Дело № 2А-171/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.п.Степное 16 мая 2016 года
Советский районный суд, Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Степановой О.В.
при секретаре Якименко Е.Н.
с участием прокурора Мерзликиной А.В.
представителей административного ответчика ФИО2, ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района Саратовской области, обратившегося в защиту интересов Российской Федерации к Межмуниципальному отделу МВД России «Советский» о признании незаконным бездействия по взаимодействию, оповещению и розыску граждан, не исполняющих воинские обязанности в ходе призыва на военную службу
установил:
заместитель прокурора Советского района Саратовской области обратился в Советский районный суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия МО МВД России «Советский», по взаимодействию, оповещению и розыску граждан, не исполняющих воинские обязанности в ходе призыва на военную службу. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой района во исполнение Указания Генерального прокурора РФ «Об устранении недостатков в организации надзора за исполнением законов в подготовке и призыве граждан на военную службу» проведена проверка исполнения сотрудниками МО МВД России «Советский» законодательства о призыве граждан на военную службу в период проведения осеннего призыва 2015 года. Проверкой установлено, что сотрудники МО МВД России «Советский» по Саратовской области в своей деятельности допускают нарушения законодательства при подготовке и проведении призыва граждан на военную службу. А именно, в силу абз. 2 п. 2 ст. 31 Федерального закона от 28.03.1998 года «О воинской обязанности и военной службе», в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
Обязанности должностных лиц органов внутренних дел в сфере законодательства о воинской обязанности и военной службе определены частью 3 статьи 4 Закона, к ним, в частности, относятся: розыск и при наличии законных оснований осуществление задержания граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.
Одновременно, порядок организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности определен Инструкцией, утвержденной Приказом Министра обороны РФ № 366, Министерства внутренних дел РФ № 789, Федеральной миграционной службы России № 197 от 10.09.2007 года «Об утверждении инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности».
Подпунктом «ж» пункта 4 указанной Инструкции установлено, что военные комиссары направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения.
В силу п. 5 этой Инструкции на начальников органов внутренних дел или лиц, исполняющих их обязанности при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возложена обязанность принимать необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия, а также направлять в военные комиссариаты материалы о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от мероприятий, связанных с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, а также корешки повесток с росписями граждан, которым они были вручены, для приобщения их в документы воинского учета или личные дела призывников, хранящиеся в военном комиссариате (подпункт «а» и «б»).
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что врио начальника отдела (военного комиссариата Саратовской области по Советскому и Федоровскому районам) и начальником МО МВД России «Советский» утвержден план взаимодействия военного комиссариата по Советскому и Федоровскому районам и МО МВД России «Советский» по розыску граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу, прохождения военной службы или военных сборищ, и в обеспечении мероприятий, связанных с воинским учетом и призывом на военную службу, согласно которого, начальник отдела военного комиссариата Саратовской области по Советскому и Федоровскому районам организует взаимодействие отделов ВКСО и горрайорганов внутренних дел по розыску граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и обеспечению мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу.
Как указывает административный истец, 24.09.2015 отделом военного комиссариата Саратовской области по Советскому и Федоровскому районам в МО МВД России «Советский» направлено персональное обращение об установлении местонахождения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ которому не представилось возможным вручить повестку для явки и обеспечении его прибытия.
По результатам проверки участковым уполномоченным МО МВД России «Советский» ФИО3 05.10.2015 составлен рапорт, что точный адрес местонахождения призывника ФИО1 не установлен, который 03.10.2015 направлен в отдел военного комиссариата Саратовской области по Советскому и Федоровскому районам. До настоящего времени призывник ФИО1 не разыскан, его место нахождение не установлено, повестка для его явки в военный комиссариат для исполнения воинской обязанности и обеспечению мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу, не вручена.
Согласно ответа МО МВД России «Советский» от 23.12.2015 № на требование прокуратуры Советского района от 14.12.2015 № «Установление местонахождения гражданина, уклоняющегося от призыва сотрудниками полиции проводиться только путем проверки по их месту регистрации, вход в жилые помещения для проверки наличия данной категории граждан разрешен только по решению судебных органов. Розыск граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, сотрудники полиции осуществляют только в рамках уголовного и административного судопроизводства».
Заместитель прокурора района считает, что это свидетельствует об уклонении МО МВД России «Советский» от обязанностей по осуществлению розыска граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и обеспечению мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу, нарушении установленных федеральным законодательством требований.
Приказ Министерства внутренних дел № 789 свое действие не утратил, в связи с чем, сотрудники полиции обязаны выполнять требования п. 2 ч. 31 Закона, а именно вручать повестки под роспись гражданам, оповестить которых военным комиссариатам не представляется возможным. Задачей органов полиции является обеспечение прибытия граждан в территориальные отделы военного комиссариата.
В силу п. 10 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 года № 663 (с изменениями и дополнениями от 20.05.2014 года) розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в отдел (муниципальный) (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством РФ.
По мнению административного истца, исходя из вышеуказанных нормативно-правовых актов, Указа Президента РФ от 01.03.2011 N250 «Вопросы организации полиции», принятого в развитие Закона №3-ФЗ, и возлагающего на подразделения, организации и службы полиции розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами, а также ранее приведенных положений п. 3 ст. 4 и п. 2 ст. 31 Закона, розыск граждан и обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается именно на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
Указанные обстоятельства побудили заместителя прокурора Советского района обратиться в суд с требованиями о признании незаконным бездействие МО МВД России «Советский», выразившиеся в непроведении мероприятий по розыску призывника ФИО1, обязать МО МВД России «Советский» произвести обязанности по розыску призывника ФИО1, уклоняющегося от исполнения воинской обязанности, установлению его места нахождения и вручению повестки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района Мерзликина А.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представители ответчика, действующие по доверенности ФИО2, ФИО4 исковые требования прокурора не признали. Представили суду письменные возражения, в которых высказали свою позицию, в частности, о том, что, в силу Федерального закона от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», на органы внутренних дел возложены обязанности производить розыск и осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов, а также обеспечивать прибытие граждан, в случае невозможности вручения им повесток уполномоченными должностными лицами, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Часть названных выше обязанностей, в частности, вручение повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, и обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу в случае невозможности вручения повесток уполномоченными
должностными лицами, являются несвойственными для органов внутренних дел, поскольку основания для их выполнения не соответствуют назначению и основным направлениям деятельности полиции. В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 07 февраля 2011 года «О полиции» к полномочиям полиции в указанной сфере относится только задержание лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, лиц, находящихся в розыске, лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях.
По мнению административного ответчика, возложение на полицию обязанности осуществлять розыск лиц, совершивших административные правонарушения в области воинского учета, должно сопровождаться внесением соответствующих изменений в КоАП РФ.
При этом осуществление должностными лицами органов внутренних дел действий, по установлению местонахождения уклоняющихся от воинского учета лиц является, по сути, розыском, а последующее принудительное препровождение к месту проведения мероприятий, связанных с призывом - доставлением. Проведение названных процессуальных действий вне рамок возбужденного уголовного дела либо дела об административном правонарушении связано с прямым нарушением норм Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, соответственно, с нарушением конституционных прав граждан.
Как считает административный ответчик, выполнение обязанности по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности относится к исключительным полномочиям военных комиссариатов и органов местного самоуправления, а основания и порядок реализации в достаточной степени урегулированы законодательством Российской Федерации (статьи 4, 8, 26, 31 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663). Совместный приказ МО России, МВД России, ФМС России от 10 сентября 2007 г. № 366/789/197 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности», на который ссылается административный истец, подлежит исполнению в части, не противоречащей Федеральному закону «О полиции».
