ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1721/2021 от 23.07.2021 Димитровградского городского суда (Ульяновская область)

Дело №2а-1721/2021

УИД 73RS0013-01-2021-005376-64

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июля 2021 года г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Власовой Е.А., при секретаре Боровковой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №3 УФСИН России по Ульяновской области» о понуждении к устранению нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование которого сославшись на то, что Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего обязанность привлечения осужденных к труду. В ходе проверки выявлены нарушения в части обязательного привлечения к труду осужденных и обязанности администрации создавать рабочие места. Согласно сведениям о трудовой адаптации осужденных в ИК-3, по состоянию на 01.06.2021 при среднесписочной численности трудоспособных осужденных 342 человека, трудоустроено только 127, что составляет 37,1%; остальные 215 трудоспособных осужденных не трудоустроены. Отсутствие работы отрицательно влияет на исправление осужденных и влечет неисполнение решений судов о возмещении ими материального ущерба и морального вреда потерпевшим. С целью устранения выявленных нарушений 13.09.2019 и 19.03.2021 в адрес врио начальника ФКУ ИК-3 вносились представления. В ответах на них сообщалось о проведении работы по увеличению численности осужденных, привлекаемых к труду. Информация по результатам проверки показала, что в ФКУ ИК-3 организовано 352 рабочих места, из них 289 - в центре трудовой адаптации, остальные привлечены к оплачиваемому труду по хозяйственному обслуживанию учреждения. По состоянию на 01.06.2021 в ИК-3 отбывали наказание 423 человека, из которых 342 - трудоспособных, но из них только 127 привлечено к труду, 215 – не трудоустроены по независящим от них причинам. Кроме того, 147 осужденных имеют задолженность по исполнительным производствам на общую сумму 150545,30 руб., требования по которым исполнены лишь на 1977,55 руб.

Просит обязать ФКУ ИК-3 в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать для осужденных рабочие места с учетом раздела плана основных организационных мероприятий «Обеспечение трудовой занятости осужденных к лишению свободы», утвержденного приказом ФСИН России от 15.02.2019 № 116.

При подготовке дела к судебному разбирательству для участия по делу в качестве заинтересованных лиц привлечены УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России.

Представитель административного истца заместитель Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области Абанин Д.П. административные исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в административном иске. Просил об удовлетворении административных исковых требований.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области, заинтересованного лица ФСИН России Шевчик В.В., действующий на основании доверенностей, административный иск не признал, поддержал позицию, изложенную в возражениях на иск. Дополнительно пояснил, что рабочие места в учреждении формируются, исходя из количества заказов, имеющихся в настоящее время, и в дальнейшем это количество может уменьшаться либо увеличиваться, в зависимости от количества заказов, число которых не является постоянным. На 30.06.2021 в учреждении содержалось 414 человека, в том числе трудоспособных – 336 человек, из них привлечено к труду – 131 человек, из которых 63- на оплачиваемых работах по хозяйственному обеспечению, 68 – в центре трудовой адаптации. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица УФСИН России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняется здоровье людей.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» на учреждения, исполняющие наказания, возложена обязанность, в том числе по обеспечению привлечения осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования.

Учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду: 1) в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания; 2) на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы; 3) на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их; 4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов (ст. 17 Федерального закона от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

В силу ст. 18 Федерального закона от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части организации профессионального обучения осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков.

Деятельность центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) учреждений, исполняющих наказания, осуществляемую на свой риск и под установленную настоящим Законом ответственность в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду.

Учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.

Судом установлено, что Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего обязанность привлечения осужденных к труду.

Согласно плану развития производственной деятельности ФКУ ИК-3 численность трудоспособных осужденных составляла в 2019 - 573, в 2020 – 451, на 01.06.2021 - 342. При этом, фактический вывод на работу составлял в 2019 году – 136, в 2020 - 130, на 01.06.2021 – 127 (л.д. 49-97).

В процессе проверки установлено, что в ФКУ ИК-3 организовано 352 рабочих места, из них 289 в центре трудовой адаптации, остальные привлечены к оплачиваемому труду по хозяйственному обслуживанию учреждения. При этом, по состоянию на 01.06.2021 в ФКУ ИК-3 отбывало наказание 423 осужденных, из которых 342 трудоспособных, из которых только 127 привлечено к труду, 215 – не трудоустроено по независящим от них причинам.

Отсутствие работы отрицательно влияет на исправление осужденных и влечет неисполнение решений судов о возмещении ими материального ущерба и морального вреда потерпевшим.

Из числа осужденных 147 имеют задолженность по исполнительным листам на общую сумму 150545,30 руб., требования по которым исполнены лишь на 1977,50 руб. (л.д. 9).

Указанное выше, по мнению суда, не соответствуют конституционному принципу охраны прав потерпевших от преступлений (ст. 52 Конституции Российской Федерации), закрепившему обязанность государства по обеспечению доступа к компенсации причиненного ущерба. Данное конституционное положение согласуется с Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (принята Генеральной Ассамблеей ООН 29.11.1985), согласно которой лица, которым в результате преступного деяния причинен вред, включая телесные повреждения или моральный вред, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав, имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством.

В ч. 2 ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации законодатель закрепил в качестве одной из целей наказания - восстановление социальной справедливости, одним из проявлений которой является возмещение ущерба как отдельному потерпевшему, так и обществу в целом.

Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации).

Несмотря на то, что ч. 2 ст. 37 Конституции Российской Федерации принудительный труд запрещен, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты, в том числе прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Указанный конституционный принцип закреплен в ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно которой при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, а также они не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей.

Поскольку в силу ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации труд в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений, является обязанностью каждого осужденного, гарантированное ст. 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации вознаграждение за труд в условиях изоляции становится источником доходов осужденных, являющихся должниками по исполнительным документам.

По смыслу ч. 3 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации материально-бытовое обеспечение осужденных, не получающих пенсию и заработную плату, осуществляется за счет государства.

Согласно ст.ст. 18 и 46 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны:

-обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации;

-создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях;

-осуществлять деятельность по развитию своей материально- технической базы и социальной сферы.

По мнению суда, отсутствие в ИК-10 рабочих мест для осужденных с заработной платой препятствует учреждению возмещать стоимость произведенных государством затрат на содержание осужденных, не привлеченных к труду по не зависящим от них причинам.

Организация деятельности учреждений, исполняющих наказания, по привлечению осужденных к труду определяется Федерального закона от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ст. 15 Закона). В интересах развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы, а также привлечения осужденных к труду ст. 7 Закона предусмотрено, что территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.

Деятельность центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) учреждений, исполняющих наказания, осуществляемую на свой риск и под установленную Законом ответственность в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства об обязательном привлечении осужденных к труду.

Номенклатура основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных, определена Распоряжением Правительства РФ от 27.10.2007 № 1499-р.

Учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.

Следовательно, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и требованиями Конституции Российской Федерации для осужденных установлена обязанность трудиться, а для администраций исправительных учреждений - привлекать осужденных к труду.

Ненадлежащая деятельность ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области, связанная с планированием собственной производственной деятельности и определением перспектив ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест с заработной платой для осужденных, не позволяет эффективно реализовать механизмы восстановительного правосудия, направленные на реальное возмещение вреда, причиненного жертве преступления, а также выполнить обязанность по обеспечению доступа к компенсации причиненного ущерба, возложенную на государство.

ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области является юридическим лицом и функционирует в соответствии с Уставом федерального казенного учреждения «Исправительная колония №3 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», утвержденным приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 31.03.2011№185 (л.д. 12-22).

В соответствии с пунктом 2.1 вышеуказанного Устава, предметом и целями деятельности Учреждения являются исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовного наказания в виде лишения свободы, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Соответственно, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области должно принять необходимые меры по устранению имеющихся в деятельности учреждения нарушений законов, предусматривающих создание необходимого количества рабочих мест с заработной платой и обязательное привлечение осужденных к труду.

Доводы представителя административного ответчика относительно отсутствия материальной базы, отсутствия заказов на продукцию не являются достаточными основаниями для отказа в удовлетворении иска. Учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы должны планировать собственную производственную деятельность и определять перспективы развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для всех осужденных, обязанных и способных трудиться. Деятельность ФКУ ИК-3, связанная с планированием собственной производственной деятельности и определением перспектив развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, не позволяет эффективно реализовать механизм правосудия, направленный на реализацию возмещения вреда, причиненного потерпевшим, а также выполнить обязанность по обеспечению доступа к компенсации причиненного ущерба, возложенную на государство.

Соответственно, административный иск, заявленный к исправительному учреждению, подлежит удовлетворению.

При этом в соответствии с ч. 2 ст.178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда – шесть месяцев со дня вступления его в законную силу, при этом суд учитывает объем удовлетворенных исковых требований, объем работ, которые необходимо сделать для исполнения судебного решения, конкретные обстоятельства дела.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительную колонию №3 Управления ФСИН России по Ульяновской области» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать для осужденных рабочие места с учетом раздела плана основных организационных мероприятий «Обеспечение трудовой занятости осужденных к лишению свободы», утвержденного приказом ФСИН России от 15.02.2019 №116.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 30.07.2021.

Председательствующий судья Е.А. Власова