ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-172/2018 от 07.03.2018 Тотемского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2а-172/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тотьма 07 марта 2018 года

Тотемский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Цыгановой О.В.

при секретаре Дранициной И.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации Тотемского муниципального района Вологодской области о признании решения незаконным и обязании устранить нарушения ее прав,

установил:

В суд с административным исковым заявлением обратилась ФИО2 к администрации Тотемского муниципального района Вологодской области о признании решения незаконным и обязании устранить нарушения ее прав, указывая, что (дата) она обратилась с заявлением к ответчику о выдаче градостроительного плана на строительство жилого дома на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке, расположенном по адресу: .... (дата) ей был дан ответ о невозможности подготовки градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером ... ввиду наличия имеющихся ограничений относительно ведения хозяйственной деятельности, поскольку земельный участок входит в охранную зону стационарного пункта наблюдений за состоянием окружающей природной среды метеорологической станции 2 разряда Тотьма.

(дата) она обратилась к начальнику филиала ФГБУ Северное УГМС «Вологодский ЦГМС» о согласовании строительства жилого дома на спорном участке, на что получила положительный ответ от (дата). (дата) она вновь обратилась к ответчику с заявлением о подготовке градостроительного плана с учетом согласования на строительство филиала ФГБУ Северное УГМС «Вологодский ЦГМС», однако ответа не получила. Также с подобным заявлением обращалась к ответчику и (дата), ответа также не получила. (дата) обратилась к руководителю администрации г.Тотьма о рассмотрении вопроса о предоставлении градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером ..., ответа также не последовало. Земельный участок и жилой дом по адресу: ... ею приобретены по договору кули-продажи от (дата), первые записи о проживании в указанном доме отражены в домовой книге начиная с 1950 года, а Постановление Правительства РФ « Об утверждении Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением» № 972 принято 27.08.1999 года. В связи с ветхим и неудовлетворительным состоянием дома, он был разобран. Строительство жилого дома на спорном земельном участке не повлечет сбоя показаний за состоянием окружающей среды, так как от метеостанции 2 разряда Тотьма до ее земельного участка находятся строения и зеленая зона: строительство здания полиции, Тотемский лесхоз, лиственный парк, магазин «Тепличный», двухэтажный деревянный дом. Просит суд признать решение администрации Тотемского муниципального района ... незаконным, обязать администрацию Тотемского муниципального района и администрацию г.Тотьма произвести действия по выдаче разрешения на строительство и градостроительного плана.

В судебном заседании административный истец ФИО2 требования уточнила просила признать решение администрации Тотемского муниципального района ... незаконным, обязать администрацию Тотемского муниципального района произвести действия по выдаче градостроительного плана и разрешения на строительство жилого дома. Дополнительно, пояснила, что в соответствии с Постановлением № 972 от 27.08.1999 года устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, однако личное подсобное хозяйство- это фора непредпринимательской деятельности, ведется в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, а хозяйственная деятельность – деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения или оказания услуг. Ей земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства, а не для ведения хозяйственной деятельности. Ответ администрации Тотемского муниципального района на ее заявления от (дата) и от (дата) ею получен (дата), однако в суд обратилась с данным иском лишь в феврале ... года, поскольку пыталась решить возникший вопрос через администрацию МО «город Тотьма».

Административный ответчик- представитель администрации Тотемского муниципального района ФИО3 иск не признал, пояснил, что первое обращение от ФИО2 о выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером ... поступило в администрацию Тотемского муниципального района в электронном виде (дата). При подготовке ответа была запрошена кадастровая выписка земельного участка, где обнаружили, что имеется зарегистрированное ограничение на ведение хозяйственной деятельности, ранее таких ограничений по близлежащим участкам не было. Метеостанция провела работы по постановке на учет охранной территории, в которую попала большая часть города. (дата) был дан ответ заявителю о невозможности выдачи градостроительного плана, поскольку участок находится в охранной зоне метеостанции. ФИО2 обращалась в центр метеорологии и окружающей среды с заявлением по поводу согласования строительства жилого дома, на что получила положительный ответ, после чего повторно обратилась к ним с заявлением о выдаче градостроительного плана (дата) и (дата). На данные обращения был дан один ответ и направлен заказным письмом с уведомлением, который получен ФИО2 (дата). ФИО2 вновь было указано на невозможность выдачи градостроительного плана, поскольку согласование о строительстве дома с центром метеорологии и окружающей среды не снимает ограничений установленных Росреестром, в устном порядке порекомендовали обратиться в суд. В настоящее время совместно с администрацией МО «город Тотьма» прорабатывается вопрос об уменьшении охранной зоны, но единственный выход перенос метеостанции в другое место. Согласно плана землепользования и застройки земельный участок истца расположен в территориальной зоне Ж1, то есть разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства. Полномочиями по выдаче градостроительного плана наделена администрация Тотемского муниципального района, поскольку ежегодно заключается соглашение о передаче таких полномочий от МО «город Тотьма» им. Для выдачи градостроительного плана проверяется целевое использование объекта, существующие ограничения, после выявления ограничений, обозначается пятно застройки, при наличии ограничений градостроительный план не выдается.

