ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-172/2022 от 23.09.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 2а-172/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Симферополь 23 сентября 2022 г.

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В.,

при секретаре Котельницком Б.Г.,

с участием прокурора Алескерова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Евпаторийскому городскому совету Республики Крым, временно исполняющему обязанности председателя Евпаторийского городского совета Республики Крым ФИО2, прокурору города Евпатории Шкаеву Сергею Валерьевичу об оспаривании решения 46 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 8 апреля 2022 г. № 2-46/1 «Об утверждении Положения о конкурсе на замещение должности главы администрации города Евпатории Республики Крым»,

с участием заинтересованного лица на стороне административного ответчика Администрации города Евпатории Республики Крым,

установил:

решением 46 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва от 8 апреля 2022 г. № 2-46/1 утверждено Положение о конкурсе на замещение должности главы администрации города Евпатории Республики Крым (Приложение 1), форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Евпатории Республики Крым по контракту (Приложение 2).

ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Евпаторийскому городскому совету Республики Крым, в котором с учётом его уточнения от 5 августа 2022 г., просит признать недействующим с момента принятия решение 46 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва от 8 апреля 2022 г. № 2-46/1 «Об утверждении Положения о конкурсе на замещение должности главы администрации города Евпатории Республики Крым». Также просит вынести частное определение о нарушении действующего законодательства с направлением в Следственный комитет Российской Федерации.

В обоснование доводов административного искового заявления указано, что 46 сессия Евпаторийского городского совета Республики Крым созвана в нарушение части 1 статьи 3 Федерального закона № 131-ФЗ, части 3 статьи 68 Регламента Евпаторийского городского совета Республики Крым. Полагает, что в распоряжении временно исполняющего обязанности председателя Евпаторийского городского совета ФИО2 от 6 апреля 2022 года № 01-10/12 «О созыве внеочередной 46 сессии Евпаторийского городского совета II созыва» не соблюдён срок созыва сессии, назначенной на 8 апреля 2022 года в 10-00 час., чем нарушены права истца и неопределённого круга лиц, обладающих избирательным правом, участвовать в формировании вопросов повестки дня заседания Совета. Указанное распоряжение издано в нарушение статьи 83 Регламента Евпаторийского городского совета Республики Крым, поскольку должность временно исполняющего обязанности председателя Евпаторийского городского совета не входит в структуру Евпаторийского городского совета Республики Крым. Кроме того, в соответствии со статьёй 9 Регламента к полномочиям Евпаторийского городского совета не отнесено утверждение должности временно исполняющего обязанности председателя Евпаторийского городского совета. По мнению административного истца, оспариваемым решением нарушены положения части 3 пункта 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта проведена Министерством юстиции Республики Крым в отсутствие правовых оснований. Кроме того, протокол пленарного заседания внеочередной 46 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва подписан неуполномоченным лицом, в протоколе отсутствуют сведения о принятом решении по каждому из вопросов, а оттиск печати является поддельным, не отвечающим требованиям статьи 4 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 года № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», ГОСТ Р 51511-2001 «Государственный стандарт Российской Федерации. Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования», утверждённого постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2001 года № 573-ст. В нарушение пункта 5.11 ГОСТ 7.0.97-2016, представленная административным ответчиком копия газеты муниципального образования «Евпаторийская здравница» не содержит регистрационного номера газеты.

В судебном заседании административный истец ФИО1 доводы административного искового заявления поддержал и просил удовлетворить заявленные требования в полном объёме.

Представитель административного ответчика Евпаторийского городского совета Республики Крым ФИО3 против удовлетворения административного иска возражала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме, представила письменные возражения на административное исковое заявление (т.1 л.д.235-236, т.2 л.д.15-16).

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.

Суд с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.

Проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, административный истец ФИО1 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 2 июня 2022 г. Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемый в части акт является нормативным.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № 50 от 25 декабря 2018г.).

В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 и часть 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, определены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Абзацем вторым части 1 статьи 6 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных данным федеральным законом.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счётный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (части 1, 3 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ).

Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу положений части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Согласно частям 1 и 2 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Глава местной администрации на принципах единоначалия руководит исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией), который наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из части 5 статьи 37 поименованного закона, порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования.

Частью 6 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

В силу положений части 3 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

В соответствии со статьёй 47 приведённого Федерального закона муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования (часть 1).

