Дело № 2а-1727/2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2016 года г. Тверь
Заволжский районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Никифоровой А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Папикян А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Тверской области к Жигалину Д.Л. о взыскании задолженности обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная ИФНС России №8 по Тверской области обратилось в суд с указанным выше иском, в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 175718 руб. 33 коп., в том числе налог 174030 руб. и пени 1680 руб. 33 коп.
В обоснование иска указано, что ответчик состоит на учете и в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тверской области (далее – инспекция) и является плательщиком налогов. Инспекцией по налогу на имущество физических лиц начислено 174038 руб. 00 коп. и направлено налоговое уведомление № 596107 об уплате налогов в срок до 01 октября 2015 года. В связи с неуплатой налогоплательщиком в установленный законом срок налога на имущество в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ, в порядке досудебного урегулирования спора направлено требование от 12.10.2015 № 18251 об уплате задолженности с предложением погасить в срок до 11 декабря 2015 года, которое направлено заказнойкорреспонденцией, что подтверждено реестром отправки заказных писем. Пунктом 6 ст. 69 НК РФ установлено, что в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Налогоплательщиком требование не исполнено. Межрайонной ИФНС России № 8 по Тверской области за своевременную уплату налога, согласно ст. 75 НК начислены пени. Однако до настоящего времени налогоплательщиком требования об уплате налога и пени не исполнены. В связи с неисполнением в добровольном порядке требования об уплате налогов и пени по налогам, истец обратился в суд с указанным иском, в котором также просил отнести расходы по государственной пошлине на ответчика.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 8 по Тверской области в судебное заседание не явился, будучи извещенными о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, причин уважительности не явки в суд не представил. Инспекцией направленоходатайство с просьбой перенести рассмотрение дела на другое время, поскольку поступил от административного ответчика платеж в счет погашения задолженности, который превышает заявленную к взысканию задолженность. Кроме того, в связи с неверно указанными реквизитами платежного документа платеж был отнесен к разряду «невыясненные».
С учетом уточненных в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требований заявитель (административный истец) просил взыскать с Жигалина Д.Л. задолженность по налогу в размере 397.81 руб. в связи с частичным погашением задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 173640.19 руб. и пени в размере 1680.00 руб.
В судебное заседание административный ответчик Жигалин Д.Л. не явился, извещался судом по известному адресу места жительства и регистрации, однако судебная корреспонденция возвращена в адрес суда по истечении срока хранения.Ранее, до судебного разбирательства, ответчик представил письменное заявление, в котором просил приобщить к материалам дела копии квитанции об оплате задолженности по налогу в сумме 176000.00 руб.
На основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
При указанных обстоятельствах судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
До 1 января 2015 г. действовал Закон от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1).
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон № 284-ФЗ), в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) дополняется новой главой "Налог на имущество физических лиц". С указанной даты утрачивает силу Закон № 2003-1.
Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 г., осуществляются в порядке, установленном НК РФ, с учетом положений Закона N 2003-1, действующего до дня вступления в силу Закона N 284-ФЗ (ч. 1 ст. 3 Закона N 284-ФЗ).
Физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, признаются плательщиками налогов на имущество физических лиц. Это следует из п. 1 ст. 1 Закона N 2003-1 и ст. 400 НК РФ (в ред. Закона N 284-ФЗ).
Строения, помещения и сооружения являются объектом налогообложения на основании п. 6 ст. 2 Закона № 2003-1 и пп. 6 п. 1 ст. 401 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона N 2003-1 и п. 1 ст. 408 НК РФ исчисление налогов производится налоговыми органами.
До 1 января 2015 г. налог на строения, помещения и сооружения исчислялся на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года (п. 2 ст. 5 Закона N 2003-1).
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами по делу, в 2014 году Жигалину Д.Л. на праве собственности принадлежало следующее имущество:
1. здания, строения, сооружения, расположенные по адресу, <адрес>:
- с кадастровым номером 69:17:0070508:4:9, актуальная инвестиционная стоимость 853471.00, дата возникновения собственности 04.08.2010.
