ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1731/20 от 17.08.2020 Конаковского городского суда (Тверская область)

Административное дело №2а-1731/2020

69RS0014-02-2020-001894-15

Решение

Именем Российской Федерации

Конаковский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Мошовец Ю.С.

при ведении протокола помощником судьи Фуряевой И.С.

с участием Конаковского межрайонного прокурора Скобелева В.А.,

представителя административного истца по доверенности Красильникова П.А.,

представителя административного ответчика по доверенности Офицеровой Н.М.

заинтересованного лица Дубовской О.В. и её представителя по доверенности Колесникова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №5 Лоскутова Е.С. к Территориальной избирательной комиссии Конаковского района, заинтересованные лица кандидат в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №5 ФИО24, Конаковского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», о признании незаконным и отмене Постановления о регистрации кандидата в депутаты,

установил:

Лоскутов Е.С., действуя через своего представителя по доверенности Красильникова П.А., обратился в Конаковский городской суд Тверской области с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Конаковского района о признании незаконным и отмене Постановления территориальной избирательной комиссии Конаковского района от 01.08.2020 года №159/1149-4 «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №5 ФИО25».

Административный иск обоснован тем, что Лоскутов Е.С., выдвинутый в порядке самовыдвижения, постановлением территориальной избирательной комиссии Конаковского района от 23.07.2020 года, был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу № 5.

01 августа 2020 года постановлением территориальной избирательной комиссии Конаковского района (далее - Избирательная комиссия) от 01.08.2020 года № 159/1149-4 (далее - Постановление № 159/1149-4) ФИО24, выдвинутый избирательным объединением «Конаковское местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» также был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу № 5.

Административный истец считает, что Постановление № 159/1149-4 о регистрации ФИО25 кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу № 5 подлежит отмене, как принятое с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, поскольку имелись основания отказа в регистрации кандидата, предусмотренные подпунктом, «в» «в1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 67-ФЗ).

1) 21 июля 2020 года в территориальную избирательную комиссию Конаковского района уполномоченным представителем Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Косьяновым Н.С. были представлены документы для заверения списка кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский по многомандатным избирательным округам, в том числе заявления каждого из кандидатов о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

23 июля 2020 года постановлением территориальной избирательной комиссии Конаковского района № 157/1132-4 был заверен список кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский по многомандатным избирательным округам, выдвинутый Конаковским местным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

24 июля 2020 года Дубовской О.В. в территориальную избирательную комиссию Конаковского района были представлены документы для выдвижения и регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский по Новозавидовскому двухмандатному округу №5.

В нарушение части 9 статьи 30 Избирательного кодекса Тверской области, список кандидатов, выдвинутых по многомандатным избирательным округам Конаковским местным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», включал 2 листа и не был прошит. Таким образом, список кандидатов по многомандатным избирательным округам оформлен с нарушением закона.

2) В соответствии с подпунктом «г» части 3 статьи 32 Избирательного кодекса Тверской области, список кандидатов является обязательным документом для выдвижения кандидата.

Копия решения о создании Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в нарушение части 3 статьи 32 Избирательного кодекса Тверской области была заверена не нотариально и не руководителем постоянно действующего органа избирательного объединения, а иным лицом. В качестве избирательного объединения выступало Конаковское местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». В соответствии с пунктом 5.7. Устава КПРФ, постоянно действующим руководящим органом местного отделения КПРФ является Комитет (горком, райком и так далее), который избирается Конференцией соответствующего местного отделения КПРФ и ей подотчётен. Согласно пункту 5.12. Устава КПРФ, для решения политических, организационных и текущих вопросов, а также для руководства деятельностью местного отделения партии между заседаниями, Комитет избирает из своего состава Бюро Комитета, которое подотчётно Комитету местного отделения КПРФ.

В соответствии с пунктом 5.14. Устава КПРФ, руководство деятельностью Комитета и его Бюро осуществляется первым секретарем Комитета, который избирается и освобождается от должности Комитетом. Таким образом, копия решения о создании Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» должна была быть либо заверена нотариально, либо первым секретарем Комитета местного отделения. Таким образом, копия решения о создании избирательного объединения, являющаяся обязательным документом для выдвижения кандидата, оформлена с нарушением закона.

