ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-172/20 от 17.06.2020 Обской городского суда (Новосибирская область)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2020 года г. Обь Новосибирской области

Обской городской суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Бражниковой А.Е.,

при секретаре Герман Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Оби Новосибирской области Власова И.А. к администрации г. Оби Новосибирской области о признании действий органа местного самоуправления незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Оби Новосибирской области Власов И.А. в защиту муниципального образования г. Оби Новосибирской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Оби Новосибирской области, в котором просил признать действия администрации города Оби, выразившееся в возложении полномочий руководителя контрактной службы администрации города Оби Новосибирской области на управляющего делами администрации города Оби незаконными; обязать администрацию города Оби снять полномочия руководителя контрактной службы администрации города Оби Новосибирской области с управляющего делами администрации города Оби Новосибирской области и возложить полномочия руководителя контрактной службы администрации города Оби на главу города Оби Новосибирской области, либо на одного из его заместителей.

Иск мотивирован следующим.

На основании решения прокурора города от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения администрацией города законодательства о закупках. По результатам проверки установлено, что приложением к постановлению администрации города Оби от ДД.ММ.ГГГГ утвержден состав контрактной службы администрации города. Изучением состава комиссии выявлены нарушения закона.

Так, в состав контрактной службы включен, в том числе, руководитель контрактной службы - управляющий делами администрации города Оби Новосибирской области.

Со ссылками на ч.ч.1, 3 ст.38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Федеральный закон №44-ФЗ), Приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2013 года № 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» административным истцом указано, что контрактную службу, которая создается как контрактная служба без образования отдельного подразделения, возглавляет руководитель заказчика или один из заместителей руководителя заказчика. Иное ни положениями Федерального закона №44-ФЗ, ни Приказом №631 не предусмотрено.

В связи с чем управляющий делами администрации города не является заместителем главы г. Оби, в связи с чем не вправе возглавлять контрактную службу администрации города, поскольку это противоречит названным нормам законодательства, а действия администрации города Оби, выразившиеся в возложении полномочий руководителя контрактной службы на управляющего делами администрации города Оби являются незаконными.

В связи с выявленными нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ главе города Оби Новосибирской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о закупках, которое было отклонено.

В судебном заседании представитель административного истца – прокурора г. Оби Новосибирской области Власова И.А. – помощник прокурора г. Оби Новосибирской области Федосеев С.С. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по изложенным доводам, просил признать указанные в резолютивной части административного искового заявления действия администрации г. Оби незаконными, обязать административного ответчика выполнить названные в резолютивной части иска действия. Пояснил, что в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ, а также изданным во исполнение него Приказа Минэкономразвития РФ №631 прямо указаны должности в администрации, которые могут осуществлять полномочия руководителя контрактной службы – руководитель заказчика или его заместитель. Поскольку руководителем администрации г. Оби является Глава, в соответствии с Уставом, обязанности осуществлять полномочия руководителя контрактной службы возложены на него в силу прямого действия Закона. Управляющий делами администрации г. Оби Новосибирской области ФИО7 не является заместителем руководителя заказчика. Возможно, он осуществляет функции заместителя Главы администрации г. Оби Новосибирской области, но он не является заместителем в силу Устава г. Оби Новосибирской области. Речь идёт о наименовании должностного лица. Если бы в администрации г. Оби Новосибирской области была контрактная служба отдельным подразделением, то в силу закона и Приказа Минэкономразвития РФ №631, можно было бы возложить эти обязанности на руководителя этого подразделения. Вместе с тем, поскольку такого подразделения нет, а есть комиссия, её действиями должен руководить либо Глава администрации г. Оби Новосибирской области либо его заместители. А возложение обязанностей Постановлением администрации г. Оби Новосибирской области на какое-либо иное должностное лицо является неправомерным. Подобное нарушение может иметь впоследствии негативные последствия для администрации г. Оби Новосибирской области, например, в случае оспаривания результатов конкурса, проводимого в соответствии с Федеральным законом №44–ФЗ, кем-либо из лиц может быть оспорена легитимность данного конкурса, поскольку комиссию возглавляет неуполномоченное законом лицо. Если бы управляющий делами администрации г. Оби Новосибирской области исполнял обязанности Главы администрации г. Оби Новосибирской области, то он мог бы возглавлять контрактную службу администрации г. Оби Новосибирской области.

Представитель административного ответчика – администрации г. Оби Новосибирской области – Зайцев А.С. в судебном заседании возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве. Просил обратить внимание на Раздел 2 Закона НСО от 25 декабря 2006 года №74-ОЗ «О Реестре должностей муниципальной службы в Новосибирской области». Указал, что Устав г. Оби Новосибирской области не имеет никакого отношения к тем законам, на которых основаны требования административного искового заявления. В случае удовлетворения данного административного искового заявления, во-первых, образуется состав административного правонарушения в отношении администрации г. Оби Новосибирской области за нарушение трудовых отношений, во-вторых, административный состав за несоблюдение требований Федерального закона №44-ФЗ, который требует специальных познаний в области данного действующего Закона для назначения на должность. Физически назначить на должность любого человека нельзя в связи с тем, что Реестр должностей показывает, что должности, находящиеся в высшей группе должностей идентичны. То есть полномочия, возложенные на эти должности, имеют одинаковое значение. Полагал, что административное исковое заявление основано на неверном толковании действующего законодательства. Существует несколько видов органов местного самоуправления: сельские поселения, городские округа. В них должности высшей группы должностей могут называться по-разному. Поэтому в Законе формулировка верная. Но речь идёт о полномочиях. Управляющий делами администрации г. Оби Новосибирской области является непосредственно заместителем Главы администрации г. Оби Новосибирской области. Все должности в Федеральном законе №44-ФЗ невозможно было бы учесть. У каждого субъекта, администрации остаётся за собой право вводить те должности и с тем наименованием, которые им необходимы. Также в высшей группе должностей в Новосибирской области и других субъектах есть должность консультанта, которая приравнена к заместителю. Законом не запрещается управляющему делами администрации г. Оби Новосибирской области с его полномочиями и специальными познаниями возглавлять контрактную службу.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Учитывая, что действия администрации г. Оби, выразившиеся в возложении полномочий руководителя контрактной службы на управляющего делами администрации г. оби Новосибирской области нарушают, по мнению административного истца, право муниципального образования г. Оби Новосибирской области на осуществление деятельности легитимной контрактной службой, созданной в соответствии с требованиями действующего законодательства, прокурор г. Оби Новосибирской области законно и обоснованно обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии со ст.38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон №44-ФЗ):

1. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

2. В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

3. Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

4. Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:

1) утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ

2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;

6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

5. При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.

6. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 года № 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» контрактная служба создается одним из следующих способов: путем создания отдельного структурного подразделения или путем утверждения заказчиком постоянного состава работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

Приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 года №631 утверждено Типовое положение (регламент) о контрактной службе, нормы которого обязательны для применения всеми заказчиками в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ (далее по тексту - Приказ №631).

Согласно подп.2 п. 9 Приказа №631 контрактную службу, которая создается как контрактная служба без образования отдельного подразделения, возглавляет руководитель заказчика или один из заместителей руководителя заказчика.

Согласно материалам дела в ходе прокурорской проверки установлено, что приложением к постановлению администрации города Оби от ДД.ММ.ГГГГ утвержден состав контрактной службы администрации города, в который также включен, в том числе, руководитель контрактной службы - управляющий делами администрации города Оби Новосибирской области.

В соответствии с требованиями Федерального закона №44-ФЗ с 1 января 2017 года работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, то есть должны быть обучены по 44-ФЗ.

Вместе с тем, приказами Минтруда России от 10 сентября 2015 года №625н и № 626н с 1 июля 2016 года утверждены профессиональные стандарты "Эксперт в сфере закупок" и "Специалист в сфере закупок", квалифицирующие профессиональные требования к специалистам в сфере закупок.

Стандарты разработаны во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса РФ и призваны в том числе обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный статьей 9 настоящего Федерального закона N 44-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 195.3 Трудового кодекса РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части указанных в Трудовом кодексе РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

В соответствии с частью 2 раздела 2 Закона Новосибирской области от 25 декабря 2006 года №74-03 «О реестре должностей муниципальной службы в Новосибирской области», должность управляющего делами отнесена к высшей группе должностей (глава администрации, заместители главы администрации).

В соответствии с должностной инструкцией (регламентом) управляющего делами администрации города Оби Новосибирской области, к его полномочиям отнесено:

«Управляющий делами администрации города Оби Новосибирской области осуществляет функции заместителя главы администрации в подведомственных сферах деятельности администрации города Оби Новосибирской области - кадровой, организационно-контрольной, информатизационной, архивной, хозяйственно-транспортной, а также в сфере муниципальных закупок для нужд администрации города Оби Новосибирской области».

«Организовывать работу в качестве:

руководителя контрактной службы администрации города Оби Новосибирской области;

председателя единой комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд администрации города Оби Новосибирской области;

председателя приемочной комиссии поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг для администрации города Оби Новосибирской области».

Кроме того, из Раздела 2 Закона Новосибирской области от 25 декабря 2006 года №74-ОЗ «О Реестре должностей муниципальной службы в Новосибирской области» следует, что Глава администрации и его заместители относятся к высшей категории должностей.

Проанализировав вышеизложенные законоположения и должностную инструкцию (регламент) управляющего делами администрации города Оби Новосибирской области, с учётом пояснений представителя административного истца о том, что лишь наименование руководителя контрактной службы администрации г. Оби Новосибирской области не соответствует требованиям подп.2 п.9 Приказа Минэкономразвития от 29 октября 2013 года №631, суд, вопреки доводам административного иска, не находит каких-либо нарушений Федерального закона №44-ФЗ и Приказа Минэкономразвития от 29 октября 2013 года №631 возложением на управляющего делами администрации г. Оби Новосибирской области, являющегося в соответствии с Уставом г. Оби Новосибирской области заместителем Главы администрации г. Оби Новосибирской области, полномочий руководителя контрактной службы администрации г. Оби Новосибирской области.

Притом, что кроме наименования должности руководителя контрактной службы каких-либо иных, по мнению административного истца, нарушений требований Закона и Приказа, в том числе к высшему образованию или дополнительному профессиональному образованию в сфере закупок, при возложении на управляющего делами администрации г. Оби Новосибирской области полномочий руководителя контрактной службы администрации г. Оби Новосибирской области при проведении прокурорской проверки не установлено.

При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора г. Оби Новосибирской области Власова И.А. к администрации г. Оби Новосибирской области о признании действий органа местного самоуправления незаконными оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Обской городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2020 года.

Председательствующий А.Е. Бражникова