ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-171/20 от 04.06.2020 Ленинскогого районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-171/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ленинск 04 июня 2020 года

Ленинский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Тельбухова В.С.,

при секретаре Перевозниковой Р.А.,

с участием прокурора Ленинского района Волгоградской области Пашкевича С.Г.,

представителя административного ответчика Администрации городского поселения город Ленинск Волгоградской области – ФИО9, действующей по доверенности,

заинтересованного лица ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Ленинского района Волгоградской области к Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, о признании незаконными действий (бездействия) межведомственной комиссии и понуждении к исполнению законодательства,

установил:

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> (далее – Межведомственная комиссия), о признании незаконными действий (бездействия) межведомственной комиссии и понуждении к исполнению законодательства.

Требования прокурора мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района совместно со специалистом инспекции государственного жилищного надзора по <адрес> проведено обследование технического состояния многоквартирного дома (далее – МКД), расположенного по адресу: <адрес>. В ходе обследования установлено наличие повреждений конструктивных элементов многоквартирного дома, которые могут привести к снижению допустимого уровня надежности, прочности и устойчивости отдельных строительных конструкций и строения в целом, а также создать угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, проживающих в этом помещении. При осмотре конструктивных элементов указанного многоквартирного дома установлено, что фасад данного МКД деревянный. Визуально наблюдаются искривления горизонтальных и вертикальных линий стен дома. Ввиду длительной эксплуатации дома отдельные деревянные элементы фасада имеют зазоры, выявлены многочисленные участки загнивания и коробления, щели и деформации в соединениях отдельных элементов между собой. Отмостка данного дома в большей степени отсутствует, ввиду чего отвод атмосферных осадков осуществляется ненадлежащим образом. На участках отмостки имеются многочисленные разрушения бетонного слоя, трещины, также выявлены контруклоны, отдельные участки отмостки просели и находятся ниже уровня земли. Вместе с тем данный многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта. Однако износ конструктивных элементов МКД составляет более 70%, что свидетельствует о том, что проведение капитального ремонта является нецелесообразным.

ДД.ММ.ГГГГ акт проверки с выявленными нарушениями был направлен в адрес Межведомственной комиссии для принятия решения в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийными подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение).

В результате проведенного Межведомственной комиссией обследования принято заключение от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии оснований для признания многоквартирного <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Прокурор полагает, что данное заключение не основано на законе, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 7 Положения оценка и обследование многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанного дома установленным в Положении требованиям.

Согласно п. 42 Положения межведомственная комиссия на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 Положения.

Процедура проведения оценки жилых помещений и многоквартирных домов, предусмотренная п. 44 Положения, включает в себя: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном п. 47 Положения, по форме согласно приложению № 1 (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

В силу п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно - эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В соответствии с требованиями п. 44, 45 Положения решение межведомственной комиссии по вопросу аварийности многоквартирного дома может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.

Согласно форме заключения межведомственной комиссии (приложение к Положению), в нем приводится заключение, взятое из акта обследования. Из формы акта обследования помещения межведомственной комиссии (приложение к Положению) следует, что в акте должны быть указаны: сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия, оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований (кем проведен контроль (испытание), по каким показателям, какие фактические значения получены). В числе приложений к акту обследования (приложение к Положению) указаны результаты инструментального контроля; результаты лабораторных испытаний; результаты исследований; заключение экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций; другие материалы по решению комиссии.

Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией проведено визуальное обследование технического состояния многоквартирного <адрес> в <адрес>.

Из вышеприведенных норм следует, что по итогам визуального обследования невозможно дать оценку параметрам, определенным в п. 43 Положения, в частности состоянию строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, санитарно - эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам, содержанию потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качеству атмосферного воздуха, уровню вибрации, наличию электромагнитных полей.

Такая оценка не должна ограничиваться проведением визуального осмотра строительных конструкций и инженерных коммуникаций многоквартирного дома, который не обеспечит получение объективных данных о техническом состоянии дома. При проведении оценки соответствия многоквартирного дома установленным в Положении требованиям следует применять измерительные приборы и иное специальное оборудование для получения более точных и достоверных сведений.

Кроме того, сотрудниками Волгоградского архитектурно-планировочного бюро (СРО Ассоциация «Проектный комплекс «Нижняя Волга» свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ) в июле 2019 года проведено обследование строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Данное техническое заключение выполнено на основании анализа представленной документации, натурного и инструментального обследования, определения технического состояния несущих конструкций.