Заинтересованное лицо-представитель администрации МО «город Тотьма» ФИО4 поддержала заявленные требования, пояснила, что ежегодно между администрацией Тотемского муниципального района и администрацией МО «город Тотьма» заключается соглашение о передаче осуществления части полномочий в сфере градостроительной деятельности и жилищных отношений. Такое соглашение было заключено и на ... и на ... года. На запрос ФИО2 о предоставлении документов, запрещающих строительство в соответствии с Постановлением Правительства № 972 от 27.08.1999 года, ей был дан ответ и по телефону она была приглашена в администрацию для получения соответствующего Постановления. На заявление о выдаче градостроительного плана от (дата), также был дан ответ заявителю от (дата).

Свидетель ФИО1 пояснил, что является заместителем руководителя администрации МО «город Тотьма». В декабре ... года ему поступило заявление ФИО2 с просьбой выдать градостроительный план по адресу .... Полномочия по составлению градостроительного плана переданы администрации Тотемского муниципального района, поэтому он созвонился с представителем администрации ФИО3 с целью выяснить почему не был выдан градостроительный план, с его слов узнал, что участок находится в границах охранной зоны метеостанции. В январе ... года была назначена комиссию и (дата) было принято решение внести поправки в правила землепользования и застройки МО «город Тотьма» об уменьшении охранной зоны, но данная проблема была бы не решена поскольку ограничения зарегистрированы в Росреесре. Было принято решение обратиться к Метеостанции о выносе ее за пределы города, но так чтоб не мешало проводиться работе по измерениям, но этот процесс длительный.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (части 1, 5, 8).

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных этим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Установлено, что ФИО2 имеет на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ....

На основании соглашения, заключенного (дата) между администрацией Тотемского муниципального района и администрацией МО «город Тотьма» последняя передала осуществление части полномочий администрации района на ... год в сфере градостроительной деятельности, в частности подготовки и утверждении градостроительных планов земельных участков, расположенных в границах муниципального образования «город Тотьма» по заявлениям физических и юридических лиц об их выдаче.

(дата) ФИО2 обратилась с заявлением в администрацию Тотемского муниципального района о выдаче градостроительного плана на земельный участок ....

(дата) в адрес ФИО2 за № ... администрацией Тотемского муниципального района направлен ответ о невозможности подготовки градостроительного плана ввиду наличия имеющихся ограничений относительно ведения хозяйственной деятельности, поскольку земельный участок входит в охранную зону стационарного пункта наблюдений за состоянием окружающей природной среды метеорологической станции 2 разряда Тотьма.

(дата) и (дата) ФИО2 вновь обратилась с заявлениями в администрацию Тотемского муниципального района о выдаче градостроительного плана на земельный участок ..., предоставив согласование на строительство филиала ФГБУ Северное УГМС «Вологодский ЦГМС».

(дата) администрацией в адрес истца направлен ответ № ... о невозможности подготовки градостроительного плана земельного участка с существующими зарегистрированными в «ФКП Росреестра» по Вологодской области ограничениями в хозяйственной деятельности на данном земельном участке. Ответ получен ФИО2 почтой (дата), что ею не отрицалось в судебном заседании.

Таким образом, следует, что о нарушении своих прав истцу стало известно (дата), а затем и (дата).

Вместе с тем, за защитой нарушенного права истец обратилась в суд лишь (дата), то есть по истечении установленного законом 3 месячного срока.

При этом истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, которые могли бы являться основанием для его восстановления. Доводы истца о том, что не обращалась в суд, пытаясь решить вопрос о выдаче градостроительного плана через администрацию «МО «город Тотьма», не свидетельствуют об уважительной причине пропуска срока для обжалования решения ответчика, поскольку из ответов ответчика не следовало, что они неправомочны выдавать градостроительный план.

Пропуск срока, предусмотренный статьей 219 КАС РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца.

Руководствуясь ст. ст. ст.227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к администрации Тотемского муниципального района о признании незаконным решения о невозможности выдачи градостроительного плана от (дата) и обязании устранить нарушения ее прав- отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тотемский районный суд.

Судья О.В. Цыганова