Дело № 2а-1728/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июля 2020 года г.Кунгур Пермского края
Судья Кунгурского городского суда Пермского края Лутченко С.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное исковое заявление Кунгурского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Кунгурский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю о признании информации о продаже полисов ОСАГО, размещенной на интернет странице https://osago.online.live, запрещенной к распространению на территории РФ.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что при проведении мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с целью выявления фактов размещения информации, содержащей сведения, способные нарушить публичные интересы РФ и права граждан, установлено, что на электронном адресе https://osago.online.live содержится информация о продаже электронных полисов ОСАГО с указанием цен на предлагаемые услуги. Данная информация на сайте предоставлена в свободном доступе, дополнительной регистрации не требуется, ознакомиться с содержанием сайта может любой интернет-пользователь. Таким образом, лица, разместившие информацию на указанном сайте в сети - интернет, предлагают к продаже заведомо поддельные полисы ОСАГО в целях незаконного их последующего использования покупателями - для предъявления покупателями должностным лицам Госавтоинспекции в случае проверки документов. Следовательно, лица, приобретающие данные поддельные полисы ОСАГО взамен законного оформления полиса обязательного страхования авто гражданской ответственности, имеют намерение управлять автотранспортным средством в нарушение требований законодательства без страхования риска своей гражданской ответственности. Таким образом, действующее законодательство устанавливает возможность оформления полиса ОСАГО электронным способом через сеть Интернет. В таком случае заявка на заключение договора направляется покупателем исключительно на официальный сайт страховщика, т.е. страховой компании. Из информации, содержащейся на сайте не следует, что сайт является официальным сайтом какой-либо страховой организации, зарегистрированной в установленном законом порядке. Таким образом, продажа полисов ОСАГО через сайт https://osago.online.live является нарушением требований действующего законодательства. Сведения, размещенные на указанном интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования поддельного полиса ОСАГО, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения. Информация о продаже поддельных полисов ОСАГО по заниженной стоимости, размещенная в сети Интернет, побуждает граждан к совершению противоправных действий, направленных на приобретение незаконных официальных документов. Доступ к информации, содержащей побуждение к покупке полисов ОСАГО недопустим, поскольку пропагандирует получение без соответствующих договоров. Беспрепятственный доступ к указанной странице интернет-сайта нарушает интересы государства, так как распространение информации о продаже полиса ОСАГО посредством сети Интернет фактически представляет возможность их приобретения, которые могут использоваться при управлении источником повышенной опасности и создать опасные (аварийные) ситуации для иных участников дорожного движения. В связи с этим информация, размещенная на интернет странице https://osago.online.live, подлежит запрещению к распространению на территории РФ.
В соответствии с п.2 ст.291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного иска.
Поскольку административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного иска, суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в порядке упрощенного (письменного) производства, то есть без проведения устного разбирательства.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю представил суду письменный отзыв на административный иск, согласно которому ответственность за содержание информации на сайте несет администратор домена, то есть лицо, на имя которого зарегистрировано предназначенное для сетевой адресации символьное обозначение, так как использование ресурсов сайта без его контроля невозможно, именно администратор доменного имени определяет порядок использования домена, несет ответственность за выбор доменного имени, возможные нарушения прав третьих лиц, связанные с выбором и использованием доменного имени, а также несет риск убытков, связанных с такими нарушениями. Управление не наделено полномочиями по ведению реестра владельцев сайтов в сети «Интернет», на проведение оперативно-розыскных мероприятий по установлению владельцев сайтов в сети «Интернет» и не обладает специальными техническими средствами по определению владельцев сайтов в сети «Интернет. Указывает, что органом прокуратуры не представлено сведений о проведении проверочных мероприятий по определению административных ответчиков, таким может выступать администратор доменного имени или владелец сайта.
Суд, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства, считает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст.265.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – Закон об информации) информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием технических средств; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
В соответствии со ст.9 Закона об информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.1 ст.10 Закона об информации в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ.
Частью 6 той же статьи запрещено распространение информации, в том числе, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п.5 ст.15 Закона об информации).
Согласно ч.1 ст.15.1 Закона об информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч.3 названной статьи создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникации, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федераций.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.5 ст.15.1 Закона об информации).
Признание судом информации, распространяемой через сеть "Интернет", запрещенной, влечет в силу ч.ч.7-10 ст.15.1 Закона об информации, необходимость удаления соответствующей интернет-страницы владельцем сайта, а в случае отказа или бездействия последнего - ограничение доступа к ней провайдером хостинга или оператором связи.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной Информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федераций запрещено» (далее - Правила).
Согласно п.2 названных Правил, создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством РФ (п.3 Правил).
Судом установлено:
При проведении мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с целью выявления фактов размещения информации, содержащей сведения, способные нарушить публичные интересы РФ и права граждан, Кунгурской городской прокуратурой установлено, что на электронном адресе https://osago.online.live, содержится информация о продаже электронных полисов ОСАГО с указанием цен на предлагаемые услуги, что подтверждается актом осмотра интернет-страниц от ДД.ММ.ГГГГ. и соответствующими скриншотами.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.
В силу п.7.2 ст.15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ ("Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым владельцем транспортного средства, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Создание и направление владельцем транспортного средства страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, действующее законодательство устанавливает возможность оформления полиса ОСАГО электронным способом через сеть Интернет. В таком случае заявка на заключение договора направляется покупателем исключительно на официальный сайт страховщика.
Статьей 324 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР.
Часть 2 ст.12.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует.
Информация, размещенная на сайте https://osago.online.live доступна неограниченному кругу лиц.
Доступ к интернет-странице https://osago.online.live не ограничен, запись об указанной интернет-странице в Едином реестре запрещенной информации отсутствует.
При таких обстоятельствах, доступ к данному сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт. Данный сайт вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности приобретения полисов ОСАГО, которые могут использоваться при управлении источником повышенной опасности и создавать опасные (аварийные) ситуации для иных участников дородного движения, а также побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и правонарушений, тем самым, создает возможность нарушения публичных интересов РФ и неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного, требование прокурора направленное на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Признать информацию о продаже полисов ОСАГО, размещенную на интернет странице: https://osago.online.live, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» записей о сайте https://osago.online.live.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: С.А.Лутченко