ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-172/2017Г от 22.08.2017 Зубцовского районного суда (Тверская область)

Дело № 2а-172/2017г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗУБЦОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Зубцов 22 августа 2017 года

в составе председательствующего судьи Половова С.О.

при секретаре Зуккель И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному иску

Прокурора Зубцовского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования «Погорельское сельское поселение» Зубцовского района Тверской области о признании незаконным бездействия по приведению Правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями закона,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Зубцовского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов муниципального образования «Погорельское сельское поселение» Зубцовского района Тверской области о признании незаконным бездействия по приведению Правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями закона, указав, что прокуратурой Зубцовского района проведена проверка соблюдения Советом депутатов муниципального образования Погорельское сельского поселения Зубцовского района Тверской области требований ГрК РФ при принятии Правил землепользования и застройки.

В соответствии со статьей 8 ГрК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия в области градостроительной деятельности осуществляются органами местного самоуправления сельского поселения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение ПЗЗ поселений.

Частью 3 статьи 31 ГрК РФ установлено, что подготовка проекта ПЗЗ осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. В соответствии с частью 9 статьи 31 ГрК РФ орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта ПЗЗ на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

Подготовка и утверждение ПЗЗ поселений и городских округов осуществляется в соответствии с нормами, содержащимися в статьях главы 4 ГрК РФ.

Представительный орган местного самоуправления поселения в соответствии со статьей 32 ГрК РФ наделен полномочиями по утверждению документов градостроительного зонирования.

Решением Совета депутатов сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки Погорельского сельского поселения Зубцовского района.

В соответствии с пунктом 5 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71, в случае утверждения ПЗЗ либо внесения в них изменений орган местного самоуправления направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены ПЗЗ, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.

Частью 4 статьи 30 и статьей 34 ГрК РФ установлено, что на карте градостроительного зонирования с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, схемой территориального планирования муниципального района, устанавливаются границы территориальных зон и определен порядок их установления.

Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» к объектам землеустройства отнесены, в том числе территориальные зоны.

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства в соответствии со статьей 15 указанного федерального закона определен приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.06.2011 № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства».

Данный порядок определяет правила описания местоположения границ объектов землеустройства, в том числе границ территориальных зон. Местоположение границ территориальной зоны устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ территориальной зоны (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Координаты характерных точек границ территориальной зоны определяются с точностью не ниже нормативной точности определения координат характерных точек границ земельных участков, в пределах которых расположены такие характерные точки границ территориальной зоны.

Таким образом, при утверждении ПЗЗ Советом депутатов сельского поселения нарушены требования статьи 34 ГрК РФ и приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.06.2011 № 267, выразившиеся в отсутствии в составе ПЗЗ на карте градостроительного зонирования отображения установленных границ территориальных зон с их координатном описанием, которое также отсутствует и в текстовой части.

Карта градостроительного зонирования, входящая в состав ПЗЗ, находящаяся в распоряжении Администрации сельского поселения, не позволяет определить соответствие границ территориальных зон функциональным зонам из-за отсутствия координатного описания границ территориальных зон (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

Данные факты нарушает права неопределенного круга лиц, организаций, индивидуальных предпринимателей, иных лиц проживающих как на территории Погорельского сельского поселения Зубцовского района, так и вне его на получение предусмотренной законодательством информации об установленных границах территориальных зон с их координатном описанием, что не позволяет определить соответствие границ территориальных зон функциональным зонам.

Круг данных лиц установить не представляется возможным.

Согласно ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании изложенного, прокурор Зубцовского района в интересах неопределенного круга лиц просит:

- признать бездействие Совета депутатов Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области по приведению Правил землепользования и застройки Погорельского сельского поселения, утвержденных решением от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ГрК РФ, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства», незаконным;

- обязать Совет депутатов Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести Правила землепользования и застройки Погорельского сельского поселения в соответствии с требованиями ст.ст. 30, 34 ГрК РФ, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.06.2011 № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства», а именно:

принять меры к описанию границ территориальных зон, устанавливаемых на карте градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, утвержденных решением Совета депутатов Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ.