Также, представленное решение о создании Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» не соответствует требованиям пункта 5.1 Устава КПРФ. Решение о создании представляет собой постановление общественной организации. В соответствии с пунктом 5.1 Устава КПРФ, местное отделение КПРФ (городское, районное и так далее) создаётся на Учредительном собрании или Конференции членов КПРФ, как правило, на территории деятельности органа местного самоуправления (муниципального образования) по решению Комитета или Бюро Комитета соответствующего регионального отделения КПРФ с учётом особенностей административно-территориального деления субъекта Российской Федерации. Таким образом, уставом не предусмотрен такой порядок создания местного отделения как реорганизация общественной организации.

3) Согласно подпункта «е» части 3 статьи 32 Избирательного кодекса ТО, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет на выборах в органы местного самоуправления не позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 102 настоящего Кодекса, - в избирательную комиссию муниципального образования (территориальную избирательную комиссию) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

В соответствии с пунктом 5.8 Устава КПРФ, по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии выдвигает <данные изъяты> голосованием кандидатов (список кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления. Таким образом, Уставом КПРФ предусмотрено выдвижение списка кандидатов местным отделением только после согласования с Бюро Комитета регионального отделения.

Однако, в территориальную избирательную комиссию в качестве решения о выдвижении списка кандидатов было представлено Постановление Пленума Комитет Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 03 июля 2020 года. В качестве документа, подтверждающего согласование с соответствующим органом политической партии, было представлено Постановление Бюро Комитета Тверского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 07 июля 2020 года.

Таким образом, в момент принятия решения о выдвижении списка кандидатов по многомандатным избирательным округам Конаковским местным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» отсутствовало согласование с Бюро Комитета регионального отделения партии, предусмотренное пунктом 5.8 Устава КПРФ.

4) Постановление Пленума Комитета Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 03 июля 2020 года «О назначении уполномоченного представителя избирательного объединения», представляемое в соответствии с подпунктом «д» части 3 статьи 32 Избирательного кодекса Тверской области, содержит неоговоренное исправление шариковой ручкой в сведениях об адресе месте жительства уполномоченного представителя.

Оспариваемое Постановление №159/1149-4, по мнению административного истца, нарушает его пассивное избирательное право - право быть избранным депутатом Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу № 5 (подпункт 27 статьи 2 равенство (равенство перед законом, равенство прав), гарантированное Конституцией Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 19), так как допускает возможность участия в выборах гражданина, который стал зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу № 5, несмотря на наличие нарушений, препятствующих его регистрации.

Исходя из изложенного, руководствуясь вышеперечисленными обстоятельствами и нормами права, а также пунктом 11 статьи 20, пунктами 1, 2, 5 и 10 статьи 75, пунктами 1 и 2 статьи 78 Закона № 67-ФЗ, главой 24 КАС подано данное административное исковое заявление.

В судебном заседании принято дополнение к административному исковому заявлению, в соответствии с которым по правилам части 3 статьи 62 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 № 21-ФЗ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Полагает необходимым дополнить административное исковое заявление следующими обстоятельствами.

В ходе проверки документов, необходимых для выдвижения и регистрации Дубовской О.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский по Новозавидовскому двухмандатному округу №5 Избирательной комиссией были выявлены несоответствия представленных документов требованиям Закона № 67-ФЗ. 28 июля 2020 года постановлением территориальной избирательной комиссии был утвержден текст извещения о выявлении неполноты сведений в документах, представленных в Территориальную избирательную комиссию Конаковского района для выдвижения и регистрации.

28 июля 2020 года О.В. Дубовская была извещена о неверном указании должности в заявлении о согласии баллотироваться.

29 июля 2020 года О.В. Дубовская представила в территориальную избирательную комиссию новое заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, датированное 29 июля 2020 года, а также новую справку с места работы.