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключённого между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании (часть 2).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан (часть 3).

Согласно пункту 4 статьи 1 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» статусом городского округа наделено муниципальное образование город Евпатория - городской округ Евпатория.

Решением 4 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 7 ноября 2014 года №1-4/14 принят Устав муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, в который соответствующими решениями вносились изменения (далее – Устав).

В силу части 1, 2 статьи 29 Устава Евпаторийский городской совет является представительным органом муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым. Евпаторийский городской совет обладает правами юридического лица, имеет печать и штампы со своим наименованием, бланки со своими реквизитами, счёт в соответствующем уполномоченном органе и является получателем бюджетных средств.

Полномочия Евпаторийского городского совета регламентированы в статье 40 Устава.

Так, в соответствии с пунктами 3 и 4, 5 части 2 статьи 40 Устава к полномочиям Евпаторийского городского совета также относится: назначение главы администрации города Евпатории по результатам конкурса, утверждение условий контракта для главы администрации города Евпатории в установленном порядке, принятие его отставки; установление порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Евпатории, назначение членов конкурсной комиссии в соответствии с законодательством, утверждение структуры городского совета по представлению председателя Евпаторийского городского совета.

Решением 43 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 23 сентября 2016 года № 1-43/1 утверждён Регламент Евпаторийского городского совета Республики Крым (далее - Регламент).

Пунктом 2 статьи 1 Регламента определено, что Регламент устанавливает порядок организации и проведения сессий Совета, порядок подготовки и внесения на рассмотрение Совета проектов решений, порядок обсуждения и принятия решений по вопросам, рассматриваемым на сессиях, порядок избрания должностных лиц Совета, порядок формирования и полномочия постоянных комитетов, иных органов Совета, права и обязанности депутатов Совета и иные вопросы организации работы Совета, связанные с осуществлением Совета и депутатами Совета своих полномочий, установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Крым, Уставом муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, муниципальными правовыми актами Совета.

Порядок созыва и проведения внеочередных заседаний Евпаторийского городского совета Республики Крым регламентирован статьёй 83 Регламента.

Так, в случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания городского совета по инициативе председателя Евпаторийского городского совета, а в его отсутствие - заместителя председателя городского совета, или не менее половины избранных депутатов Евпаторийского городского совета. Глава администрации города Евпатории может выступить с предложением перед Евпаторийским городским советом о проведении внеочередного заседания Евпаторийского городского совета (пункт 1).

Инициатор проведения внеочередного заседания городского совета представляет Председателю городского совета письменное заявление с перечнем предлагаемых к рассмотрению вопросов и документы, предусмотренные настоящим Регламентом (пункт 2).

Председатель городского совета организует проверку предоставленных документов на соответствие требованиям Регламента и издаёт распоряжение о проведении внеочередного заседания сессии Совета (пункт 3).

Внеочередная сессия созывается в любое время с уведомлением депутатов о проведении внеочередного заседания Евпаторийского городского совета и вопросах, вносимых на его рассмотрение (пункт 4).

Население о созыве сессии совета информируется через средства массовой информации и/или через размещение соответствующей информации на официальном сайте Евпаторийского городского совета (пункт 5).

Из материалов дела следует, что Министерством юстиции Республики Крым на основании Положения о Министерстве юстиции Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 158 (с изменениями), проведена правовая экспертиза решения Евпаторийского городского совета Республики Крым от 9 ноября 2021 года № 2-36/2 «Об утверждении Порядка о конкурсе на замещение должности главы администрации города Евпатории» (в редакции решения от 15 февраля 2022 года № 2-42/3).

В ходе проведения правовой экспертизы выявлено несоответствие Положения законодательству Республики Крым. Указом Главы Республики Крым от 5 сентября 2014 года № 252-У утверждено типовое Положение о конкурсе на замещение должности главы местной администрации городского округа, муниципального района, а также рекомендовано представительным органам городских округов и муниципальных районов первого созыва в Республике Крым при разработке собственных положений о конкурсе на замещение должности главы местной администрации городского округа, муниципального района руководствоваться типовым Положением о конкурсе на замещение должности главы местной администрации городского округа, муниципального района, утверждённым пунктом 1 Указа. Пунктом 1 экспертного заключения от 24 марта 2022 года в части пункта 3.3 раздела 3 Порядка, Приложения № 1 к Порядку, Приложения № 2 к Порядку, указано на необходимость приведения их в соответствие с пунктом 3.3 раздела 3 типового Положения о конкурсе на замещение должности главы местной администрации городского округа, муниципального района, утверждённого Указом Главы Республики Крым от 5 сентября 2014 года № 252-У (в редакции Указа Главы Республики Крым от 7 декабря 2020 года № 369-У).

25 марта 2022 года в адрес заместителя председателя Евпаторийского городского совета Республики Крым ФИО2 поступило экспертное заключение от 17 марта 2022 года на решение Евпаторийского городского совета Республики Крым от 9 ноября 2021 года № 2-36/2 «Об утверждении Порядка о конкурсе на замещение должности главы администрации города Евпатории» (в редакции решения от 15 февраля 2022 года № 2-42/3) для приведения в соответствие. Установлен срок сообщения о результатах рассмотрения экспертного заключения до 22 апреля 2022 года (т.1 л.д.223-225).

Решением 37 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва от 17 ноября 2021 года № 2-37/2 возложено временное исполнение полномочий Главы муниципального образования – председателя Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва на заместителя председателя Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва ФИО2 с 17 ноября 2021 года на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от должности Главы муниципального образования – председателя Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва ФИО4 (т.2 л.д.17). Указанное решение принято в соответствии с частью 7 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ, статьёй 30 Закона Республики Крым от 21 августа 2014 года № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», частью 15 статьи 48 Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, в связи с принятием Евпаторийским городским судом Республики Крым постановления от 26 октября 2021 года по делу № 3/8-1/2021 о временном отстранении от должности.

5 апреля 2022 года председателем комитета Евпаторийского городского совета по вопросам местного самоуправления, нормотворческой деятельности и регламента ФИО5 в адрес Врио Главы муниципального образования – председателя Евпаторийского городского совета Республики Крым ФИО2 направлено ходатайство о включении в повестку дня сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым проекта решения «Об утверждении Положения о конкурсе на замещение должности главы администрации города Евпатории Республики Крым».

Указано, что проект решения является нормативным правовым актом и опубликован на официальном сайте Правительства Республики Крым - https://rk.gov.ru, а также на официальном сайте муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым - https://my-evp.ru 29 марта 2022 года. В приложении поступил проект решения, приложение, пояснительная записка (на 24 листах) (т.1 л.д.226, т.2 л.д.46).

Из пояснительной записки к проекту оспариваемого решения следует, что он подготовлен в соответствии с поступившим в Евпаторийский городской совет Республики Крым экспертным заключением Министерства юстиции Республики Крым от 24 марта 2022 года. Также предлагается утвердить Положение о конкурсе на замещение должности главы администрации города Евпатории Республики Крым в новой редакции с целью приведения его в соответствие с действующим законодательством (т.1 л.д.227).

Распоряжением временно исполняющего обязанности председателя Евпаторийского городского совета Республики Крым ФИО2 от 6 апреля 2022 года № 01-10/12 созвана внеочередная 46 сессия Евпаторийского городского совета II созыва (пункт 1 распоряжения).

Пунктом 2 указанного распоряжения проведение пленарного заседания внеочередной 46 сессии Евпаторийского городского совета II созыва назначено на 8 апреля 2022 года в 10-00 часов в зале заседаний Евпаторийского городского совета (т.1 л.д.186).

Из информации, предоставленной МКУ «Центр информационно-аналитического и материально-технического обеспечения органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» 23 сентября 2022 года № 01-03/171 (т.2 л.д.43-45), следует, что 17 марта 2022 года на сайт Администрации города Евпатории Республики Крым была осуществлена хакерская атака, были повреждены HTML - код сайта, операционная система и жёсткий диск сервера, в результате чего пострадали базы данных. Между тем, вся информация с сайта Администрации города Евпатории Республики Крым размещена на портале Правительства Республики Крым https://evp.rk.gov.ru/, в том числе новость от 6 апреля 2022 года о проведении внеочередной сессии Евпаторийского городского совета (https://evp.rk.gov.ru/ru/article/show/3714).

Согласно заключению начальника экспертно-правового отдела Евпаторийского городского совета ФИО6 (т.1 л.д.228) проведена антикоррупционная экспертиза проекта оспариваемого решения, по результатам которой положений, содержащих коррупциогенные факторы, не выявлено.

