ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-172/19 от 17.09.2019 Вохомского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-172/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 сентября 2019 года п. Вохма

Вохомский районный суд Костромской области в составе:

Председательствующего: судьи Белеховой Г.А.,

С участием зам. прокурора Вохомского района Костромской области Чичерина Н. Н.

при секретаре Крепышевой Е. П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Костромского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области о возложении обязанности установить границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов,

установил:

Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском к административному ответчику Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области о возложении обязанности установить границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране вод в деятельности Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области выявлен факт непринятия мер по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в Вохомском районе Костромской области – рек Большая Речка (приток Пеномы), Большой Паговец, Большой Парюг, Варваж (приток Якшанги), Вохма (река), Вочка (приток Вохмы), Вочь (приток Вохмы), Вязовичка, Жильская Шайма, Зорина (приток Вочи), Карюг (река), Конница (приток Лекома),Кортюг, Лажборовица, Лёком, Малый Паговец, Малый Петрюг, Матюг (приток Большого Парюга), Молевница, Нюрюг (приток Вохмы), Пайпино, Пенома, Пойгина, Полдневка (приток Якшанги), Полуденка (приток Карюга), Поникшонок, Рагоза (приток Пеномы), Рюндюг, Середняя (приток Вочи), Сырденка, Хвощевка (приток Якшанги), Чабра, Чащевая, Шайма (река), Шестовка, Шубаней,, Шубот, Якшанга (приток Ветлуги), что нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц тем, что отсутствие установленных на местности указанных границ создает угрозу осуществления на данных территориях деятельности, противоречащей целям ее функционирования, что свидетельствует о нарушении права каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, гарантированного ст. 42 Конституции РФ. Дополнительно прокурор представил уточнение исковых требований в части срока исполнения возложения обязанности, определив его до 31.12.2022г.

В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал по изложенным в иске доводам.

В судебное заседание представитель административного ответчика Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

Заинтересованное лицо - представитель Управления Росреестра по Костромской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без участия представителя.


Выслушав представителя административного истца, изучив материалы гражданского дела, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.


Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.


Пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.


В части 2 статьи 7 Водного кодекса РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.


Согласно части 1 статьи 55 Водного кодекса охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 -27 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 17 статьи 1 Водного кодекса РФ охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

На основании частей 1, 2 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с ч. 18 ст. 65 Водного кодекса РФ установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется впорядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17 утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (далее Правила).

В соответствии с п. 2 Правил установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

В соответствии с п. 3 Правил установление границ осуществляется: органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации. Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами - в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водоемов, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей.

В соответствии с п. 4 Правил в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:

а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта;

б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;

в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;

г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

В соответствии с п. 5 Правил сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос представляются в месячный срок в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» В реестр границ вносятся следующие сведения о береговых линиях (границах водных объектов): тип и наименование (при наличии) поверхностного водного объекта; описание местоположения береговой линии (границы водного объекта).

Пунктом 9 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий;


Пунктом 4 Правил предоставления документов с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1) статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1532 в случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий, а также прекращения существования зоны с особыми условиями использования территорий федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, направляют в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, в том числе их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, или сведения, содержащиеся в решении о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Судом установлено, что на территории Вохомского района Костромской области не установлены границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов – рек Большая Речка (приток Пеномы), Большой Паговец, Большой Парюг, Варваж (приток Якшанги), Вохма (река), Вочка (приток Вохмы), Вочь (приток Вохмы), Вязовичка, Жильская Шайма, Зорина (приток Вочи), Карюг (река), Конница (приток Лекома),Кортюг, Лажборовица, Лёком, Малый Паговец, Малый Петрюг, Матюг (приток Большого Парюга), Молевница, Нюрюг (приток Вохмы), Пайпино, Пенома, Пойгина, Полдневка (приток Якшанги), Полуденка (приток Карюга), Поникшонок, Рагоза (приток Пеномы), Рюндюг, Середняя (приток Вочи), Сырденка, Хвощевка (приток Якшанги), Чабра, Чащевая, Шайма (река), Шестовка, Шубаней,, Шубот, Якшанга (приток Ветлуги).

По факту непринятия мер в адрес Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области природоохранной прокуратурой 27.02.2017г. вносилось представление об устранении отмеченных нарушений закона. Однако до настоящего времени действенных мер по устранению нарушений закона не принято.


Суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, срок выполнения мероприятий с учетом объема работы, полагает необходимым установить до 31.12.2022г.


Руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Костромского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области о возложении обязанности установить границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов: рек Большая Речка (приток Пеномы), Большой Паговец, Большой Парюг, Варваж (приток Якшанги), Вохма (река), Вочка (приток Вохмы), Вочь (приток Вохмы), Вязовичка, Жильская Шайма, Зорина (приток Вочи), Карюг (река), Конница (приток Лекома), Кортюг, Лажборовица, Лёком, Малый Паговец, Малый Петрюг, Матюг (приток Большого Парюга), Молевница, Нюрюг (приток Вохмы), Пайпино, Пенома, Пойгина, Полдневка (приток Якшанги), Полуденка (приток Карюга), Поникшонок, Рагоза (приток Пеномы), Рюндюг, Середняя (приток Вочи), Сырденка, Хвощевка (приток Якшанги), Чабра, Чащевая, Шайма (река), Шестовка, Шубаней, Шубот, Якшанга (приток Ветлуги) - удовлетворить.

Возложить на Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области в срок до 31.12.2022г. обязанность установить границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов - рек Большая Речка (приток Пеномы), Большой Паговец, Большой Парюг, Варваж (приток Якшанги), Вохма (река), Вочка (приток Вохмы), Вочь (приток Вохмы), Вязовичка, Жильская Шайма, Зорина (приток Вочи), Карюг (река), Конница (приток Лекома), Кортюг, Лажборовица, Лёком, Малый Паговец, Малый Петрюг, Матюг (приток Большого Парюга), Молевница, Нюрюг (приток Вохмы), Пайпино, Пенома, Пойгина, Полдневка (приток Якшанги), Полуденка (приток Карюга), Поникшонок, Рагоза (приток Пеномы), Рюндюг, Середняя (приток Вочи), Сырденка, Хвощевка (приток Якшанги), Чабра, Чащевая, Шайма (река), Шестовка, Шубаней, Шубот, Якшанга (приток Ветлуги).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Вохомский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Г. А. Белехова