Дело №2а- 171/2019 год
58RS0011-01-2019-000206-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 октября 2019 года р.п. Исса Пензенской области
Иссинский районный суд Пензенской области
председательствующий судья Мурашова Т.А.,
при секретаре Фандо И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное исковое заявление прокурора Иссинского района Пензенской области в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Собранию представителей Иссинского района Пензенской области о признании незаконными решения Собрания представителей Иссинского района Пензенской области, о признании незаконным бездействие Собрания представителей Иссинского района Пензенской области при рассмотрении представления прокуратуры Иссинского района, о возложении обязанности повторно рассмотреть представления прокуратуры Иссинского района и принять решение в соответствии с требованиями закона,
установил:
Прокурор Иссинского района Пензенской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Собранию представителей Иссинского района Пензенской области с вышеназванным административным иском, указывая, что прокуратурой Иссинского района в администрации Иссинского района Пензенской области проведена проверка исполнения депутатами Собрания представителей Иссинского района Пензенской области законодательства в сфере противодействия коррупции, в ходе которой установлено следующее.
Антонов А.В., Белорунова О.Н., Кушаев К.И., Штыров А.Б. были избраны депутатами Собрания представителей Иссинского района Пензенской области 20 сентября 2017 года.
Часть 7.1 статьи 40 Федерального закона «Об организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее по тексту Закон № 131-ФЗ) обязывает депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами.
На основании ст. 2 Закона № 131 - ФЗ депутат отнесен к лицам, замещающим муниципальную должность.
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту - Закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции в Российской Федерации основывается в числе прочего на принципах публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 4 статьи 12.1 Закона № 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 10.1. ст. 40 Закона № 131 - ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Закона № 273-ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае: непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Частью 11 статьи 40 Закона № 131-ФЗ установлено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Форма предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлена Указом Президента РФ от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».
Проверкой установлено, что депутатами действующего созыва Собрания представителей Иссинского района с соблюдением сроков поданы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 23.06.2014 № 460.
Вместе с тем прокуратурой района выявлен факт непредставления депутатами действующего созыва Антоновым А.В., Штыровым А.Б., Белоруновой О.Н. и Кушаевым К.И. сведений за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 о принадлежащем им и их супругам имуществе.
Так, согласно сведениям ГИБДД УМД России по Пензенской области Антонову А.В. на отчетную дату - 31.12.2018 на праве собственности принадлежит иное транспортное средство - прицеп со специализированным кузовом марки СЗАП-8551, 1991 г.в., регистрационный знак № регион. Указанное «иное транспортное средство» не указано в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поданной Антоновым А.В. на себя в Управление государственной службы и кадров Правительства Пензенской области 31.01.2019.
Согласно анализируемым сведениям Штырову А.Б. на отчетную дату - 31.12.2018 на праве собственности принадлежит 2 транспортных средства: марки ГАЗ 531201, 1991 г.в., регистрационный знак № регион и марки УАЗ 390945, 2016 г.в., регистрационный знак № регион. Указанные транспортные средства не указаны в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поданной Штыровым А.Б. на себя в Управление государственной службы и кадров Правительства Пензенской области 15.02.2019.
Изучение справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поданной депутатом Кушаевым К.И. на супругу - Кушаеву Э.Ф. в Управление государственной службы и кадров Правительства Пензенской области 30.01.2019, в Разделе 3 им не указан принадлежащий супруге земельный участок (для сельскохозяйственного использования) площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поданной депутатом Белоруновой О.Н. на супруга - Белорунова Ю.Н. в Управление государственной службы и кадров Правительства Пензенской области 04.02.2019, в Разделе 3 ей не указано принадлежащее супругу иное транспортное средство - прицеп к легковому автомобилю марки САЗ 82994, 2018 г.в., государственный регистрационный знак № регион.
Проверка показала, что дополнительных и уточняющих справок в установленный период от указанных депутатов представительного органа не поступало.
По выявленным нарушениям 26.06.2019 прокуратурой Иссинского района в Собрание представителей Иссинского района Пензенской области внесено представление об устранении выявленных нарушений и привлечении виновных лиц к ответственности.
16.07.2019 состоялось заседание Собрания представителей Иссинского района Пензенской области, на котором рассмотрено представление прокуратуры Иссинского района от 26.06.2019 № 86-03-2019 «Об устранении нарушений законодательства противодействии коррупции, их причин и условий, им способствующим» в отношении 3-х депутатов: Антонова А.В., Белоруновой О.Н. и Кушаева К.И.
По результатам рассмотрения Собранием представителей Иссинского района Пензенской области вынесены решения № 182-24/4 от 16.07.2019, № 181-24/4 от 16.07.2019, № 180-24/4 от 16.07.2019, по результатам которых в удовлетворении представления прокурора о прекращении полномочий вышеназванных депутатов Собрания представителей Иссинского района Пензенской области в связи несоблюдением ограничений, установленных законодательством, было отказано.
01.08.2019 состоялось заседание Собрания представителей Иссинского района Пензенской области, на котором рассмотрено представление прокуратуры Иссинского района от 26.06.2019 № 86-03-2019 «Об устранении нарушений законодательства противодействии коррупции, их причин и условий, им способствующим» в отношении депутата Штырова А.Б.
