ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1722/2022 от 25.03.2022 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

10RS0011-01-2022-001752-23

Дело № 2а-1722/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 марта 2022 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего Тарабрина Н.Н..,

при секретаре Паласеловой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам ФИО1 к Петрозаводскому городскому Совету, Главе Республики Карелия ФИО2, Правительству Республики Карелия об оспаривании решения Петрозаводского городского совета от 23.06.2021 года, ФИО3 и ФИО1 к Главе Республики Карелия ФИО2, Администрации Главы Республики Карелия об оспаривании действий по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к Петрозаводскому городскому Совету об оспаривании решения Петрозаводского городского Совета от 23.06.2021 года об освобождении истца от должности Председателя Петрозаводского городского Совета 28 Созыва с лишением права занимать должность в Петрозаводском городском Совете до прекращения срока его полномочий (дело № 2а-1722/2022, УИД 10RS0011-01-2022-001752-23). Иск мотивирован безосновательностью решения о применении к истцу мер ответственности, поскольку по результатам осуществления контрольных мероприятий было выявлено несоответствие расходов истца в период с 2015 по 2019 год его доходам, при этом указанных расходов он не нес, указанное в уведомлении о результатах проверки имущество было приобретено не истцом, а ФИО3, с которой он состоит в фактических брачных отношениях, в связи с чем он был не обязан указывать сведения об ее доходах и расходах, ее имуществе и обязательствах имущественного характера. Истец просит решение Петрозаводского городского Совета от 23.06.2021 года признать незаконным и отменить.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Глава Республики Карелия ФИО2, Правительство Республики Карелия.

ФИО3 обратилась в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к Главе Республики Карелия ФИО2, Администрации Главы Республики Карелия об оспаривании действий по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (дело № 2а-2192/2022, УИД 10RS0011-01-2022-003334-30). Иск мотивирован нарушением действующего законодательства в ходе проведения проверки, поскольку правовых оснований для такой проверки в отношении ФИО3 не имелось. Она не является супругой ФИО1, не относится к кругу лиц, на которых распространяется действие ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» №230-ФЗ. В ходе проверки не были учтены сведения о ее имущественном положении, проверка проводилась дважды. Истец просит признать незаконными действия Главы Республики Карелия по осуществлению в период с 28.09.2020 по 30.12.2020 и с 11.03.2021 по 10.06.2021 года в рамках ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» №230-ФЗ контроля расходов ФИО1 мероприятий по проверке сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении ФИО3; а также распоряжение Главы Республики Карелия от 11.03.2021 года №122-р и действия Главы Республики Карелия по осуществлению в период с 11.03.2021 по 10.06.2021 года в рамках ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» №230-ФЗ контроля расходов ФИО1 по признаку повторности; действия Главы Республики Карелия по направлению результатов контроля расходов ФИО1 прокурору Республики Карелия в целях последующего обращения в суд с иском об обращении принадлежащего ФИО3 имущества и полученных от его реализации денежных средств в доход РФ.

Указанные дела определением суда от 28.02.2022 объединены в одно производство с присвоением номера 2а-1722/2022 УИД 10RS0011-01-2022-001752-23.

28.02.2022 ФИО1 обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к Петрозаводскому городскому Совету, Главе Республики Карелия ФИО2, Администрации Главы Республики Карелия об оспаривании действий Главы Республики Карелия по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО3, по проведению контроля расходов ФИО1 и направление результатов контроля в Петрозаводский городской Совет в целях применения к ФИО1 меры ответственности в виде досрочного прекращения его полномочий Председателя Петрозаводского городского Совета с лишением права занимать должности в Петрозаводском городском Совете до истечения срока его полномочий (дело № 2а-2275/2022, УИД 10RS0011-01-2022-003580-68). Иск мотивирован нарушениями в ходе проведенной проверки, отсутствием брачных отношений с ФИО3, отсутствием обязанности отчитываться о ее доходах и расходах. Выводы проверки сделаны без учета данных о деятельности истца в предшествующий период, в котором формировалось его имущественное положение за счет различных накоплений и приобретений законного характера, фактически проверка проведена в отношении ФИО3. Поводом для проведения проверок послужила информация, поступившая из Следственного управления Следственного комитета по Республике Карелия. Результатом явилось две проверки, по каждой из которых Петрозаводским городским Советом выносилось решение о привлечении истца к ответственности за действия, совершенные в один период времени и являющиеся однородными по своему характеру, оспариваемое решение Петросовета мотивировано повторностью действий истца, в то время как фактически никакие незаконные действия истец повторно не совершал. Истец просит признать незаконными действия Главы Республики Карелия по осуществлению в рамках ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» №230-ФЗ контроля расходов ФИО1 мероприятий по проверке сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении ФИО3; действия Главы Республики Карелия по осуществлению в период с 11.03.2021 по 10.06.2021 года в рамках ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» №230-ФЗ контроля расходов ФИО1 по признаку повторности; действия Главы Республики Карелия по направлению 10.06.2021 года результатов контроля расходов ФИО1 в Петрозаводский городской Совет в целях применения к истцу меры ответственности в виде досрочного прекращения его полномочий Председателя Петрозаводского городского Совета с лишением права занимать должность в Петрозаводском городском Совете до прекращения срока его полномочий.

Определением суда от 28.02.2022 административные дела соединены в одно производство, административному делу присвоен номер №2а-1722/2022 УИД 10RS0011-01-2022-001752-23.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Прокуратура РК.

В судебном заседании административный истец ФИО1, чье участие в деле было обеспечено путем проведения видеоконференции, его представители адвокаты Ямчитский М.А., Черкасов А.В. по ордеру иски поддержали, указали на то, что истец не был надлежащим образом уведомлен о проведении проверки, ему не было предложено дать пояснения по предмету проверки, результаты проверки надлежащим образом доведены до него не были. Оснований указывать сведения о расходах ФИО3 на приобретение имущества у него не было, поскольку его супругой она не являлась. Все средства, потраченные ею на приобретение указанных в докладе по результатам проверки объектов, являлись ее личными, истец не принимал участие в этих расходах.