В соответствии с Соглашением о взаимодействии и сотрудничестве между Прокуратурой города Евпатории и Евпаторийским городским советом Республики Крым от 13 июля 2021 года проект оспариваемого решения с приложением был направлен 6 апреля 2022 года прокурору города Евпатории Шкаеву С.В. в целях проведения правовой экспертизы (т.2 л.д.41). Заключение по результатам правовой экспертизы проекта нормативного правового акта в Евпаторийский городской совет не поступало (т.2 л.д. 42).

8 апреля 2022 г. состоялась внеочередная 46 сессия Евпаторийского городского совета II созыва, на которой из общего количества, составляющего 28 депутатов, присутствовали 20 депутатов (т.1 л.д.188-190).

На повестке дня указанной сессии (пункт 1) был поставлен вопрос об утверждении Положения о конкурсе на замещение должности главы администрации города Евпатории Республики Крым.

По данному вопросу, после выступления докладчика – заместителя начальника общего отдела Евпаторийского городского совета ФИО7, за принятие проекта решения об утверждении Положения о конкурсе на замещение должности главы администрации города Евпатории Республики Крым проголосовали 20 депутатов, против – 0, воздержались – 0. В протоколе содержится запись о принятом решении 46 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва от 8 апреля 2022 г. № 2-46/1 (прилагается).

При таких данных, доводы административного истца относительно содержания протокола пленарного заседания внеочередной 46 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва от 8 апреля 2022 года являются несостоятельными.

Таким образом, Евпаторийским городским советом Республики Крым II созыва на внеочередной 46 сессии 8 апреля 2022 г. принято решение № 2-46/1 «Об утверждении Положения о конкурсе на замещение должности главы администрации города Евпатории Республики Крым» (далее – Решение от 8 апреля 2022 г. № 2-46/1), утверждено Положение о конкурсе на замещение должности главы администрации города Евпатории Республики Крым (Приложение 1), а также форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации города Евпатории Республики Крым по контракту (Приложение 2).

В соответствии с пунктом 4 Решения от 8 апреля 2022 г. № 2-46/1 настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования (обнародования) в газете муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым «Евпаторийская здравница» и подлежит размещению на официальном сайте Правительства Республики Крым - http://rk.gov.ru в разделе: муниципальные образования, подраздел - Евпатория, а также на официальном сайте муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым - http://my-evp.ru в разделе Документы, подраздел - Документы городского совета в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

Оспариваемое решение было опубликовано на официальной странице муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым на портале Правительства Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 12 апреля 2022 г. (https://www.my-evp.ru), а также 19 апреля 2022 г. в спецвыпуске газеты муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым «Евпаторийская здравница» (т.1 л.д.187, 229-232).

Утверждённое 8 апреля 2022 г. Положение о конкурсе на замещение должности главы администрации города Евпатории Республики Крым (Приложение 1) определяет в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», законами Республики Крым, регулирующими прохождение муниципальной службы на территории Республики Крым, и Уставом муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым порядок организации и проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Евпатории Республики Крым, в том числе порядок формирования и организации деятельности конкурсной комиссии, принятия решения об объявлении конкурса на замещение должности главы администрации города Евпатории Республики Крым (далее - конкурс), условия и процедуру проведения конкурса, а также порядок принятия решения конкурсной комиссией по результатам конкурса.

При этом конкурс обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к муниципальной службе, а также право муниципальных служащих на должностной рост на конкурсной основе (пункт 1.2. Положения).

Целью конкурса является отбор на альтернативной основе кандидатов на замещение должности муниципальной службы главы администрации города Евпатории Республики Крым (далее - кандидаты) из числа граждан, представивших документы для участия в конкурсе, на основании их соответствия установленным квалификационным требованиям к этой должности муниципальной службы, профессиональной подготовки, стажа и опыта работы, знаний, умений, навыков и иных качеств, выявленных в результате проведения конкурса (пункт 1.3.).

В соответствии с пунктом 1.4. Положения конкурс объявляется по решению Евпаторийского городского совета Республики Крым.

Пунктом 2 оспариваемого Положения определён круг лиц и требования к лицам, имеющим право на участие в конкурсе.

Порядок организации и проведения первого и второго этапов конкурса регламентирован пунктами 3, 5 Положения.

Пунктом 4 Положения установлен порядок формирования и деятельности конкурсной комиссии.

Порядок подведения итогов конкурса, рассмотрения и принятия решений Евпаторийским городским советом по результатам конкурса определён в пункте 6 оспариваемого Положения.

Проверив соблюдение требований к форме и виду, полномочия, процедуру принятия Решения от 8 апреля 2022 г. № 2-46/1, опубликования, суд приходит к выводу о том, что вопреки доводам административного истца, оспариваемый нормативный правовой акт принят представительным органом муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым в пределах полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к порядку принятия акта, правил введения его в действие и опубликования.

При этом суд отмечает, что в соответствии с пунктами 1 и 5 части 2 статьи 40 Устава к полномочиям Евпаторийского городского совета отнесено избрание Главы муниципального образования городского округа Евпатория – председателя Евпаторийского городского совета и его заместителя, утверждение структуры городского совета по представлению председателя Евпаторийского городского совета.

Как было указано, решением 37 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва от 17 ноября 2021 года № 2-37/2 возложено временное исполнение полномочий Главы муниципального образования – председателя Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва на заместителя председателя Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва ФИО2 с 17 ноября 2021 года на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от должности Главы муниципального образования – председателя Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва ФИО4 (т.2 л.д.17). Наличие таких обстоятельств не может служить безусловным и достаточным основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта, поскольку они не привели к существенному нарушению порядка принятия и утверждения указанного документа, повлиявшему на законность его принятия.

Оценивая доводы административного истца относительно незаконности проведения антикоррупционной, правовой экспертизы нормативного правового акта Евпаторийского городского совета Республики Крым Министерством юстиции Республики Крым, суд находит их несостоятельными, исходя из следующего.

В силу статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

1) прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определённой Правительством Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определённым Правительством Российской Федерации;

3) органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определённой Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 158 утверждено Положение о Министерстве юстиции Республики Крым (далее – Положение № 158).

Министерство юстиции Республики Крым (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в области организации обеспечения граждан бесплатной юридической помощью в Республике Крым, организации обеспечения деятельности мировых судей Республики Крым и их аппаратов, организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Крым, а также исполнительно-распорядительную деятельность по реализации на территории Республики Крым полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством (пункт 1.1 Положения № 158).

Одной из основных задач Министерства является организация и ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 19 января 2015 года № 70-ЗРК/2015 «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Крым» (пункт 2.3 Положения № 158).

Министерство в пределах своей компетенции осуществляет организацию и ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 19 января 2015 года № 70-ЗРК/2015 «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Крым» (пункты 3.8, 4.9 Положения № 158; далее - Закон Республики Крым № 70-ЗРК/2015).

Закон Республики Крым № 70-ЗРК/2015 в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Крым от 21 августа 2014 года № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» регулирует общественные отношения, связанные с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Крым.

Порядок и основания проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов регулируется статьёй 8 поименованного закона.

Так, уполномоченный орган проводит правовую экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, включённых в Регистр, на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и законодательству Республики Крым, уставу муниципального образования. Правовая экспертиза проводится в отношении основного (первоначального) муниципального нормативного правового акта с учётом внесённых в него изменений (дополнений) (часть 1 статьи 8 Закона Республики Крым № 70-ЗРК/2015).

Частью 2 статьи 8 Закона Республики Крым № 70-ЗРК/2015 определено, что при правовой экспертизе проводится правовая оценка формы правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего правовой акт, содержащихся в нём норм, наличия коррупциогенных факторов, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов).

При этом, как следует из части 3 приведённой нормы, в случае выявления несоответствия муниципального нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и законодательству Республики Крым, уставу муниципального образования составляется экспертное заключение уполномоченного органа.

Экспертное заключение уполномоченного органа направляется в орган местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления, принявшему муниципальный нормативный правовой акт.

Орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления экспертного заключения рассматривает его и информирует уполномоченный орган о результатах рассмотрения.