По правилам части 2 статьи 33 Закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении, среди прочих сведений, указываются основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Подпунктом в) пункта 2.2. названной статьи предусмотрена обязанность кандидата представить документ, подтверждающий сведений об основном месте работы.

Согласно правилам оформления официальных документов, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации» (вместе с «ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов») обязательным реквизитом любого документа является дата его выдачи и его регистрационный номер.

Представленная Дубовской О.В. 24 июля 2020 года справка с места работы и справка представленная 29 июля 2020 года не содержат такого обязательного реквизита как дата.

Таким образом, полагает, что названные справки оформлены с нарушением предъявляемых требований к официальным документам.

Также, указанные справки не могут свидетельствовать, что Дубовская О.В. работает в указанной организации на момент объявления выборов и предоставления документов для выдвижения в Избирательную комиссию, и не содержит сведений о том, что названное место работы для Дубовской О.В. является основным, и не исключает возможности работы в указанной организации по совместительству.

Копия трудовой книжки также заверена работодателем не должным образом, не указаны даты заверения копии, а также надписи о месте хранения документа.

Работодатель обязан по заявлению работника выдать ему копию ведущейся работодателем трудовой книжки или заверенную в установленном порядке выписку из трудовой книжки (ст. 62 ТК РФ, п. 7 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила)). Заверенной копией документа считается копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость (пп. 25 п. 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013, утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст). ГОСТ Р 7.0.97-2016 (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст) распространяется на организационно-распорядительные документы: уставы, положения, правила, инструкции, регламенты, постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, договоры, акты, письма, справки и другие документы, в том числе включенные в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 299), класс 0200000. Отметка о заверении копии оформляется для подтверждения соответствия копии документа (выписки из документа) подлиннику документа. Отметка о заверении копии проставляется под реквизитом «Подпись» и включает: слово «Верно»; наименование должности лица, заверившего копию; его собственноручную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения копии (выписки из документа) (п. 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2016).

Если копия выдается для представления в другую организацию, отметка о заверении копии дополняется надписью о месте хранения документа, с которого была изготовлена копия («Подлинник документа находится в...»), и заверяется печатью организации.

Копия трудовой книжки, представленная Дубовской О.В., не содержит дат заверения, а также надписи о месте хранения документа. Таким образом, копия документа, подтверждающая сведения об основном месте работы кандидата, оформлена с нарушением закона.

Заявление о согласии баллотироваться Дубовской О.В. от 29 июля 2020 года поступило в Избирательную комиссию незаконно и незаконно, было учтено при принятии решения о регистрации Дубовской О.В. кандидатом в депутаты. Заявление о согласии баллотироваться, согласно части 2 статьи 32 Закона Тверской области от 07.04.2003 г. № 20-30 «Избирательный кодекс Тверской области» (далее - Избирательный кодекс ТО) относится к документам, в случае выдвижения кандидата от избирательного объединения, представляемым в избирательную комиссию исключительно уполномоченным представителем избирательного объединения. Первоначальное заявление о согласии баллотироваться от 17.07.2020 года было представлено уполномоченным избирательного объединения. Таким образом, Дубовская О.В., не являясь уполномоченным представителем избирательного объединения, не имела права предоставлять новое заявление о согласии баллотироваться от 29.07.2020 года, а избирательная комиссия не имела права принимать от кандидата новое заявление о согласии баллотироваться и руководствоваться им при принятии решения о регистрации. Согласно части 1.1 статьи 38 Закона №67-ФЗ, Дубовская О.В. имела право написать дополнительное заявление о внесении дополнений/изменений в ранее предоставленное заявление о согласии баллотироваться (приложение №11 к постановлению избирательной комиссии от 23.06.2020 года №151/1101-4), однако, этого не сделала.

Таким образом, единственно законно поступившим в избирательную комиссию на момент принятия обжалуемого решения было заявление о согласии баллотироваться от 17 июля 2020 года. Так как указанное заявление о согласии баллотироваться содержит неверные сведения в отношении наименования места работы Дубовской О.В. нельзя признать его оформленным в соответствии с требованиями Федерального закона № 67-ФЗ. В заявлении о согласии баллотироваться Дубовской О.В. от 17 июля2020 года в качестве основного места работы указано ООО «Инвента», согласно представленной справки - ООО «Ивента».