Административный истец ФИО3 и ее представитель адвокат Чернов С.Г. в судебном заседании иск поддержали, указали на то, что все объекты, указанные в результатах проведенной в отношении нее проверки, приобретены на ее личные средства, а также за счет заемных кредитных средств. Личные накопления истца состояли из средств, вырученных от реализации унаследованного после смерти матери имущества, денежную сумму эквивалентную 100 000 долларов после расторжения брака передал ей бывший супруг ФИО4, по результатам раздела брачного имущества ей осталась квартира и автомобиль. Указанную денежную сумму истец вложила в бизнес ФИО1, в 2014 он вернул ей около 15 000 000 рублей. Эти деньги были использованы для приобретения объектов, указанных в результатах проведенной в отношении нее проверки, на погашение взятых кредитов и предоставление займов. Транспортные средства приобретались последовательно со сдачей предыдущего по системе трейд-ин. Документального подтверждения поступления 15 000 000 не имеется, поскольку деньги были получены и хранились в наличной форме. У ФИО1 принадлежащего ему жилья не имеется, он проживает в квартире истца ФИО3, пользуется вместе с членами семьи истца жилым домом в Сосновом бору Прионежского района. Оснований для проведения в отношении истца проверки не имелось, о проведении проверки и ее результатах она не уведомлялась.

Представитель Петрозаводского городского совета ФИО5 по доверенности с иском не согласна, поддержала представленные в дело возражения на иск, указав на то, что обоснованность выводов Главы Республики Карелия о совершении ФИО1 коррупционного правонарушения Петросоветом не проверялась, решался вопрос о привлечении должностного лица к ответственности, процедура привлечения к ответственности была осуществлена в установленном порядке.

Представитель Главы Республики Карелия ФИО2, Правительства Республики Карелия, Администрации Главы Республики Карелия ФИО6 по доверенностям с исками не согласен по доводам, изложенным в письменных возражениях на иски. Проверка в отношении ФИО1 была проведена в соответствии с антикоррупционным законодательством, о проведении проверки и о ее результатах он был уведомлен, в отношении ФИО3 проверка не проводилась, сведения о ее расходах, доходах и имуществе были изучены в рамках проверки в отношении ФИО1, поскольку указанные лица проживают одной семьей. Основания для направления результатов проверки в Петросовет и Прокурору РК вытекают из полномочий Главы Республики.

Представитель заинтересованного лица Прокуратуры РК ФИО7 в суде полагал иски не подлежащими удовлетворению.

Заслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено, что в период времени с 2011 по 2016 год ФИО1 являлся депутатом Петрозаводского городского Совета 27 созыва. 18 сентября 2016 года ФИО1 был избран депутатом Петрозаводского городского Совета 28 созыва, решением Петрозаводского городского Совета от 05.10.2016 №28/01-02 «Об избрании Председателя Петрозаводского городского Совета» ФИО1 был избран Председателем Петрозаводского городского Совета 28 созыва.

ФИО1 в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», будучи председателем представительного органа муниципального образования, являлся депутатом, замещающим должность в представительном органе муниципального образования.

В силу указаний статей 1 и 3 Федерального закона от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» ФИО8 как лицо, замещавшее муниципальную должность, в период ее занятия был обязан ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах супруги и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

В соответствии со ст. 5.1 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 № 1128-ЗРК «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» лицо, замещающее муниципальную должность, представляет Главе Республики Карелия сведения о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в порядке, установленном законом, путем их направления в уполномоченный Главой Республики орган исполнительной власти Республики Карелия.

В соответствии с приведенными нормами права ФИО1, начиная с 1 января 2016 года, представлял в Администрацию Главы Республики Карелия сведения о своих доходах и доходах своих несовершеннолетних детей. Сведения о доходах за 2017-2019 годы были представлены непосредственно в Администрацию Главы Республики Карелия, за 2015 и 2016 годы были представлены в Петрозаводский городской Совет.

14.09.2020 года Главе Республики Карелия от руководителя Следственного управления Следственного Комитета РФ по Республике Карелия поступило сообщение о возможных фактах неисполнения председателем Петрозаводского городского Совета ФИО1 требований законодательства о противодействии коррупции, мотивированная анализом материалов уголовного дела №12002860013000029 по обвинению ФИО1 по ч. 6 ст. 290 УК РФ. В сообщении было указано на совершение длительное время совместно проживающей с ФИО1 ФИО3 сделок по приобретению объектов движимого и недвижимого имущества. При этом размещенные на сайте Петрозаводского городского совета сведения о доходах ФИО1, сведения о суммах денежных средств, поступивших на его расчетные счета, заключение специалиста о суммарном годовом доходе ФИО1 и ФИО3 позволяют сделать вывод о том, что ФИО1 производились расходы, превышающие его доходы за последние 3 года, предшествовавшие соответствующим отчетным периодам, что является основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, а также за расходами его супруги и несовершеннолетних детей. Руководитель Следственного управления Следственного Комитета РФ по Республике Карелия просит рассмотреть вопрос о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных за 2018-2019 годы депутатом Петрозаводского городского Совета ФИО1, а также об осуществлении контроля за его расходами по приобретению вышеуказанных транспортных средств и объектов недвижимости.

В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи, осуществляется по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. При выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с частью 4.4 настоящей статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

В силу ст. 5.2 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 №1128-ЗРК «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, претендующим на замещение муниципальной должности, лицом, замещающим муниципальную должность, в соответствии со статьей 5.1 настоящего Закона за отчетный период и за два года, предшествующих отчетному периоду (далее - проверка), осуществляется уполномоченным органом по решению Главы Республики Карелия.

Основанием для осуществления проверки является достаточная информация, свидетельствующая о представлении гражданином, претендующим на замещение муниципальной должности, лицом, замещающим муниципальную должность, недостоверных и (или) неполных сведений, представленная в письменной форме в установленном порядке: в том числе, правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

При осуществлении проверки должностные лица уполномоченного органа вправе: проводить беседу с гражданином, претендующим на замещение муниципальной должности, лицом, замещающим муниципальную должность; изучать представленные гражданином, претендующим на замещение муниципальной должности, лицом, замещающим муниципальную должность, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы, которые приобщаются к материалам проверки; получать от гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, лица, замещающего муниципальную должность, пояснения по представленным ими сведениям о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительным материалам; направлять в установленном порядке запросы в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения об имеющихся у них сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, или лица, замещающего муниципальную должность, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

Руководитель уполномоченного органа обеспечивает уведомление в письменной форме гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, лица, замещающего муниципальную должность, о начале в отношении них проверки и разъяснение им содержания пункта 2 настоящей части - в течение пяти рабочих дней со дня получения решения Главы Республики Карелия об осуществлении проверки; проведение в случае обращения гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, лица, замещающего муниципальную должность, беседы с ними, в ходе которой они должны быть проинформированы о том, какие сведения, представленные ими в соответствии с настоящим Законом, подлежат проверке, - в течение десяти рабочих дней со дня получения обращения гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, лица, замещающего муниципальную должность, а при наличии уважительной причины - в срок, согласованный с гражданином, претендующим на замещение муниципальной должности, лицом, замещающим муниципальную должность.

По окончании проверки уполномоченный орган обязан ознакомить гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, лицо, замещающее муниципальную должность, с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Гражданин, претендующий на замещение муниципальной должности, лицо, замещающее муниципальную должность, вправе: давать пояснения в письменной форме: в ходе проверки; по вопросам, указанным в пункте 2 части 9 настоящей статьи; по результатам проверки; представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме.

Руководитель уполномоченного органа представляет Главе Республики Карелия доклад о результатах проверки. При выявлении в результате проверки фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», Глава Республики Карелия обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления меры ответственности, установленной частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

По мере поступления 14.09.2020 года Главе Республики Карелия информации о возможных фактах неисполнения председателем Петрозаводского городского Совета ФИО1 требований законодательства о противодействии коррупции, Главой было издано распоряжение от 28.09.2020 года №587-р, которым Управлению по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Карелия поручено провести проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016-2019 годы, представленных депутатом Петрозаводского городского Совета ФИО1.

В рамках проверки у руководителя Следственного управления Следственного Комитета РФ по Республике Карелия 01.10.2020 года были запрошены содержащиеся в расследуемом уголовном деле копии документов, содержащих сведения в отношении ФИО1 и ФИО3.

06.10.2020 года ФИО1 был ознакомлен с уведомлением о проведении проверки, в котором ему были разъяснены его права в связи с проведением проверки.

Распоряжением года Главы Республики Карелия от 27.11.2020 срок проверки был продлен до 26.12.2020 года, о чем ФИО1 был уведомлен 03.12.2020 года.

24.12.2020 года Главе Республики Карелия начальником управления по вопросам противодействия коррупции ФИО6 представлен доклад, согласно которому в результате проверочных мероприятий на основании данных, полученных из УФНС по Республике Карелия от 15 октября 2020 года № 14-27/2745ДСП и ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ», установлен факт совершения ФИО1 коррупционного правонарушения, выразившегося в представлении недостоверных сведений о доходах, об имуществе, а именно <данные изъяты>

30 декабря 2020 года информация о нарушении антикоррупционного законодательства ФИО1 направлена Главой Республики Карелия в Петрозаводский городской Совет для определения меры ответственности. 31.01.2021 года ФИО1 был уведомлен о результатах проверки, а также о направлении информации о результатах проверки ио председателя Петрозаводского городского Совета для решения вопроса о применении мер ответственности.

Петрозаводский городской Совет решением от 17 февраля 2021 года № 28/38-681 применил к ФИО1 предупреждение. Указанное решение истцом не обжалуется.

19.02.2021 года начальником управления по вопросам противодействия коррупции ФИО6 в адрес заместителя Главы Республики Карелия - руководителя Администрации Главы Республики Карелия подана служебная записка, согласно которой на запрос от 02.10.2021 года Следственным управлением Следственного Комитета РФ по Республике Карелия направлены копии материалов уголовного дела, из которых следует, что от имени ФИО3 в период времени с 2017 по 2019 год были совершены сделки по приобретению автомобилей и пяти объектов недвижимости на общую сумму 20426400 рублей; ФИО1 не представил сведений о своих расходах за 2016-2019 годы на совершение сделок, превышающих его общий доход за три последние годы, предшествующие отчетному периоду. Управление посчитало необходимым осуществить контроль за соответствием расходов ФИО1 его общему доходу.

Главой Республики Карелия 11.03.2021 года было издано распоряжение №122-р, которым Управлению по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Карелия поручено осуществить контроль за соответствием расходов депутата Петрозаводского городского Совета ФИО1 в течение 2015-2019 годов его доходам за три последние года, предшествовавшие 2015-2019 годам соответственно.

Порядок осуществления контроля за расходами лиц, замещающих должности муниципальной службы, определен Федеральным законом от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Согласно ст. 3 указанного закона лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

В силу статей 4, 5, 6, 7, 9 того же закона основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Указанная информация в письменной форме может быть представлена в установленном порядке, в том числе, правоохранительными органами. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо уполномоченное им должностное лицо, уведомляет о принятом решении лиц, указанных в части 1 настоящей статьи. Контроль за расходами лица, замещающего (занимающего) или замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей включает в себя: 1) истребование от данного лица сведений: а) о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду; б) об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, указанная в подпункте "а" настоящего пункта; 2) проверку достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона и пунктом 1 настоящей части; 3) определение соответствия расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты их общему доходу.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо уполномоченное им должностное лицо принимает решение об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах "в", "г", "е" и "ж" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. Государственный орган субъекта Российской Федерации (подразделение государственного органа либо должностное лицо указанного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), определяемый (определяемые) законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, осуществляет контроль за расходами лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах "в", "г", "е" и "ж" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. Государственные органы (подразделения государственных органов), подразделения либо должностные лица, указанные в статье 6 настоящего Федерального закона, не позднее чем через два рабочих дня со дня получения решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона обязаны уведомить его в письменной форме о принятом решении и о необходимости представить сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона. В уведомлении должна содержаться информация о порядке представления и проверки достоверности и полноты этих сведений. В случае, если лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обратилось с ходатайством в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, с данным лицом в течение семи рабочих дней со дня поступления ходатайства (в случае наличия уважительной причины - в срок, согласованный с данным лицом) проводится беседа, в ходе которой должны быть даны разъяснения по интересующим его вопросам. Лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в связи с осуществлением контроля за его расходами вправе: давать пояснения в письменной форме, обращаться с ходатайством в орган, подразделение или к должностному лицу, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, о проведении с ним беседы по вопросам, связанным с осуществлением контроля за его расходами. Ходатайство подлежит обязательному удовлетворению.

В силу ст. 11, 13, 14, 16, 17 Федерального закона от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» органы, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, при осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, вправе: направлять в установленном порядке запросы в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации об имеющейся у них информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера данного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также об источниках получения расходуемых средств. Полномочия органов, подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, в части направления запросов, указанных в настоящем пункте, определяются Президентом Российской Федерации; наводить справки у физических лиц и получать от них с их согласия информацию. Доклад о результатах осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, представляется органом, подразделением или должностным лицом, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений, лицу, принявшему решение об осуществлении контроля за расходами. Лицо, принявшее решение об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, вносит в случае необходимости предложения о применении к такому лицу мер юридической ответственности и (или) о направлении материалов, полученных в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры и (или) иные государственные органы в соответствии с их компетенцией. Лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, должно быть проинформировано с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне о результатах контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В случае, если в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации. При выявлении в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) или замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов данного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, в отношении которых данным лицом не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы, или об обращении в доход Российской Федерации денежной суммы, эквивалентной стоимости такого имущества, если его обращение в доход Российской Федерации невозможно.

В соответствии с приведенными выше требованиями закона уведомлением от 13.05.2021 года истец ФИО1 был проинформирован о проведении проверки, его правах и ознакомлен с распоряжением от 11.03.2021 года (расписка в получении учреждением ФКУ ИК-9 от 18.03.2021), уведомлением от 11.05.2021 года уведомлен о продлении срока проведения проверки, письмом от 28.05.2021 года истцу было предложено направить в управление по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Карелия пояснения об источниках получения денежных средств, за счет которых ФИО3 было приобретено дорогостоящее имущество. Из представленного суду разрешения на посещение следственно-арестованного ФИО1 (содержится под стражей по постановлению Петрозаводского городского суда с 17.07.2020 года) от 14.04.2021 года следует, что 27.05.2021 года его посещал главный специалист управления по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Карелия ФИО9. Согласно служебной записки ФИО9 от 27.05.2021 года пояснений от ФИО1 не последовало. Указанное согласуется с пояснениями административного истца, данными в судебном заседании, согласно которым к нему в СИЗО приходил представитель управления по вопросам противодействия коррупции, на предложение Главы дать объяснения по вопросам приобретения имущества истец не посчитал возможным сделать это, поскольку контроль за соответствием расходов обоснован версией следствия по не рассмотренному уголовному делу в отношении него.

Поскольку в ходе проверочных мероприятий потребовалось опросить ФИО3, письмами от 18 мая 2021 года исх. 4973/09-АИ и от 26 мая 2021 года исх. 5324/09-04/АИ последняя уведомлялась о необходимости явиться для дачи пояснений об источниках средств, за счет которых приобретено имущество. Последнее извещение было получено ФИО3 05.06.2021 года. ФИО3 02.06.2021 года на имя ФИО6 написана объяснительная, согласно которой ей не понятны основания проверки, по существу она пояснить ничего не может, к показаниям, данным следственному комитету, ей добавить нечего. Иных объяснений в ходе проверки ФИО3 не давала.

В ходе контрольного мероприятия, как то следует из доклада по его результатам, уполномоченным органом были исследованы следующие документы: справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО1 за 2015-2019 годы; копии материалов уголовного дела №12002860013000029, направленные 28 января 2021 года исх. № 2797 и 16 апреля 2021 года исх. № 21-20/3000029; информация прокуратуры Республики Карелия; информация ООО «РОЛЬФ Эстейт Санкт-Петербург» от 26 марта 2021 года б/н; информация МВД по Республике Карелия от 30 марта 2021 года исх. № 2/2646; 21 апреля 2021 года исх. № 21/3492; 7 апреля 2021 года исх. № 12/3478; информация Управления Федеральной налоговой службы до Республике Карелия от 23 марта 2021 года исх. № 14-31/0675ДСП; от 14 апреля 2021 года исх. № 14-14/04999ДСП; 15 апреля 2021 года исх. № 14- 14/05057ДСП; 26 апреля 2021 года исх. № 14-13/1048ДСП; информация ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»; информация АО «ЮНИКРЕДИТ БАНК» от 16 апреля 2021 года исх. №816.4- 16004; информация ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Карелия от 18 марта и 19 марта 2021 года; информация ООО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК «ТОНУС» (ООО «ТОНУС») от 30 марта 2021 года исх. № Т10-08; другие материалы проверки.

В ходе осуществления контроля было установлено, <данные изъяты>

Оценив указанные в докладе доказательства, в том числе представленные в подтверждение легальности принадлежащих ФИО3 денежных средств, на которые приобретались указанные выше объекты, контрольный орган пришел к следующим выводам. Финансовое положение ФИО3 не позволяло приобрести указанные выше объекты недвижимости и транспортные средства на легально полученные доходы. Сумма официальных доходов ФИО1 в период совершения данных сделок также не позволила бы ему принять участие в их финансировании. ФИО1 проводились схемы по регистрации приобретенного дорогостоящего движимого и недвижимого имущества на третьих лиц с целью избежания его декларирования в связи с невозможностью подтвердить законность (легальность) источников дохода для их приобретения. Оформление кредитов на ФИО3 на общую сумму 8 932 922, 12 рублей на приобретение указанного в докладе имущества являлось способом придания законности израсходованных ФИО1 и ФИО3 денежных средств. ФИО1 при представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя в разделе 2 «Сведения о расходах» должен был отражать данные о совершении следующих сделок по приобретению поименованного в докладе имущества, поскольку оно было приобретено за счет его денежных средств. Расходы на приобретение указанного имущества превышают сумму общего дохода ФИО1 за последние три года, предшествующих отчетному периоду. В нарушение статьи 3 Федерального закона № 230 ФИО8 в сведениях о доходах за 2015, 2016, 2017, 2018 и 2019 года, представленных в Петрозаводский городской Совет и управление по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Республики Карелия, сведения о расходах по приобретению данного имущества не указаны.

Согласно положениям Обзора судебной практики по делам по заявлениям прокуроров об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2017 года, бремя доказывания законного источника происхождения средств, позволивших приобрести такое имущество, возлагается на ответчика (ответчиков). При этом суд вправе принимать любые допустимые ГПК РФ доказательства, представленные как лицом, в отношении которого осуществляется контроль за расходами, так и его супругой (супругом) и - с особенностями, установленными данным кодексом, - несовершеннолетними детьми в подтверждение законного происхождения средств, затраченных на приобретение спорного имущества, независимо от того, когда эти средства были получены, отражены ли они в соответствующей справке (декларации) или были обнаружены государственными органами в ходе проведения контрольных мероприятий.

В опровержение выводов контрольного органа истцами представлены доказательства легальности происхождения денежных средств, которыми располагали ФИО1 и ФИО3 в период совершения сделок, указанных в докладе. <данные изъяты>

Анализ изученных в ходе рассмотрения дела доказательств не позволил суду прийти к выводу о доказанности происхождения средств, позволивших приобрести указанное в докладе имущество, из законных источников.

Пояснения ФИО1 о том, что он занимался предпринимательской деятельностью, имел хорошие доходы, которые обусловили накопления, за счет которых жила его семья в период его работы в Петросовете, объективными доказательствами не подтверждены. По представленным в дело сведениям о доходах за 2009 год истец заработал 54450 рублей, за 2010 – 111502,16 рубля, за 2011 – 110999,98 рублей, за 2012 – 90452,46 + 1875 рубля, за 2013 – 103059 рублей, за 2014 – 115493,4 рубля, за 2015 – 37731,73 + 496817,87 рублей, за 2016 - 379042,44 рубля, за 2017, 2018 – сведения не поступали, за 2019 - 607960,05 рублей, за 2020 год сведения не поступали. Иных сведений о доходах, полученных законным путем, не представлено, как пояснил истец, самостоятельно о своих доходах он не отчитывался.

Пояснения ФИО3 о том, что совершить все поименованные в докладе сделки она смогла на ее личные накопления, которые состоят из вырученных от реализации унаследованного имущества денежных средств и предоставленных ей после расторжения брака бывшим супругом ФИО4 средств, также не подтверждены объективными доказательствами. <данные изъяты>.

Сведения о получении истцом ФИО3 после расторжения брака от бывшего супруга ФИО4 средств в сумме, эквивалентной 100 000 долларов (около 5 000 000 рублей на 2002-2005 год), хотя и были подтверждены в судебном заседании показаниями допрошенного в качестве свидетеля ФИО4, суд полагает не подтвержденными доказательствами платежеспособности ФИО4. Судом истребованы сведения о доходах ФИО4, по поступившим сведениям справки о доходах ФИО4 за период с 2001 по 2020 года не представлялись. Пояснений о характере трудовых отношений с работодателями в компании СТК, компании ФИО10 в период накопления средств, далее переданных бывшей супруге, свидетель дать не смог, ограничившись показаниями о том, что он был наёмным работником и документов о трудоустройстве не сохранилось, а в части периода владения в 2000-2004 годах клубом «Че гевара» о том, что некие документы, подтверждающие владение этим бизнесом имелись, но представить их невозможно. Соглашения о передаче денежных средств при разделе имущества суду не представлено, документарно передача денег не подтверждена. Пояснения свидетеля о том, что после передачи бывшей супруге указанной ими суммы денег себе он ничего не оставил, при этом передача денежных средств никаким образом не фиксировалась, ставят указанные показания под сомнения. Представленные истцами сведения о регистрации за свидетелем большого количества транспортных средств с учетом его пояснений о том, что он занимался перегоном автомобилей, сами по себе не подтверждают сведения о передаче им бывшей супруге крупной денежной суммы в 2002-2005 году. Пояснения свидетеля о помощи семьи ФИО3, оказанной в 1991 году на приобретение первого автомобиля Жигули, прямого отношения к рассматриваемому административному спору не имеют, поскольку эта помощь была оказана разово и не повлияла на накопления супругов.

Доводы истца ФИО3 о том, что она передала полученную от ФИО4 денежную сумму 5 000 000 рублей ФИО1, а далее получила от него в 2014 году примерно 15 000 000 рублей в условиях отсутствующего договора займа, предусматривающего передачу денег в долг под проценты, лишь подтверждают изложенные в докладе выводы о том, что указанное в нем имущество приобреталось на средства, переданные ФИО1.

Показания свидетеля ФИО11 о получении от ФИО3 займа в размере 10 000 000 рублей, равно как и договор займа 6 000 000 рублей, заключенный ФИО3 в 2019 году с ФИО12, сами по себе не опровергают выводы доклада, а наряду с другими данными о расходах ФИО3 ставят под сомнение ее пояснения об источниках ее дохода.

Таким образом, суд соглашается с выводами доклада о выявлении обстоятельств, свидетельствующих о явном несоответствии расходов ФИО1 по приобретению объектов недвижимости и транспортных средств его официальным доходам, и осуществлении ФИО1 действий по регистрации приобретенного движимого и недвижимого имущества на ФИО3, с которой он находится в близких, фактически брачных отношениях с целью избежания его декларирования в связи с невозможностью подтвердить законность (легальность) источников дохода для его приобретения.

Доклад о результатах осуществления контроля за соответствием расходов общему доходу депутата Петрозаводского городского совета – Председателя Петрозаводского городского совета ФИО1 составлен 07.06.2021 года, адресован Главе Республики Карелия, подписан начальником управления по вопросам противодействия коррупции ФИО6. В тот же день Главой принято решение информацию о нарушении депутатом Петрозаводского городского Совета ФИО1 антикоррупционного законодательства в соответствии с частью 15 статьи 5.2 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года № 1128-ЗРК «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» направить в Петрозаводский городской Совет для определения меры ответственности; материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами депутата Петрозаводского городского Совета ФИО1, на основании части 3 статьи 16 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» направить в прокуратуру Республики Карелия для рассмотрения в пределах своей компетенции вопроса об обращении в суд с заявлением об обращении имущества в доход Российской Федерации.

10.06.2021 года указанная выше информация была направлена в Петрозаводский городской Совет для принятия мер ответственности, установленных ч. 7.3-1 статьи 40 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ, а также ио прокурора Республики Карелия для рассмотрения в пределах компетенции вопроса об обращении в суд с заявлением об обращении имущества в доход Российской Федерации.

10.06.2021 года ФИО1 через администрацию учреждения, в котором он содержится, отправлено уведомление о результатах осуществления контроля за соответствием расходов общему доходу, а также о направлении указанной информации в Петрозаводский городской Совет и прокуратуру Республики Карелия. Как то следует из пояснений ФИО1, указанное уведомление он получил, не обжаловал его, поскольку был уверен, что Петросовет не согласится с изложенными выводами.

Пояснения ФИО1 позволяют суду прийти к выводу о том, что им пропущен срок на обжалование действий Главы Республики Карелия по осуществлению в рамках ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» №230-ФЗ контроля расходов ФИО1 мероприятий по проверке достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении ФИО3; действий Главы Республики Карелия по осуществлению в период с 11.03.2021 по 10.06.2021 года в рамках ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» №230-ФЗ контроля расходов ФИО1 по признаку повторности; действия Главы Республики Карелия по направлению 10.06.2021 года результатов контроля расходов ФИО1 в Петрозаводский городской Совет в целях применения к истцу меры ответственности в виде досрочного прекращения его полномочий Председателя Петрозаводского городского Совета с лишением права занимать должность в Петрозаводском городском Совете до прекращения срока его полномочий.

В обоснование пропуска срока истец указывает на то, что находился под стражей, в полной мере не осмысливал возможные для него негативные последствия проведенной в отношении него проверки. Указанные доводы суд не может расценить как уважительные причины пропуска процессуального срока на обращение с иском в суд. Пропуск процессуального срока на обращение с иском в суд в силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в иске.

ФИО3 о результатах проверки не уведомлялась, узнала о них из поступившего в Петрозаводский городской суд 10.01.2022 года иска прокурора РК к ней об обращении имущества в доход Российской Федерации, иск ФИО3 подан в суд в установленный законом срок.

Согласно части 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности:

предупреждение;

освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;

освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;

запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;

запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.

В соответствии с частью 7.3-2 статьи 40 ФЗ № 131-ФЗ порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 данной статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В Республике Карелия порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления меры ответственности, установленной частью 7.3-1 статьи 40 ФЗ №131-Ф3 установлен статьей 5.2.1 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 №1128-ЗРК «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия», согласно которой порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления меры ответственности определяется муниципальным правовым актом в соответствии с положениями настоящей статьи. Решение о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления меры ответственности принимается представительным органом муниципального образования на основании заявления Главы Республики Карелия, направленного в соответствии с частью 15 статьи 5.2 настоящего Закона (Закон РК №1128-ЗРК), на ближайшем после поступления заявления заседании представительного органа муниципального образования, но не позднее 60 дней со дня поступления заявления.

Решение о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления меры ответственности принимается с учетом характера совершенного депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления коррупционного правонарушения, обстоятельств, при которых оно совершено, соблюдения депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления ограничений и запретов, исполнения обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов.

Копия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления меры ответственности или об отказе в применении меры ответственности направляется представительным органом муниципального образования Главе Республики Карелия в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Порядок принятия решения о применении к депутату Петрозаводского городского Совета, Главе Петрозаводского городского округа мер ответственности, предусмотренных частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утвержден соответствующим Решением Петрозаводского городского Совета от 02.02.2021 № 28/37-673.

Согласно части 2 статьи 5.2.1 Закона РК №1128-ЗРК и пункту 4 Порядка основанием для рассмотрения вопроса и применения к депутату Петрозаводского городского Совета, Главе Петрозаводского городского округа, представившим недостоверные или неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если искажение этих сведений является несущественным, мер ответственности является поступившее в Петрозаводский городской Совет заявление Главы Республики Карелия, направленное в соответствии с частью 15 статьи 5.2 Закона РК №1128-ЗРК.

11.06.2021 года в адрес Петрозаводского городского Совета поступило заявление Главы Республики Карелия о рассмотрении вопроса о применении к ФИО1 меры ответственности, установленной частью 7.3-1 статьи 40 ФЗ №131-Ф3.

В соответствии с частью 2 статьи 5.2.1 Закона РК №1128-ЗРК и пунктом 7 Порядка решение о применении мер ответственности принимается Петрозаводским городским Советом на ближайшем после поступления заявления заседании сессии Петрозаводского городского Совета, но не позднее 60 дней со дня поступления заявления.

21.06.2021 года на заседании постоянной контрольной комиссии, которая согласно пункту 3.2 статьи 3 Регламента Петрозаводского городского Совета, утвержденного Решением Петрозаводского городского Совета от 23.04.2009 № XXVI/XX1X- 593 «Об утверждении Регламента Петрозаводского городского Совета», формируется из числа депутатов, выдвигаемых от каждой постоянной комиссии Петрозаводского городского Совета, был рассмотрен вопрос «Об обращении Главы Республики Карелия ФИО2». Заслушав участников заседания, в том числе представителя ФИО1 адвоката Ямчитского М.А., ФИО3, находящуюся в фактических брачных отношениях с ФИО1, членами Комиссии был поставлен на голосование вопрос «О внесении на рассмотрение сессии проекта решения «О применении к депутату мер ответственности, предусмотренных частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ». Из 4-х членов контрольной комиссии, присутствовавших на заседании, 2-е проголосовали «за» данное предложение, 2-е - «против». Согласно пункту 2.3 Положения о постоянных комиссиях Петрозаводского городского Совета, утвержденного решением Петрозаводского городского Совета от 05.06.2007 № XXVI/VI-27 постоянные комиссии Петрозаводского городского Совета принимают решение открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа присутствующих членов комиссии. Таким образом, решение постоянной контрольной комиссией Петрозаводского городского Совета «О внесении на рассмотрение сессии проекта решения «О применении к депутату мер ответственности, предусмотренных частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ» принято не было.

В соответствии с пунктом 6 Порядка решение о применении мер ответственности (предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящего Порядка) принимается Петрозаводским городским Советом в порядке, установленном статьями 64, 65 Устава Петрозаводского городского округа, статьями 16-18 Регламента Петрозаводского городского Совета, утвержденного Решением Петрозаводского городского Совета от 23.04.2009 N XXVI/XXIX- 593, и настоящим решением (Решением Петрозаводского городского Совета от 02.02.2021 № 28/37-673).

Согласно статье 65 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петрозаводского городского Совета от 19.10.1999 N XXIII-XXVI/418, проекты муниципальных правовых актов в порядке правотворческой инициативы могут вноситься депутатами Петрозаводского городского Совета.

Членами Комиссии, депутатами Петрозаводского городского Совета ФИО13, ФИО14, участвовавшими в заседании Комиссии 21.06.2021, в порядке правотворческой инициативы был подготовлен проект решения Петрозаводского городского Совета «О применении к депутату Петрозаводского городского Совета меры ответственности, предусмотренной частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и 22.06.2021 внесен на рассмотрение плановой сессии Петрозаводского городского Совета 23.06.2021, проектом предусматривалось применение в отношении ФИО1 меры ответственности в виде освобождения депутата от должности Председателя Петрозаводского городского Совета 28 созыва с лишением права занимать должность в Петрозаводском Городском Совете до прекращения срока его полномочий.

Поскольку в соответствии с положением ФЗ № 230-ФЗ полномочия по осуществлению контроля за расходами лица, замещающего муниципальную должность, возложены на Главу Республики Карелия, который при установлении оснований вправе вносить в орган местного самоуправления, полномочный принимать соответствующее решение, предложения по применению к такому лицу мер ответственности, Петрозаводский городской Совет, не проверяя достоверность установленных в результате проверки фактов, в том числе, не знакомясь с докладом, разрешал вопрос о применении мер ответственности к ФИО1.

Согласно пункту 9 Порядка Решение Петрозаводского городского Совета о применении меры ответственности, предусмотренной пунктами 2 и 3 настоящего Порядка, или об отказе в применении меры ответственности считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов Петрозаводского городского Совета, присутствующих на сессии.

23.06.2021 года проект решения Петрозаводского городского Совета «О применении к депутату Петрозаводского городского Совета меры ответственности, предусмотренной частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был рассмотрен на сессии Петрозаводского городского Совета, из 22 присутствующих на заседании депутатов был поддержан «17» голосами, «против» - нет.

Решением Петрозаводского городского Совета от 23.06.2021 № 28/42-722 к депутату Петрозаводского городского Совета была применение мера ответственности в виде освобождения депутата от должности Председателя Петрозаводского городского Совета 28 созыва с лишением права занимать должность в Петрозаводском городском Совете до прекращения срока полномочий, копия решения была направлена в адрес Главы Республики Карелия 24.06.2021 года.

