ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-17292/2016 от 13.01.2017 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а-264/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вологда 13 января 2017 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Холминовой В.Н.,

при секретаре судебного заседания Гундобиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Вологды о признании незаконным проекта планировки границ Южного жилого района города Вологды, об отмене распоряжения об утверждении градостроительного плана земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Вологды (далее Администрация) о признании незаконным проекта планировки границ Южного жилого района города Вологды, об отмене распоряжения об утверждении градостроительного плана земельного участка.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, предоставленный под индивидуальное жилищное строительство. Распоряжение начальника Департамента градостроительства Администрации города Вологды от 12.07.2016 об утверждении градостроительного плана земельного участка нарушает его права на владение, пользование и распоряжение земельным участком, т.к. согласно градостроительному плану через участок пройдет дорога, поэтому участок будет уменьшен наполовину, а место для строительства жилого дома есть только в том случае, если будет снесена баня и летний дом. Уведомлений от Администрации о том, что через его земельный участок пройдет дорога, он не получал, обременений на участок Администрацией не зарегистрировано. Также считает, что отсутствуют надлежащие документы, подтверждающие, что красные линии должны проходить именно через его участок.

Административный истец просит суд с учетом уточнения требований признать незаконным проект планировки границ Южного жилого района города Вологды, утвержденного постановлением Администрации города Вологды от 31.12.2014 года в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером , и отменить его в этой части; отменить распоряжение от 12.07.2016 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по улице Охмыльцевской».

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 исковые требования поддержали полностью.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации города Вологды ФИО3 возражала против заявленных требований. Считает, что оспариваемые действия Администрации были совершены в рамках предоставленных Градостроительным кодексом РФ полномочий и не нарушают права заявителя. Дополнительно пояснила, что в случае строительства дома ФИО1, построить дорогу в жилом микрорайоне будет невозможно.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, отказывает в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование : индивидуальные жилые дома, общей площадью 1300 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

31.12.2014 постановлением Администрации города Вологды утверждены изменения в проекте планировки Южного жилого района города Вологды, которыми установлена красная линия, проходящая через спорный земельный участок.

12.07.2016 распоряжением начальника Департамента градостроительства Администрации города Вологды утвержден градостроительный план спорного земельного участка.

Суд считает, что оспариваемые проект планировки и распоряжение начальника Департамента градостроительства Администрации города Вологды являются законными в силу следующего.

Процедура, установленная ст.ст. 41, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ для подготовки и принятия проекта планировки Южного жилого района, соблюдена органом местного самоуправления в полном объеме.

31.01.2014 вынесено постановление Администрации города Вологды «О подготовке проекта о внесении изменений в проект планировки Южного жилого района города Вологды».

05.02.2014 текст постановления Администрации города Вологды был опубликован в газете «Вологодские новости» № 5 (1825).

28.10.2014 вынесено постановление Администрации города Вологды «О проведении публичных слушаний по проекту о внесении изменений в проект планировки Южного жилого района города Вологды».

29.10.2014 текст постановления Администрации города Вологды и порядка приема предложений и (или) замечаний по проекту о внесении изменений в проект планировки Южного жилого района города Вологды и участия населения муниципального образования «Город Вологда» в его обсуждении были опубликованы в газете «Вологодские новости» № 43 (1863).

28.11.2014 состоялись публичные слушания по проекту внесения изменений в проект планировки Южного жилого района города Вологды.

03.12.2014 тексты протокола публичных слушаний по проекту внесения изменений в проект планировки Южного жилого района города Вологды, заключения о результатах публичных слушаний были опубликованы в газете «Вологодские новости» № 48 (1868).

31.12.2014 вынесено постановление Администрации города Вологды «Об утверждении проекта о внесении изменений в проект планировки Южного жилого района города Вологды».

21.01.2015 текст постановления Администрации города Вологды был опубликован в газете «Вологодские новости» № 2 (1874).

Приведенные этапы подготовки и принятия проекта планировки Южного жилого района подтверждают полное соблюдение органом местного самоуправления законной процедуры, установленной ст.ст. 41, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ.

Доводы административного истца о незаконности проекта планировки по тем основаниям, что он не получал уведомлений от Администрации об установлении данным проектом красных линий, а также по тем основаниям, что обременений на его участок Администрацией не было зарегистрировано, суд признает не основанными на нормах права. Действующее законодательство не предусматривает исполнение органом местного самоуправления обязанностей по уведомлению каждого землепользователя и регистрации обременений на земельный участок при подготовке и принятии проекта планировки территории.

Как указано выше, данным проектом планировки Южного жилого района города Вологды (с учетом внесения в него изменений, утвержденных спорным постановлением от 31.12.2014), установлена красная линия, проходящая через земельный участок административного истца.

Согласно подп.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

Суд считает необоснованными доводы административного истца об отсутствии надлежащих документов, подтверждающих прохождение красной линии через его земельный участок.

Представленный административным ответчиком графический фрагмент генерального плана города Вологды с указанием на нем спорного земельного участка является надлежащим доказательством, подтверждающим прохождение через земельный участок истца дороги местного значения и прохождение красной линии.

Подлинность данного графического фрагмента удостоверена заместителем начальника Департамента градостроительства Администрации города Вологды.

Суд также признает необоснованными доводы административного истца о том, что красная линия, проходящая через его (ФИО1) земельный участок, установлена без учета существующих прав на земельный участок, ведет к уменьшению его площади и невозможности строительства жилого дома.

Установление красной линии по земельному участку само по себе не создает препятствий в его использовании, поскольку в соответствии с положениями ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Возможность продолжения прежнего использования земельных участков также прямо предусмотрена п. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ.

Доводы о невозможности осуществления на земельном участке нового строительства являются обоснованными, однако, принимая во внимание, что принятие оспариваемого проекта планировки не противоречит нормам Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации, то обстоятельство, что данным актом ограничиваются права собственника земельного участка, не может служить основанием для признания его недействительным.

По смыслу ст. 42 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) проект планировки территории призван обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке проекта планировки территории состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.

Принимая во внимание соблюдение органом местного самоуправления процедуры принятия оспариваемого проекта планировки, установленной ст.ст. 41, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ, а также учитывая необходимость соблюдения разумного и справедливого баланса между частными и публичными интересами, суд отказывает в удовлетворении исковых требований о признании незаконным проекта планировки границ Южного жилого района города Вологды.

В связи с этим суд также отказывает в удовлетворении требований об отмене распоряжения начальника Департамента градостроительства Администрации города Вологды от 12.07.2016 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по улице Охмыльцевской», поскольку данное распоряжение принято в соответствии с проектом планировки границ Южного жилого района города Вологды.

При этом суд принимает во внимание, что оспариваемый административным истцом градостроительный план соответствует нормам Градостроительного кодекса РФ (ст.ст.30, 41- 46) и прав административного истца не нарушает.

Градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по застройке земельного участка и является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, которые позволяют идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка и не устанавливает каких-либо прав и ограничений в отношении объекта недвижимости или земельного участка.

По смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.

Иными словами, градостроительный план представляет собой документ, содержащий сведения уже утвержденных документов, поэтому прав административного истца не нарушает.

На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 18.01.2017 года.

Судья В.Н. Холминова