В отношении документов, представленных уполномоченным представителем избирательного объедения, оформленных с нарушением закона, поясняет следующее. Решением о заверении списка кандидатов нарушено его пассивное избирательное право. Административный истец, как кандидат не имеет права на обжалование решения о заверении списка кандидатов, поскольку закон не сдержит в качестве основания для оспаривания заверения списка наличие в числе документов, представленных для заверения списка, документов оформленных с нарушением закона, восстановить нарушенное право возможно только посредством обжалования решения о регистрации кандидата, включенного в этот список.

Документы, представленные уполномоченным представителем, являются обязательными документами для уведомления о выдвижении (более того представляются именно для уведомления о выдвижении), и обязательными для регистрации кандидата. На основании этого, наличие среди указанных документов, документов оформленных с нарушением закона, является прямым основанием отказа в регистрации в силу подпункта «в.1» части 24 статьи 38 Закона № 67-ФЗ, и наличие решения о заверении списка, а также факт того, что оно не обжалуется, не имеет значения для правильного рассмотрения административного искового заявления.

На основании вышеуказанного, просит дополнить административное исковое заявление указанными основаниями; административное исковое заявление удовлетворить.

Административный истец Лоскутов Е.С. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Направил в суд заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

Представитель административного истца Лоскутова Е.С. по доверенности Красильников П.А. в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования с учетом их дополнения в данном судебном заседании. Пояснил, что имеются нарушения при регистрации кандидата Дубовской О.В., которые можно объединить в две группы. К первой группе можно отнести нарушения при предоставлении документов для заверения списка кандидатов, данные нарушения изложены в административном исковом заявлении. Вторые нарушения допущены Дубовской О.В. при предоставлении документов. В представленных документах, подтверждающих место работы, отсутствует указание на дату их выдачи, кроме того, в трудовой книжке не указано, где хранится подлинник. Подача заявления о согласии баллотироваться в составе списка возможно только уполномоченным лицом, а не самими кандидатом. 29 июля 2020г. Дубовской О.В. подано повторное заявление о согласии баллотироваться, в котором исправлена неточность в указании места работы. Каждое из указанных нарушений является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата. Просил суд удовлетворить заявленные исковые требования.

Представитель административного ответчика Территориальная избирательная комиссия Конаковского района по доверенности Офицерова Н.М. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление. По мнению избирательной комиссии, указанные административным истцом нарушения и недочеты, если и имеют место быть, то носят малозначительный характер и не имеют оснований для отказа в регистрации Дубовской О.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №5. Недочеты в оформлении документов, на которые указывает административный истец, как и частичное несоблюдение требований к форме представленных документов не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата, ввиду чего принятое Избирательной комиссией постановление от 01.08.2020г. является законным. Решение о заверении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва, выдвинутого Конаковским местным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» административным истцом не обжалуется и не может быть обжаловано им, даже если его права нарушены этим решением. Просила суд отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Заинтересованное лицо Дубовская О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица Дубовской О.В. по доверенности Колесников А.А. в судебном заседании пояснил, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку доказательств нарушения прав административного истца не представлено. Нарушений, которые повлекли бы искажение сведений о кандидате Дубовской О.В., установлено не было. Считает, что отсутствие даты на документе о месте работы не влечет его недействительность. Копию трудовой книжки выдавал и оформлял работодатель, восполнить недостатки сама Дубовская не могла. Кроме того, административное исковое заявление поступило в суд 12 августа 2020 года, в то время как срок на обжалование решения ТИК установлен 10 дней. Просил отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Представитель заинтересованного лица Конаковского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Косьянов Н.С. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Конаковский межрайонный прокурор Скобелев В.А. в судебном заседании дал заключение об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного истца, представителя заинтересованного лица.

Рассмотрев административное исковое заявление, выслушав участников судебного заседания, исследовав материал дела, выслушав заключение прокурора, проанализировав представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с п.2 ст. 239 КАС РФ, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с п. 11 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.

Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).

Таким образом, правовыми основаниями для удовлетворения административного иска о признании незаконным решения о регистрации кандидата применительно к содержанию спорных правоотношений являются указанные в п. 24 ст. 38 названного Закона основания отказа в регистрации кандидата.

Между тем таких оснований, влекущих удовлетворение административного иска, по настоящему делу не установлено.

Из представленной копии постановления Избирательной комиссии Тверской области №01-13/273 от 28 декабря 2007 года следует, что полномочия избирательной комиссии муниципального образования «городское поселение - поселок Новозавидовский» возложены на территориальную избирательную комиссию Конаковского района.

Постановлением Избирательной комиссии Тверской области №176/2220-5 от 12 мая 2016 года сформирована территориальная избирательная комиссия Конаковского района Тверской области сроком полномочий 2016-2021г.г. в количестве 7 человек.

Председателем территориальной избирательной комиссии Конаковского района срока полномочий 2016-2021г.г. назначен С.П. Фомченко.

Решением Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский №33 от 29 декабря 2014 года утверждена на срок десять лет до 28 декабря 2024 года схема пяти двухмандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский

Решением Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский № 15 от 22 июня 2020 года назначены выборы депутатов Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва на 13 сентября 2020 года.

Административный истец Лоскутов Е.С. постановлением Территориальной избирательной комиссии Конаковского района от 23.07.2020 года №157/1135-4 был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №5.

Согласно п.3 ст. 28 Избирательного кодекса Тверской области выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с Федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с Федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Постановлением Конференции Тверской областной политической общественной организации «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 29 января 2002 года принято решение о преобразовании местных и первичных организаций Общероссийской политической общественной организации «Коммунистическая партия Российской Федерации», входящих в состав Тверской областной организации КПРФ, в местные и первичные отделения Коммунистической партии Российской Федерации (список прилагается). В Списке под номером 15 значится Конаковское местное отделение.

16 октября 2002 года в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 102600000951 внесена некоммерческая организация Тверское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Постановлением Пленума Комитета Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 3 июля 2020 года уполномоченным представителем избирательного объединения «Конаковское местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» для представление его по вопросам, связанным с участием в выборах депутатов Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области пятого созыва согласно списку назначен Косьянов Н.С..

21 июля 2020 года уполномоченным представителем избирательного объединения «Конаковское местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» представлены документы для заверения списка кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва, выдвинутого Конаковским местным отделением КПРФ по многомандатным избирательным округам.

Представленные документы приняты членом рабочей группы по приему и проверке избирательных документов территориальной избирательной комиссии Конаковского района 21.07.2020 года в 09 час. 44 мин.

По итогам рассмотрения представленных документов 23 июля 2020 года территориальной избирательной комиссией Конаковского района принято постановление №157/1132-4 о заверении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района пятого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Конаковское местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по многомандатным избирательным округам.

24 июля 2020 года заинтересованное лицо ФИО24 представила в территориальную избирательную комиссию Конаковского района следующие документы: копию паспорта, копию диплома о высшем образовании, копию трудовой книжки, копию свидетельства о рождении ребенка, копию справки о заключении брака, копию ИНН для её выдвижения от Конаковского отделения КПРФ в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №5.

1 августа 2020 года по итогам рассмотрения представленных документов территориальной избирательной комиссией Конаковского района принято постановление №161/1170-4 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №5 ФИО25.

В административном иске Лоскутовым Е.С. неверно указан номер постановления ТИК Конаковского района, которое он обжалует, исходя их текста административного искового заявления, дополнения к иску, а также представленных документов Лоскутовым Е.С. оспаривается постановление №161/1170-4 территориальной избирательной комиссии Конаковского района Тверской области от 1 августа 2020 года о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №5 ФИО25.

Оспаривая постановление №161/1170-4 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №5 ФИО25 административный истец указывает на наличие оснований, предусмотренных подпунктами «в», «в1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», для отказа в регистрации указанного выше кандидата.

В силу пункта «в» части 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

В соответствии с пунктом «в.1» части 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.

Пунктом 14 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.

В соответствии с п. 14.1 указанной статьи в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию следующие документы:

а) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;

в) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);

г) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

д) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;

е) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком;

ж) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

Организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами «а», «в»-«ж» пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», настоящим Федеральным законом. Отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться, предусмотренного пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения. Выдвижение в одномандатном (многомандатном) избирательном округе большего числа кандидатов, чем число депутатских мандатов, подлежащих замещению в этом избирательном округе, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией всех кандидатов, выдвинутых в данном избирательном округе, из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения.

В соответствии с подпунктом «г» части 3 статьи 32 Избирательного кодекса Тверской области, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет на выборах в органы местного самоуправления не позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 102 настоящего Кодекса, - в избирательную комиссию муниципального образования (территориальную избирательную комиссию) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, утверждаемой организующей выборы избирательной комиссией, с учетом требований пунктов 19, 20 статьи 30 настоящего Кодекса.

Пунктом 14.4 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и частью 9 статьи 30 Избирательного кодекса Тверской области установлено, что список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).

Суд, исследовав в судебном заседании Список кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области пятого созыва, выдвинутых Конаковским местным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатному (многомандатному) избирательным округам, установил, что данный документ, представленный в Территориальную избирательную комиссию Конаковского района Косьяновым Н.С., скреплен, пронумерован, подписан первым секретарем Комитета Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Скрепление списка кандидатов в депутаты иным способом нежели прошивка не является основанием для отказа в согласовании указанного списка.

Для заверения Списка кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области пятого созыва, выдвинутых Конаковским местным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатному (многомандатному) избирательным округам представлены соответственно:

- копия нотариально удостоверенного свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Тверское отделение политической партии «Коммунистической партия Российской Федерации»;

- постановление Конференции Тверской областной политической общественной организации «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 29 января 2002 года о преобразовании местных и первичных организаций Общероссийской политической общественной организации «Коммунистическая партия Российской Федерации», входящих в состав Тверской областной организации КПРФ, в местные и первичные отделения Коммунистической партии Российской Федерации. Данное решение заверено подписью первого секретаря Тверского ОК КПРФ Воробьевой Л.Ф. и печатью Тверского областного отделения политической партии КПРФ.

Выпиской из ЕГРЮЛ в отношении Тверской областной политической общественной организации «Коммунистическая партия Российской Федерации» подтверждено, что лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является первый секретарь Тверского областного отделения КПРФ ФИО19.

Пунктом 3.4 Устава Коммунистической партии Российской Федерации, принятого II Чрезвычайным Съездом КПРФ 14 февраля 1993 года (с последующими изменениями), установлено, что местное отделение КПРФ создаётся и действует, как правило, на территории соответствующего органа местного самоуправления (муниципального образования) субъекта Российской Федерации с учётом особенностей его административно-территориального деления (район, город и так далее). Местные отделения входят в состав соответствующих региональных отделений КПРФ, при отсутствии в субъекте Российской Федерации регионального отделения – ставятся на учет в ЦК КПРФ.

В силу пункта 3.7 Устава КПРФ высшим руководящим органом структурного подразделения КПРФ является Конференция или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом местного и регионального отделения КПРФ является Комитет. В период между заседаниями Комитета местного или регионального отделения КПРФ, постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения партии является Бюро Комитета соответствующего местного или регионального отделения. В первичном партийном отделении постоянно действующим руководящим органом является Бюро, а при его отсутствии - секретарь первичного партийного отделения и его заместители.

Пунктами 4.10 и 4.11 Устава КПРФ предусмотрено, что руководство деятельностью первичного партийного отделения и его Бюро осуществляется секретарём первичного партийного отделения, который избирается и освобождается от должности решением общего собрания первичного партийного отделения. В первичных партийных отделениях численностью менее 15 членов КПРФ на секретаря первичного партийного отделения и его заместителей возлагаются также функции Бюро первичного партийного отделения, предусмотренные пунктом 4.7 Устава партии.

Согласно п.6.6 Устава КПРФ постоянно действующим руководящим органом регионального отделения КПРФ является Комитет (реском, крайком, обком, окружком,

горком в городах федерального значения), который избирается Конференцией соответствующего регионального отделения КПРФ и ей подотчётен.

В соответствии с п.6.13 Устава КПРФ руководство деятельностью Комитета и Бюро Комитета регионального отделения КПРФ осуществляется первым секретарем Комитета, который избирается и освобождается от должности Комитетом.

Следовательно, указанные выше документы оформлены и удостоверены надлежащим образом.

Решение о создании Конаковским местным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» принято уполномоченным органом в соответствии положениями п.п. 5.1, 6.7 Устава КПРФ, устав не содержит запрета преобразование местных и первичных организаций КПРФ.

В соответствии с пунктом 5.8 Устава КПРФ, Комитет местного отделения КПРФ по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии выдвигает <данные изъяты> голосованием кандидатов (список кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления.

Пунктом 6.11 Устава КПРФ предусмотрено, что Бюро Комитета регионального отделения КПРФ согласовывает решения руководящих органов местных отделений партии в соответствии с требованиями Устава КПРФ.

Из постановления от 3 июля 2020 года следует, что Пленумом Комитета Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в соответствии с п.5.8 Устава политической партии принято решение выдвинуть кандидатов по многомандатным избирательным округам на выборах Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области пятого созыва списком в следующем составе:

По Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №1

ФИО6

ФИО7

По Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу

2.1. ФИО8

2.2. ФИО9

По Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу

3.1. ФИО10

3.2. ФИО24

Постановлением №01-8/52-26 от 7 июля 2020г. Бюро Комитета Тверского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» согласованы кандидатуры, выдвигаемые в качестве кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области пятого созыва списком в указанном выше виде.

Таким образом, решения приняты в соответствии с положениями п.5.8 и п.6.11 Устава КПРФ, нарушений не установлено. Довод административного истца о нарушении положений п.5.8 Устава КПРФ основано на его неверном толковании.

Наличие в Постановлении Пленума Комитета Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 03 июля 2020 года «О назначении уполномоченного представителя избирательного объединения», неоговоренное исправление шариковой ручкой в сведениях об адресе месте жительства уполномоченного представителя не является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.

Согласно п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Согласно подпунктам «а», «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к заявлению о согласии баллотироваться прилагаются копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 данной статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы. Также представляются копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Из материалов дела следует, что кандидатом Дубовской О.В. в заявлении о согласии баллотироваться от 17 июля 2020г. указаны все необходимые сведения. 24 июля 2020г. при подаче документов представлена копия дубликата трудовой книжки серия , заверенная главным бухгалтером ООО «Ивента», с отметкой о работе по настоящее время, в трудовой книжке отсутствуют сведения о том, что работа в ООО «Ивента» не является основной; справка ООО «Ивента» о том, что Дубовская О.В. работает в ООО «Ивента» в должности дизайнера 1 категории с 12.02.2018г. по настоящее время.

Законодательство о выборах не содержит прямого указания на вид документа, которым должны быть подтверждены сведения об основном месте работы кандидата, и отсутствуют требования о представлении только копии трудовой книжки.

28 июля 2020 года в адрес Дубовской О.В. было направлено постановление №159/1149-4 ТИК Конаковского района об извещении кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №5 Дубовской О.В., приложением к которому является извещение. В извещении Дубовская О.В. была проинформирована о выявленных несоответствиях в указании места работы кандидата в заявлении о согласии баллотироваться и представленных документах.

29 июля 2020 года Дубовской О.В. в ТИК Конаковского района подано заявление о принятии на рассмотрение дополнительно предоставленных документов: заявления и справки с места работы, так как в ранее предоставленных документах допущена ошибка. К заявлению приложено заявление о согласии баллотироваться от 29.07.2020г., в котором уточнено наименования места работы кандидата Дубовской О.В., а также справка о месте работы ООО «Ивента», в которой указано, что она работает в ООО «Ивента» в должности дизайнера с 12.02.2018 года по настоящее время.