Предметом иска ФИО1 являются действия Главы Республики Карелия по проведению в отношении него и ФИО3 проверочных мероприятий в период времени с 11.03.2021 по 10.06.2021 года, в том числе по признаку повторности. Давая оценку указанным действиям, суд учитывает то, что они были совершены полномочным лицом после поступления соответствующей информации из правоохранительных органов, то есть при наличии к тому правовых оснований. Порядок проведения проверки в части извещения ФИО1 о ее проведении и о ее результатах ответчиком Главой Республики Карелия был соблюден. То обстоятельство, что истец принял решение не давать пояснений по предмету проверки, а также не посчитал необходимым обжаловать ее результаты по мере ознакомления с ними, в полном мере не осмысливая возможные последствия проведенной проверки, само по себе не свидетельствует о нарушениях со стороны контролирующего органа. Регламент проведения проверочных мероприятий ответчиком, в том числе в части извещения ФИО15 о проведении проверки, нарушен не был, результатом проверки стал доклад, вид указанного процессуального документа определен законом, а далее действия по направлению информации по результатам проверки в полномочный на применение мер ответственности Петросовет и прокурору для решения вопроса об обращении с иском в суд. Нарушений требований действующего законодательства, допущенных Главой Республики Карелия и его Администрацией, судом не установлено.

Доводы иска о том, что сделки ФИО3, не являющейся супругой истца, не могли быть предметом изучения в рамках проверки достоверности сведений о расходах истца, судом не принимаются. Судом установлено, что ФИО16 и ФИО3 продолжительное время проживают одной семьей, имеют общих детей, ФИО1 пользуется имуществом, приобретаемым ФИО3, в том числе объектами недвижимости и транспортом, несет расходы на содержание семьи. При этом сам истец никаких сделок по приобретению дорогостоящего имущества в изученный период времени не совершал. То обстоятельство, что истцы между собой не состоят в законном браке не лишает контролирующий орган возможности осуществить проверку достоверности сведений о расходах, понесенных ФИО16 на приобретение имущества на имя матери его детей и фактической супруги. При этом истцами доказательств законности источников средств на приобретение указанного в докладе имущества не представлено.

Доводы иска о том, что выводы проверочных мероприятий сделаны без учета сведений о деятельности ФИО1 в предшествующие периоды, когда формировалось его имущественное положение за счет различных накоплений и приобретений законного характера, суд также не принимает. Ни в ходе проверки, ни в суде ФИО1 таких сведений не представлял, в связи с чем судом оценивались лишь официальные сведения о его доходах.

Доводы иска о повторности проверки не нашли своего подтверждения в судебном заседании. На основании распоряжения от 28.09.2020 года №587-р Главы Республики Карелия проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016-2019 годы, представленных депутатом Петрозаводского городского Совета ФИО1. Распоряжением Главы Республики Карелия от 11.03.2021 года №122-р инициирован контроль за соответствием расходов депутата Петрозаводского городского Совета ФИО1 в течение 2015-2019 годов его доходам за три последние года, предшествовавшие 2015-2019 годам соответственно. Поскольку предметом проверки являлись разные нарушения, оснований для выводов о повторности проверки не имеется. Обе проверки инициированы по мере поступления соответствующих сведений из правоохранительных органов. То обстоятельство, что в пояснительной записке к проекту решения Петрозаводского городского Совета «О применении к депутату Петрозаводского городского Совета меры ответственности, предусмотренной частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было указано на повторное рассмотрение вопроса о привлечении ФИО1 к ответственности за коррупционное правонарушение, не свидетельствует о том, что он был привлечен к ответственности повторно за одно и то же нарушение.

ФИО1 иск в части требований об оспаривании Решения Петрозаводского городского Совета от 23.06.2021 подан в установленный законом срок, поскольку данных о своевременном вручении ему копии этого решения не представлено.

Решение Петрозаводского городского Совета от 23.06.2021 № 28/42-722 принято полномочным органом, нарушений процедуры вынесения решения, в том числе тех, на которые было указано допрошенными в качестве свидетелей ФИО17 и ФИО18, судом не установлено. Проверка обоснованности выводов Главы Республики Карелия, изложенных в обращении от 10.06.2021 года, в полномочия Петрозаводского городского Совета не входит.

Действия Главы Республики Карелия по направлению такого обращения в Петрозаводской городской Совет вытекают из требований закона, в связи с чем оснований для признания этих действий незаконными не имеется.

Иск ФИО3 подан в установленный законом трехмесячный срок, данные об ознакомлении ее с результатами проведенной в отношении ФИО1 проверки отсутствуют. Вместе с тем указанный иск также как и иски ФИО1 удовлетворению не подлежат. Вопреки доводам иска ФИО3 никакие проверочные мероприятия в отношении нее как самостоятельного субъекта проверки не проводились. Имущественное положение, сведения о доходах и расходах ФИО3 в соответствии с указанием ст. 11 Федерального закона от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» были изучены в рамках проверки в отношении ФИО1, в связи с чем оснований для уведомления ее о начале и результатах проверки не имелось. При этом возможность дать объяснения о происхождении средств, на которые в отчетный период было приобретено указанное в докладе имущество, ФИО3 была предоставлена. Достоверных доказательств законности источника происхождения средств, на которые приобреталось имущество, не было представлено ни в ходе проверки, ни в суде.

Действия Главы Республики Карелия по направлению обращения в прокуратуру Республики Карелия вытекают из требований закона, в связи с чем оснований для признания этих действий незаконными не имеется. Прокурор самостоятельно определяет отсутствие либо наличие оснований для обращения с соответствующим иском в суд и предпринимает действия по поддержанию иска в суде, в связи с чем само по себе обращение Главы Республики Карелия к прокурору прав административного истца не нарушает.

Согласно статье 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Необходимая совокупность обстоятельств, подлежащих установлению для решения об удовлетворении исков, судом не установлена, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Понесенные истцами судебные расходы в силу указаний ст. 111 КАС РФ распределению не подлежат. Решение не подлежит обязательному опубликованию.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административных исков отказать.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме; в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья Н.Н. Тарабрина

Мотивированное решение изготовлено

в соответствии со ст. 177 КАС РФ 06.04.2022 года