Представители третьего лица - Отдела военного комиссариата Саратовской области по Советскому и Федоровскому районам ФИО5 и ФИО6, действующие по доверенности, в судебном заседании настаивали на удовлетворении требований прокурора, дополнительное пояснили, что в ходе подготовки к проведению призыва граждан на военную службу начальники отделов военных комиссариатов организуют оповещение граждан о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу и ведут учет результатов оповещения. По результатам оповещения, проводимого в период с 21.07.2015 года по 19.09.2015 года отделу (военного комиссариата Саратовской области по Советскому и Федоровскому районам) не представилось возможным вручить повестку для явки и обеспечении его прибытия гражданину подлежащему призыву ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В связи с чем, отдел военного комиссариата Саратовской области по Советскому и Федоровскому районам 24.09.2015 года направил в МО МВД России «Советский» обращение об установлении местонахождения ФИО1, которому не представилось возможным вручить повестку для явки и обеспечении его прибытия.
05.10.2015 года в отдел поступил рапорт составленный участковым уполномоченным МО МВД России «Советский» ФИО3 о проведении проверки по месту жительства призывника. В данном рапорте было указано, что на момент проверки ФИО1 отсутствовал, со слов его матери ФИО9 установлено, что сын находится в городе, адрес не известен, домой он не приезжает, В связи, с чем установить местонахождения призывника не представилось возможным.
Однако, согласно п.24 Плана взаимодействия военного комиссариата Саратовской области по Советскому и Федоровскому районам и МО МВД России «Советский» по розыску граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу, прохождения военной службы или военных сборов, и в обеспечении мероприятий, связанных с воинским учетом и призывом на военную службу на 2015 год при получении письменных обращений начальников отделов военных комиссариатов Саратовской области об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в отдел военного комиссариата Саратовской области на эти мероприятия. Исполненными считать обращения, по которому установлено фактическое местонахождение этих граждан, вручена им лично повестка для прибытия в отдел военного комиссариата Саратовской области на эти мероприятия или осуществлена доставка гражданина в установленное место и время. Что отделом полиции исполнено не было, в связи с чем, до настоящего времени ФИО1, как подлежащий призыву на военную службу, не разыскан.
Изучив представленное исковое заявление, заслушав пояснения участников процесса, имеющиеся возражения, исследовав доказательства, представленные в обоснование заявленных требований, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» повестки военного комиссариата гражданам подлежащие призыву на военную службу, вручаются работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций; в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
В силу пункта 3 статьи 4 указанного Федерального закона органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.
Порядок организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в данной работе определен утвержденной приказом Минобороны России № 366, МВД России № 789, УФМС России № 197 от 10 сентября 2007 года Инструкцией об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности.
Подпункт "а" пункта 5 указанной Инструкции обязывает начальника отдела полиции по району, при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимать необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия.
Более того, ежегодно (в частности, 2015, 2016 годах), военным комиссариатом Саратовской области по Советскому и Федоровскому районам и межмуниципальным отделом МВД России «Советский», разрабатывается и принимается План взаимодействия по розыску граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу, прохождения военной службы или военных сборов, в обеспечение мероприятий, связанных с воинским учетом и призывом на военную службу.
Указанный План согласовывается и подписывается руководителями структур - отделом военного комиссариата и отделом полиции. При подписании Плана в 2015, 2016 годах, каких - либо замечаний, в частности, со стороны начальника отдела полиции, не возникло, план подписан, скреплен печатями.
Согласно п.24 Плана взаимодействия, при получении письменных обращений начальников отделов военных комиссариатов Саратовской области об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, начальник МО МВД России «Советский» или лицо, исполняющее его обязанности, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в отдел военного комиссариата Саратовской области на эти мероприятия. Исполненными считать обращения, по которому установлено фактическое местонахождение этих граждан, вручена им лично повестка для прибытия в отдел военного комиссариата Саратовской области на эти мероприятия или осуществлена доставка гражданина в установленное место и время (л.д.28).