01 августа 2020 года принято решение о регистрации Дубовской О.В. в качестве кандидата.

Таким образом, используя предоставленное право на предоставление дополнительных документов и внесение уточнения в представленные документы в срок не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, Дубовская О.В. уточнила наименование места работы в заявлении и должности в справке.

Представленные Дубовской О.В. документы, подтверждающие её место работы, не содержат даты их составления (в отношении справок), даты заверения и хранения подлинника (в отношении копии трудовой книжки).

Однако, справка ООО «Ивента», представленная Дубовской О.В. в ТИК Конаковского района 29.07.2020г., изготовлена после получения кандидатом постановления ТИК Конаковского района от 28.07.2020г., поскольку в ней исправлены имеющиеся в справке, предоставленной 24.07.2020г., недостатки, а именно, уточнено наименование должности Дубовской О.В., а, следовательно, она изготовлена после назначения выборов депутатов Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва.

Федеральное законодательство и законодательство Тверской области о выборах не содержит сроков действия документов, подтверждающих место работы кандидата.

Таким образом, территориальная избирательная комиссия на момент вынесения оспариваемого решения располагала всеми необходимыми сведениями, предусмотренными пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в том числе данными об основном месте работы кандидата Дубовской О.В.

Поскольку в заявлении о согласии баллотироваться, представленном в ТИК Конаковского района в установленном законом порядке уполномоченным представителем избирательного объединения Косьяновым Н.С., имелась техническая ошибка в указании названия организации, в которой работает Дубовская О.В. (вместо ООО «Ивента» указано ООО «Инвента»), 29 июля 2020г. Дубовская О.В. исправила данную техническую ошибку, представив новое заявление 29.07.2020г.

Недостоверность представленных кандидатом сведений не может служить основанием для исключения кандидата из зарегистрированного списка, признания незаконным и отмены постановления избирательной комиссии, исходя из положений пункта 26 статьи 38, пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, поскольку такое основание в пункте 26 статьи 38 отсутствует. В соответствии с пунктом 8 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений избирательная комиссия направляет в средства массовой информации.

Указанные обстоятельства касаются сведений, указанных кандидатом Дубовской О.В. в заявлении о согласии баллотироваться в отношении наименования организации, в которой она работает.

При этом оснований полагать, что предоставление недостоверных сведений равнозначно не предоставлению сведений не имеется, поскольку это приведет к существенному ограничению избирательных прав граждан. Следовательно, если избирательная комиссия придет к выводу о том, что кандидатами указаны недостоверные сведения, то она вправе направить сведения об этом в средства массовой информации с целью информирования избирателей.

Согласно пункту 3 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 2 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума. Установленные настоящей частью процессуальные сроки восстановлению не подлежат.

Заинтересованным лицом Дубовской О.В. заявлено о пропуске административным истцом процессуального срока на подачу административного иска.

Согласно части 4 статьи 93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, в случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.

Оспариваемое постановление принято 1 августа 2020 года, административное исковое заявление Лоскутова Е.С. сдано в отделение почтовой связи 10 августа 2020 года, что подтверждается конвертом, описью вложения и отчетом об отслеживании корреспонденции сайта «Поста России». Таким образом, исковое заявление подано в установленный законом срок.

За процессуальным сроком подано только дополнение к административному иску (17.08.2020г.), содержащее доводы о наличии нарушений в документах Дубовской О.В.

Учитывая вышеизложенное, административное исковое требование Лоскутова Е.С. о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Конаковского района от 01 августа 2020 года №161/1170-4 «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №5 ФИО25» удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое требование кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №5 Лоскутова Е.С. о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Конаковского района от 01 августа 2020 года №161/1170-4 «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №5 ФИО25» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Ю.С. Мошовец

Решение в окончательной форме изготовлено 18 августа 2020 года.

Председательствующий Ю.С. Мошовец

Административное дело №2а-1731/2020

69RS0014-02-2020-001894-15