ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-172/18 от 16.10.2018 Кувшиновского районного суда (Тверская область)

Дело № 2а-172/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 октября 2018 года город Кувшиново

Кувшиновский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Иванковича А.В.,

при секретаре Розановой Н.Н.,

с участием представителя административного истца – заместителя прокурора Кувшиновского района Тверской области Рузаева О.Н.,

представителя ответчика Администрации Кувшиновского района Куликовой М.Н.

представителя административного ответчика Муниципального учреждения Администрация Тысяцкого сельского поселения Жуковой О.Е.,

представителя административного ответчика Муниципального учреждения Администрация Прямухинского сельского поселения Фролкова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кувшиновского района Тверской области в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Кувшиновского района, Муниципальному учреждению Администрация муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново», Муниципальному учреждению Администрация Прямухинского сельского поселения, Муниципальному учреждению Администрация Могилевского сельского поселения, Муниципальному учреждению Администрация Тысяцкого сельского поселения, Муниципальному учреждению Администрация Сокольнического сельского поселения о признании незаконным бездействия и возложении обязанности разработать и принять муниципальные правовые акты,

установил:

Прокурор Кувшиновского района Тверской области обратился в суд с административными исковыми заявлениями в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Кувшиновского района, Муниципальному учреждению Администрация муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново», Муниципальному учреждению Администрация Прямухинского сельского поселения, Муниципальному учреждению Администрация Могилевского сельского поселения, Муниципальному учреждению Администрация Тысяцкого сельского поселения, Муниципальному учреждению Администрация Сокольнического сельского поселения, заявив следующие исковые требования:

1. Признать незаконным бездействие Администрации Кувшиновского района, Муниципального учреждения Администрация муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново», Муниципального учреждения Администрация Прямухинского сельского поселения Кувшиновского района, Муниципального учреждения Администрация Сокольнического сельского поселения Кувшиновского района, Муниципального учреждения Администрация Тысяцкого сельского поселения Кувшиновского района, в части неисполнения требований действующего законодательства по осуществлению полномочий в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при предоставлении мер финансовой и иной инвестиционной поддержки.

2. Возложить на Муниципальное учреждение Администрация Могилёвского сельского поселения Кувшиновского района, Муниципальное учреждение Администрация Прямухинского сельского поселения Кувшиновского района, Муниципальное учреждение Администрация Сокольнического сельского поселения Кувшиновского района, Муниципальное учреждение Администрация Тысяцкого сельского поселения Кувшиновского района обязанность в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и разместить на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» нормативные правовые акты в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при предоставлении мер финансовой и иной инвестиционной поддержки, в том числе:

- устанавливающие порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в него муниципального имущества;

- регламентирующие порядок проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств местного бюджета, на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств бюджета;

- устанавливающие порядок заключения специальных инвестиционных контрактов;

- регламентирующие основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения.

3. Возложить на Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» обязанность в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» нормативные правовые акты в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при предоставлении мер финансовой и иной инвестиционной поддержки, в том числе:

- определяющие порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства Муниципального учреждения Администрация Муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново»;

- устанавливающие требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново»;

- устанавливающие условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново»;

- устанавливающие порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными

- программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в него муниципального имущества;

- регламентирующие порядок проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств местного бюджета, на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств бюджета;

- устанавливающие порядок заключения специальных инвестиционных контрактов;

- регламентирующие основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения.

4. Возложить на Администрацию Кувшиновского района обязанность в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» нормативные правовые акты в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при предоставлении мер финансовой и иной инвестиционной поддержки, в том числе:

- определяющие порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства Администрации Кувшиновского района;

- устанавливающие требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Кувшиновский район»;

- устанавливающие условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Кувшиновский район»;

- устанавливающие порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества муниципального образования «Кувшиновский район», свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в него муниципального имущества;

- устанавливающие порядок заключения специальных инвестиционных контрактов;

- регламентирующие основные направления инвестиционной политикив области развития автомобильных дорог местного значения;

5. Возложить на Администрацию Кувшиновского района обязанность в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать условия для развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований «Кувшиновский район» и городского поселения «Город Кувшиново», в том числе:

- сформировать и утвердить муниципальные программы (подпрограммы) муниципальных образований «Кувшиновский район» и городского поселения «Город Кувшиново» с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей указанных муниципальных образований;

- осуществить анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципальных образований «Кувшиновский район» и городского поселения «Город Кувшиново» за 2017 г. и за первое полугодие 2018 г.;

- сформировать инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований «Кувшиновский район» и городского поселения «Город Кувшиново» обеспечить ее деятельность;

- образовать координационный или совещательный орган в области развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании городского поселения «Город Кувшиново».