Как следует из материалов дела, 24.09.2015 года и.о. начальника отдела военного комиссариата направил в МО МВД России «Советский» обращение об установлении местонахождения ФИО1, которому не представилось возможным вручить повестку для явки и обеспечении его прибытия (л.д.15). К обращению были приложены повестки о явке ФИО1 в военный комиссариат, которыенадлежало вручить данному призывнику в случае установления его местонахождения.
Однако меры по установлению местонахождения ФИО1 и вручению ему повесток отделом полиции приняты не были. В ответ на обращение военного комиссариата, был направлен рапорт участкового уполномоченного полиции о том, что установить место нахождения ФИО1 не представилось возможным. Более того, согласно ответа МО МВД России «Советский» от 23.12.2015 № на требование прокуратуры Советского района от 14.12.2015 №, что установление местонахождения гражданина, уклоняющегося от призыва сотрудниками полиции проводиться только путем проверки по их месту регистрации, вход в жилые помещения для проверки наличия данной категории граждан разрешен только по решению судебных органов. Розыск граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, сотрудники полиции осуществляют только в рамках уголовного и административного судопроизводства, что это свидетельствует об уклонении МО МВД России «Советский» от обязанностей по осуществлению розыска граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и обеспечению мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу, нарушении установленных федеральным законодательством требований.
Указанные действия не могут быть расценены судом, как выполнение административным ответчиком обязанностей по установлению места нахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу, суд пришел к выводу о том, что вышеуказанные действия отдела полиции являются незаконными, так как противоречат требованиям приведенных выше нормативно-правовых актов.
Прокуратурой района была проведена проверка исполнения сотрудниками МО МВД России «Советский» законодательства о призыве граждан на военную службу в период проведения осеннего призыва 2015 года, выявлены указанные нарушение, что послужило основанием для обращения административного истца в суд.
Принимая решения по заявленному требованию, суд исходит из того, что деятельность полиции регламентируется не только специальным федеральным законом, но и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года «О полиции», правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Выполнение обязанности по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности не относится к исключительным полномочиям военных комиссариатов, поскольку в данном случае идет речь не о возложении указанных функций на органы внутренних дел, а лишь о ведомственном взаимодействии, в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу.
Ссылку административного ответчика на Определение Конституционного Суда РФ от 05 октября 2000 года № 199-О и Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 года № 13-П по мотиву коллизии норм права, суд находит несостоятельной, поскольку, Федеральный закон «О полиции» и Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» являются законодательными актами федерального уровня, при этом не являются актами, регулирующими одни и те же общественные отношения, из чего ошибочно исходит представитель административного ответчика. Нормы Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и подзаконные нормативные акты, на которые ссылается суд при рассмотрении дела, регламентируют порядок взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в определенных случаях, что не противоречит положениям части 1 статьи 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года закона «О полиции».
В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Сторонами представляются доказательства в обоснование заявленных требований и возражений.
При указанных обстоятельствах, суд находит доводы административного истца убедительными, которые административным ответчиком не опровергнуты, в связи с чем, требования заместителя прокурора Советского района подлежат удовлетворению в заявленном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 39, 173, 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
признать незаконным бездействие Межмуниципального отдела МВД России «Советский» выразившееся в не проведении мероприятий по розыску призывника ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, вручению ему повестки.
Обязать Межмуниципальный отдел МВД России «Советский» произвести предусмотренные Федеральными законами «О полиции» и «О воинской обязанности и военной службе», Планом взаимодействия по розыску граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу, прохождения военной службы или военных сборов, в обеспечение мероприятий, связанных с воинским учетом и призывом на военную службу, обязанности по розыску призывника ФИО1ДД.ММ.ГГГГ рождения, установлению его фактического местонахождения и вручению повестки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца, путем подачи жалобы через Советский районный суд.
Председательствующий: О.В. Степанова