Дело № 2а-172/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кумертау 19 января 2021 года
Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Рашитовой Г.Р.,
при секретаре судебного заседания Онипко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России <...> по <...> к ФИО1 о взыскании денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России <...> по <...> (далее по тексту МИФНС России <...> по РБ) обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к ФИО1, мотивируя свои требования тем, что налоговым агентом СПАО «РЕСО-Гарантия» в налоговый орган представлены сведения <...> от <...> о неудержанном налоге на доходы физических лиц за 2019 год, по коду дохода – 2301, в размере 622848 рублей; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 80970 рублей.
Кроме того, налоговым агентом ПАО СК «Росгосстрах» в налоговый орган представлены сведения <...> от <...> о неудержанном налоге на доходы физических лиц за 2019 год по коду дохода – 2301, в размере 455150 рублей; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 51970 рублей.
Кроме того, налоговым агентом ПАО СК «Росгосстрах» в налоговый орган представлены сведения <...> от <...> о неудержанном налоге на доходы физических лиц за 2019 год по коду дохода – 2301, в размере 23212,50 рублей; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 3018 рублей.
Общая сумма налога в размере 143158 рублей включена в налоговое уведомление <...> от <...>. В сроки, установленные в налоговом уведомлении, налогоплательщик налог на полученный доход в полном объеме не уплатил. За несвоевременную уплату налога в соответствии со ст.75 НК РФ были начислены пени на сумму 324,49 рублей.
В соответствии со ст.69 НК РФ административному ответчику направлялось требование <...> от <...> со сроком для добровольной уплаты до <...>: налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ, на сумму 143158 рублей (2019 год), пени по налогу на доходы физических лиц – 324,49 рублей (2019 год). В установленный в требовании срок указанные суммы в бюджет не поступали.
Поскольку налогоплательщик, в соответствии со ст. 45 НК РФ самостоятельно не исполнил обязанность по уплате налогов и соответствующих сумм пени в сроки, установленные законодательством, МИФНС России <...> по РБ обратилась к мировому судье <...> с заявлением о выдаче судебного приказа. <...> мировым судьей был вынесен судебный приказ <...>а-383/2021 о взыскании обязательных платежей на сумму 143482,49 рублей, который в последующем был отменен определением мирового судьи от <...> в связи с поступившими от должника возражениями.
Просит взыскать с ФИО1 в доход государства налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ, в сумме 143158 рублей (налог за 2019 год) и пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ, в сумме 324,49 рублей (пени на налог за 2019 год).
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России <...> по РБ, будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание по неизвестным причинам не явился, о рассмотрении дела в свое отсутствие либо об отложении судебного разбирательства не просил.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание также не явился. Судебные повестки, направленные по месту регистрации административного ответчика, согласно сведениям ОВМ ОМВД России по городу Кумертау, предоставленным по запросу суда, возвращены в суд с отметкой почтового отделения «истек срок хранения», что суд признает надлежащим извещением, так как в соответствии с положениями ст. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующего равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому, не является преградой для рассмотрения дела, суд считает материалы дела достаточными и полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав материалы настоящего административного дела и административного дела № 2а-383/2021, предоставленного по запросу суда, и, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст.1 Налогового кодекса Российской Федерации порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.
В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 13 Налогового кодекса Российской Федерации, одним из федеральных налогов является налог на доходы физических лиц.
В соответствии со статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом применительно к налогу на доходы физических лиц признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (пункт 1 статьи 207 НК РФ).
Статьей 216 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Согласно пункту 1 статьи 213 Налогового Кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются доходы, полученные налогоплательщиком в виде страховых выплат, за исключением выплат, полученных:
1) по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) по договорам добровольного страхования жизни (за исключением договоров, предусмотренных подпунктом 4 настоящего пункта) в случае выплат, связанных с дожитием застрахованного лица до определенного возраста или срока, либо в случае наступления иного события, если по условиям такого договора страховые взносы уплачиваются налогоплательщиком и (или) его членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами) и если суммы страховых выплат не превышают сумм внесенных им страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную путем последовательного суммирования произведений сумм страховых взносов, внесенных со дня заключения договора страхования ко дню окончания каждого года действия такого договора добровольного страхования жизни (включительно), и действовавшей в соответствующий год среднегодовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В противном случае разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.
В целях настоящей статьи среднегодовая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин ставок рефинансирования, действовавших на 1-е число каждого календарного месяца года действия договора страхования жизни, на количество суммируемых величин ставок рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно ст. 224 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.
Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов:
расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ч.4 ст.226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
Согласно ч.5 ст.226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, сообщают о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз.3 п.1 ст.45). Требованием об уплате налога, в соответствии с п.1 ст.69 НК РФ, признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно положениям ст. ст. 48,70 НК РФ несвоевременная уплата налога предусматривает возможность применения налоговым органом такой обеспечительной меры как взыскание пени.