По результатам рассмотрения Собранием представителей Иссинского района Пензенской области вынесено решение № 187-25/4 от 01.08.2019, согласно которому полномочия Штырова А.Б. в связи с утратой доверия не были прекращены по причине досрочного прекращения его (Штырова А.Б.) полномочий в связи с отставкой по собственному желанию с 01.08.2019 на основании поданного им в Собрание представителей Иссинского района Пензенской области заявления от 01.08.2019.
Таким образом, представление прокуратуры Иссинского района Пензенской области от 26.06.2019 № 86-03-2019 «Об устранении нарушений законодательства противодействии коррупции, их причин и условий, им способствующим» осталось без удовлетворения.
В свою очередь, бездействие Собрания представителей Иссинского района Пензенской области по досрочному прекращению полномочий депутатов за совершение коррупционного правонарушения и принятие решений № 182-24/4 от 16.07.2019, № 181-24/4 от 16.07.2019, № 180-24/4 от 16.07.2019№ 187-25/4 от 01.08.2019нарушает установленный п. 4 ст. 3 Закона № 273-ФЗ принцип противодействия коррупции в виде неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, препятствует пресечению и предупреждению коррупционных правонарушений, которые в соответствии с указанным законом составляют деятельность органов местного самоуправления по противодействию коррупции.
В силу положений п. 1 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В связи с чем, прокурор просит признать незаконными решения Собрания представителей Иссинского района Пензенской области № 182-24/4 от 16.07.2019, № 181-24/4 от 16.07.2019, № 180-24/4 от 16.07.2019,№ 187-25/4 от 01.08.2019; признать незаконным бездействие Собрания представителей Иссинского района Пензенской области в части невыполнения законных требований по прекращению полномочий депутатов Собрания представителей Иссинского района Штырова А.Б., Кушаева К.И., Белоруновой О.Н., Антонова А.В., связанное с представлением заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год, то есть несоблюдением ограничений, запретов и обязанностей возложенных федеральными законами, обязать Собрание представителей Иссинского района Пензенской области устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции путем прекращения полномочий депутатов Собрания представителей Иссинского района Пензенской области Штырова А.Б., Кушаева К.И., Белоруновой О.Н., Антонова А.В. на основании ч. 10.1 статьи 40 Федерального закона «Об организации местного самоуправления в РФ».
В судебное заседание прокурор Иссинского района Пензенской области не явился, обратился с письменным заявлением о рассмотрении административного иска в отсутствие представителя прокуратуры Иссинского района, заявленные административные исковые требования уточнил, указав, что просит признать незаконными решения Собрания представителей Иссинского района Пензенской области № 182-24/4 от 16.07.2019 года, № 181-24/4 от 16.07.2019 года, № 180-24/4 от 16.07.2019 года,№ 187-25/4 от 01.08.2019 года; признать незаконным бездействие Собрания представителей Иссинского района Пензенской области при рассмотрении представления прокуратуры Иссинского района от 26.06.2019 года; обязать Собрание представителей Иссинского района Пензенской области на ближайшем заседании Собрания представителей Иссинского района повторно рассмотреть представление прокуратуры Иссинского района от 26.06.2019 года и принять решение в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ (ред.29.07.2019) «О противодействии коррупции».
Представитель административного ответчика - Собрания представителей Иссинского района Пензенской области в судебное заседание не явился, глава Иссинского района Денисов В.В. обратился с письменным заявлением, в котором просит рассмотреть дело без участия представителя административного ответчика, административный иск признает в полном объеме, последствия признания административного иска разъяснены и понятны.
Заинтересованные лица Антонов А.В., Белорунова О.Н., Кушаев К.И., Штыров А.Б. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
По данной категории дел допускается признание административного иска административным ответчиком.
Судом установлено, что признание административным ответчиком Собранием представителей Иссинского района Пензенской области административного иска полностью не противоречит КАС РФ, другим федеральным законом и не будет нарушать права других лиц.
Административному ответчику - Собранию представителей Иссинского района Пензенской области последствия признания административного иска разъяснены и понятны.
На основании изложенного, суд принимает признание административным ответчиком Собранием представителей Иссинского района Пензенской области административного иска, в связи с чем, административный иск прокурора Иссинского района Пензенской области подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 157, 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск прокурора Иссинского района Пензенской области удовлетворить.
Признать незаконными решения Собрания представителей Иссинского района Пензенской области № 182-24/4 от 16.07.2019 года, № 181-24/4 от 16.07.2019 года, № 180-24/4 от 16.07.2019 года, № 187-25/4 от 01.08.2019 года.
Признать незаконным бездействие Собрания представителей Иссинского района Пензенской области при рассмотрении представления прокуратуры Иссинского района от 26.06.2019 года.
Обязать Собрание представителей Иссинского района Пензенской области на ближайшем заседании Собрания представителей Иссинского района повторно рассмотреть представление прокуратуры Иссинского района от 26.06.2019 года и принять решение в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ (ред.29.07.2019) «О противодействии коррупции».
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Иссинский районный суд в течение 15 дней со дня получения копии решения.
Судья Мурашова Т.А.