В материалы административного дела представлено экспертное заключение Министерства юстиции Республики Крым от 17 марта 2022 года, составленное по результатам проведения правовой экспертизы решения Евпаторийского городского совета Республики Крым от 9 ноября 2021 года № 2-36/2 «Об утверждении Порядка о конкурсе на замещение должности главы администрации города Евпатории» (в редакции решения от 15 февраля 2022 года № 2-42/3) (т.1 л.д.223-225). Учитывая, что право и основания проведения Министерством юстиции Республики Крым правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов регламентированы статьёй 8 Закона Республики Крым № 70-ЗРК/2015, указанные выше доводы административного истца признаются судом необоснованными.

Из материалов дела следует, что решением 9 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым I созыва от 15 декабря 2014 года № 1-9/3 (т.2 л.д.49-59) утверждены: образцы оттисков гербовых печатей (образец оттиска гербовой печати, образец оттиска малой гербовой печати) согласно методических рекомендаций к письму Совета министров Республики Крым от 19 сентября 2014 года № 01-01/2297; образцы оттисков печатей и штампов Евпаторийского городского совета Республики Крым; Положение о порядке использования, хранения и уничтожения печатей, штампов и бланков Евпаторийского городского совета Республики Крым. Указанное решение принято в целях создания единой системы пользования печатями, штампами Евпаторийского городского совета Республики Крым, в соответствии со статьёй 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьёй 27 Закона Республики Крым от 21 августа 2014 года № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», письмом Совета министров Республики Крым от 19 сентября 2014 года № 01-01/2297 о методических рекомендациях по описанию гербовых печатей, оформлению бланков для органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, Регламентом Евпаторийского городского совета I созыва, Уставом муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, исходя из анализа указанных выше норм, положений Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 года № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», ГОСТ Р 51511-2001 «Государственный стандарт Российской Федерации. Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования», утверждённого постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2001 года № 573-ст, ГОСТ Р 7.0.97-2016. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утверждённого приказом Росстандарта от 8 декабря 2016 года № 2004-ст, суд приходит к выводу, что не могут быть признаны судом безусловным и достаточным основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта доводы административного истца относительно оттиска печати Евпаторийского городского совета Республики Крым на подписи временно исполняющего обязанности Главы муниципального образования – председателя Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва ФИО2 в протоколе пленарного заседания внеочередной 46 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва и отсутствия регистрационного номера в спецвыпуске газеты муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым «Евпаторийская здравница» от 19 апреля 2022 года.

Проверкой соответствия оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам большей юридической силы, а также выясняя вопрос о том, нарушены ли права административного истца, установлено следующее.

Административный истец, обратившись в суд с административным иском в своих интересах, указал на нарушение своих прав и прав неопределённого круга лиц, а также на то, что оспариваемое решение противоречит нормам части 3 пункта 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», статьи 4 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 года № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», ГОСТ Р 51511-2001 «Государственный стандарт Российской Федерации. Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования», утверждённого постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2001 года № 573-ст, пункта 5.11 ГОСТ 7.0.97-2016, Уставу и Регламенту Евпаторийского городского совета Республики Крым.

Как следует из сообщения управляющего делами Евпаторийского городского совета ФИО8 от 22 сентября 2022 года № 819/02-11 (т.2 л.д. 39), с даты обнародования проекта решения Евпаторийского городского совета «Об утверждении Положения о конкурсе на замещение должности главы администрации города Евпатории Республики Крым», с 29 марта 2022 года по 8 апреля 2022 года, от гражданина ФИО1 замечаний (предложений) по проекту решения в Евпаторийский городской совет не поступало.

При установленных фактических обстоятельствах настоящего дела, анализируя приведённые выше законоположения в их взаимосвязи, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта, поскольку приведённые в административном исковом заявлении доводы основаны на неверном толковании норм материального права и не могут являться основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим. Оспариваемое Решение от 8 апреля 2022 г. № 2-46/1 не нарушает и не ограничивает прав административного истца в указанных им аспектах, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что по результатам рассмотрения административного искового заявления влечёт принятие решения об отказе в удовлетворении заявленного требования согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суд также приходит к выводу, что оснований для вынесения частного определения, как особой формы процессуального реагирования на нарушения закона, в конкретном рассматриваемом случае не имеется.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 об оспаривании решения 46 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 8 апреля 2022 г. № 2-46/1 «Об утверждении Положения о конкурсе на замещение должности главы администрации города Евпатории Республики Крым», - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым О.В. Хожаинова

Решение изготовлено в окончательной форме – 7 октября 2022 года.