Дело №2а–1720/2022
УИД: 54RS0007-01-2021-008095-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2022 года г.Новосибирск
Октябрьский районный суд г.Новосибирска в составе:
Судьи Поздняковой А.В.,
При секретаре Шкитиной Е.Д.,
с участием помощника судьи Мухаревой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству строительства Новосибирской области о признании незаконным приказа министра строительства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском, просит суд признать незаконным Приказ от /дата/. №, за подписью и.о. министра строительства ФИО2 ФИО3, и обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником земельного участка (к.н. №) и одноэтажного нежилого здания (к.н. №), расположенных по адресу: <адрес>.
С заявлением от /дата/. № административный истец обратился в комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки поселений, входящих в состав Новосибирской агломерации <адрес> Министерства строительства НСО с просьбой о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка: «Магазины».
Приказом от /дата/. № за подписью и.о. министра строительства ФИО2 ФИО3, отказано ФИО1 в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка «Магазины» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 965 кв. м, расположенного по адресу: обл. <адрес>, принадлежащего к территориальной зоне - «Зона садоводства и дачного хозяйства (СХ-1)», поскольку запрашиваемый условно разрешённый вид использования земельного участка не соответствует целевому назначению и категории г земельного участка.
Указанное решение является незаконным и немотивированным.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ и ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков.
Пункт 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования.
Согласно ст. 63 Правил землепользования и застройки Каменского сельсовета <адрес> (утв. Решением сессии Совета депутатов Каменского сельсовета <адрес> от /дата/, с изменениями от /дата/.) Зона садоводства и дачного хозяйства (СХ-1), в которой находится земельный участок административного истца, включает условно разрешённые виды разрешённого использования: 4.4 Магазины.
Исходя из положений ст. 39 Гр КРФ проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
В результате публичных слушаний должно быть определено, будут ли нарушены права либо неопределённого круга лиц, либо конкретных субъектов - правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Из содержания приказа не следует, что вышеуказанные нарушения были выявлены, доказательств наличия возражений от третьих лиц не представлено, более того, ссылка на проведение публичных слушаний отсутствует.
Возведённое административным истцом здание имеет нежилое назначение, исходя из планировки может быть использовано как магазин, угрозу жизни и здоровью для людей не создаёт.
Выписки ЕГРН на объекты недвижимости не содержат отметок о каких- либо обременениях, охранных зонах, резервированиях.
Содержание рекомендаций комиссии по подготовке правил землепользования и застройки поселений, входящих в состав Новосибирской агломерации Новосибирской области от /дата/., на которые имеется ссылка в приказе, не раскрыто, при этом они не несут властных, исполнительно-распорядительных полномочий и не обязывают административного ответчика согласиться с данными рекомендациями, так как ответственность за правильность и законность принимаемого решения возлагается на него.
Согласно п. 12 ст. 39 ГрК РФ физическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования.
Таким образом, приказ является незаконным и нарушает право административного истца своевременно получить разрешение на условно разрешённый вид использования земельного участка.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд представителя, который требования административного иска поддержал в полном объёме.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного иска, согласно письменному отзыву.
Суд, заслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является условно разрешенный вид использования. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от /дата/ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», статьей <адрес> от /дата/№ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес> и внесении изменения в статью <адрес> «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в <адрес>», постановлением <адрес> от /дата/№-п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения областными исполнительными органами государственной власти <адрес> административных регламентов предоставления государственных услуг», в целях реализации постановления <адрес> от /дата/№-п «Об установлении Порядка взаимодействия между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и министерством строительства <адрес> при реализации ими перераспределенных полномочий», приказом министерства строительства <адрес> от /дата/№ утвержден Административный регламент министерства строительства <адрес> предоставления государственной услуги по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - Административный регламент).
Судом установлено, что /дата/ ФИО1 обратился в Комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки поселений, входящих в состав Новосибирской агломерации <адрес> с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № «Магазины».
Согласно сведениям представленным из единой системы обеспечения градостроительной деятельности Новосибирского района Новосибирской области от /дата/№ земельный участок с кадастровым номером № относится к территориальной зоне «Зона садоводства и дачного хозяйства (СХ-1)» и имеет категорию земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Виды использования земель сельскохозяйственного назначения предусмотрены ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
Приказом от /дата/. № и.о. министра строительства ФИО2 ФИО3, отказано ФИО1 в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка «Магазины» в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:120501:395, площадью 965 кв. м, расположенного по адресу: обл. Новосибирская, р-н Новосибирский, МО Каменский сельсовет, с.т. «Иня-НАПО», участок №, принадлежащего к территориальной зоне - «Зона садоводства и дачного хозяйства (СХ-1)», поскольку запрашиваемый условно разрешённый вид использования земельного участка не соответствует целевому назначению и категории земельного участка.
Разрешая возникший спор, суд исходит из нижеследующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ и ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков.
Пункт 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования.
Согласно ст. 63 Правил землепользования и застройки Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (утв. Решением сессии Совета депутатов Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от /дата/, с измен, от /дата/.) Зона садоводства и дачного хозяйства (СХ-1), в которой находится земельный участок административного ФИО1, включает условно разрешённые виды разрешённого использования: 4.4 Магазины.
Исходя из положений ст. 39 Гр КРФ проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
В результате публичных слушаний должно быть определено, будут ли нарушены права либо неопределённого круга лиц, либо конкретных субъектов - правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Из содержания приказа не следует, что вышеуказанные нарушения были выявлены, доказательств наличия возражений от третьих лиц не представлено, более того, ссылка на проведение публичных слушаний отсутствует.
Возведённое ФИО1 здание имеет нежилое назначение, исходя из планировки может быть использовано как магазин, угрозу жизни и здоровью для людей не создаёт.
Выписки ЕГРН на объекты недвижимости не содержат отметок о каких- либо обременениях, охранных зонах, резервированиях.
Содержание рекомендаций комиссии по подготовке правил землепользования и застройки поселений, входящих в состав Новосибирской агломерации Новосибирской области от /дата/., на которые имеется ссылка в приказе, не раскрыто.
При этом они не несут властных, исполнительно-распорядительных полномочий и не обязывают административного ответчика согласиться с данными рекомендациями, так как ответственность за правильность и законность принимаемого решения возлагается на административного ответчика.
Согласно ст.209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования, распоряжения, принадлежащим имуществом.
Исходя из положений ст.260, 261 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте, вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
В соответствии с п.1 ст.263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права, осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Пункт 2 ст.40 ЗК РФ, предоставляет право собственнику земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с п.1 ст. 43 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п.1.1. ч.17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство (реконструкцию) не требуется в случае строительства (реконструкции) объектов индивидуального жилищного строительства. Процедура строительства (реконструкции) индивидуального жилого дома предполагает уведомительный характер, предусмотренный положениями ст.51.1 ГрК РФ.
Согласно п.8 ст.36 ГрК РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Из п. 4 ст. 85 ЗК РФ, чч. 8-10 ст. 36 ГрК РФ прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Следовательно, и земельное, и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (ст. 30 ГрК РФ), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО1.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Министерству строительства Новосибирской области о признании незаконным приказа министра строительства удовлетворить.
Признать незаконным Приказ от /дата/. №№ и.о. Министра строительства Новосибирской области ФИО3, с возложением обязанности устранить нарушение.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья Позднякова А.В.