п.п.1.4, 1.5 должностной инструкции). С должностной инструкцией ФИО3 ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.
Назначение на должность заместителя Главы Администрации ФИО3 было согласовано Администрацией Курской области и Представительным Собранием Суджанского района Курской области, что подтверждается листом согласования и решением Представительного Собрания от ДД.ММ.ГГГГ№.
Постановлением Главы Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО5 принята на должность исполняющего обязанности начальника архивного отдела Администрации с ДД.ММ.ГГГГ. В эту же дату с ней заключен трудовой договор №. На основании дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГФИО5 принята на должность начальника архивного отдела Администрации.
В соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего, замещающего должность начальника архивного отдела Администрации, утвержденной постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, должность начальника архивного отдела является должностью муниципальной службы и относится к главной группе должностей (п.п.1.1, 1.2),
Как указано в п.1.4 должностной инструкции, ФИО5 исполняет следующие должностные обязанности: обеспечение сохранности и учета архивных документов, подлежащих постоянному и длительному хранению, осуществление государственных полномочий в сфере архивного дела в соответствии с Законом и другими правовыми актами Курской области, осуществление мероприятий по созданию оптимальных условий, соблюдению нормативных режимов и надлежащей организации хранения документов Архивного фонда Курской области и архивных документов, относящихся к государственной и муниципальной собственности, исключающих их утрату и обеспечивающих поддержание их в должном физическом состоянии, и т.д.
Начальник архивного отдела Администрации назначается на должность и освобождается от должности Главой Администрации по согласованию с Администрацией Курской области и находится в непосредственном подчинении Управляющего Делами Администрации (п.п.1.5, 1.6 должностной инструкции). С должностной инструкцией ФИО5 ознакомлена.
Назначение на должность начальника архивного отдела Администрации ФИО5 было согласовано Администрацией Курской области, что подтверждается листом согласования от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Реестром должностей муниципальной службы (приложение №1 к Закону Курской области от 13.06.2007 N 60-ЗКО "О муниципальной службе в Курской области") к группе высших должностей отнесена должность заместителя главы администрации, к группе главных должностей - начальник отдела администрации.
Понятие «конфликта интересов» определено частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", согласно которой под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Частью 3 статьи 10 названного закона обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается, в т.ч. на муниципальных служащих.
Как установлено ч.ч.1, 2 ст.11 лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в ч.1 ст.10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
В судебном заседании установлено, что Прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией антикоррупционного законодательства в сфере урегулирования вопросов, связанных с конфликтом интересов.
По результатам проверки Прокуратура Суджанского района пришла к выводу о том, что между ФИО9 и ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ возникла ситуация, ведущая к возникновению конфликта интересов по тем же основаниям, что определены в административном исковом заявлении, указанные лица являются дядей и племянником соответственно. ФИО3 в нарушение ст.11 Федерального закона «О противодействии коррупции», п.2.3 ч.2 ст.14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» с уведомлением в соответствующую комиссию не обращался, мер к урегулированию конфликта интересов с момента назначения на должность не предпринял, т.е. совершил правонарушение, влекущее безусловное увольнение. На аналогичные нарушения прокурор указывает и при заключении трудового договора с ФИО5
По вышеуказанным обстоятельствам в адрес Главы Администрации Ильина Н.И. прокурором было внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений: прокурор требовал, в т.ч. принять решение об увольнении ФИО3, ФИО5 по основаниям, указанным в административном иске.
В обоснование своей позиции прокурор Суджанского района ссылается на информацию, представленную Отелом ЗАГС Администрации, согласно которой ФИО3, ФИО5 состоят с Ильиным Н.И. в иных близких отношениях, являясь его племянниками. Указанные обстоятельства и нахождение ФИО3, ФИО5 в подчинении у Главы Администрации Ильина Н.И., по мнению прокурора, свидетельствуют о том, что между ними может возникнуть личная заинтересованность при исполнении должностных обязанностей в виде получения выгод при реализации положений трудового законодательства, в т.ч. получение премий, нахождение в удобное для работников время в отпуске, непривлечение к дисциплинарной ответственности.
В соответствии с п.п. 11 ч.1 ст.12 Федерального закона "О муниципальной службе в РФ", муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Как установлено ч.2.1, ч.2.3. ст.14.1 Федерального закона "О муниципальной службе в РФ", предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
В силу положений ч.1, ч.2 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, указанное в ч.1 ст.10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в ч.1 ст.10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Как следует из ч.4, ч.6 ст.11 Федерального закона "О противодействии коррупции", предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Непринятие лицом, указанным в ч.1 ст.10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с ч.4.1 ст.12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" лица, замещающие в т.ч. муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
В ч.1 ст. 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" предусмотрено, что лицо, замещающее, в т.ч. муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
Согласно п.7.1 ст.81 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в т.ч. в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, …., если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона "О муниципальной службе в РФ" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. В ст. 11 ТК РФ закреплено, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, в том числе руководителей организаций, устанавливаются в соответствии с настоящим кодексом.
Как следует из п.п.3. ч.3 ст.19 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных ТК РФ, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» установлено, что за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона (замечание, выговор, увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям).
В соответствии с ч.3 ст.27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта РФ и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании:
1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию;
2.1) доклада подразделения кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения муниципального служащего только с его согласия и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения (за исключением применения взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия);
3) объяснений муниципального служащего;
4) иных материалов.
