УИД 60RS0№-47
Дело № 2а-172/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
2 июня 2022 года г. Порхов
Порховский районный суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Капустиной Н.А.
при секретарях Сибирцевой И.В., Кибиревой М.В.
с участием административного истца – заместителя прокурора Порховского района Псковской области Семеновой Л.Е., старшего помощника прокурора Порховского района Псковской области Басовой Л.Н.
представителей административного ответчика – Федулова В.И.,Телегина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-172/2022 по административному иску заместителя прокурора Порховского района Псковской области, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского поселения «Порхов» Псковской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по охране земель
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Порховского района Псковской области Семенова Л.Е. изначально обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации городского поселения «Порхов» Псковской области о признании незаконным бездействия по непринятию муниципальной программы использования и охраны земель муниципального образования «Порхов». Обязании Администрации городского поселения «Порхов» в срок до 31.07.2022 принять меры по разработке и утверждению муниципальной программы использования и охраны земель на территории городского поселения «Порхов», отвечающей требованиям федерального законодательства.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Порховского района Псковской области проведена проверка исполнения земельного законодательства Администрацией городского поселения «Порхов», в результате которой установлено, что в нарушение положений п.п. 3, 28 ч.1 ст. 14, частями 1,4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ст.13, п.1 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации Администрацией городского поселения «Порхов» не разработана и не утверждена муниципальная программа использования и охраны земель муниципального образования «Порхов», отвечающая требованиям федерального законодательства, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц в части обеспечения прав граждан на благоприятную и безопасную среду жизнедеятельности. В целях устранения выявленных нарушений, прокуратурой Порховского района в адрес Главы Администрации городского поселения «Порхов» 11.04.2022 вынесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако, разработать и утвердить муниципальную программу использования и охраны земель муниципального образования в месячный срок Администрацией городского поселения «Порхов» не представляется возможным, поскольку в местном бюджете текущего года денежные средства на данные мероприятия не предусмотрены.
В судебном заседании заместитель прокурора Порховского района Псковской области Семенова Л.Е., а в последующем старший помощник прокурора Порховского района Басова Л.Н. заявленные требования изменили. Просят суд признать незаконным бездействие Администрации городского поселения «Порхов» Порховского района Псковской области, выразившееся в непринятии мер по охране земель, являющихся собственностью городского поселения «Порхов», а именно в непринятии муниципальной программы, содержащей мероприятия по использованию и охране земель. Обязать Администрацию городского поселения «Порхов» Порховского района Псковской области принять меры к охране земель, являющихся собственностью городского поселения «Порхов», путем разработки муниципальной программы, содержащей мероприятия по использованию и охране земель, предусматривающей их финансирование из средств местного бюджета городского поселения «Порхов» в срок до 01.02.2023.
Представители административного ответчика – Федулов В.И. возражений не представил. Телегин А.А. измененные исковые требования с учетом требований ст. 46, 157 КАС РФ признал в полном объеме.
Выслушав стороны административного судопроизводства, изучив материалы дела, суд находит административный иск заместителя прокурора Порховского района Псковской области подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В силу ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п.п. 2,3 ч.1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (пункт 2).
Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат (пункт 3).
В силу ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ч. 1 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В соответствии с п.п. 1-3 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения (п.1); защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (п.2); защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации (п.3).
Исходя из положений ч.1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Согласно положений п.п.3, 28 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п.3 ч.1 ст.14); содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства (п.28 ч.1 ст.14).
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (ч.1 ст.7).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст.7).
Пунктом 4 ст.2 ЗК РФ предусмотрено, что на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Согласно п.1 ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно Выписке из Реестра муниципальной собственности в собственности муниципального образования «Порхов» находятся земельные участки:
кладбище Новое площадью № кв.м., с КН №, находящееся по адресу: <адрес>; кладбище Ивановское площадью № кв.м., с КН №, находящееся по адресу: <адрес>;
кладбище Георгиевское площадью № кв.м., с КН № находящееся по адресу: <адрес>, <адрес>;
земельный участок для обслуживания объектов придорожного сервиса, площадью № кв.м., с КН № находящийся по адресу: <адрес>;
земельный участок (парк), площадью № кв.м., с КН № находящийся по адресу: <адрес>, <адрес>;
земельный участок (парк), площадью № кв.м., с КН № находящийся по адресу: <адрес>, <адрес>;
земельный участок для индивидуального садоводства, площадью № кв.м., с КН №, находящийся по адресу: <адрес>
земельный участок для индивидуального садоводства, площадью № кв.м., с КН №, находящийся по адресу: <адрес>
земельный участок для индивидуального садоводства, площадью № кв.м., с КН №, находящийся по адресу: <адрес>
земельный участок для индивидуального садоводства, площадью № кв.м., с КН №, находящийся по адресу: <адрес>
земельный участок для индивидуального садоводства, площадью № кв.м., с КН №, находящийся по адресу: <адрес>
земельный участок для индивидуального садоводства, площадью № кв.м., с КН №, находящийся по адресу: <адрес>
земельный участок для индивидуального садоводства, площадью № кв.м., с КН № находящийся по адресу: <адрес>, <адрес>
земельный участок для индивидуального садоводства, площадью № кв.м., с КН №, находящийся по адресу: <адрес>
земельный участок для индивидуального садоводства, площадью № кв.м., с КН №, находящийся по адресу: <адрес>
земельный участок для индивидуального садоводства, площадью № кв.м., с КН №, находящийся по адресу: <адрес>
земельный участок для индивидуального садоводства, площадью № кв.м., с КН №, находящийся по адресу: <адрес>
земельный участок для индивидуального садоводства, площадью № кв.м., с КН №, находящийся по адресу: <адрес>
земельный участок для индивидуального садоводства, площадью № кв.м., с КН №, находящийся по адресу: <адрес>
земельный участок для индивидуального садоводства, площадью № кв.м., с КН №, находящийся по адресу: <адрес>
земельный участок для индивидуального садоводства, площадью № кв.м., с КН №, находящийся по адресу: <адрес>л.д.9).
Как следует из материалов дела заместителем прокурора Порховского района Псковской области Семеновой Л.Е. во исполнение п.2.12 Решения коллегии прокуратуры Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ за № и на основании ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», 05.04.2022 было принято Решение о проведении проверки в отношении городского поселения «Порхов» с целью исполнения городским поселением требований земельного законодательства (л.д.7).
Согласно Акту по результатам проверки исполнения Администрацией городского поселения «Порхов» земельного законодательства от 08.04.2022 установлено, что Администрацией городского поселения «Порхов», в нарушение п. 1 ст. 11, ст. 12, п.п. 1-3 ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 79 ЗК РФ и п.п.3, 28 ч.1 ст. 14, ч.ч.1, 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные программы использования и охраны земель муниципального образования, отвечающие требованиям федерального законодательства, не разработаны и не утверждены (л.д.8).
В целях устранения нарушений земельного законодательства заместителем прокурора Порховского района Псковской области Семеновой Л.Е. в адрес Главы Администрации городского поселении «Порхов» Федулова В.И. было вынесено Представление об устранении нарушений земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ за №, в котором безотлагательно предлагалось принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих и недопущению их впредь, а именно: разработать и утвердить муниципальную программу использования и охраны земель муниципального образования «Порхов» (л.д.10-12).
Согласно ч.2 ст. 179 БК РФ муниципальные программы, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, утверждаются в сроки, установленные местной администрацией, то есть в текущем финансовом году до начала реализации соответствующей муниципальной программы.
Из сообщения Главы Администрации городского поселения «Порхов» Федулова В.И., адресованного заместителю прокурора Порховского района Псковской области Семеновой Л.Е. от ДД.ММ.ГГГГ за №, следует, что Представление прокуратуры об устранении нарушений земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ за № Администрацией городского поселения рассмотрено, требования, изложенные в Представлении признаны законными и обоснованными (протокол рассмотрения Представления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14)). Однако, у Администрации городского поселения «Порхов» отсутствовали и отсутствуют на данный момент лимиты финансовых средств для исполнения муниципальной программы использования и охраны земель муниципального образования «Порхов», данная программа не разрабатывалась и не утверждалась. Для устранения выявленных нарушений Администрацией городского поселения «Порхов» будут предприняты следующие меры: до конца 2022 года муниципальная программа использования и охраны земель муниципального образования «Порхов» будет разработана и утверждена на 2023-2025 годы; при формировании проектов бюджетов на 2023 финансовый год и плановый период будет определен общий объем бюджетных ассигнований на реализацию вышеуказанной муниципальной программы (л.д.13).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела Администрацией городского поселения «Порхов» в нарушение п. 1 ст. 11, ст. 12, п.п. 1-3 ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 79 ЗК РФ и п.п.3, 28 ч.1 ст. 14, ч.ч.1, 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не разработана и не утверждена муниципальная программа использования и охраны земель муниципального образования «Порхов», отвечающая требованиям федерального законодательства, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц в части обеспечения прав граждан на благоприятную и безопасную среду жизнедеятельности.
Представителем административного ответчика административный иск признан. Суд принимает признание административного иска, с учетом требований ст.ст. 46, 157 КАС РФ. Права и интересы сторон соблюдены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный иск заместителя прокурора Порховского района Псковской области подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск заместителя прокурора Порховского района Псковской области, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Порхов» Псковской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по охране земель, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации городского поселения «Порхов» Порховского района Псковской области, выразившееся в непринятии мер по охране земель, являющихся собственностью городского поселения «Порхов», а именно в непринятии муниципальной программы, содержащей мероприятия по использованию и охране земель.
Обязать Администрацию городского поселения «Порхов» Порховского района Псковской области принять меры к охране земель, являющихся собственностью городского поселения «Порхов», путем разработки муниципальной программы, содержащей мероприятия по использованию и охране земель, предусматривающей их финансирование из средств местного бюджете городского поселения «Порхов» в срок до 01.02.2023.
Решение в окончательной форме составлено 9 июня 2022 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.А. Капустина
Решение в законную силу не вступило.