В письменных возражениях от 13.07.2017г. на административное исковое заявление административный ответчик - Совеет депутатов муниципального образования Погорельское сельское поселение Зубцовского района Тверской области указал, что о нарушении требований статьи 34 ГрК РФ и приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.06.2011 №267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» в административном иске прокурора Зубцовского района заявлено: Таким образом, при утверждении ПЗЗ Советом депутатов сельского поселения нарушены требования статьи 34 ГрК РФ и приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.06.2011 №267, выразившееся в отсутствии в составе ПЗЗ на карте градостроительного зонирования отображения установленных границ территориальных зон с их координатным описанием, которое также отсутствует и в текстовой части.

Утверждения Прокурора в части обязательности включения в состав правил землепользования и застройки поселений координатного описания границ территориальных зон – избыточны, так как состав правил землепользования и застройки подробно регламентирован статьей 30.1 Градостроительного кодекса РФ и не предусматривает обязательного содержания информации о координатном описании границ территориальных зон.

Описание местоположения границ объектов землеустройства «координатное описание» (в том числе границ территориальных зон) осуществляется в рамках проведения землеустроительных работ в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве», Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 №621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» (далее – Постановление №621), приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 №267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» (далее – Приказ №267).

Обязанность органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в том числе координаты характерных точек объектов землеустройства (границ территориальных зон) связано с нормой ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) и Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 №1532 (ред. от 19.06.2017) «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3-13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».

Вывод по разделу 1 настоящего Возражения: Таким образом, утверждение Советом депутатов сельского поселения Правила землепользования и застройки в данной части не содержат заявленных Прокурором нарушений и не требуют доработки.

О принятии мер к описанию границ территориальных зон, устанавливаемых на карте градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, утвержденных решением Совета депутатов Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ. муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ разработку Правил землепользования и застройки Погорельского сельского поселения не были предусмотрены работы по описанию местоположения границ объектов землеустройства «Координатное описание» (в том числе границ территориальных зон).

Данный вид работ предусматривает значительные финансовые затраты (примерно 2 016 000 рублей), на данный момент выделение из бюджета сельского поселения таких средств невозможно.Данный вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях Совета депутатов поселения (протокол от ДД.ММ.ГГГГ.).

На настоящий момент в Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций направлены сведения о предполагаемых финансовых затратах из бюджета поселения в целях внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах территориальных зон.

Вывод по разделу 2 настоящего Возражения: Считают, что отсутствие средств в бюджете поселения на выполнение работ по описанию местоположения границ объектов землеустройства (границ территориальных зон) не является признанием бездействия Совета депутатов Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области.

В ходе рассмотрения дела зам.прокурора Зубцовского района Тверской области Трифонов А.А. уточнил исковые требования и просил признать бездействие Совета депутатов Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области по приведению Правил землепользования и застройки Погорельского сельского поселения, утвержденных решением от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ГрК РФ, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.06.2011 № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства», незаконным; обязать Совет депутатов Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести Правила землепользования и застройки Погорельского сельского поселения в соответствии с требованиями ст.ст. 30, 34 ГрК РФ, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.06.2011 № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства», а именно принять меры к описанию границ территориальных зон, устанавливаемых на карте градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, утвержденных решением Совета депутатов Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Представители Административного ответчика - Совета депутатов муниципального образования Погорельское сельское поселение Зубцовского района Тверской области Шатилин Г.В. и Лощагин А.Ю. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора Зубцовского района в интересах неопределенного круга лиц признали в полном объеме.

Исследовав и оценив по правилам ст. 84 КАС РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 8 ГрК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия в области градостроительной деятельности осуществляются органами местного самоуправления сельского поселения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение ПЗЗ поселений.

Частью 3 статьи 31 ГрК РФ установлено, что подготовка проекта ПЗЗ осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. В соответствии с частью 9 статьи 31 ГрК РФ орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта ПЗЗ на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

Подготовка и утверждение ПЗЗ поселений и городских округов осуществляется в соответствии с нормами, содержащимися в статьях главы 4 ГрК РФ.

Представительный орган местного самоуправления поселения в соответствии со статьей 32 ГрК РФ наделен полномочиями по утверждению документов градостроительного зонирования.

