ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1728/2017 от 14.06.2017 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело 14 июня 2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Гараниной С.А.

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к <данные изъяты> о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> обратилось с вышеуказанным административным иском к <данные изъяты> мотивировав его следующим.

В ходе проведенной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес><данные изъяты> плановой документарной проверки деятельности Организации на предмет соответствия ее деятельности заявленным в уставе целям и законодательству Российской Федерации, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Организацией допущены нарушения действующего законодательства и положений устава.

При этом выявлены грубые нарушения законодательства, в частности:

1. Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками), однако, в нарушение указанной нормы в проверяемый период:

- Организацией не осуществлялась деятельность, направленная на достижение уставных целей, предусмотренных разделом 2 Устава;

- не соблюдалась периодичность проведения Общих собраний учредителей (01 декабря ежегодно), установленная пунктом 7.3. Устава.

2. В нарушение статьи 28 ФЗ № 7-ФЗ в уставе не определен срок полномочий директора Организации.

3. В нарушение пункта 4 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в Организации не сформированы коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет.

В ходе проверки деятельности Учреждения осуществлен анализ устава, в результате установлено, что отдельные положения устава не соответствуют действующему федеральному законодательству:

1. Пунктом 10.1. Устава предусмотрена возможность реорганизации Организации в иную некоммерческую образовательную организацию, что не соответствует пункту 3 статьи 123.23 ГК РФ, согласно которому частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.

Управлением в адрес Организации ДД.ММ.ГГГГ за вынесено письменное предупреждение об устранении выявленных в ходе проведения проверки нарушений законодательства Российской Федерации. В срок, указанный в предупреждении, нарушения не устранены.Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ было получено письмо от директора ФИО1 о том, что Организация не предполагает осуществлять свою деятельность, в связи с чем устранить выявленные в ходе проведения проверки нарушения действующего законодательства Российской Федерации для Организации не представляется возможным. Таким образом, имеет место нарушение части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> просило ликвидировать <данные изъяты> и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Представитель заинтересованного лица УФНС России по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представленном в суд отзыве на иск ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, разрешение иска оставил на усмотрение суда.

Согласно п.4 ст. 263 КАС Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что <данные изъяты> зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем Управлением Федеральной налоговой службы по <адрес> внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером . Свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации выдано ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>. Адрес (место нахождения) Организации согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц: <адрес>.Руководителем Учреждения является директор Организации ФИО2.

Организация действует на основании Устава. Согласно раздела 2 Устава основной целью создания автошколы является подготовка, обучение и переподготовка водителей автотранспортных средств. Согласно пп.7.1,7.2,7.3. Устава управление автошколой осуществляется учредителями и директором. Высшим органом управления является общее собрание учредителей. Очередное общее собрание проводится 01 декабря ежегодно и созывается директором. Согласно п.7.7 Устава директор является единоличным исполнительным органом Автошколы, директор назначается общим собранием учредителей, с ним заключается трудовой договор.

В ходе проведенной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> плановой документарной проверки деятельности административного ответчика на предмет соответствия его деятельности заявленным в уставе целям и законодательству Российской Федерации, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Организацией допущены нарушения действующего законодательства и положений устава. При этом выявлены нарушения законодательства:

1. В нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в проверяемый период:

- Организацией не осуществлялась деятельность, направленная на достижение уставных целей, предусмотренных разделом 2 Устава;

- не соблюдалась периодичность проведения Общих собраний учредителей (01 декабря ежегодно), установленная пунктом 7.3. Устава.

2. В нарушение статьи 28 ФЗ № 7-ФЗ в уставе не определен срок полномочий директора Организации.

3. В нарушение пункта 4 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в Организации не сформированы коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет.

В ходе проверки деятельности Учреждения осуществлен анализ устава, в результате установлено, что отдельные положения устава не соответствуют действующему федеральному законодательству:

1. Пунктом 10.1. Устава предусмотрена возможность реорганизации Организации в иную некоммерческую образовательную организацию, что не соответствует пункту 3 статьи 123.23 ГК РФ, согласно которому частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.

В соответствии со ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций; а также в иных случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее- Закон) частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В соответствии с пп.2,3 ст.14 Закона требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками). В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно ст.28 Закона структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения - также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

В соответствии с п.4 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

В нарушение названных ном закона в проверяемый период административным ответчиком не осуществлялась деятельность, направленная на достижение уставных целей, предусмотренных разделом 2 Устава; не соблюдалась периодичность проведения Общих собраний учредителей (01 декабря ежегодно), установленная пунктом 7.3. Устава; в уставе не определен срок полномочий директора Организации; в Организации не сформированы коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет.

Управлением в адрес Организации ДД.ММ.ГГГГ за вынесено письменное предупреждение об устранении выявленных в ходе проведения проверки нарушений законодательства Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ.. В срок, указанный в предупреждении, нарушения не устранены. Доказательств обратного в суд не представлено.

Из пояснительной записки директора от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что общее собрание учредителей не собиралось, заседания не проводились. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ было получено письмо от директора ФИО1 о том, что Организация не осуществляет свою деятельность и не планирует осуществлять, не возражает против ликвидации организации в судебном порядке.

Из совокупности представленных доказательств следует, что административным ответчиком допускаются грубые нарушения вышеуказанных положений закона, мер по устранению данных нарушений не предпринято. Более того, организация не планирует осуществлять свою деятельность, предусмотренную Уставом.

В силу пункта 4.1 статьи 32 названного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 705 (далее - Положение). Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций. Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения). "

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Управление Министерства юстиции по <адрес> является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что <данные изъяты> допущены грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, что подтверждается необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 262-265 КАС РФ, суд

Р е ш и л :

Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> удовлетворить.

Ликвидировать <данные изъяты> и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий С.А.Гаранина

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГг.