ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-171/2021 от 11.05.2021 Жердевского районного суда (Тамбовская область)

68RS0007-01-2021-000230-37 2а-171/2021

Решение

Именем Российской Федерации

г. Жердевка Тамбовской области 11 мая 2021г.

Жердевский районный суд Тамбовской области в составе судьи Татарникова Л.А.,

при секретаре Поздняковой О.В.,

с участием помощника прокурора Жердевского района Тамбовской области Небогина С.А.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Жердевского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тамбовской области, Управлению по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области о признании незаконным бездействие в части установления границ памятников природы регионального значения, возложении обязанности по установлению границ памятников природы регионального значения, возложении обязанности на Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области поставить на государственный кадастровый учет границы памятников природы регионального значения,

установил:

С административным иском в суд обратился прокурор Жердевского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области о признании незаконным бездействие в части обеспечения кадастрового учета границ памятников природы регионального значения, возложении обязанности поставить на государственный кадастровый учет границы памятников природы регионального значения.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры Тамбовской области проведена проверка исполнения законодательства в области особо охраняемых природных территорий.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на благоприятную окружающую среду. При этом, в силу ст. 72 Конституции Российской Федерации особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Отношения в Тамбовской области, связанные с организацией, охраной, использованием, управлением в области особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда регулируются Законом Тамбовской области от 06.07.2010 № 672-З «Об особо охраняемых природных территориях Тамбовской области».

В силу ст. 6 Закона Тамбовской области от 06.07.2010 № 672-З «Об особо охраняемых природных территориях Тамбовской области» процедура создания особо охраняемых природных территорий регионального значения включает проведение комплексного экологического обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий. При этом, материалы комплексного экологического обследования участков территорий, на которых предполагается создание особо охраняемой природной территории, включают сведения о границах особо охраняемой природной территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены ограничения любой деятельности в пределах особо охраняемых природных территорий в целях исключения нарушения их сохранности.

В силу ч. 4 и ч. 4.1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.

Надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, а также описания его границ, являются сведения из единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 25.04.2011 № 414 «О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Тамбовской области» на территории области размещено 107 особо охраняемых природных территорий регионального значения (памятники природы и биологические заказники).

В число особо охраняемых природных территорий регионального значения включены: памятник природы «Балка Земляная» и памятник природы «Балка Козленков овраг».

Постановление администрации Тамбовской области от 28.12.2017 № 1336 «Об образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения - памятники природы «Балка Земляная», «Балка Козленков овраг», «Балка Коренная», «Долина реки Харина» на территории Жердевского района образованы 2 памятника природы регионального значения, а также утверждены Положения о них:

- памятник природы «Балка Земляная» расположен в юго-восточной части Жердевского района на правом склоне вблизи д. Булгаково вниз по балке до пересечения с границей Воронежской области. Площадь памятника природы составляет 52 га.;

- памятник природы «Балка Козленков овраг» расположен на расстоянии 0,3 км. юго-восточнее д. Чихачевка Жердевского района и представляет балку. Площадь памятника природы составляет 128 га.

Согласно п. 3.1.13.21. Положения Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области в рамках своей компетенции и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет подготовку и направление документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия администрацией Тамбовской области решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Вместе с тем, согласно информации Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области от 12.03.2021 сведения о границах памятника природы «Балка Земляная» и памятника природы «Балка Козленков овраг» в единый государственный реестр недвижимости не внесены.

В отсутствии сведений о границах земельных участков, на которых расположены особо охраняемые природные территории, невозможно осуществление надлежащего контроля за их сохранностью и соблюдением установленного режима хозяйственной деятельности в ее пределах.

При этом следует отметить, что памятники природы «Балка Земляная» и «Балка Козленков овраг» были учтены в качестве памятников природы в первой редакции постановления администрации Тамбовской области от 25.04.2011 № 414 «О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Тамбовской области». Таким образом, у Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, на которое была возложена обязанность ведения кадастра особо охраняемых природных территорий, имелось достаточно времени для обеспечения надлежащего кадастрового учета границ вышеуказанных памятников природы.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Неисполнение обязанностей по надлежащему кадастровому учету особо охраняемых природных территорий делает невозможным обеспечение их сохранности и нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 39 КАС РФ, просит признать незаконным бездействие Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области в части обеспечения кадастрового учета границ памятников природы регионального значения «Балка Земляная» и «Балка Козленков овраг». Обязать Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области поставить на государственный кадастровый учет границы памятников природы регионального значения «Балка Земляная» и «Балка Козленков овраг» в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.