В силу ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч. 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч. 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч. 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч.4).
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с п. 5 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации СПАО «РЕСО-Гарантия», как налоговый агент, представило в налоговый орган сведения о неудержанном налоге на доходы физических лиц за 2019 год по коду дохода – 2301 (суммы штрафов и неустойки) в размере 80970 рублей. Сумма дохода, с которого не был удержан налог налоговым агентом, составляет 622848 рублей, налоговая ставка 13 %.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации ПАО СК «Росгосстрах», как налоговый агент, представило в налоговый орган сведения о неудержанном налоге на доходы физических лиц за 2019 год по коду дохода – 2301 (суммы штрафов и неустойки) в размере 59170 рублей. Сумма дохода, с которого не был удержан налог налоговым агентом, составляет 455150 рублей, налоговая ставка 13 %.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации ПАО СК «Росгосстрах», как налоговый агент, представило в налоговый орган сведения о неудержанном налоге на доходы физических лиц за 2019 год по коду дохода – 2301 (суммы штрафов и неустойки) в размере 3018 рублей. Сумма дохода, с которого не был удержан налог налоговым агентом, составляет 23212,50 рублей, налоговая ставка 13 %.
Указанные обстоятельства подтверждаются справками о доходах и суммах налога физического лица за 2019 год от <...> №<...>, 2493, 5888 соответственно.
В адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление от <...><...> об уплате налога на доходы физических лиц за 2019 год в общем размере 143158 рублей. Однако, в установленный в налоговом уведомлении срок налог на доходы физических лиц за 2019 год в указанном размере административным ответчиком ФИО1 уплачен не был. За несвоевременную уплату налога в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени на сумму 324,49 рублей.
В соответствии со ст.69 НК РФ на выявленную недоимку административному ответчику заказной почтой <...> направлялось требование <...> от <...> об уплате НДФЛ в общей сумме 143158 рублей и пени по нему в сумме 324,49 рублей со сроком для добровольной уплаты до <...>.
В добровольном порядке ФИО1 НДФЛ и пени не оплатил, в установленный в требовании срок указанные суммы задолженности в бюджет не поступили, доказательств обратного ответчик суду не представила.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 1 по городу Кумертау РБ от <...> с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России <...> по РБ взыскана задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 143158 рублей, пени по нему в сумме 324,49 рублей, а также в доход федерального бюджета – государственная пошлина в размере 2035 рублей (л.д.13 адм.дела <...>а-383/2021).
Определением мирового судьи судебного участка № 1 по городу Кумертау РБ от <...> указанный выше судебный приказ от <...> отменен в связи с поступлением от должника ФИО1 возражений относительно его исполнения (л.д.18 адм.дела <...>).
Из расчета, представленного административным истцом Межрайонной ИФНС России <...> по РБ, следует, что за административным ответчиком ФИО1 по состоянию на <...> числится задолженность: по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ, на сумму 143158 рублей (налог за 2019 год) и пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ, на сумму 324,49 рублей (пени на налог за 2019 год).
Представленный административным истцом расчет задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени суд находит верным. Оснований не доверять расчету у суда не имеется, расчет административным ответчиком ФИО1 не оспорен, иной расчет в опровержение расчета административного истца суду не представлен.
Согласно ст. 62 ч. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В нарушение указанных положений закона административным ответчиком ФИО1 не представлено суду достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих факт уплаты задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени за 2019 год.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что заявленные Межрайонной ИФНС России <...> по РБ административные исковые требования о взыскании с ФИО1 в доход государства задолженности по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в сумме 143158 рублей и пени в сумме 324,49 рублей подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.
Поскольку административный истец Межрайонная ИФНС России <...> по РБ при подаче настоящего административного иска была освобождена от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика ФИО1 в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4069,65 рублей за удовлетворение требований материального характера в общей сумме 143482,49 рублей (143158+324,49).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России <...> по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей, - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <...>, в доход государства налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 143158 (сто сорок три тысячи сто пятьдесят восемь) рублей (налог за 2019 год); пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 324 (триста двадцать четыре) рубля 49 копеек (пени на налог за 2019 год).
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета городского округа <...> РБ государственную пошлину в размере 4069 (четыре тысячи шестьдесят девять) рубля 68 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий подпись
Копия верна. Судья Кумертауского
межрайонного суда РБ Г.Р. Рашитова
Секретарь судебного заседания В.А. Онипко
Подлинник документа подшит в дело № 2а-172/2022, находится в производстве Кумертауского межрайонного суда РБ.