РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2018 года город Плавск, Тульская область
Плавский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Малинина Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аничкиной С.И.,
с участием представителя административного истца по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Плавского районного суда Тульской области административное дело № по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №5 по Тульской области к ФИО2 о взыскании недоимки и пени по земельному налогу,
установил:
Межрайонная ИФНС России №5 по Тульской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании недоимки и пени по земельному налогу, указав в обоснование следующее. В 2014 году и в 2015 году за ФИО2 зарегистрированы земельные участки, являющиеся объектами налогообложения. В связи с наличием этих объектов недвижимости административному ответчику начислен за 2014 год и за 2015 год земельный налог и направлены налоговые уведомления о его уплате, которые не исполнены. В этой связи направлены требования № от 21.10.2015 по налогу за 2014 год с уплатой не позднее 24.12.2015, № от 23.12.2016 по налогу за 2015 год с уплатой не позднее 21.02.2017, которые исполнены частично. 07.06.2017 административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, который вынесен 08.08.2017, а 28.08.2017 отменен в связи с поступившими возражениями от административного ответчика. До настоящего времени указанный налог административным ответчиком не уплачен в полном объеме. В этой связи административный истец просит взыскать с ФИО2 недоимку по земельному налогу за 2014 и 2015 год в сумме 377775 руб. 00 коп., пени за 2015 год в размере 2518 руб. 50 коп., и пени за 2014 года в размере 413 руб. 95 коп.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №5 по Тульской области по доверенности ФИО1 поддержала административные исковые требования и просила удовлетворить их в полном объеме. Просила удовлетворить ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления в суд.
В судебное заседание административный ответчик ФИО2 не явился. О времени и месте судебного заседания извещался. Представил заявление, в котором просит рассматривать дело в его отсутствие. Представил возражения на административное исковое заявление и ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, в которых указывает на пропуск срока обращения в суд после отмены судебного приказа мировым судьей и отсутствия к этому, по его мнению, уважительных причин. Находит указанные в ходатайстве представителя административного истца о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления в суд причины не уважительными с учетом организационно-правовой формы административного истца. В этой связи просит отказать административному истцу в восстановлении срока обращения в суд с административным иском по настоящему делу и отказать в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском указанного срока
Суд, учитывая заявление административного ответчика о рассмотрении дела без его участия и отсутствие по этому вопросу возражений от административного ответчика, признает, что административный ответчик надлежаще уведомлен о дате, времени и месте судебного заседания с соблюдением ст.ст.96-99 КАС РФ, и в соответствии со ст.150 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Оснований для признания обязательной явки административного ответчика суд не нашел.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, представленные в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с действующим законодательством, в том числе Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ) административный истец наделен полномочиями на взыскание обязательных платежей и санкций.
Согласно пунктам 1-3 ст.48 НК РФ (в действующей редакции) заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.1 ст.123.1 КАС РФ судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.123.2 КАС РФ заявление о вынесении судебного приказа подается в суд по общим правилам подсудности, установленным настоящим Кодексом.
Согласно ст.123.3 КАС РФ заявление о вынесении судебного приказа и прилагаемые к такому заявлению документы подаются мировому судье.
Согласно ч.3 ст.123.5 КАС РФ копия судебного приказа в течение трех дней со дня вынесения судебного приказа направляется должнику, который в течение двадцати дней со дня ее направления вправе представить возражения относительно исполнения судебного приказа.
В соответствии со ст.123.7 КАС РФ судебный приказ подлежит отмене судьей, если от должника в установленный ч.3 ст.23.5 настоящего Кодекса срок поступят возражения относительно его исполнения.
Согласно ч.3 ст.92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно ч.ч.1, 3 ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска. Одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (поданы жалоба, заявление, представлены документы).
Таким образом, действующим законодательством установлены следующие сроки и порядок обращения взыскателя с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций: 1) в течение шести месяцев на обращение с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа со дня истечения срока, указанного для исполнения в требовании об уплате обязательных платежей и санкций; 2) не позднее шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
По настоящему делу срок исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций установлен до 14 февраля 2017 года.
В этой связи, последним днем обращения административного истца с заявлением к мировому судье являлся – 14 августа 2017 года. Данный срок административным истцом не пропущен, судебный приказ вынесен 08 августа 2017 года.
28 августа 2017 года судебный приказ отменен.
В этой связи последним днем обращения административного истца с административным исковым заявлением в районный суд являлся – 28 февраля 2018 года.
Административное исковое заявление датировано 27 февраля 2018 года и поступило в суд на личном приеме 12 марта 2018 года.
Таким образом, административным истцом пропущен установленный срок на обращение в районный суд и этот срок с учетом приведенных выше норм может быть восстановлен судом по заявлению (ходатайству) административного истца.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №5 по Тульской области по доверенности ФИО1 заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение с административным исковым заявлением в районный суд, указав на значительный объем налоговой задолженности граждан в подведомственном районе, в этой связи значительный объем исковых заявлений, направляемых в суды Тульской области и занятостью в этом одного сотрудника налоговой службы. Просит в ходатайстве учесть, что срок пропущен незначительно, и восстановить его.
Ссылка административного ответчика в возражениях на положения п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 №41/9 необоснованна. На момент принятия данного Постановления ст.48 НК РФ не устанавливала возможность восстановления срока на подачу искового заявления в суд.
Однако в последствие в данную статью 48 НК РФ внесен ряд изменений, а также введен в действие Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ). В соответствии с этими изменения в ст.48 НК РФ, положениями ст.ст.95, 286 КАС РФ установлено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи в суд (мировому судье) заявления о взыскании недоимки, в частности по налогам и пени, может быть восстановлен судом.
Согласно ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Согласно п.п.3 п.1, п.2.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Учитывая аргументы представителя административного истца, указанные в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, исходя из характера спорных правоотношений, обеспечения доступа к правосудию в условиях принципа равноправия сторон, разумный срок пропуска, приведенных выше норм и положений, суд признает их уважительными причинами, а поэтому полагает, что имеются основания для восстановления срока на обращение административного истца в суд с административным исковым заявлением по настоящему делу.
Аналогичные статье 57 Конституции РФ положения закреплены в п.1 ст.3 и п.1 ч.1 ст.23 НК РФ.
Согласно п.п.3 п.1, п.2.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Согласно п.5 ст.23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии со ст.119 НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В п.2 ст.11 НК РФ указано, что физические лица - это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
В силу п.1 ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ (п.6 ст.45 НК РФ).
В соответствии с п.4 ст.85 НК РФ, органы осуществляющие учет или регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогооблажения, обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней.
Статья 15 НК РФ относит земельный налог к категории местных налогов.
В соответствии со ст.387, 388, 389 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов и муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов и муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты. Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогооблажения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Направление налогового уведомления допускается не более, чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно ст.ст.390, 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка, как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно п.1 ст.393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно пп.1, 2 ч.1 ст.394 НК РФ в редакции, действовавшей в спорный налоговый период, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктурой жилищно-коммунального комплекса или представленных для жилищного строительства; представленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства; 1,5% в отношении прочих земель.
Согласно п.п.2-4 ст.52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (налогоплательщику) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ, которое в соответствии с п.1 ст.70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с абз.4 п.4 ст.69 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с п.6 ст.69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (налогоплательщику) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, за ФИО2 за полный 2014 год и полный 2015 год зарегистрированы в собственности (единоличной – без долей) следующие земельные участки: расположенный <адрес> с кадастровым №, находящийся в границах сельского поселения, с назначением для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровой стоимостью на 2015 год ...; расположенный <адрес> с кадастровым №, находящийся в границах сельского поселения, с назначением для коммерческого использования - под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предприятиями автосервиса, с кадастровой стоимостью на 2015 год ...; расположенный <адрес> с кадастровым №, находящийся в границах сельского поселения, с назначением для коммерческого использования - под строительство и эксплуатации бензиногазовой заправочной станции, с кадастровой стоимостью на 2015 год ...; расположенный <адрес> с кадастровым №, находящийся в границах сельского поселения, с назначением для коммерческого использования - под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предприятиями автосервиса, с кадастровой стоимостью на 2015 год ...; расположенный <адрес> с кадастровым №, находящийся в границах сельского поселения, с назначением для коммерческого использования - для строительства и установки базовой станции сотовой связи.
Межрайонной ИФНС России №5 по Тульской области через личный кабинет налогоплательщика передано 07.10.2016 ФИО2 налоговое уведомление № от 25.08.2016 об уплате земельного налога на указанное выше имущество в общей сумме 377775 руб. 00 коп. за налоговый период 2015 года в срок непозднее 01.12.2016.