Статьей 28 Устава Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, в том числе, полномочиями по утверждению документов градостроительного зонирования наделен Совет депутатов сельского поселения.

Решением Совета депутатов сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки Погорельского сельского поселения Зубцовского района.

Решением Совета депутатов сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу решение Совета депутатов Погорельского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и утверждены Правила землепользования и застройки Погорельского сельского поселения Зубцовского района.

В соответствии с пунктом 5 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме» утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71, в случае утверждения ПЗЗ либо внесения в них изменений орган местного самоуправления направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены ПЗЗ, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.

Частью 4 статьи 30 и статьей 34 ГрК РФ установлено, что на карте градостроительного зонирования с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, схемой территориального планирования муниципального района, устанавливаются границы территориальных зон и определен порядок их установления.

Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» к объектам землеустройства отнесены, в том числе территориальные зоны.

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства в соответствии со статьей 15 указанного федерального закона определен приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.06.2011 № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства».

Данный порядок определяет правила описания местоположения границ объектов землеустройства, в том числе границ территориальных зон. Местоположение границ территориальной зоны устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ территориальной зоны (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Координаты характерных точек границ территориальной зоны определяются с точностью не ниже нормативной точности определения координат характерных точек границ земельных участков, в пределах которых расположены такие характерные точки границ территориальной зоны.

Факт нарушения Советом депутатов Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области требований градостроительного законодательства при исполнении полномочий в области градостроительной деятельности в части утверждения правил землепользования и застройки Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области подтверждается актом внеплановой проверки №26-вп Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ информация о неисполнении советом депутатов Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области требований градостроительного законодательства РФ в части утверждения правил землепользования и застройки направлена прокурору Зубцовского района Тверской области для принятия соответствующих мер прокурорского реагирования.

Согласно представленной в суд Министерством Тверской области по обеспечению контрольных функций информации следует, что в ходе повторного рассмотрения Министерством ПЗЗ муниципальных образований Тверской области, согласно письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (исх. -ХМ/09 от ДД.ММ.ГГГГ), состояние ПЗЗ Погорельского сельского поселения не соответствует требованиям градостроительного законодательства:

- в части отсутствия в градостроительных регламентах предельных (минимальные и (или) максимальные) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

- карта градостроительного зонирования не позволяет из-за отсутствия векторного формата определить соответствие границ территориальных зон функциональным зонам и не содержит координатное описание местоположения границ территориальных зон, что не позволяет поставить их на государственный кадастровый учет.

Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что до настоящего времени при утверждении ПЗЗ Советом депутатов Погорельского сельского поселения в состав ПЗЗ на карте градостроительного зонирования не включены отображения установленных границ территориальных зон с их координатным описанием, которое также отсутствуют и в текстовой части, что нарушает права неопределенного круга лиц, организаций, индивидуальных предпринимателей, иных лиц проживающих как на территории Погорельского сельского поселения Зубцовского района, так и вне его на получение предусмотренной законодательством информации об установленных границах территориальных зон с их координатном описанием, что не позволяет определить соответствие границ территориальных зон функциональным зонам.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований прокурора Зубцовского района в интересах неопределенного круга лиц и удовлетворяет его с учетом уточнения исковых требований.

Полномочия прокурора на обращение в суд с настоящим иском предусмотрены ст. 39 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Прокурора Зубцовского района в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования «Погорельское сельское поселение» Зубцовского района Тверской области о признании незаконным бездействия по приведению Правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями закона, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования «Погорельское сельское поселение» Зубцовского района Тверской области по приведению Правил землепользования и застройки Погорельского сельского поселения, утвержденных решением № ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с ГрК РФ, приказом министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства».

Возложить обязанность на Совет депутатов муниципального образования «Погорельское сельское поселение» Зубцовского района Тверской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести Правила землепользования и застройки Погорельского сельского поселения в соответствии с требованиями ст.ст.30, 34 ГрК РФ, приказом министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. « Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства», а именно:

Принять меры к описанию границ территориальных зон, устанавливаемых на карте градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования «Погорельское сельское поселение» Зубцовского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ. .

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 августа 2017 года.

Председательствующий: