УИД 75RS0021-01-2022-000336-79
Административное дело №2а-171/2022
Категория 3.022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2022 года
село Улёты Улётовского района Забайкальского края
Улётовский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего Крюковой О.Н.,
при секретаре Савицкой К.А.,
с участием: административного истца
ФИО1, действующей в интересах
несовершеннолетнего ФИО3,
представителя административного ответчика – комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав
при администрации городского округа ЗАТО адрес
ФИО2,
представителя административного ответчика – ОМВД России
по ЗАТО адресФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ФИО3 к комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации городского округа ЗАТО адрес о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ и заключения УУП ОМВД России по ЗАТО адрес от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд, ссылаясь на следующее.
ДД.ММ.ГГГГ УУП ОМВД России по ЗАТО адресФИО4 составил в отношении неё протокол об административных правонарушениях серии 75 № о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 30 минут в ходе мониторинга социальной сети «ВКонтакте» на странице её несовершеннолетнего сына ФИО3 была выявлена информация о восхвалении артиллерии ВСУ за геноцид Донбасса, а так же запрещенная в Российской Федерации нацистская и неонацистская символика. ДД.ММ.ГГГГ комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации городского округа ЗАТО адрес на основании поступившей информации в отношении её несовершеннолетнего сына ФИО3 согласно протокола об административных правонарушениях серии 75 № вынесено постановление № о признании её виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде предупреждения за неисполнение и ненадлежащее исполнение родителем несовершеннолетнего обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетнего сына. ДД.ММ.ГГГГ комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации городского округа ЗАТО адрес вынесено постановление №СОП-22/2022 о постановке её несовершеннолетнего сына ФИО3 на учет в банк данных СОС комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации городского округа ЗАТО адрес. Указанным постановлением её несовершеннолетнего сына ФИО3 признали находящимся в социально-опасном положении, поставили на учет в банк данных Забайкальского края о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. О рассмотрении вопроса о постановке на учет её несовершеннолетнего сына ФИО3 её не уведомили, не выдали ей документы.
ДД.ММ.ГГГГ УУП ОМВД России по ЗАТО адресФИО4 составил заключение в отношении её несовершеннолетнего сына ФИО3 о постановке его на профилактический учет в ПДН ОМВД России по ЗАТО адрес и заведения учетно-профилактической карточки, так как её несовершеннолетний сын ФИО3 совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В связи с допущенными нарушениями п.49.1.3 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации её несовершеннолетнего сына ФИО3 незаконно поставили на учет в ПДН ОМВД России по ЗАТО адрес с заведением учетной карточки.
Просила:
-признать незаконным постановление, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации городского округа ЗАТО адрес №СОП-22/2022 о постановке её несовершеннолетнего сына ФИО3 на учет в банк данных Забайкальского края о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении на территории городского округа ЗАТО адрес,
-возложить на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации городского округа ЗАТО адрес обязанность устранить нарушение прав, свобод и законных интересов её несовершеннолетнего сына ФИО3,
-признать незаконным заключение, составленное ДД.ММ.ГГГГ УУП ОМВД России по ЗАТО адресФИО4 в отношении её несовершеннолетнего сына ФИО3 о постановке его на профилактический учет в ПДН ОМВД России по ЗАТО адрес и заведения учетно-профилактической карточки.
В судебном заседании административный истец ФИО1, действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО3, заявленные административные требования поддержала в полном объеме, дала показания, согласующиеся с содержанием административного искового заявления, дополнив, что её сын является домашним положительным ребенком, никогда не хулиганил, не привлекался ни к уголовной, ни к административной ответственности, в социальной сети «ВКонтакте» он просто поставил несколько «классов» под картинками на военную тематику, таким образом поддержал отца, который родом с Западной Украины, где у него проживают все родственники. За такой незначительный необдуманный поступок сына приименная в отношении него мера воздействия в виде постановки на учет является чрезмерно суровой. Достаточно было просто побеседовать с ребенком. Постановка сына на учет ущемляет его права, так как за ним будут вести контроль. Это его очень расстраивает и огорчает, в связи с чем ухудшается его здоровье.
Представитель административного ответчика – комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации городского округа ЗАТО адресФИО2 заявленные исковые требования не признала, суду пояснила о том, что несовершеннолетний сын административного истца – ФИО3 обоснованно поставлен на учет в банк данных Забайкальского края о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, так как несовершеннолетний ФИО3 совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но не достиг возраста, с которого наступает административная ответственность. Он был поставлен на учет в ПДН ОМВД России по ЗАТО адресФИО4, признан лицом, нуждающимся в проведении индивидуальной профилактической работы, как совершивший правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.
