ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1722/2023 от 27.11.2023 Волжского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-1722/2023

УИД 12RS0001-01-2023-002117-06

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Волжск 27 ноября 2023 года

Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Емельяновой Е.Б., при секретаре судебного заседания Сумкиной В.А.

с участием представителя административного истца Иванова П.В.-Ивановой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванова П. В. к администрации Волжского муниципального района, Отделу по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Волжского муниципального района, руководителю отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Волжского муниципального района Щеклеиной Л.В.

о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 29.09.2023г. № ПСЗУ-

об обязании рассмотреть повторно заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка,

установил:

Иванов П.В. обратился с вышеуказанным административным иском, указывая на то, что Иванов П.В. обратился к Администрация Волжского муниципального района РМЭ с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в кадастровом квартале по адресу: <адрес> кв.м., вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГг. решением № ПСЗУ- в предварительном согласовании предоставления вышеуказанного земельного участка административному истцу отказано.

Административный истец считает решение об отказе № ПСЭУ-20 от 29.09.2023г. в предварительном согласовании предоставления вышеуказанного земельного участка незаконным и необоснованным, нарушающим законные права и интересы административного истца.

Административный истец просит:

Признать незаконным Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 29.09.2023г. № ПСЗУ-

Обязать рассмотреть повторно заявление Иванова П. В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в кадастровом квартале по адресу: <адрес>

Административный истец Иванов П.В. не явился, извещался надлежаще, о чем в деле имеются сведения

В судебном заседании представитель административного истца Иванова Л.В. полностью поддержала заявленные требования. Суду показала соответствующее выше изложенному.

Иные лица участвующие в деле на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, просмотрев представленные видеозаписи, суд приходит к следующим выводам.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Административный истец – Иванов П.В. посредством портала Госуслуги ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию Волжского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в кадастровом квартале <адрес> по адресу: <адрес> ( л.д.10).

Из письма администрации Волжского муниципального района от 13.06.2023г., на заявление Иванова П.В. от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в кадастровом квартале по адресу: <адрес> кв.м. Иванову П.В. отказано в удовлетворении заявления, с указанием мотива отказа в том, что разработка схемы расположения земельного участка проведена с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных в статье 11.9 Земельного кодекса РФ, а также в нарушение п.12 ст.85 ЗК РФ, образуемый земельный участок влечет сужение ширины проезжей части дороги, что ограничивает права других правообладателей на свободный и безопасный проезд к своим земельным участкам и жилым домам.

Дополнительно сообщено, что согласно п. 3 ч. 8 ст. 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 (далее - ЗК РФ), органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Из Письма Росреестра от 01.12.2020 N 13-00437/20 "О комплексных кадастровых работах" следует, что в соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельного участка не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам необоснованным. При этом в действующем законодательстве определение и содержание таких терминов как «вклинивание», «вкрапливание», «изломанность», «чересполосица» не установлены.

Действующее земельное законодательство не содержит описания термина "изломанности границ земельного участка". Тем не менее, под изломанностью следует понимать специфическое месторасположение поворотных точек границ земельного участка, вызванное как объективными условиями рельефа и почвы, так и расположением смежных земельных участков, сведения о которых имеются в Едином государственном реестре недвижимости.

Как видно из схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, истребуемый земельный участок представляет собой четырехугольник правильной формы. Конфигурация границ земельного участка прямолинейная, состоящая из 4 характерных точек. Сама по себе данная конфигурация, не может быть квалифицирована как изломанность границ, либо чересполосица, вклинивание, вкрапливание в контексте статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, объективные условия рельефа местности таковы, что испрашиваемый земельный участок граничит с земельным участком (Категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, уточненная площадь: 12 097 кв.м.), как указано на схеме №1. Между указанным земельным участком и испрашиваемым земельным участком находится овраг, что также подтверждается предоставленной схемой расположения испрашиваемого земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и просмотренным видео.

Испрашиваемый земельный участок граничит с земельным участком с кадастровым номером: , расположенным по адресу: <адрес>. Между испрашиваемым участком и указанным, расположен овраг.

В данном сдучае, на конфигурацию земельного участка влияет условия рельефа местности, на которой расположен истребуемый земельный участок.

Согласно правовой позиции, отраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 1266-0, возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).

Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых по законодательству о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются этими градостроительными регламентами.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.

Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно Правилам землепользования и застройки Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл (с изм. 09» сентября 2021 года №19-11, утвержденными решением Собрания депутатов Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл ) для земельных участков с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства установлена минимальная площадь земельного участка и составляет 600 кв.м., максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка составляет 40%, минимальный отступ от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений - 3 метра.

Согласно схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории испрашиваемый земельный участок соответствует установленным нормам и имеет площадь 607 кв.м.

Согласно "СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 20.10.2016 N 725/пр) жилой дом должен включать жилую комнату и вспомогательные помещения (кухня, ванная и т.д.). Минимальный размер дома предполагает наличие жилых комнат и вспомогательных помещений. Согласно данным правилам минимальная площадь жилого дома составляет 19,5 кв.м.

Доказательств тому, что на испрашиваемом участке невозможно размещение объектов недвижимости в соответствии со всеми установленными нормами и параметрами, не имеется.

Границы образуемого земельного участка не пересекают границы дороги. Испрашиваемый участок не расположен в зоне эксплуатации дороги.

Подпунктом 4 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, предусмотрено, что в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.

Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее 3,5 м - при высоте зданий или сооружения до 13,0 м включительно (пункт 8.6 свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утв. Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288.

Образование испрашиваемого земельного участка не приводит к сужению ширины дороги, проходящей вдоль образуемого земельного участка и не препятствует проезду других правообладателей к своим земельным участкам и домам. Данный проезд не соединяет две параллельные улицы. Ширина проезжей части грунтовой дороги при образовании земельного участка составляет 3,5м. и соответствует установленным нормам. Дорога является грунтовой.

Указанный проезд обеспечивает доступ к образуемому земельному участку, а также к земельному участку с кадастровым номером: . Данная дорога не является единственным проездом к указанному земельному участку. Проезд к данному участку также обеспечивается дорогой, указанной в Схеме №1.

Доказательств тому, что проезд, расположенный вдоль образуемого земельного участка, включен в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, не имеет наименования и идентификационные номера, или внесен в единый государственный реестр автомобильных дорог, не имеется. Ссылки в отказе на это не содержится.

Суд соглашается с доводами административного истца, что отсутствует разработанная документация по организации дорожного движения, какой- либо схемы улично-дорожной сети, предусматривающие нахождение испрашиваемого земельного участка на территории проезда общего пользования. В правилах землепользования и застройки Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл (с изм. 09 сентября 2021 года №19-11, утвержденных решением Собрания депутатов Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл) отсутствует проезд вдоль испрашиваемого земельного участка.

На основании всего выше изложенного, суд приходит к выводу, что причины отказа Иванову П.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка являлись незаконными и требования административного истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

Административный иск Иванова П. В. к администрации Волжского муниципального района, Отделу по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Волжского муниципального района и руководителю отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Волжского муниципального района Щеклеиной Л.В. о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 29.09.2023г. № ПСЗУ-; об обязании рассмотреть повторно заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации Волжского муниципального района, Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Волжского муниципального района, руководителя отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Волжского муниципального района Щеклеиной Л.В. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 29.09.2023г. № ПСЗУ

Обязать администрацию Волжского муниципального района, Отдел по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Волжского муниципального района рассмотреть заявление Иванова П. В. в предварительном согласовании предоставления земельно участка, расположенного в кадастровом квартале по адресу: <адрес>.м.

Администрации Волжского муниципального района, Отделу по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Волжского муниципального района сообщить об исполнении настоящего решения суда в Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.Б.Емельянова

В окончательной форме

Решение вынесено 30 ноября 2023 года.