- с кадастровым номером 69:17:0070508:4:12, актуальная инвестиционная стоимость 2115934.00 дата возникновения собственности 04.08.2010.
- с кадастровым номером 69:17:0070508:4:11, актуальная инвестиционная стоимость 3515573.00, дата возникновения собственности 04.08.2010.
- с кадастровым номером 69:17:0070508:4:10, актуальная инвестиционная стоимость 1433831.00, дата возникновения собственности 04.08.2010.
- с кадастровым номером 69:17:0070508:0004:1-3109:1000/Ж, актуальная инвестиционная стоимость 38032.00, дата возникновения собственности 04.08.2010.
- с кадастровым номером 69:17:0070508:24, актуальная инвестиционная стоимость 347977.00, в период с 04.08.2010 по 03.09.2014.
- с кадастровым номером 69:17:0070508:28, актуальная инвестиционная стоимость 91261.00, в период с 04.08.2010 по 03.09.2014.
- с кадастровым номером 69:17:0070508:25, актуальная инвестиционная стоимость 63935.00, в период с 04.08.2010 по 03.09.2014.
- с кадастровым номером 69:17:0070508:27, актуальная инвестиционная стоимость 392447.00, в период с 04.08.2010 по 03.09.2014.
- с кадастровым номером 69:17:0070508:22, актуальная инвестиционная стоимость 564 264.00, в период с 04.08.2010 по 03.09.2014.
2. здания, строения, сооружения, расположенные по адресу, <адрес>:
- с кадастровым номером 69:17:0090101:87, возникновение права собственности 01.06.2009, актуальная инвестиционная стоимость 809899.00.
- с кадастровым номером 69:17:0090101:138, актуальная инвестиционная стоимость 826369.00, в период с 01.06.2009 по 31.12.2014.
- с кадастровым номером 69:17:0090102:41, актуальная инвестиционная стоимость 4159323.00, в период с 01.06.2009.
Таким образом, ответчик является собственником имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», в связи с чем является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Налоговым органом в соответствии с приведенными выше требованиями закона ответчику, согласно налоговому уведомлению №458878 был начислен налог на имущество физических лиц за 2014 год, исходя из периода владения имуществом и инвентаризационной стоимости объектов, налоговой ставки, с указанием срока уплаты до 01 октября 2015 года в общем размере 174038.00 руб.
При этом сумма налога на имущество физических лиц за 2014 год исчислена инспекцией в соответствии со ставками налога, установленными решением Совета Депутатов Борзинского сельского поселения от 30.08.2013 № 99 "Об установлении налога на имущество физических лиц в МО «Борзинское сельское поселение» (с изменениями и дополнениями), решения Совета Депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 29.11.2013 года № 7 "Об установлении налога на имущество физических лиц в МО «Борзинское сельское поселение».
Данные обстоятельства ответчиком не оспорены и подтверждены письменными доказательствами.
Налогоплательщиком налог на имущество физических лиц в установленный срок до 01 октября 2015 года уплачен не был, что явилось основанием для выставления и направления требования № 18251 по состоянию на 12.10.2015 об уплате налога в размере 174038.00 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в размере 575.19 руб. со сроком уплаты до 11.12.2015, что подтверждено списком № 1904524 отправки заказных писем от 16.10.2015.
19 ноября 2015 года в адрес Жигалина Д.Л. направлено уточненное требование № 5451 по состоянию на 18.11.2015 об уплате налога на имущество физических лиц с указанием срока уплаты до 18.12.2015, в соответствии с которым ответчику начислены пени в размере 1105.14 руб. за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 133951.00 руб.
Согласно представленного истцом расчёта пеней на задолженность Жигалина Д.Л. пени в размере 1141.93 руб. исчислены налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ за недоимку по налогу за налоговый период 2014 год, а именно за период с 02.10.2015 по 01.11.2015, то есть за период просрочки оплаты налога за 35 дней исчисленной из суммы недоимки 133951.00 руб. исходя из ставки рефинансирования 8.25 %
В ходе рассмотрения дела, ответчиком представлена копия чека-ордера Тверского отделения № 8607 филиала № 91 от 04.05.2016 в подтверждение погашения задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014 год на сумму 176 000.00 руб., согласно которому Жигалиным Д.Л. произведена оплата налога на имущество физических лиц на сумму 176000.00 руб. по следующим реквизитам: получатель УФК по Тверской области (МИФНС №8 по Тверской области) ИНН 6915006545 КПП 691501001 Р\С 40101810600000010005 Банк получатель отделение Тверь, БИК 042809001. КБК 18210601030131000110 ОКТМО 28634101.
В ходатайстве от 10 мая 2016 году № 03-12/03403 инспекцией указано, что поступивший в счет погашения задолженности платеж превышает заявленную к взысканию задолженность, однако в связи с неверно указанными реквизитами платежного документа платеж был отнесен к разряду «невыявленные».
Как следует из чека-ордера Тверского отделения № 8607 филиала №91 от 04.05.2016 года ответчиком произведена оплата налога в размере 176000.00 руб. Между тем, в графе: назначение платежа – налог, основание платежа (106) указано «0», а налоговый период графа (107) указано ГД.00.2016., показатель номера документа и даты также указаны «0».
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком на основании пп. 4 п. 3 ст. 45 Налогового Кодекса РФ со дня вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.
Согласно п. 7 ст. 45 Кодекса поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
По предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.
В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган уведомляет налогоплательщика в течение пяти дней после принятия данного решения.
При этом следует отметить, что как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 381-О-П, Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено право налогоплательщика на своевременный возврат излишне уплаченной суммы налога или ее зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, за исключением случаев, когда у налогоплательщика имеется недоимка по налогу или иная задолженность перед бюджетом. Налоговый орган в таких ситуациях самостоятельно направляет сумму излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности в целях обеспечения конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога.
Из данного разъяснения следует, что налогоплательщик имеет право на возврат излишне уплаченной суммы налога или ее зачет в счет предстоящих платежей, только после того, как будет погашена имеющееся недоимка по налогам и пеням, а также налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет переплаты в счет погашения уже имеющееся недоимки по налогам и пеням, а не в счет предстоящих платежей.
После произведения налоговым органом зачета переплаты, в счет погашения уже имеющееся недоимки по налогам и пеням, налогоплательщик вправе рассчитывать на возврат излишне уплаченной суммы налога или ее зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, но только при подаче соответствующего заявления, предусмотренного п. 4 ст. 78 НК РФ.
Принимая во внимание указанные выше нормы права и с учетом того, что налоговым органом вынесено решение о зачете сумм уплаченных ответчиком в счет недоимки по налогу на имущество физических лиц лишь в части, в связи с чем в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации были уточнены требования заявителем, то суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований в части взыскания недоимки по налогу в размере 397.81 руб.
Согласно под. 9 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Установив, что административный ответчик не исполнил в добровольном порядке установленную законом обязанность по уплате налога в полном объеме, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных налоговым органом требований и их удовлетворении в заявленном размере.
При решении вопроса о своевременности обращения в суд, в соответствии с ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административным истцом срок на обращение в суд, не пропущен.
Согласно ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
При решении вопроса о размере подлежащей уплате государственной пошлины суд руководствуется ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, согласно которой размер госпошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика, составляет 400 рублей, в связи с чем взыскивает с него государственную пошлину в указанном размере.
Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Тверской области к Жигалину Д.Л. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц – удовлетворить.
Взыскать с Жигалина Д.Л., проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Инспекции ФНС России № 12 по Тверской области недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 397 ( триста девяносто семь) рублей 81 копейка.
Взыскать Жигалина Д.Л. в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 400 ( четыреста) рублей 00 копеек.На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 10 июня 2016 года.
Председательствующий А.Ю. Никифорова