Дело № 2а-1730/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2016 года г. Дюртюли РБ
Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Крамаренко Е.Г.,
при секретаре Гареевой Р.Ф.,
с участием помощника прокурора Аминева И.Н.,
представителя административного истца ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Башкортостан – Хайдарова Р.Р., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на один год без права передоверия,
представителя административного ответчика администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан - Мингазова М.Ф., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на 1 год с правом передоверия,
представителя заинтересованного лица МУП «Дюртюливодоканал» - Хамадуллиной Г.И., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на 3 года с правом передоверия,
специалиста – инженера-химика МУП «Дюртюливодоканал» Башировой М.Т.,
специалиста администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан – юриста Гафарова Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №5» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Башкортостан к администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о признании недействующим постановления главы администрации №18 от 21.02.2012 года «Об утверждении норм допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых предприятиями и организациями в систему коммунальной канализации г.Дюртюли»,
установил:
Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор №5» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Башкортостан (далее по тексту ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по РБ) обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (далее по тексту Администрация г.Дюртюли) о признании недействующим постановления главы администрации №18 от 21.02.2012 года «Об утверждении норм допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых предприятиями и организациями в систему коммунальной канализации г.Дюртюли» (далее по тексту постановления №18 от 21.02.2012 года).
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемым постановлением нарушаются права на уплату только законно установленных налогов и сборов и свобода экономической деятельности ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по РБ. В постановлении применена недействительная с 10.06.2014 года методика расчётов допустимой концентрации загрязняющих веществ и недействительные с 21.09.2012 года нормативные величины ПДК загрязняющих веществ. Поскольку абзац 5 пункта 61 Постановления Правительства РФ №167 утратил силу, с 02.01.2015 года при установлении тарифов не должно учитываться основание «защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации не должна учитываться в нормативах водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемых абоненту органами местного самоуправления». Считает, что плата за ущерб окружающей среде учтён в тарифе на услуги по приёму сточных вод, а плата за ущерб системе канализации производится согласно п.123 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 года №644. Оспариваемое постановление не соответствует требованиям федерального законодательства и постановлению Правительства РФ от 29.07.2013 года №644 в том числе.
Представитель административного истца ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Башкортостан – Хайдаров Р.Р., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объёме, просил их удовлетворить по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан - Мингазов М.Ф., действующий на основании доверенности, в судебном заседании представил письменные возражения на административное исковое заявление, в котором не согласился с заявленными требованиями. Суду пояснил, что постановление издаётся в среднем на пять лет, оспариваемое постановление в настоящее время действует. С административного истца взыскиваются платежи и штрафы на основании оспариваемого постановления. В настоящее время разрабатывается новое постановление.
Представитель заинтересованного лица МУП «Дюртюливодоканал» - Хамадуллиной Г.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что административному истцу неоднократно предлагалось установить в их коллекторах индивидуальные очистные сооружения, с целью снижения показателей загрязняющих веществ в сточных водах. Очистные сооружения г.Дюртюли 1960-1970 годов постройки, они не могут справляться с возрастающей нагрузкой. Если размер концентрации загрязняющих веществ будет на уровне проставления №644, то это может нанести урон экологии Дюртюлинского района. Постепенно в очистных сооружениях заменяются старые насосы на более новые. Масштабных реконструкций очистных сооружений не было ввиду отсутствия финансирования из бюджета Республики. Каждый год обращаются с просьбами оказать финансовую поддержку, результата пока нет. Некоторые предприятия начинают самостоятельно устанавливать локальные очистные сооружения, поэтому концентрация загрязняющих веществ в сточных водах снижается, и штрафы с них не взыскиваются.
Также пояснила, что ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по РБ является ненормируемым абонентом, в силу действующего законодательства.
Специалист инженер-химик МУП «Дюртюливодоканал» Баширова М.Т., в судебном заседании пояснила, что ввиду изношенности очистных сооружений невозможно установление более высокой допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, поскольку система водоканала не справится с такой нагрузкой.
Специалист администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан – юриста Гафаров Р.Р., в судебном заседании пояснил, что органы местного самоуправления уполномочены устанавливать абоненту те нормативы, которые определяют допустимое воздействие на окружающую среду, а не на системы коммунального водоснабжения и канализации.
Помощник прокурора Аминев И.Н., в судебном заседании посчитал иск обоснованным, дополнительно указав, что п.4 оспариваемого постановления незаконно предполагает зачисление денежных средств от взыскиваемых штрафов в бюджет организации, а не администрации г.Дюртюли.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Статья 58 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции Российской Федерации).
Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, в соответствии со статьей 11 которого, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность) (ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 указанного Закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с п. 2 ст. 39 указанного Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Порядок водопотребления и водоотведения установлен в г.Дюртюли Республики Башкортостан Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167; Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, вступившими в законную силу 14.08.2013, за исключением раздела VII, вступившего в силу с 1 января 2014 года, Постановолением Кабинета Министров Республики Башкортостан №399 от 08.11.1995 года, а также Методикой расчета норм допустимых концентраций (норм ДК) загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых абонентами предприятий МУП «Дюртюливодоканал» в систему коммунальной канализации г.Дюртюли, утверждённых постановлением главы администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан №18 от 21.02.2012 года.
В Постановлении главы администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан №18 от 21.02.2012 года указано:
- п.2 утвердить и ввести в действие с 01.02.2012 года нормы допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах предприятий и организаций, сбрасывающих сточные воды в систему коммунальной канализации г.Дюртюли, как неотъемлемую часть договорных отношений между МУП «Дюртюливодоканал» и предприятиями и организациями г.Дюртюли (п.2 постановления приложение №3);
- п.3 взимание платы за сверхнормативное загрязнение сточных вод с предприятий производить в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан №399 от 08.11.1995 года;
- п.4 установить, что средства, поступающие от предприятий и организаций при взимании платы за превышение норм ДК загрязняющих веществ в сточных водах, остаются в распоряжении МУП «Дюртюливодоканал», учитываются в бухгалтерии отдельной строкой и используются на финансирование плановых природоохранных мероприятий, мероприятий по развитию и эксплуатации очистных сооружений и системы канализации г.Дюртюли, на оплату за негативное воздействие на окружающую среду;
- приложение №3. Нормы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах предприятий и организаций, сбрасывающих сточные воды в систему коммунальной канализации г.Дюртюли установлены следующие:
№ п/п | Наименование аналита | Норма ДКпр.мг/дм3 (г/м3) |
Азот амониевых соединений | ||
БПК полное | ||
Взвешанные вещества | ||
Железо общее | ||
Нефтепродукты | ||
Сульфаты | ||
СПАВ | ||
Фенолы | ||
Фосфаты (по фосфору) | ||
Хлориды | ||
ХПК | ||
Сухой остаток | ||
Водородный показатель (ед. рН) | ||
Нитрит-анион | ||
Нитрат-анион |
ДД.ММ.ГГГГ между МУП «Дюртюливодоканал» и ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по РБ заключен государственный контракт №.
Согласно п.1.2 контракта питьевое водоснабжение и водоотведение, а также применение норм потребления, норм допустимых концентраций загрязнений в сбрасываемых сточных водах осуществляется на основании настоящего контракта ….постановления главы администрации городского поселения г.Дюртюли №18 от 21.02.2012 года.
Ранее в период с 2012 года по 2015 года аналогичные государственные контракты заключались между сторонами сроком на один год.
В силу пункта 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, действовавших в период до 13.08.2013, отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Пунктом 61 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 года №167 (в редакции от 29.07.2013 года) было предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Постановлением Правительства РФ от 05.01.2015 N 3 (в редакции от 14.10.2015) "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения" исключен абзац 5 пункта 61 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод с целью «защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации».
При этом в п.2 Постановления Правительства РФ от 05.01.2015 N 3 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения" рекомендовано организациям, осуществляющим водоотведение, и их абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, в 2014 году, а также до установления таким абонентам указанных нормативов руководствоваться требованиями пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" с учетом изменений, утвержденных настоящим постановлением. Постановление вступило в законную силу 08.01.2015 года.
Как пояснила в судебном заседании представитель МУП «Дюртюливодоканал» Хамадуллина Г.И., ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по РБ относится к ненормируемым абонентам, поэтому п.61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации к ним не относится.
Пунктом 63 названных Правил установлено, что в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод. Кроме того, запрещается сброс веществ или продуктов их трансформации, для которых не установлены предельно допустимые концентрации и отсутствуют методы аналитического контроля, а также веществ, соединение которых может привести к образованию веществ с неустановленными предельно допустимыми концентрациями.
В пункте 88 Правил указано, что абонент обязан обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 настоящих Правил.
На основании п. 93 Правил абонент несет ответственность за вред, причиненный организации водопроводно-канализационного хозяйства или системам коммунального водоснабжения и канализации, в соответствии с законодательством Российской Федерации; за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам.
Постановлением Кабинета Министров РБ от 08.11.1995 N 399 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Республики Башкортостан" утверждены «Правила и технические условия приема сточных вод предприятий и организаций в системы канализации населенных пунктов Республики Башкортостан», «Типовое положение об инспекции предприятия ВКХ по контролю за приемом сточных вод абонентов», «Инструкция о Порядке отбора проб для контроля качества сточных вод, сбрасываемых предприятиями (организациями) в канализацию населенных пунктов», «Договором на прием сточных вод», «Порядком взимания платы за прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Республики Башкортостан». Начало действия документа - 08.11.1995. Окончание действия документа - 16.09.2015. Документ утратил силу с 17 сентября 2015 года в связи с изданием Постановления Правительства РБ от 17.09.2015 N 396.
В п.4.1 Постановления кабинета Министров №399 от 08.11.1995 года указано, что в системы канализации населенного пункта могут быть приняты сточные воды, количество и качество которых соответствует установленным нормативам и не вызывает нарушения в работе канализационных сетей и очистных сооружений, обеспечивает безопасность их эксплуатации и образование осадков, допустимых для использования в качестве удобрений;
Запрещается сбрасывать в систему канализации населенного пункта: вещества, которые способны засорять трубы, колодцы, решетки или осаждаться на стенках труб, колодцев, решеток (взвешенные вещества в концентрации свыше 500 мг/л, окалина, известь, песок, гипс, металлическая стружка, каныга, волокна, грунт, строительный и бытовой мусор, производственные и хозяйственные отходы, шламы и осадки от локальных очистных сооружений, всплывающие вещества и т.п.) (пункт 4.2 постановления);
Предприятия ВКХ могут устанавливать абонентам временные условия приема (ВУП) сточных вод в системы канализации населенных пунктов:
а) по объему сточных вод - лимиты водоотведения, исходя из технических возможностей системы канализации;
б) по качеству - временно допустимые концентрации загрязняющих веществ, исходя из технической и технологической возможности системы канализации населенного пункта, проектной окислительной мощности очистных сооружений, а также требований к объему и токсичности осадков, образующихся в системе канализации населенного пункта, на период выполнения согласованного плана мероприятий по доведению качества сточных вод до утвержденных нормативов.
ВУП сточных вод указываются в договоре на отпуск воды и прием стоков (п.4.5 постановления).
Постановление Правительства РБ от 17.09.2015 N 396 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения населенных пунктов Республики Башкортостан с организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в централизованные системы водоотведения населенных пунктов Республики Башкортостан" утверждён новый порядок взимания платы за сброс сточных вод, признано утратившим силу Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 8 ноября 1995 года N 399 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Республики Башкортостан".
Согласно п.3. Постановления Правительства РБ от 17.09.2015 N 396 Сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения населенного пункта, должны соответствовать нормативам водоотведения по составу сточных вод, установленным абоненту органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан или уполномоченным им предприятием ВКХ, а также требованиям, установленным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 утверждены новые Правила холодного водоснабжения и водоотведения и внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации - в том числе в Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167.
Указанные изменения вступили в законную силу 14.08.2013, за исключением положений раздела VII Правил холодного водоснабжения и водоотведения, вступившего в силу с 1 января 2014 года.
Пунктом 1 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, распространяющих свое действие на правоотношения, возникшие после 14.08.2013, а положения раздела VII данных Правил - после 01.01.2014, предусмотрено, что они регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.
В силу пункта 111 названных Правил абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В пункте 113 данных Правил установлено, что сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению N 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 114 указанных Правил состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Из Приложения N 3 Правил холодного водоснабжения и водоотведения следует, что оно предусматривает максимально допустимое значение показателя и (или) концентрации загрязняющих веществ в натуральной пробе сточных вод
I. Нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованные общесплавные и бытовые системы водоотведения | |||
Реакция среды (pH) | ед. | ||
Температура | °C | +40 | |
Минерализация (плотный остаток) | мг/дм3 | ||
Жиры (растворенные и эмульгированные) | мг/дм3 | ||
Нефтепродукты (растворенные и эмульгированные) | мг/дм3 | ||
Летучие органические соединения (ЛОС) (в том числе толуол, бензол, ацетон, метанол, бутанол, пропанол, их изомеры и алкилпроизводные по сумме ЛОС) | мг/дм3 | ||
Сульфиды (S-H2S+S2-) | мг/дм3 | ||
Кратность разбавления, при которой исчезает окраска в столбике 10 см | - | ||
