Дело №2а-1723/2021
23RS0043-01-2021-002400-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Приморско-Ахтарск 30 ноября 2021 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Кучуковой Н.В.,
при секретаре Жолудевой К.С.,
с участием:
прокурора Митропановой М.А.,
представителя административного ответчика – главы администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района – ФИО1, действующего на основании удостоверения №,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, к администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства о газоснабжении,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Приморско-Ахтарского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с административным иском к администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства о газоснабжении, обосновывая свои требования тем, что прокуратурой Приморско-Ахтарского района при проведении проверки в деятельности администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района выявлены нарушения федерального законодательства о газоснабжении и газификации.
Вследствие чего, к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В регионе действует государственная программа «Развитие топливно-энергетического комплекса», утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) края от 12.10.2015 № 961, приложением № 1 к которой предусмотрена подпрограмма «Газификация края».
Кроме того, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.12.2018 № 810 утверждена региональная программа «Газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций края на 2019-2023 г.г.».
Целями и задачами указанных программ является комплексное развитие газификации населенных пунктов края, наращивание темпа газификации с учетом максимальной загрузки действующих газопроводов, расширение газовых схем и систем газоснабжения для создания основы на 100% газификации края природным газом, повышение надежности данных систем, повышение экономической эффективности автомобильных перевозок за счет внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе края и другое.
Участие в указанных программах муниципалитетов вытекает из обязанностей последних, закрепленных в ст. 7 Закона № 69-ФЗ, ст. 14 Закона №131-ФЗ.
В нарушение указанных норм законодательства Администрацией не принимаются меры по газификации <адрес>, <адрес><адрес>.
Согласно п. 4.1. Порядка предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств по организации газоснабжения населения (поселений) (строительство подводящих газопроводов, распределительных газопроводов), утвержденного приложением № 1 к подпрограмме «Газификация Краснодарского края» государственной программы «Развитие топливно-энергетического комплекса», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 № 961 (ред. от 24.07.2020), условиями предоставления субсидий являются: наличие муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования Краснодарского края, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия; наличие в бюджете муниципального образования Краснодарского края (сводной бюджетной росписи местного бюджета муниципального образования Краснодарского края) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования Краснодарского края, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из краевого бюджета субсидии.
Несмотря на указанное, Администрацией муниципальный правовой акт, устанавливающий расходные обязательства в целях софинансирования мероприятий по газификации <адрес> не принят, мероприятия по газификации указанного населенного пункта не предусмотрены.
С учетом перспектив развития территорий, отраженных в документах территориального планирования, разрабатываемых на основании положений ст.ст. 9, 18, 19 Градостроительного кодекса РФ‚ подлежит определению порядок модернизации систем централизованного газоснабжения для существующего и нового строительства жилищного, производственного и социального фонда, повышения пропускной способности сетей газораспределения и их надежности в части, касающейся разработки схем газоснабжения.
Схема газоснабжения - это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем газоснабжения, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Целями и задачами разработки схемы газоснабжения являются: обеспечение развития систем централизованного газоснабжения для существующего и нового строительства жилищного комплекса, а также объектов социально-культурного и рекреационного назначения; увеличение объемов производства коммунальной продукции (оказание услуг) по газоснабжению при повышении качества и сохранении приемлемости действующей ценовой политики; улучшение работы систем газоснабжения; снижение вредного воздействия на окружающую среду.
Пунктом 4.1* СП 62.13330.2011* «Газораспределительные системы», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27.12.2010 № 780, регламентировано, что проектирование, строительство и реконструкцию сетей газораспределения и газопотребления рекомендуется осуществлять в соответствии со схемами газоснабжения, разработанными в составе федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации субъектов Российской Федерации в целях обеспечения предусматриваемого этими программами уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства Администрацией до настоящего времени схема газоснабжения не разработана.
Таким образом, отсутствие в Свободном сельском поселении Приморско-Ахтарского района разработанной схемы газоснабжения не обеспечивает принятие комплексных мер по газификации, ремонту и обслуживанию действующих сетей, снижает эффективность работы органов местного самоуправления на данном направлении деятельности.
С целью устранения вышеуказанных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района главе администрации Свободного сельского поселения внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, вместе с тем, меры по газификации указанных населенных пунктов до настоящего времени не приняты.
Бездействие Администрации по неисполнению требований законодательства о газоснабжении и газификации нарушает социальные права неопределенного круга лиц, что является основанием для обращения прокурора в суд с соответствующим заявлением.
Поэтому прокурор Приморско-Ахтарского района обратился с настоящим административным иском в суд и просит: признать незаконным бездействие администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района, выразившееся в непринятии муниципального правового акта, устанавливающего расходные обязательства в целях софинансирования мероприятий по газификации <адрес>, не разработке схем газоснабжения <адрес> сельского поселения.
Обязать администрацию Свободного сельского поселения:
- принять муниципальный правовой акт, устанавливающий расходные обязательства в целях софинансирования мероприятий по газификации <адрес>;
- разработать схему газоснабжения Свободного сельского поселения.
В судебном заседании прокурор Митропанова М.А. заявленные административные исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика – глава администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района – ФИО1 не возражал против удовлетворения заявленных требований и суду пояснил, что 15.11.2021 постановлением главы администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района было вынесено постановление о внесении изменений в постановление администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района от09.11.2020 № 178 «Об утверждении муниципальной программы Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства в Свободном сельском поселении Приморско-Ахтарского района», 19.11.2021 принято решение совета Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района «О бюджете Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района на 2022 год» на публичные слушания, назначении даты проведения публичных слушаний, создания оргкомитета по проведению публичных слушаний, утверждению порядка учета предложений и участия граждан в обсуждении проекта решения Совета Своодного сельского поселения Приморско-Ахтарского района на 2022 год», в соответствии с которым будут выделены денежные средства на софинансирование мероприятий по газофикации <адрес>.
Изучив административное исковое заявление, выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд пришел к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что прокуратурой Приморско-Ахтарского района при проведении проверки в деятельности администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района выявлены нарушения федерального законодательства о газоснабжении и газификации.
В силу ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) определено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища.
В силу положений статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
На основании ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Краснодарского края закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 19 (в части организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 26, 33.1, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п. 3, 4 ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ) организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 8.1 Закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Вследствие чего к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В регионе действует государственная программа «Развитие топливно-энергетического комплекса», утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) края от 12.10.2015 № 961, приложением № 1 к которой предусмотрена подпрограмма «Газификация края».
Кроме того, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.12.2018 № 810 утверждена региональная программа «Газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций края на 2019-2023 г.г.».
Целями и задачами указанных программ является комплексное развитие газификации населенных пунктов края, наращивание темпа газификации с учетом максимальной загрузки действующих газопроводов, расширение газовых схем и систем газоснабжения для создания основы на 100% газификации края природным газом, повышение надежности данных систем, повышение экономической эффективности автомобильных перевозок за счет внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе края и другое.
Участие в указанных программах муниципалитетов вытекает из обязанностей последних, закрепленных в ст. 7 Закона № 69-ФЗ, ст. 14 Закона №131-ФЗ.
В нарушение указанных норм законодательства Администрацией не принимаются меры по газификации <адрес>.
Согласно п. 4.1. Порядка предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств по организации газоснабжения населения (поселений) (строительство подводящих газопроводов, распределительных газопроводов), утвержденного приложением № 1 к подпрограмме «Газификация Краснодарского края» государственной программы «Развитие топливно-энергетического комплекса», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 № 961 (ред. от 24.07.2020), условиями предоставления субсидий являются: наличие муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования Краснодарского края, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия; наличие в бюджете муниципального образования Краснодарского края (сводной бюджетной росписи местного бюджета муниципального образования Краснодарского края) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования Краснодарского края, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из краевого бюджета субсидии.
Несмотря на указанное, Администрацией муниципальный правовой акт, устанавливающий расходные обязательства в целях софинансирования мероприятий по газификации <адрес> не принят, мероприятия по газификации указанного населенного пункта не предусмотрены.
С учетом перспектив развития территорий, отраженных в документах территориального планирования, разрабатываемых на основании положений ст.ст. 9, 18, 19 Градостроительного кодекса РФ‚ подлежит определению порядок модернизации систем централизованного газоснабжения для существующего и нового строительства жилищного, производственного и социального фонда, повышения пропускной способности сетей газораспределения и их надежности в части, касающейся разработки схем газоснабжения.
Схема газоснабжения - это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем газоснабжения, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Целями и задачами разработки схемы газоснабжения являются: обеспечение развития систем централизованного газоснабжения для существующего и нового строительства жилищного комплекса, а также объектов социально-культурного и рекреационного назначения; увеличение объемов производства коммунальной продукции (оказание услуг) по газоснабжению при повышении качества и сохранении приемлемости действующей ценовой политики; улучшение работы систем газоснабжения; снижение вредного воздействия на окружающую среду.
Пунктом 4.1* СП 62.13330.2011* «Газораспределительные системы», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27.12.2010 № 780, регламентировано, что проектирование, строительство и реконструкцию сетей газораспределения и газопотребления рекомендуется осуществлять в соответствии со схемами газоснабжения, разработанными в составе федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации субъектов Российской Федерации в целях обеспечения предусматриваемого этими программами уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства Администрацией до настоящего времени схема газоснабжения не разработана.
Таким образом, отсутствие в Свободном сельском поселении разработанной схемы газоснабжения не обеспечивает принятие комплексных мер по газификации, ремонту и обслуживанию действующих сетей, снижает эффективность работы органов местного самоуправления на данном направлении деятельности.
С целью устранения вышеуказанных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района главе администрации Свободного сельского поселения внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, вместе с тем, меры по газификации указанных населенных пунктов до настоящего времени не приняты.
Бездействие Администрации по неисполнению требований законодательства о газоснабжении и газификации нарушает социальные права неопределенного круга лиц, что является основанием для обращения прокурора в суд с соответствующим заявлением.
Определить круг граждан пользующихся сетями жилищно-коммунальной инфраструктуры Свободного сельского поселения и привлечь их к участию в деле, невозможно, следовательно, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.
Частью 1 статьи 39 КАС РФ определено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах, суд находит административное исковое заявление прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст.ст. 39 КАС РФ, к администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства о газоснабжении законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, к администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства о газоснабжении, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района, выразившееся в непринятии муниципального правового акта, устанавливающего расходные обязательства в целях софинансирования мероприятий по газификации <адрес>.
Обязать администрацию Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района в течение месяца после вступления решения суда в законную силу:
- принять муниципальный правовой акт, устанавливающий расходные обязательства в целях софинансирования мероприятий по газификации <адрес><адрес><адрес>;
- разработать схему газоснабжения Свободного сельского поселения Приморско-Ахтарского района.
В течение месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить об исполнении решения в Приморско-Ахтарский районный суд, прокурору Приморско-Ахтарского района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено: 03.12.2021.
Судья
Приморско-Ахтарского
районного суда Н.В. Кучукова