4.2. Возложить на Администрацию Кувшиновского района обязанность в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и опубликовать в средствах массовой информации перечни муниципального имущества муниципальных образований «Кувшиновский район», городского поселения «Город Кувшиново», Могилёвского, Сокольнического, Прямухинского, Тысяцкого сельских поселений Кувшиновского района, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), а также разместить указанные перечни в сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

В обоснование административных исковых заявлений указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией Кувшиновского района, Муниципальным учреждением Администрация муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново», Муниципальным учреждением Администрация Прямухинского сельского поселения, Муниципальным учреждением Администрация Могилевского сельского поселения, Муниципальным учреждением Администрация Тысяцкого сельского поселения, Муниципальным учреждением Администрация Сокольнического сельского поселения требований законодательства в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при предоставлении мер финансовой и иной инвестиционной поддержки. Проведенной проверкой установлено, что муниципальная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства части муниципальных образовании не утверждены, анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, а также прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования за 2017 г. и первое полугодие 2018 г. не проводился, инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства не создана. Также перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, не утвержден, в средствах массовой информации, а также сети «Интернет» на официальном сайте органа местного самоуправления не размещен. Кроме того, не разработаны и не утверждены соответствующие муниципальные нормативные правовые акты. Указанные нарушения создают ограничения и препятствия для достижения целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, ограничивают благоприятные условия развития субъектов малого и среднего предпринимательства, конкурентноспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, влекут потерю доверия у предпринимателей к органам местной власти, а также могут привести к уменьшению доли уплаченных предпринимателями налогов в бюджеты различных уровней, снижению обеспечения занятости населения и развития самозанятости.

С целью устранения выявленных нарушений прокурором в адрес административных ответчиков были внесены представления об устранении нарушений законодательства в сфере развития малого и среднего предпринимательства. По результатам рассмотрения представления требования прокурора меры, направленные на устранение нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, как показала проверка, не приняты.

В судебном заседании представитель административного истца Рузаев О.Н. поддержал исковые требования полностью по основаниям, изложенным в административных исковых заявлениях.

Представитель административного ответчика – Администрации Кувшиновского района – Куликова М.Н. возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель административного ответчика – Муниципального учреждения Администрация Тысяцкого сельского поселения - Жукова О.Е. не возражала против заявленных исковых требований.

Представитель административного ответчика – Муниципального учреждения Администрация Прямухинского сельского поселения - Фролков А.Н. не возражал против заявленных исковых требований.

Административный ответчик – Муниципальное учреждение администрация муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново», Муниципального учреждения администрация Могилевского сельского поселения и Муниципального учреждения администрация Сокольнического сельского поселения – их представителей в судебное заседание не направили. Поскольку упомянутые лица извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно сообщению Администрации Кувшиновского района от 18 мая 2018 года № 887 муниципальная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства не принята, администрацией разработаны и приняты мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства. Выявленные нарушения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства стали возможны в связи с дефицитностью районного бюджета и его дотационностью.

Из сообщения Муниципального учреждения администрация муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» от 30 марта 2018 года усматривается, что нарушения требований действующего законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации администрацией не допускались в связи с тем, что полномочия по созданию условий для содействия развитию малого и среднего предпринимательства переданы Администрации Кувшиновского района на основании Соглашения от 29 декабря 2017 года.

Из сообщений Муниципального учреждения администрация Могилевского сельского поселения от 23 апреля 2018 года, Муниципального учреждения администрация Сокольнического сельского поселения от 23 апреля 2018 года, Муниципального учреждения администрация Тысяцкого сельского поселения от 25 апреля 2018 года, Муниципального учреждения администрация Прямухинского сельского поселения от 26 апреля 2018 года усматривается, что администрациями разработаны и приняты нормативные акты для развития малого и среднего предпринимательства.

Из решений Совета депутатов городского поселения «Город Кувшиново» от 19 декабря 2017 № 131, 23 апреля 2018 года № 142, 07 августа 2018 года № 163 и Собрания депутатов Кувшиновского района от 28 декабря 2017 года № 175, а также Соглашения о передаче Кувшиновскому району отдельных полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения «Город Кувшиново» от 29 декабря 2017 года и дополнительных соглашений к нему от 26 февраля 2018 года, 26 апреля 2018 года, 07 мая 2018 года, 23 июля 2018 года, 16 августа 2018 года усматривается, что на период с 1 января по 31 декабря 2018 года муниципальному образованию «Кувшиновский район» переданы отдельные полномочия городского поселения «Город Кувшиново» по решению вопросов местного значения, в том числе содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Из решения Собрания депутатов Кувшиновского района от 28 декабря 2017 года № 177, а также Соглашения о передаче Кувшиновскому району отдельных полномочий по решению вопросов местного значения муниципального учреждения администрации Прямухинского сельского поселения от 29 декабря 2017 года усматривается, что на период с 1 января по 31 декабря 2018 года муниципальному образованию «Кувшиновский район» переданы отдельные полномочия Прямухинского сельского поселения Кувшиновского района по решению вопросов местного значения, в том числе содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Из решения Собрания депутатов Кувшиновского района от 28 декабря 2017 года № 176, а также Соглашения о передаче Кувшиновскому району отдельных полномочий по решению вопросов местного значения муниципального учреждения администрации Могилевского сельского поселения от 29 декабря 2017 года усматривается, что на период с 1 января по 31 декабря 2018 года муниципальному образованию «Кувшиновский район» переданы отдельные полномочия Могилевского сельского поселения Кувшиновского района по решению вопросов местного значения, в том числе содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Из решений Собрания депутатов Кувшиновского района от 28 декабря 2017 года № 179, Совета депутатов Тысяцкого сельского поселения Кувшиновского района Тверской области от 26 декабря 2017 года № 61, а также Соглашения о передаче Кувшиновскому району отдельных полномочий по решению вопросов местного значения муниципального учреждения администрации Тысяцкого сельского поселения от 29 декабря 2017 года усматривается, что на период с 1 января по 31 декабря 2018 года муниципальному образованию «Кувшиновский район» переданы отдельные полномочия Тысяцкого сельского поселения Кувшиновского района по решению вопросов местного значения, в том числе содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Из Соглашения о передаче Кувшиновскому району отдельных полномочий по решению вопросов местного значения муниципального учреждения администрации Сокольнического сельского поселения от 29 декабря 2017 года усматривается, что на период с 1 января по 31 декабря 2018 года муниципальному образованию «Кувшиновский район» переданы отдельные полномочия Сокольнического сельского поселения Кувшиновского района по решению вопросов местного значения, в том числе содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Из постановления Администрации Кувшиновского района от 26 сентября 2018 года № 361 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении муниципального имущества» усматривается, что утвержден Порядок формирования, утверждения, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества Кувшиновского района, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предусмотренного ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Из постановления Главы Кувшиновского района от 08 октября 2007 года № 321-1 «О создании Координационного Совета по развитию малого предпринимательства МО «Кувшиновский район» усматривается, что создан Координационный совет по управлению программой «Развитие и продержка малого предпринимательства в МО «Кувшиновский район» и утвержден его состав. Также утверждено положение о Координационном совете по развитию малого предпринимательства при МО «Кувшиновский район».

Из постановления Администрации Кувшиновского района от 13 октября 2017 года № 352 «О перечне муниципальных программ Кувшиновского района» усматривается, что утвержден перечень муниципальных программ МО «Кувшиновский район».

Из постановления Администрации Кувшиновского района от 02 октября 2017 года № 337 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ» усматривается, что утвержден Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ.

В силу п. 1, 2, 3, 5 ст. 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства подлежат опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальных сайтах соответствующих государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сети «Интернет».

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при реализации соответственно государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Согласно ч. 4, 4.1 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В указанные перечни не включаются земельные участки, предусмотренные подпунктами 1 - 10, 13 - 15, 18 и 19 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства (часть 4). Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 указанной статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся сельскохозяйственными кооперативами или занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в эти перечни государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Порядок и условия предоставления в аренду земельных участков, включенных в указанные в части 4 настоящей статьи перечни, устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством (часть 4.1).

