ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-173 от 03.04.2019 Ртищевского районного суда (Саратовская область)

Дело №2а-173(1)/2019

64RS0030-01-2019-000172-30

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03 апреля 2019 года город Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Ястребовой О.В.,

при секретаре Маркиной Ю.В.,

с участием административного истца помощника Ртищевского межрайонного прокурора Ануфриева А.А.,

рассмотрев в открытом заседании административное дело по административному иску заместителя Ртищевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности организовать предоставление муниципальных услуг в электронной форме,

установил:

заместитель Ртищевского межрайонного прокурора (далее – прокурор) обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности организовать предоставление муниципальных услуг в электронной форме.

В обоснование заявленных требований указывает, что Межрайпрокуратурой во исполнение решения коллегии прокуратуры области от 24.05.2016 года «О ходе исполнения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» проведена проверка исполнения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, в ходе которой выявлены нарушения. Мониторингом сети Интернет, в том числе Единого портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) установлено отсутствие возможности предоставления большинства услуг в электронной форме.

Согласно постановлению администрации Краснозвездинского муниципального образования от 07.10.2016 года № 78 утверждён административный регламент по

предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ». Из положения пунктов 1.4, 1.5.1 административного регламента следует, что информация о порядке оказания муниципальной услуги предоставляется непосредственно в администрации, а также с использованием средств телефонной связи, посредством размещения на Интернет-ресурсах администрации Краснозвездинского муниципального образования, региональном портале государственных и муниципальных услуг http://pgu.saratov.gov.ru. и федеральном портале государственных и муниципальных услуг http://www.gosuslugi.ru. Однако, изучением портала www.gosuslugi.ru показало, что данная информация не размещена, возможность предоставления услуги в электронной форме не обеспечена.

Постановлением администрации Краснозвездинского муниципального образования от 20.07.2012 года № 47 утверждён административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на вырубку зеленых насаждений на территории Краснозвездинского муниципального образования». Из положения пункта 4.4 административного регламента следует, что информация о порядке оказания муниципальной услуги предоставляется непосредственно в администрации, а также с использованием средств телефонной связи, посредством размещения на Интернет-ресурсах администрации Краснозвездинского муниципального образования, региональном портале государственных и муниципальных услуг http://pgu.saratov.gov.ru. и федеральном портале государственных и муниципальных услуг http://www.gqsuslugi.ru. Однако, изучением портала www.gosuslugi.ru показало, что данная информация не размещена, возможность предоставления услуги в электронной форме не обеспечена.

Постановлением администрации Краснозвездинского муниципального образования от 07.10.2016 года № 76 утверждён административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения о присвоении, изменении или аннулировании адреса объекту адресации». Из положения пунктов 1.4, 1.5.1 административного регламента следует, что информация о порядке оказания муниципальной услуги предоставляется непосредственно в администрации, а также с использованием средств телефонной связи, посредством размещения на Интернет-ресурсах администрации Краснозвездинского муниципального образования, региональном портале государственных и муниципальных услуг http://pgu.saratov.gov.ru. и федеральном портале государственных и муниципальных услуг http://www.gosuslugi.ru. Однако, изучением портала www.gosuslugi.ru показало, что данная информация не размещена, возможность предоставления услуги в электронной форме не обеспечена.

Кроме того установлено, что информация о предоставлении муниципальной услуге «Согласование размещения нестационарных торговых объектов» не размещена. В связи с чем прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Краснозвездинского муниципального образования Саратовской области, выразившееся в не обеспечении предоставления муниципальных услуг в электронном виде и не размещении в электронном виде информации о порядке предоставления муниципальных услуг. Возложить обязанность на администрацию Краснозвездинского муниципального образования Саратовской области в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить предоставление муниципальных услуг «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ», «Выдача разрешения на вырубку зеленых насаждений на территории Краснозвездинского муниципального образования», «Выдача разрешения о присвоении, изменении или аннулировании адреса объекту адресации», «Согласование размещения нестационарных торговых объектов» в электронном виде, в том числе разместить в электронном виде информацию о порядке предоставления муниципальных услуг.

В судебном заседании помощник Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области Ануфриев А.А. поддержал заявленные требования.

Ответчик администрация Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, явку своего представителя для участия в нем не обеспечило. Согласно письменного заявления представителя ответчика – глава администрации Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области ФИО1 заявил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, административные исковые требования признал в полном объеме.

На основании статьи 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие административного ответчика.

Суд, выслушав прокурора, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).

Согласно пунктов 1-2 части 1 Закона №210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются: предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах; подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Федеральный закон от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4). Конкретизируя данные принципы, статья 5 того же Федерального закона предусматривает, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если такая информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну; перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливается федеральным законом.

Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно части 2 статьи 6 Закона № 8-ФЗ является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».

В силу части 1 статьи 10 Закона № 8-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Информация о деятельности органов местного самоуправления внутригородских районов может размещаться на официальном сайте городского округа с внутригородским делением.

Информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления включает в себя, среди прочего, административные регламенты, стандарты муниципальных услуг, целевые программы, принятые в соответствующем порядке.

Статьями 13, 14 Закона № 8-ФЗ установлены требования к объему и периодичности размещаемой в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления.

В силу части 7 статьи 14 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» при утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети «Интернет», сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

В силу положений п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что мониторингом сети Интернет, в том числе Единого портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) установлено отсутствие возможности предоставления большинства услуг в электронной форме.

Согласно письменного заявления представителя административного ответчика – глава администрации Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области ФИО1 административные исковые требования признал в полном объеме.

Согласно части 3 статьи 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Согласно части 1 статьи 157 КАС РФ заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

Судом представителю административного ответчика разъяснены последствия признания административного иска и принятие его судом, предусмотренные статьями 46, 157 КАС РФ, из которых следует, что при признании административным ответчиком или его представителем административного иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований в данной части.

Учитывая, что признание представителем административного ответчика настоящего административного иска не противоречит закону, не нарушает прав других лиц, суд принимает признание административного иска представителем административного ответчика и приходит к убеждению, что заявленные административные исковые требования заместителя Ртищевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности организовать предоставление муниципальных услуг в электронной форме, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.46,157, 175-180,186, 290 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя Ртищевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности организовать предоставление муниципальных услуг в электронной форме, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Краснозвездинского муниципального образования Саратовской области, выразившееся в не обеспечении предоставления муниципальных услуг в электронном виде и не размещении в электронном виде

информации о порядке предоставления муниципальных услуг.

Возложить обязанность на администрацию Краснозвездинского муниципального образования Саратовской области в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить предоставление муниципальных услуг «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ», «Выдача разрешения на вырубку зеленых насаждений на территории Краснозвездинского муниципального образования», «Выдача разрешения о присвоении, изменении или аннулировании адреса объекту адресации», «Согласование размещения нестационарных торговых объектов» в электронном виде, в том числе разместить в электронном виде информацию о порядке предоставления муниципальных услуг.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись