ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1725/20 от 29.03.2021 Жигулевского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

29 марта 2021 года г. Жигулевск

Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего - судьи Никоновой Л.Ф.,

при секретаре Шушкановой А.А.

с участием:

- представителя административного истца – Рекуна И.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

- представителя административного ответчика – Антосенко Л.В., действующей на основании распоряжения заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а -245/2021 по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Самарской области к Антосенко А. И. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец – МИФНС России № <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением к Антосенко А.И., требуя, с учетом заявленных уточнений (л.д.35-37) взыскать с ответчика недоимку по налогу на имущество физических лиц за период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГг. в размере 1 624,00 руб., а также пени, начисленные в связи несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц размере 8 руб. 83 коп. за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ г., рассчитанные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца – Рекун И.В., доводы и требования уточненного административного иска поддержал, настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика Антосенко А.И.Антосенко Л.В. в судебном заседании административный иск не признала, пояснив, что она является опекуном совершеннолетнего сына Антосенко А.И. на основании распоряжения заместителя главы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Просила отказать в удовлетворении требований в части взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере 416,00 руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере 604,00 руб., поскольку считает, что в отношении указанных периодов истек срок давности для взыскания, равный трем годам. Также просила отказать в удовлетворении требований в части взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере 604 руб., поскольку считает, что административный истец предоставил неверный расчет.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд признает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Исходя из положений статьи 287 КАС РФ, обращение в суд с административным исковым заявлением по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций предполагает первоначальное рассмотрение данных требований в порядке главы 11.1 КАС РФ.

Согласно ч. 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, которой в силу ст. 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 3 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с частью 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ, пунктом 2 статьи 48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Вместе с тем, судам следует учитывать специальные сроки обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности исходя из суммы налога, предусмотренные положениями пункта 2 статьи 48 НК РФ.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, по общему правилу контролирующий орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащих взысканию с физического лица, когда общая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превышает 3 000 рублей.

Между тем, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ).

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости или исходя из инвентаризационной стоимости, если субъектом Российской Федерации не принято иное решение (п.2 ст. 402 НК РФ).

Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти» определены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости объектов налогообложения, для жилых помещений – в размере 0, 3%.

В соответствии с п.1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Указанный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом п.п. 1,2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода предшествующих календарному году его направления (п. 3 ст.409 НК РФ).

Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п.4 ст.409 НК РФ).

На основании ст. 75 НК РФ, в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Принудительное взыскание пени с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

В обоснование заявленных требований административным истцом суду предъявлены:

- налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере 416 руб., со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), направленное Антосенко А.И. заказным письмом (л.д. 10), из которого следует, что Антосенко А.И. был начислен налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в отношении следующего объекта недвижимости – ? доли в праве на квартиру с кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес>, в размере 416 руб.

- налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере 604 руб., со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), направленное Антосенко А.И. заказным письмом (л.д. 12), из которого следует, что Антосенко А.И. был начислен налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в отношении следующего объекта недвижимости: ? доли в праве на квартиру с кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес>, в размере 604 руб.

- налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере 604 руб., со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), направленное Антосенко А.И. заказным письмом (л.д. 14), из которого следует, что Антосенко А.И. был начислен налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в отношении следующих объектов недвижимости: 1/2 доли квартиры с кадастровым номером , расположенной по адресу: <адрес> размере 498 руб. (за 9 месяцев); ? доли квартиры с кадастровым номером , расположенной по адресу: <адрес>, в размере 106 руб. ( за 3 месяца).

- требование об уплате налогов и других обязательных платежей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), направленное Антосенко А.И. заказным письмом (л.д. 20), из которого следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность Антосенко А.И. по налогу на имущество физических лиц, подлежавшему уплате к ДД.ММ.ГГГГ, составляет 416 руб., пени – 15, 39 руб.

- требование об уплате налогов и других обязательных платежей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21), направленное Антосенко А.И., заказным письмом (л.д. 22), из которого следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность Антосенко А.И., по налогу на имущество физических лиц, подлежавшему уплате к ДД.ММ.ГГГГ, составляет 604 руб., пени – 12, 61 руб.