В силу ст. 19 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 1). Информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией: 1) о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм); 2) о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; 3) о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; 4) об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; 5) о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; 6) об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; 7) о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни, указанные в части 4 статьи 18 указанного Федерального закона; 8) об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 9) иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга), в том числе информацией в сфере деятельности корпорации развития малого и среднего предпринимательства, действующей в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 2) Информация, указанная в части 2 указанной статьи, является общедоступной и размещается в сети «Интернет» на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, и (или) созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» (часть 3).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиционные проекты, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, подлежат проверке на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в случаях и в порядке, которые установлены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (часть 1) Проверка инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств федерального бюджета проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности (часть 2).

Согласно ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» специальный инвестиционный контракт заключается на срок до десяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и по типовым формам, утвержденным Правительством Российской Федерации для отдельных отраслей промышленности. Специальный инвестиционный контракт заключается от имени Российской Федерации уполномоченным органом или иным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на заключение специальных инвестиционных контрактов в отраслях промышленности. В согласовании условий специального инвестиционного контракта в обязательном порядке участвуют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности, и иные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входит осуществление мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, указанных в специальном инвестиционном контракте. Уполномоченный орган и иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации на заключение специальных инвестиционных контрактов в отраслях промышленности, устанавливают порядок мониторинга и контроля за исполнением инвесторами обязательств по заключенным с ними специальным инвестиционным контрактам. Порядок заключения специального инвестиционного контракта субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями устанавливается соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами с учетом порядка заключения специального инвестиционного контракта, установленного Правительством Российской Федерации, и типовых форм, утвержденных Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 6 ст. 4 Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения.

Из материалов дела видно, что на период с 1 января по 31 декабря 2018 года полномочия органов местного самоуправления городского поселения «Город Кувшиново», Прямухинского сельского поселения, Могилевского сельского поселения, Тысяцкого сельского поселения, Сокольнического сельского поселения по содействию в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства переданы в полном объёме органам местного самоуправления Кувшиновского района. При этом Администрация Кувшиновского района обладает собственными полномочиями по содействию развитию малого и среднего предпринимательства. Следовательно, на Администрацию Кувшиновского района в полном объёме возлагаются обязанности, связанные с содействием развитию малого и среднего предпринимательства на территории Кувшиновского района Тверской области.

Органы местного самоуправления городского поселения «Город Кувшиново», Прямухинского сельского поселения, Могилевского сельского поселения, Тысяцкого сельского поселения, Сокольнического сельского поселения исполняют закреплённые за ними полномочия по принятию муниципальных правовых актов в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Судом с достоверностью установлено, что органами местного самоуправления Кувшиновского района, городского поселения «Город Кувшиново», Прямухинского сельского поселения, Могилевского сельского поселения, Тысяцкого сельского поселения, Сокольнического сельского поселения не приняты соответствующие муниципальные правовые акты в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а Администрацией Кувшиновского района не в полной мере выполнены мероприятия по содействию развитию малого и среднего предпринимательства.

Суд признаёт, что в данном случае имеет место незаконное бездействие административных ответчиков по исполнению возложенных на них полномочий в сфере содействию развитию малого и среднего предпринимательства.

На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор обладает полномочиями на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Необходимость защиты интересов неопределённого круга лиц в данном случае обусловлена нарушением прав граждан и юридических лиц, круг которых персонально определить невозможно, на надлежащее оказание содействия развитию малого и среднего предпринимательства.

При установленных судом обстоятельствах исковые требования прокурора Кувшиновского района Тверской области являются в целом обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.

В удовлетворении исковых требований о возложении на Администрацию Кувшиновского района обязанности осуществить анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципальных образований «Кувшиновский район» и городского поселения «Город Кувшиново» за 2017 г. и за первое полугодие 2018 г. (в той части, в которой определяется период за который следует провести анализ показателей) надлежит отказать, как не основаны на нормах действующего законодательства Российской Федерации.