08.04.2021г. в судебном заседании помощник прокурора Небогин С.А. представил суду уточненное исковое заявление, в котором в качестве второго административного ответчика указана Администрация Тамбовской области, в связи с чем, просит суд признании незаконным бездействие Администрации Тамбовской области и Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области в части установления границ памятников природы регионального значения, и обязать административных ответчиков установить границы памятников природы регионального значения «Балка Земляная» и «Балка Козленков овраг» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, возложить обязанность на Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области поставить на государственный кадастровый учет границы памятников природы регионального значения «Балка Земляная» и «Балка Козленков овраг» в течение 6 месяцев.

В судебном заседании помощник прокурора Жердевского района Тамбовской области Небогин С.А. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить административный иск прокурора по основаниям в нем изложенным.

Представитель административных ответчиков Администрации Тамбовской области и Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области по доверенностям Лисицына С.С. и представитель заинтересованного лица по доверенности Проклов В.Р. административные исковые требования в части незаконного бездействия по установлению границ памятников природы регионального значения «Балка Земляная» и «Балка Козленков овраг» не признали, поскольку работа проводится надлежащим образом.

Представители заинтересованных лиц: Администрации Жердевского района Тамбовской области и Управления Росреестра по Тамбовской области в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены (л.д.193, 205). От Администрации Жердевского района поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (л.д.203).

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на благоприятную окружающую среду.

Особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

В силу ст. 6 Закона Тамбовской области от 06.07.2010 № 672-З «Об особо охраняемых природных территориях Тамбовской области» процедура создания особо охраняемых природных территорий регионального значения включает проведение комплексного экологического обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий. При этом, материалы комплексного экологического обследования участков территорий, на которых предполагается создание особо охраняемой природной территории, включают сведения о границах особо охраняемой природной территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Из представленных в суд материалов дела следует, что на территории Жердевского района Тамбовской области имеется 2 памятника природы регионального значения, а также утверждены Положения о них: памятник природы «Балка Земляная» расположен в юго-восточной части Жердевского района на правом склоне вблизи д. Булгаково вниз по балке до пересечения с границей Воронежской области. Площадь памятника природы составляет 52 га.; памятник природы «Балка Козленков овраг» расположен на расстоянии 0,3 км. юго-восточнее д. Чихачевка Жердевского района и представляет балку. Площадь памятника природы составляет 128 га.

Постановлением главы администрации Тамбовской области от 22.08.2013г. № 251, с последующими изменениями и дополнениями, утверждено Положение об управлении по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области.

Согласно п. 3.1.13.21. Положения управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области в рамках своей компетенции и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет подготовку и направление документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия администрацией Тамбовской области решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Вместе с тем, согласно информации Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области от 12.03.2021 сведения о границах памятника природы «Балка Земляная» и памятника природы «Балка Козленков овраг» в единый государственный реестр недвижимости не внесены.

Таким образом, полномочия Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, в указанной выше части, надлежащим образом не исполняются, что делает невозможным осуществление надлежащего контроля за их сохранностью и соблюдением установленного режима хозяйственной деятельности в их пределах, влечет нарушение неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора района в части возложения на Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области обязанности установить границы памятников природы регионального значения «Балка Земляная» и «Балка Козленков овраг», а также поставить их на государственный кадастровый учет являются законными и обоснованными.

Возлагать какие-либо обязанности на Администрацию Тамбовской области у суда не имеется оснований, поскольку полномочиями по установлению границ памятников природы регионального значения «Балка Земляная» и «Балка Козленков овраг», а также по подготовке документов для поставки их на государственный кадастровый учет возложены на Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области и ТОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения».

Вместе с тем суд не может согласиться с доводами административного истца о незаконном бездействии административных ответчиков по следующим причинам.

Судом установлено, что работа по установлению границ памятников природы регионального значения проводится. Подготовлены Паспорта на указанные объекты (л.д.78-83, 84-89). Кроме того, суду представлены планы с описанием местоположения границ памятников природы регионального значения «Балка Земляная» и «Балка Козленков овраг» (л.д.155-169, 170-191). Кроме того, материалы дела содержат информацию, которая ни кем не оспаривается, что документация была подготовлена и направлена в Управление Росреестра по Тамбовской области, однако, по независящим от административных ответчиков причинам, сведения в ЕГРН не внесены (л.д.10).

В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения иска прокурора в части признания незаконного бездействия административных ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Жердевского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу установить границы памятников природы регионального значения «Балка Земляная» и «Балка Козленков овраг», поставить на государственный кадастровый учет границы памятников природы регионального значения «Балка Земляная» и «Балка Козленков овраг».

В остальной части административное исковое заявление прокурора Жердевского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тамбовской области, Управлению по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Жердевский районный суд Тамбовской области.

Мотивированное решение суда составлено 25.05.2021г.

Председательствующий судья Л.А. Татарников