- требование об уплате налогов и других обязательных платежей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23), направленное Антосенко А.И., заказным письмом (л.д. 24), из которого следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность Антосенко А.И., по налогу на имущество физических лиц, подлежавшему уплате к ДД.ММ.ГГГГ, составляет 604 руб., пени – 8, 83 руб.

Представленными ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46-47, 48-49) подтверждается, что Антосенко А.И. в спорные периоды являлся собственником следующих объектов недвижимости:

- ? доли в праве общей долевой собственности квартиры с кадастровым номером , расположенной по адресу: <адрес> (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ);

- ? доли в праве общей долевой собственности квартиры с кадастровым номером , расположенной по адресу: <адрес> (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ, выданный и.о. мирового судьи судебного участка судебного района <адрес> в отношении Антосенко А.И., о взыскании недоимки и пени, отменен на основании заявления опекуна должника Антосенко Л.В. определением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27).

Поскольку сумма недоимки по каждому из перечисленных выше требований не превышала 3 000 руб., налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в срок до ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ(дата исполнения требования от ДД.ММ.ГГГГ + 3 года 6 месяцев).

С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ

Настоящее административное исковое заявление поступило в Жигулевский городской суд в пределах шести месяцев со дня отмены судебного приказа, ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что истцом в соответствии с требованиями закона ответчику был исчислен налог на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 годы, в установленные законом сроки ответчиком обязанность по уплате налога не была исполнена, в том числе и после направления требования об уплате налога, в связи с чем истец обратился с административным исковым заявлением в суд о взыскании недоимки по указанному виду налога, порядок направления административного искового заявления соблюден, расчет задолженности и пени, судом проверен и признается выполненным верно.

Учитывая перечисленные выше обстоятельства, суд признает требования о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Таким образом, задолженность по налогу на имущество за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ составляет 416 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год 604 руб., за ДД.ММ.ГГГГ г. 604 руб.

Также в порядке ст. 75 НК РФ в доход государства подлежат взысканию пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц за 2017 год, в размере 8 руб. 83 коп.

Представленный административным истцом расчет пеней судом проверен и признается выполненным верно.

В соответствии с ч.2 ст. 51 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ) обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица. Опекун физического лица, признанного судом недееспособным, обязан уплатить всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица недееспособным пени и штрафы.

Согласно ч.2 ст. 25 Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об опеке и попечительстве" отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного, включая сведения о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации. К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.

В материалы дела представлена копия распоряжения заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлена опека над совершеннолетним недееспособным Антосенко А. И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Антосенко Л. В. назначена опекуном совершеннолетнего недееспособного Антосенко А.И. (л.д.70).

Таким образом, с учетом того, что Антосенко А. И. признан недееспособным, его опекуном назначена Антосенко Л. В., на нее в соответствии со ст. 51 НК РФ возложена обязанность по уплате налогов и сборов недееспособного лица - Антосенко А. И., за счет денежных средств последнего.

Кроме того, в соответствии со ст. 114 КАС РФ госпошлина, от уплаты которой был освобожден истец, подлежит взысканию за счет денежных средств недееспособного лица – Антосенко А. И., в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Самарской области удовлетворить.

Взыскать за счет денежных средств недееспособного лица – Антосенко А. И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающего по адресу: <адрес>:

- недоимку по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 416 руб.,

- недоимку по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 604 руб.,

- недоимку по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 604 руб.,

- пени, начисленные в связи несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 руб. 83 коп.,

а всего 1632 руб. 83 коп., указав, что обязанность по уплате недоимки по налогу и пени за счет денежных средств недееспособного ответчика подлежит исполнению его опекуном – Антосенко Л. В..

Взыскать за счет денежных средств недееспособного лица – Антосенко А. И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающего по адресу: <адрес>, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей, указав, что обязанность по уплате государственной пошлины за счет денежных средств недееспособного ответчика подлежит исполнению его опекуном – Антосенко Л. В..

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.

Судья Л.Ф.Никонова

Решение в окончательной форме изготовлено 09.04.2021

Судья Л.Ф.Никонова