Разрешая в соответствии с ч. 6 ст. 180 КАС РФ вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, с учётом мнений сторон, а также требований разумности и справедливости (в том числе с учётом необходимости осуществления административными ответчиками финансовых затрат), считает возможным согласится со сроками предложенными административным истцом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Кувшиновского района Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Кувшиновского района, Муниципальному учреждению Администрация муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново», Муниципальному учреждению Администрация Прямухинского сельского поселения, Муниципальному учреждению Администрация Могилевского сельского поселения, Муниципальному учреждению Администрация Тысяцкого сельского поселения, Муниципальному учреждению Администрация Сокольнического сельского поселения удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Кувшиновского района, Муниципального учреждения Администрация муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново», Муниципального учреждения Администрация Прямухинского сельского поселения, Муниципального учреждения Администрация Могилевского сельского поселения, Муниципального учреждения Администрация Тысяцкого сельского поселения, Муниципального учреждения Администрация Сокольнического сельского поселения, выразившееся в неисполнения требований действующего законодательства по осуществлению полномочий в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при предоставлении мер финансовой и иной инвестиционной поддержки.

Обязать Муниципальное учреждение Администрация Могилёвского сельского поселения Кувшиновского района (основной государственный регистрационный номер идентификационный номер налогоплательщика ), Муниципальное учреждение Администрация Прямухинского сельского поселения Кувшиновского района (основной государственный регистрационный номер , идентификационный номер налогоплательщика ), Муниципальное учреждение Администрация Сокольнического сельского поселения Кувшиновского района (основной государственный регистрационный номер , идентификационный номер налогоплательщика ), Муниципальное учреждение Администрация Тысяцкого сельского поселения Кувшиновского района (основной государственный регистрационный номер , идентификационный номер налогоплательщика ) в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу утвердить и разместить на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» нормативные правовые акты в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при предоставлении мер финансовой и иной инвестиционной поддержки, в том числе:

- устанавливающие порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в него муниципального имущества;

- регламентирующие порядок проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств местного бюджета, на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств бюджета;

- устанавливающие порядок заключения специальных инвестиционных контрактов;

- регламентирующие основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения.

Обязать Муниципальное учреждение администрация муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново» (основной государственный регистрационный номер , идентификационный номер налогоплательщика ) в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу утвердить и разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» нормативные правовые акты в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при предоставлении мер финансовой и иной инвестиционной поддержки, в том числе:

- определяющие порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства Муниципального учреждения Администрация Муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново»;

- устанавливающие требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново»;

- устанавливающие условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования городского поселения «Город Кувшиново»;

- устанавливающие порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в него муниципального имущества;

- регламентирующие порядок проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств местного бюджета, на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств бюджета;

- устанавливающие порядок заключения специальных инвестиционных контрактов;

- регламентирующие основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения.

Обязать Администрацию Кувшиновского района (основной государственный регистрационный номер идентификационный номер налогоплательщика в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу утвердить и разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» нормативные правовые акты в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при предоставлении мер финансовой и иной инвестиционной поддержки, в том числе:

- определяющие порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства Администрации Кувшиновского района;

- устанавливающие требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Кувшиновский район»;

- устанавливающие условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Кувшиновский район»;

- устанавливающие порядок и условия предоставления в аренду муниципального имущества муниципального образования «Кувшиновский район», свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности);

- устанавливающие порядок заключения специальных инвестиционных контрактов;

- регламентирующие основные направления инвестиционной политикив области развития автомобильных дорог местного значения;

Обязать Администрацию Кувшиновского района (основной государственный регистрационный номер , идентификационный номер налогоплательщика ) в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу создать условия для развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований «Кувшиновский район» и городского поселения «Город Кувшиново», в том числе:

- сформировать и утвердить муниципальные программы (подпрограммы) муниципальных образований «Кувшиновский район» и городского поселения «Город Кувшиново» с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей указанных муниципальных образований;

- осуществить анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципальных образований «Кувшиновский район» и городского поселения «Город Кувшиново»;

- сформировать инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований «Кувшиновский район» и городского поселения «Город Кувшиново» и обеспечить ее деятельность;

- образовать координационный или совещательный орган в области развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании городского поселения «Город Кувшиново».

Обязать Администрацию Кувшиновского района (основной государственный регистрационный номер , идентификационный номер налогоплательщика ) в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и опубликовать в средствах массовой информации перечни муниципального имущества муниципальных образований «Кувшиновский район», городского поселения «Город Кувшиново», Могилёвского, Сокольнического, Прямухинского, Тысяцкого сельских поселений Кувшиновского района Тверской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), а также разместить указанные перечни в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

В стальной части требований прокурора Кувшиновского района Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кувшиновский районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 22 октября 2018 года.

Председательствующий судья А.В. Иванкович