Также частью 4 ст.27.1 указанного Федерального закона предусмотрено, что при применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
Таким образом, до применения дисциплинарного взыскания за совершение коррупционного правонарушения, работодатель обязан соблюсти определенную процедуру, предусматривающую составление и рассмотрение доклада о результатах проверки; рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; объяснений муниципального служащего; иных материалов.
Как установлено в судебном заседании, ФИО3 и ФИО5 являются муниципальными служащими и племянниками главы Администрации Ильина Н.И., что подтверждается актовыми записями, представленными Отделом ЗАГС Администрации.
При этом ДД.ММ.ГГГГ, то есть до окончания срока исполнения представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, ФИО5 обратились к Главе Суджанского района с письменными уведомлениями о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Решением заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации, аппарата Представительного Собрания Суджанского района, руководителей муниципальных учреждений и урегулированию конфликта интересов и урегулированию конфликта интересов № от ДД.ММ.ГГГГ признано, что при исполнении обязанностей начальника архивного отдела Администрации ФИО5 комиссия конфликт интересов не усматривает, т.к. она в соответствии с действующим законодательством не является близким родственником главы Администрации ФИО4; рекомендовано главе Администрации возлагать исполнение обязанностей главы Администрации на ФИО3 только на время отпуска или длительного отсутствия ФИО5
Решением заседания той же комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ признано, что при исполнении обязанностей заместителя Главы Администрации ФИО3 комиссия конфликт интересов не усматривает, т.к. он в соответствии с действующим законодательством не является близким родственником главы Администрации Н.И. Ильина.
Согласно ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
В силу положений ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
В соответствии с ч.3, ч.3.1. ст.14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ" представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы.
Непринятие муниципальным служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего, являющегося представителем нанимателя, с муниципальной службы.
Для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта РФ и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов (ч.4 ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ").
Порядок наложения дисциплинарного взыскания предусмотрен в ст. 193 Трудового кодекса РФ, согласно которой до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение.
Дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ», в силу ст.46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно – правовых актов, в частности, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Учитывая это, а также принимая во внимание, что суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу части 1 статьи 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания и подлежащем доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1,2,15,17,18,19,54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а, следовательно, в дисциплинарной ответственности, таких как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ч.5 ст.192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
В каждом случае необходимо установить соразмерность наложенного на работника дисциплинарного взыскания тяжести совершенного им проступка.
В ходе проведенной Прокуратурой проверки не установлено фактических обстоятельств, которые повлекли бы утрату доверия к ФИО3, ФИО5 со стороны работодателя. В ходе проверки не были выявлены нарушения закона при приеме на работу ФИО3, ФИО5, их поощрении, премировании при изменении оплаты труда, присвоении классных чинов. Кроме того, ФИО3 привлекался к дисциплинарной ответственности. Фактов несоблюдения ФИО3, ФИО5, как муниципальными служащими, других ограничений и запретов не установлено.
Кроме того, ФИО3, ФИО5 после внесения прокурором представления были направлены уведомления о возможном возникновении конфликта интересов между ними и главой Администрации Ильиным Н.И., по тем основаниям, что они являются дядей и племянниками. По результатам рассмотрения указанных уведомлений комиссией принято решение об отсутствии конфликта интересов, рекомендаций о применении к указанным работникам дисциплинарных взысканий, предусмотренных ст.27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», комиссией дано не было.
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что доказательств, подтверждающих совершение ФИО3, ФИО5 каких-либо деяний, которые повлекли или могли повлечь за собой утрату к ним доверия со стороны работодателя, не установлено.
В судебном заседании не установлено наличие у ФИО3, ФИО5 личной заинтересованности, которая повлияла или могла бы повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей, в т.ч. получение при исполнении должностных обязанностей доходов в виде в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) для себя или для третьих лиц.
Кроме того, судом не установлено каких-либо противоречий между исполнением должностных обязанностей ФИО3, ФИО5 и законными интересами граждан, способных привести к причинению вреда этим законным интересам граждан.
Также необходимо учитывать, что согласно п.3 ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно п.1 ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Представление прокурора Суджанского района от ДД.ММ.ГГГГ содержало требование о привлечении к дисциплинарной ответственности – увольнении ФИО3, ФИО5 Данное требование, изложенное в представлении прокурора, не соответствует приведенным положениям Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Частью 1 статьи 192 ТК РФ установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.
Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке (Постановление ВС РФ от 30.10.2017 N 30-АД17-2).
Кроме того, представление прокурора само по себе не имеет абсолютного характера и силой принудительного исполнения не обладает; содержащееся в представлении прокурора общее требование о недопущении любой возможности возникновения конфликтов интересов, императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде увольнения, а равно и обращение прокурора с данным иском в суд, противоречит положениям приведенных выше норм Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и Трудовому кодексу РФ. Следовательно, несогласие с невыполнением внесенного представления прокурора нельзя рассматривать как невыполнение требований прокурора.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования прокурора Суджанского района Курской области в интересах Российской Федерации к Администрации муниципального образования «Суджанский район» Курской области удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления прокурора Суджанского района Курской области в интересах Российской Федерации к Администрации муниципального образования «Суджанский район» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Суджанский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 15.04.2019.
Судья (подпись) И.В. Кваскова
Копия верна:
Судья И.В. Кваскова
Секретарь А.А. Резникова