В связи с неуплатой в установленный в уведомлении срок суммы налога через личный кабинет налогоплательщика передано 22.12.2016 ФИО2 требование № об уплате указанного выше налога за 2015 год и пени по состоянию на 22.12.2016, в котором ему предложено выполнить требование в срок до 14.02.2017.
До настоящего времени указанное уведомление и требование административным ответчиком не выполнены, обратного суду не представлено.
ИФНС №5 России по Тульской области начислен к уплате земельный налог за 2015 год на земельный участок с кадастровым №, исходя из его кадастровой стоимости, разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства и этой связи налоговой ставки – 0,3%, с учетом необлагаемой налогом суммы 10000 руб. 00 коп. и фактического периода нахождения участка в собственности - 12 месяцев.
На земельный участок с кадастровым № начислен к уплате земельный налог, исходя из его кадастровой стоимости, разрешенного использования - под строительство и эксплуатации бензиногазовой заправочной станции и в этой связи налоговой ставки 1,5 %, с учетом необлагаемой налогом суммы 10000 руб. 00 коп. и фактического периода нахождения участка в собственности - 12 месяцев.
На остальные земельные участки с кадастровыми № начислен к уплате земельный налог, исходя из их кадастровой стоимости, разрешенного использования – под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предприятиями автосервиса, для строительства и установки базовой станции сотовой связи и в этой связи налоговой ставки 1,5 %, с учетом фактического периода нахождения участков в собственности - 12 месяцев.
Применение налоговых ставок в размере 0,3 % и 1/5 % основано на законе – п.1 ст.389, п.п.1 п.1 ст.394 НК РФ.
Вместе с этим, согласно п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с Решением Собрания депутатов муниципального образования МО Камынинского Плавского района от 21.11.2013 №5/31 (в редакции от 28.02.2014 №11/53, 27.11.2014 №28/84, 25.04.2014 №16/63) установлена налоговая ставка для земельного участка с наименованием категории земель и разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства - 0,3 %, для прочих земель - 1,5 %.
В данном муниципальном образовании расположен земельный участок с кадастровым № с наименованием категории и разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства.
К данному участку применена в соответствии с указанным Решением Собрания депутатов налоговая ставка 0,3 %, действующая в данном муниципальном образовании на 2015 год.
Аналогично указанным выше установлены ставки Решением Собрания депутатов муниципального образования МО Пригородное Плавского района от 29.10.2013 №4/23 (в редакции от 04.03.2014 №10/65, 27.11.2014 №24/100, 16.06.2015 №37/133).
В данном муниципальном образовании расположены земельные участки с кадастровыми № с наименованием категории земель и разрешенным использованием «под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предприятиями автосервис», «под строительство и эксплуатации бензиногазовой заправочной станции», «для строительства и установки базовой станции сотовой связи».
К ним применена в соответствии с указанным Решением Собрания депутатов налоговая ставка 1,5 %, действующая в данном муниципальном образовании на 2015 год.
Таким образом, применение налоговых ставок в размере 0,3 % и 1,5 % является верным и основано на действующем на момент образования недоимки законодательстве - базовых ставок, установленных Решением Собрания депутатов муниципальных образований Камынинского и Пригородное Плавского района и в соответствии с положениями ст.ст.389, 390, 391, 394 НК РФ.
Налоговая база в отношении земельных участков с кадастровыми № уменьшена на 10000 руб. правильно и правильно применено к объектам имущества большей стоимости, в соответствии с положениями п.5 ст.391 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.11.2014 №379-ФЗ, действовавшей на момент налогового периода), согласно которым налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении категории налогоплательщиков - физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», инвалидов I и II групп инвалидности и др. Участки с кадастровыми № расположены в разных муниципальных образованиях Плавского района.
Исходя из 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № – ... руб. и права единоличной собственности административного ответчика сумма налога составляет 10276 руб. 00 коп. (3425200 (за вычетом 10000) х 0,3 % = 10276).
Исходя из 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № – ... руб. и права единоличной собственности административного ответчика сумма налога составляет 4324 руб. 00 коп. (288275 х 1,5 % = 4324).
Исходя из 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № – ... руб. и права единоличной собственности административного ответчика сумма налога составляет 219233 руб. 00 коп. (14615513 (за вычетом 10000) х 1,5 % = 219233).
Исходя из 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № – ... руб. и права единоличной собственности административного ответчика сумма налога составляет 143002 руб. 00 коп. (9533498 х 1,5 % = 143002).
Исходя из 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № – ... руб. и права единоличной собственности административного ответчика сумма налога составляет 940 руб. 00 коп. (62663 х 1,5 % = 940).
Факт получения уведомления и требования об уплате налога и пени за 2015 год, с учетом положений п.4 ст.52, п.6 ст.69 НК РФ, подтверждается имеющимися в деле скриншотами личного кабинета налогоплательщица – ФИО2 с датами отправки уведомления и требования.
Таким образом, соблюдение налоговым органом процедуры принудительного взыскания суммы указанного земельного налога за 2015 год с административного ответчика подтверждается указанными выше налоговым уведомлением и требованием, а требование налогового органа о взыскании с административного ответчика суммы налога и пени является обоснованным, поскольку заявлено в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В соответствии со ст.75 НК РФ в случае не уплаты налога в установленные законодательством срок с должника взыскиваются пени, процентная ставка которой принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора
Согласно позиции Конституционного Суда РФ в Постановлении от 17.12.1996 №20-П и Определении от 04.07.2002 №202-0, пеня не является мерой ответственности, а представляет собой, дополнительный платеж, направленный на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в случае задержки уплаты налога.
В Определении Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 №381-О-П дополнительно отмечено, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Таким образом, уплата пени в случае просрочки платежа по налогам является обязанностью налогоплательщика, установленной государством, и не является мерой налоговой ответственности.
В соответствии с ч.3 ст.2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Из указанного следует, что пеня (обязанность по ее уплате) установлена нормами законодательства о налогах и сборах, регулирующие отношения, основанные на административном подчинении и не имеет гражданско-правового характера, придаваемого ей в смысле статьи 333 ГК РФ, в частности на указанную пеню не распространяются требования статьи 331 ГК РФ об обязательности письменной формы неустойки.
В силу изложенного, применение по аналогии статьи 333 ГК РФ и уменьшение размера подлежащей уплате пени невозможно.
Период задолженности по уплате административным ответчиком налога и пени за 2015 год налоговым органом определен верно, с учетом периода нахождения во владении административного ответчика объектов недвижимого имущества (земельных участков).
Правильность и обоснованность расчета земельного налога и пени за 2015 год у суда сомнений не вызывает и административным ответчиком не оспорены.
Объективных данных для признания представленных доказательств не достоверными не установлено.
На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, а также с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает, что заявленные административные исковые требования о взыскании с административного ответчика недоимки и пени по земельному налогу за 2015 года подлежат удовлетворению.
В административном исковом заявлении заявлено также требование о взыскании с административного ответчика пени по земельному налогу за 2014 год.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
На основании этого имеющаяся у административного ответчика пеня по земельному налогу за 2014 год в настоящее время не может быть взыскана с него в силу принятого Федерального закона, в связи с чем, в этой части исковых требований суд находит необходимым отказать административному истцу.
Административное исковое заявление судом удовлетворено частично.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины по административным делам в качестве административных истцов или административных ответчиков.
Статья 104 КАС РФ предусматривает, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины также устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Сведений о том, что административный ответчик может быть освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст.ст.333.35, 333.36 НК РФ в материалах дела не имеется и суду не представлено таковых.
На основании изложенного в силу ст.ст.103, 114 КАС РФ, исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ и цены административного искового заявления, с учетом частичного его удовлетворения судом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина за подачу рассмотренного судом административного искового заявления в доход федерального бюджета в размере 7002 руб. 93 коп.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 286, 290 КАС РФ, суд
решил:
восстановить Межрайонной ИФНС России №5 по Тульской области срок для подачи административного искового заявления в суд.
Частично удовлетворить исковые требования Межрайонной ИФНС России №5 по Тульской области к ФИО2 о взыскании недоимки и пени по земельному налогу.
Взыскать с ФИО2, <данные изъяты>, зарегистрированного проживающим по <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России №5 по Тульской области с дальнейшим перечислением в соответствующий бюджет недоимку по земельному налогу за 2015 год в размере 377775 рублей 00 копеек и пени в размере 2518 рублей 50 копеек.
Отказать в административных исковых требованиях Межрайонной ИФНС России №5 по Тульской области к ФИО2 о взыскании пени по недоимке по земельному налогу за 2014 год
Взыскать с ФИО2, <данные изъяты>, зарегистрированного проживающим по <данные изъяты>, в доход федерального бюджета государственную пошлину 7002 рубля 93 копейки.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Плавский районный суд Тульской области в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 04 июня 2018 года.
Председательствующий Д.А. Малинин