Представитель административного ответчика – ОМВД России по ЗАТО адресФИО4 заявленные исковые требования не признал, суду пояснил о том, что несовершеннолетний сын административного истца – ФИО3 обоснованно поставлен на профилактический учет в ПДН ОМВД России по ЗАТО адрес с заведением учетно-профилактической карточки, так как ДД.ММ.ГГГГ оперуполномоченным ГУР ОМВД России по ЗАТО адресФИО7 на странице ребенка в социальной сети «ВКонтакте» были обнаружены материалы с информацией о восхвалении артиллерии ВСУ за геноцид Донбасса, а так же запрещенная в Российской Федерации нацистская и неонацистская символика. О выявленном факте, свидетельствующем о совершении административным истцом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях был составлен рапорт, к которому приложены фотографии файлов сотового телефона несовершеннолетнего ФИО3. На основании этого рапорта в отношении административного истца составлен протокол об административных правонарушениях. Ребенок поставлен на профилактический учет ПДН ОМВД России по ЗАТО адрес с заведением учетно-профилактической карточки с соблюдением требований Закона.
Выслушав мнения явившихся в судебное заседание участников процесса, исследовав представленные сторонами документы, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению. Приходя к указанному выводу, суд исходит из нижеследующего.
ДД.ММ.ГГГГ оперуполномоченным ГУР ОМВД России по ЗАТО адресФИО7 на странице несовершеннолетнего сына административного истца – ФИО3 в социальной сети «ВКонтакте» были обнаружены материалы с информацией о восхвалении артиллерии ВСУ за геноцид Донбасса, а так же запрещенная в Российской Федерации нацистская и неонацистская символика. Таким образом установлено, что ребенок допустил совершение деяния, предусмотренное пунктом 49.1.3 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, за что ДД.ММ.ГГГГ заключением УУП ОМВД России по ЗАТО адресФИО4, утвержденным временно исполняющим обязанности начальника ОМВД России по ЗАТО адресФИО8 был поставлен на учет в ПДН ОМВД России по ЗАТО адрес, с заведением учетно-профилактической карточки.
Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних установлены Федеральным законом от 24 июня 1999 года N120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ).
Статьей 2 Федерального закона от 24 июня 1999 года N120-ФЗ установлено, что основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям (часть 1). Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних (часть 2).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года N120-ФЗ органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение до достижения возраста с которого наступает административная ответственность.
Основанием для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 указанного Федерального закона, если они зафиксированы, в том числе в постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел; заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений (пункты 3, 5 статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июня 1999 года N120-ФЗ индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту "в" пункта 2.1.1. Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 года N845 (далее - Инструкция), ПДН проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.
Пунктом 42 Инструкции предусмотрено, что сотрудники ПДН ставят на профилактический учет несовершеннолетних правонарушителей, перечисленных в подпункте 2.1.1 настоящей Инструкции, и родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, перечисленных в подпункте 2.1.2 настоящей Инструкции, на основании, в частности, заключения о постановке несовершеннолетнего, родителя, иного законного представителя на профилактический учет в подразделении по делам несовершеннолетних и заведении учетно-профилактической карточки (подпункт 42.4).
Согласно пункту 48 Инструкции разрешение о постановке на профилактический учет дается в письменном виде начальником территориального органа МВД России или его заместителем.
В соответствии с подпунктом 49.1.3. Инструкции на профилактический учет с заведением УПК ставятся несовершеннолетние, совершившие правонарушение, в том числе до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.
В силу пункта 51 Инструкции в случае однократного совершения несовершеннолетним административного правонарушения либо антиобщественного действия, при наличии соответствующей информации об особенностях его личности, условиях жизни и воспитания, родителях или иных законных представителях сотрудником ПДН может быть внесено начальнику территориального органа МВД России мотивированное предложение о нецелесообразности постановки этого несовершеннолетнего на профилактический учет в ПДН.
Довод административного ответчика о том, что её несовершеннолетний сын ФИО3 на учете в ОУУП и ПДН ОМВД России по ЗАТО адрес ранее никогда не состоял, в совершении противоправных деяний и (или) антиобщественных действий замечен не был, имеет положительную характеристику с места учебы, не является основанием для удовлетворения заявленных административных исковых требований и признания незаконными обжалуемых актов должностных лиц системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Вопреки доводам административного истца обжалуемые акты должностных лиц системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не нарушают права, свободы и законные интересы её несовершеннолетнего сына ФИО3.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.177-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ФИО3 к комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации городского округа ЗАТО адрес о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ и к ОМВД России по ЗАТО адрес о признании незаконным заключения УУП ОМВД России по ЗАТО адрес от ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.
В соответствии со статьёй 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Улётовский районный суд Забайкальского края.
Решение в окончательной форме принято 31 марта 2022 года.
Председательствующий судья О.Н.Крюкова