Хлор и хлорамины | мг/дм3 | ||
Индекс токсичности | ед. | ||
Соотношение ХПК: БПК5 | - | ||
Взвешенные вещества | мг/дм3 | ||
БПК5 | мг/дм3 | ||
ХПК | мг/дм3 | ||
Азот (сумма азота органического и азота аммонийного) | мг/дм3 | ||
Фосфор общий () | мг/дм3 | ||
СПАВ анионные | мг/дм3 | ||
Фенолы (сумма) | мг/дм3 | ||
Сульфаты () | мг/дм3 | ||
Хлориды (Cl-) | мг/дм3 | ||
Алюминий (Al) | мг/дм3 | ||
Железо (Fe) | мг/дм3 | ||
Марганец (Mn) | мг/дм3 | ||
Медь (Cu) | мг/дм3 | ||
Цинк (Zn) | мг/дм3 | ||
Хром общий (Cr(III) +Cr(VI)) | мг/дм3 | ||
Хром Cr(VI) | мг/дм3 | ||
Никель (Ni) | мг/дм3 | ||
Кадмий (Cd) | мг/дм3 | ||
Свинец (Pb) | мг/дм3 | ||
Мышьяк (As) | мг/дм3 | ||
Ртуть (Hg) | мг/дм3 | ||
Стронций | мг/дм3 | ||
II. Нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованные дождевые системы водоотведения | |||
Реакция среды (pH) | ед. | ||
Температура | °C | +40 | |
Взвешенные вещества | мг/л | ||
Сульфиды | мг/л | ||
Сульфаты | мг/л | ||
Хлориды | мг/л | ||
БПК5 | мг/л | ||
Азот аммонийный | мг/л | ||
Нефтепродукты | мг/л |
Показатель соотношения ХПК:БПК5 применяется при условии превышения уровня ХПК 500 мг/дм3.
(сноска в ред. Постановления Правительства РФ от 05.01.2015 N 3)
Доводы административного истца о том, что нормативные показатели, установленные актом г.Дюртюли, противоречат нормативным показателям, установленным Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, в связи с чем не подлежат применению, являются необоснованными.
В силу пп. "д", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, водное законодательство и законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как видно из оспариваемого постановления главы администрации г.Дюртюли №18 от 21.02.2012 года большинство нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ, отводимых абонентами в системы канализации г.Дюртюли, установлены в размере меньшем, чем максимально допустимое значение этих показателей, определенное в указанном Приложении №3 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644.
При этом некоторые нормативные показатели (сульфатов, фенолов) наоборот, установлены в размере превышающем максимальное допустимое значение этих показателей, указанных в приложении №3 Правил Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644.
Из анализа вышеприведённых нормативно-правовых актов следует, что согласно действующего законодательства органами местного самоуправления уполномочены устанавливать абоненту те нормативы, которые определяют допустимое воздействие на окружающую среду, с учётом мощностей системы коммунального водоснабжения и канализации.
Постановление главы администрации г.Дюртюли №18 от 21.02.2012 года свидетельствует о принятии администрацией г.Дюртюли дополнительных мер по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
В силу ст.28 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О водоснабжении и водоотведении" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Необходимые коды бюджетной классификации для уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
Нормативы зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы РФ отражены в таблице:
Год | Норматив зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду | Основание |
Федеральный закон от 03.12.2012 N 244-ФЗБюджетный кодекс РФ | ||
Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ | ||
Федеральный закон от 23.12.2003 N 186-ФЗ | ||
Федеральный закон от 24.12.2002 N 176-ФЗ |
С учётом изложенного п. 4 постановления главы администрации г.Дюртюли №18 от 21.02.2012 года, согласно которого средства, поступающие от предприятий и организаций при взимании платы за превышение норм ДК загрязняющих веществ в сточных водах, остаются в распоряжении МУП «Дюртюливодоканал», включен в постановление незаконно, поскольку данные средства должны поступать федеральный, субъекта, муниципальные бюджеты, в пропорциях в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Поэтому данный пункт постанолвления надлежит признать недействующим с момента вынесения постанолвления, то есть с 21.02.2012 года.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №5» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Башкортостан к администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о признании недействующим постановления главы администрации №18 от 21.02.2012 года «Об утверждении норм допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых предприятиями и организациями в систему коммунальной канализации г.Дюртюли», удовлетворить частично.
Признать пункт 4 постановления главы администрации №18 от 21.02.2012 года «Об утверждении норм допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых предприятиями и организациями в систему коммунальной канализации г.Дюртюли» недействующим с 21.02.2012 года.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления, отказать.
Разъяснить административному ответчику, что он обязан сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его принятия, путем подачи апелляционной жалобы или представления через Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан.
Решение изготовлено в мотивированной форме 23.12.2016 года.
Судья подпись Е.Г. Крамаренко
Копия верна. Решение не вступило в законную силу 23.12.2016 года. Подлинник решения подшит в дело №2а-1730/2016.
Судья Е.Г. Крамаренко