Анализ результатов обследования, а также характер обнаруженных дефектов и повреждений зданий жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, позволяет сделать следующие выводы:

- в соответствии с МДС 13-6.2000 «По определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания», утверждённого Государственным комитетом РФ по строительству жилищно-коммунальному комплексу (ГОССТРОЙ ФИО6), капитальный ремонт здания является нецелесообразным, физический износ здания составляет 72%.

В заключении по обследованию технического состояния объекта установлена категория технического состояния объекта: Аварийное техническое состояние.

Инспекцией государственного жилищного надзора по <адрес> по результатам обследования Волгоградского архитектурно-планировочного бюро вынесено заключение о техническом состоянии многоквартирного <адрес> в <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ данное заключение направлено в адрес администрации городского поселения <адрес> с целью проведения оценки соответствия многоквартирного <адрес> в <адрес> установленным требованиям и принятия решения в порядке, предусмотренном Положением.

Однако и по поступившим из инспекции государственного жилищного надзора по <адрес> документам, Межведомственной комиссией также принято заключение от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии оснований для признания многоквартирного <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, Межведомственная комиссия, произведя осмотр данного многоквартирного дома только визуально, без применения вообще каких-либо измерительных приборов и приспособлений, нарушила определенную п. 44 Положения процедуру проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям, а потому решение Межведомственной комиссии об отсутствии оснований для признания многоквартирного <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не может считаться достоверным и объективным, и соответственно заключение Инспекции о техническом состоянии указанного дома от ДД.ММ.ГГГГ рассмотренным.

Необоснованное затягивание межведомственной комиссией рассмотрения вопроса об аварийности многоквартирного <адрес> в <адрес> создает угрозу жизни, здоровью не только проживающих в нем граждан, но и граждан, оказавшихся в непосредственной близости от этого жилого строения (проходящих мимо и находящихся определённое время рядом с домом), а также граждан, посещающих этот многоквартирный дом с личной необходимостью, профессиональной необходимостью, связанной с исполнением должностных (профессиональных) обязанностей. Таким образом, установить точный перечень лиц, чьи права на безопасность для жизни и здоровья, сохранность имущества нарушены вследствие несоблюдения администрацией требований Положения, при таких обстоятельствах не представляется возможным.

В связи с изложенным, прокурор просил суд:

Признать незаконным заключение от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> об оценке соответствия (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Признать незаконным заключение от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> об оценке соответствия (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Возложить на Межведомственную комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского поселения <адрес> муниципального района Волгоградской, – обязанность в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему административному делу провести оценку многоквартирного <адрес> в <адрес> в порядке, установленном Положением, принять по результатам работы решение в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Инспекция государственного жилищного надзора <адрес>, УНО «Региональный фонд капремонта».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены собственники жилых помещений в многоквартирном доме по адресу – <адрес>: ФИО1 (<адрес>), ФИО2 (<адрес>), ФИО3 (<адрес>), ФИО4 (<адрес>), ФИО5 (<адрес>).

В судебном заседании прокурор заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме, просит удовлетворить. Суду показал, что выявленные нарушения в деятельности Межведомственной комиссии по оценке соответствия данного многоквартирного дома, несоответствие принятых Межведомственной комиссией заключений требованиям, установленным Положением, представляют угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушают права граждан на личную безопасность, сохранность их имущества.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации городского поселения <адрес>ФИО10 административные исковые требования прокурора не признала, представила письменные возражения на иск, в которых изложено следующее:

В административном исковом заявлении прокурор указывает, что при принятии оспариваемого решения межведомственной комиссией обследование жилого дома производилось только визуально, чем была нарушена процедура принятия решения. Однако в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в данном случае только межведомственная комиссия на основании заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения.

В соответствии с п. 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов указанных в абзаце 4 п. 7 указанного Положения.

Постановлением администрации городского поселения город Ленинск от 18.09.2016 года № 333 «О межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского поселения город Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области» утверждено положение о межведомственной комиссии, а также ее состав, куда вошли представители органа местного самоуправления и представители органов, указанных в абзаце 4 п. 7. Нарушений по невключению иных представителей вышеуказанных органов не допущено. Данное постановление соответствует требованиям действующего законодательства.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).

В соответствии с п. 46 в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии. Данное обстоятельство является правом комиссии, но не обязанностью.

В соответствии с решением о признании многоквартирного дома требующим капитального ремонта определенных элементов строительных конструкции и (или) инженерных систем общего имущества многоквартирного дома от 25.11.2014г. комиссия сделала вывод о необходимости проведения ремонтных работ капитального характера в соответствии с выявленными в ходе комиссионного обследования дефектами конструктивных элементов и инженерных сетей, с учетом требований ВСЕ-58-88 (р) к срокам и периодичности проведения капитального ремонта.

Согласно списку запланированных работ по капитальному ремонту МКД по <адрес>, в <адрес>, запланированы работы на 2014-2016г.г. – ремонт крыши; на 2017-2019г.г. – ремонт систем отопления и теплоснабжения, - утепление фасада здания; - ремонт фундамента.

После чего, в соответствии с краткосрочным планом капитального ремонта ДД.ММ.ГГГГ УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» выдан акт открытия объекта по капитальному ремонту. Срок окончания работ до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному акту произведен капитальный ремонт крыши МКД по <адрес>.

Соответственно, заключение о том, что требуется замена несущих элементов стропильных конструкций крыши, частичная замена обрешетки, огнебиозащита конструкций крыши, является несостоятельным.

Федеральным законом от 25 декабря 2012 года № 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ" установлено, что капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов должен осуществляться в соответствии с региональными программами. Определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме возложено на органы государственной власти Российской Федерации.

Статьей 166 Жилищного кодекса РФ (в новой редакции) установлен перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание или выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта.

Этот перечень включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;

3) ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) утепление и ремонт фасада;

6) установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);

7) ремонт фундамента многоквартирного дома.

С учетом вышеизложенного, административный ответчик – Межведомственная комиссия считает, что собственники жилых помещений и УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» уклоняются от выполнения обязанности по проведению капитального ремонта МКД.

Таким образом, административный ответчик считает, что исковые требования противоречат действующему законодательству РФ и не подлежат удовлетворению.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> не явился, о месте и времени судебного рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Административные исковые требования прокурора поддерживает полностью, представил письменный отзыв на иск, из которого усматривается следующее.

В результате проведенного Межведомственной комиссией городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> обследования принято заключение от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии оснований для признания многоквартирного <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Инспекция также считает данное заключение незаконным по следующим основаниям. Пунктом 44 Положения установлена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям, которая говорит о том, что решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование. Исходя из п. 44 и п. 45 Положения, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции необходимо заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома. Вместе с тем, согласно заключению Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, обследование технического состояния многоквартирного <адрес> в <адрес> не проводилось. Решение Межведомственной комиссией принималось только на основании представленного ей заключения. В соответствии с абз. 1 п. 34 Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. Из вышеприведенных норм следует, что только по итогам рассмотрения заключения, основанного на визуальном обследовании, невозможно дать оценку параметрам, определенным в п. 43 Положения, в частности состоянию строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам, содержанию потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качеству атмосферного воздуха, уровню вибрации, наличию электромагнитных полей. Оценка многоквартирного дома не должна ограничиваться только рассмотрением заключения Инспекции, так как оно не дает объективные данные о техническом состоянии дома. При проведении оценки соответствия многоквартирного дома установленным в Положении требованиям следует применять измерительные приборы и иное специальное оборудование для получения более точных и достоверных сведений. Вместе с тем необходимо отметить тот факт, что данный многоквартирный дом не включен в региональную программу капитального ремонта. Однако износ конструктивных элементов данного МКД составляет более 70%, что свидетельствует о том, что проведение капитального ремонта является нецелесообразным. Таким образом, Комиссия, рассмотрев заключение о техническом состоянии многоквартирного <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, без проведения обследования и оценки, нарушила определенную п. 44 Положения процедуру проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям, а потому решение Комиссии об отсутствии оснований для признания указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не может считаться достоверным и объективным. Необоснованное затягивание Межведомственной комиссией рассмотрения вопроса об аварийности многоквартирного <адрес> в <адрес> создает угрозу жизни, здоровью не только проживающих в нем граждан, но и граждан, оказавшихся в непосредственной близости от этого жилого строения (проходящих мимо и находящихся определенное время рядом с домом), а также граждан, посещающих этот многоквартирный дом с личной необходимостью (родственники, гости, знакомые жителей этого дома), профессиональной необходимостью, связанной с исполнением должностных (профессиональных) обязанностей (работники здравоохранения, почты, связи, аварийных служб и т.д.). Таким образом, установить точный перечень лиц, чьи права на безопасность для жизни и здоровья, сохранность имущества нарушены вследствие несоблюдения администрацией требований Положения, при таких обстоятельствах не представляется возможным.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица УНО «Региональный фонд капремонта» ФИО11 административные исковые требования прокурора поддержала полностью, представила письменные пояснения на исковое заявление, в которых изложено, что региональной программой «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в <адрес>, запланирован в 2014-2016 гг., 2017-2019 гг. В рамках реализации краткосрочного плана 2015 года на данном доме выполнены работы по капитальному ремонту крыши. Краткосрочным планом 2018 года на данном доме предусмотрено проведение работ по капитальному ремонту инженерных систем (электроснабжение, теплоснабжение), фасада с утеплением, фундамента. В рамках реализации краткосрочного плана 2018 года на многоквартирном доме выполнен капитальный ремонт системы теплоснабжения. Общая стоимость выполненных работ (крыша, теплоснабжение, разработка проектно-сметной документации, осуществление строительного контроля) составила 580,579 тысяч рублей. Собрано средств собственников всего 75,95 тысяч рублей. Вместе с тем, в ходе выполнения ремонтно-строительных работ (электроснабжение, утепление фасада) было выявлено отсутствие технической возможности выполнения работ по утеплению фасада в связи с утратой несущей способности деревянных стен. В рамках гарантийных обязательств, специализированной организацией ГБУ ВО «Волгоградское областное архитектурно-планировочное бюро» проведено дополнительное техническое обследование состояния несущих конструкций здания, по результатам подготовлено заключение. Согласно данному заключению, фундаменты, стены наружные и внутренние, перекрытия и покрытия здания, перегородки здания, конструкции крыши находятся в ограниченно-работоспособном состоянии. Наружная лестница находится в аварийном состоянии. Отмостка отсутствует, фрагмент отмостки находится в ограниченно-пригодном состоянии.

Основные причины возникновения дефектов и повреждений здания:

- длительный период эксплуатации;

- воздействие переменной влажности на элементы конструкций, без дополнительных мероприятий по защите от агрессивных факторов;

- деформации основания;

- неравномерные осадки основания.

Согласно разъяснениям специализированной организации ГБУ ВО «Волгоградское архитектурно-планировочное бюро» к акту о техническом состоянии -В-ВО-ПСД-2018-ОТС:

1. Превышение несущей способности фундамента (стула) составляет 20,33%, просадка фундамента составляет 150 мм, физический износ фундамента составляет 80%, в соответствии с приложением «Д» СП 22.13330.2016 «Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-83*, конструкция фундаментов относится к VI (неработоспособной) категории сооружения.

2. Прогибы перекрытий до 100 мм не соответствуют требованиям прил. Е2.1, Е2.2 СП 20.13330.2016 «Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85*, физический износ составляет 60%, конструкция перекрытия относится к III (ограниченно работоспособной) категории сооружения.

Горизонтальные и вертикальные перемещения наружных стен до 400 мм не соответствуют требованиям прил. Е2.4 СП 20.13330.2016 «Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85*, физический износ составляет 60%, конструкция наружных стен относится к III (ограниченно работоспособной) категории сооружения.

3. Согласно прил. 3 ВСН 58-88 «Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», в связи с имеющимися дефектами и продолжительным сроком эксплуатации (более 56 лет) без проведения капитального ремонта, требуется проведение капитального ремонта (с учетом имеющихся повреждений - замена) основных несущих конструкций фундаментов, стен и перекрытий.

4. Выполнить ремонт и замену конструкций без отселения жильцов не представляется возможным в связи с необходимостью подъема частей зданий домкратами (при усилении и замене фундамента), разборкой перекрытий в квартирах при ремонте, разборкой лестницы на второй этаж при ее замене.

Вышеперечисленные обстоятельства говорят о нецелесообразности проведения капитального ремонта.

Физический износ здания составляет 72%. Установленная категория технического состояния объекта - аварийное состояние объекта. Капитальный ремонт здания является нецелесообразным.

Вместе с тем, для нормальной работы перекрытий и покрытий необходимо выполнить вскрытие части перекрытий, усиление концов балок и частичную замену наката. Провести работы по ремонту чердачного перекрытия за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт не представляется возможным, поскольку в соответствии со статьей <адрес>-ОД от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации проведения капитального ремонта...» ремонт перекрытий не входит в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В судебном заседании заинтересованные лица ФИО5, ФИО2, ФИО12 административные исковые требования прокурора поддержали полностью, просили удовлетворить. Заинтересованное лицо ФИО4 свою позицию по иску не выразил, разрешение спора оставляет на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в «Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 7 «Положения» оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и принятие решения в порядке, предусмотренном п. 47 «Положения», осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в «Положении» требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43 «Положения»). Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей (пункт 33 «Положения»). Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям, определение состава привлекаемых экспертов, работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения, по форме согласно приложению , составление акта обследования помещения по форме согласно приложению (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения (пункт 44 «Положения»). В соответствии с абзацем 5 пункта 7 «Положения» (в редакции, действующей на момент осмотра жилого помещения) собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Инспекции государственного жилищного надзора <адрес>ФИО13, в присутствии заместителя прокурора <адрес>ФИО14, проведено обследование технического состояния многоквартирного дома по адресу: <адрес>, о чем составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. В тот же день Инспекцией государственного жилищного надзора <адрес> вынесено заключение о техническом состоянии многоквартирного дома, на основании которого Межведомственной комиссии предписано провести проверку соответствия данного многоквартирного дома установленным требованиям и принять решение в установленном «Положением» порядке.

ДД.ММ.ГГГГ Межведомственная комиссия, утвержденная постановлением администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на основании заключения Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, провела обследование многоквартирного дома по адресу: <адрес>. При этом из акта обследования следует, что при проведении комиссионного обследования дома измерительные приборы не применялись, квалифицированные специалисты или эксперты проектно-изыскательских и специализированных организаций не привлекались.

ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией утверждено заключение , в соответствии с которым основания для признания многоквартирного дома по <адрес>, в <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отсутствуют.

Администрацией городского поселения <адрес> муниципального района <адрес>ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление «Об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома по <адрес>, в <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы городского поселения <адрес> Инспекцией государственного жилищного надзора <адрес> направлено заключение б/н от ДД.ММ.ГГГГ о техническом состоянии того же многоквартирного дома, для принятия решения. В указанном заключении изложено, что по результатам рассмотрения заключения специализированной организации ГБУ ВО «Волгоградское областное архитектурно-планировочное бюро», проводившей обследование многоквартирного <адрес> в <адрес> установлено: проведение капитального ремонта здания нецелесообразно. Физический износ здания составляет 72%. Фундамент дома находится в ограниченно-работоспособном состоянии. Стены дома находятся в ограниченно-работоспособном состоянии. Перекрытия и покрытия дома находятся в ограниченно-работоспособном состоянии. Перегородки дома находятся в ограниченно-работоспособном состоянии. Наружная лестница находится в аварийном состоянии. Крыша дома находится в ограниченно-работоспособном состоянии. Отмостка дома находится в ограниченно-работоспособном состоянии. Заключением предписано провести оценку соответствия данного многоквартирного дома установленным требованиям и принять решение в установленном «Положением» порядке.

К заключению б/н от ДД.ММ.ГГГГ приложены материалы обследования технического состояния здания по <адрес> в <адрес>, выполненного ГБУ ВО «Волгоградское областное архитектурно-планировочное бюро». В результате обследования установлена категория технического состояния объекта – аварийное техническое состояние.

ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией, по результатам рассмотрения указанного заключения б/н от ДД.ММ.ГГГГ и материалов обследования многоквартирного дома, утверждено заключение , в соответствии с которым основания для признания многоквартирного дома по <адрес>, в <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отсутствуют.

Однако Межведомственной комиссией, располагавшей заключениями Инспекции государственного жилищного надзора <адрес>: от ДД.ММ.ГГГГ и б/н от ДД.ММ.ГГГГ с материалами обследования многоквартирного дома, в которых прямо изложено об аварийном техническом состоянии жилого дома, указанные в заключениях выводы о наличии вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в этом доме граждан, опровергнуты не были.

Оценивая представленные сторонами доказательства, в их совокупности и во взаимной связи, суд приходит к выводу, что обследование Межведомственной комиссией жилого дома по <адрес>, в <адрес>, проведено с нарушением установленных пунктами 43-44 «Положения» процедуры проведения оценки, а потому вынесенные Межведомственной комиссией заключения: от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют требованиям закона.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора в полном объеме.

При этом, удовлетворяя данные требования о признании незаконными оспариваемых заключений Межведомственной комиссии, суд считает необходимым возложить на Межведомственную комиссию обязанность в 30-дневный срок со дня вступления решения в законную силу провести оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, не предрешая ее существа; и принять решение в установленном «Положением» порядке.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора <адрес> – удовлетворить.

Признать незаконным заключение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконным заключение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Межведомственную комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского поселения <адрес> муниципального района <адрес>, в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу провести оценку многоквартирного <адрес> в порядке, установленном «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, и принять решение об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов в порядке, установленном пунктами 42-47 указанного Положения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Ленинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья В.С.Тельбухов

Копия верна. Судья: