ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1732/20 от 28.12.2020 Переславского районного суда (Ярославская область)

Дело №2а-1732/2020

76RS0008-01-2020-002375-26

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2020г. г. Переславль-Залесский

Переславский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Ивановой Ю.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Леонтьевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми к ФИО1 о взыскании налога, пени, издержек,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель руководителя ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми – ФИО2, обратилась в Переславский районный суд Ярославской области с административным иском к ФИО1, просит взыскать с административного ответчика налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 146 рублей, пени за неуплату данного налога в размере 14 рублей 16 копеек, а так же издержки в размере 60 рублей.

В обоснование требований указано, что в период 2015 года ФИО1 являлся собственником квартиры, расположенной в <адрес скрыт>. Обязанность по уплате налога на имущество административным ответчиком не исполнена. Пени рассчитаны за период с 02.12.2016г. по 04.10.2017г. В адрес ФИО1 направлялось требование <номер скрыт> со сроком уплаты задолженности до 21.11.2017г. До настоящего времени задолженность по налогу и пени не погашена. С целью взыскания задолженности административный истец обращался к мировому судье. Был вынесен судебный приказ №2а-1658/2020 от 22.05.2020г. По заявлению ФИО1 данный судебный приказ был отменен определением мирового судьи от 23.06.2020г. От этой даты надлежит исчислять шестимесячный срок, предусмотренный п. 3 ст. 48 НК РФ. В связи с рассмотрением административного иска налоговым органом понесены расходы по оплате почтовых услуг в размере 60 рублей, являющиеся судебными издержками.

Представитель административного истца в судебном заседании не участвовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, направил в адрес суда письменные пояснения по административному иску от 10.12.2020г., которые приобщены к материалам дела (л.д. 27). Указал, что Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика утвержден Приказом ФНС России от 22.08.2017г. №ММВ-7-17/617@. Физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, документы, используемые налоговым органом при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе по почте не направляются (п. 2 ст.11.2 НК РФ). Личный кабинет налогоплательщика ФИО1 сформирован, ему выданы логин и пароль. Регистрация осуществлена 02.09.2015г. В связи с этим, налоговое уведомление от <дата скрыта><номер скрыт>, а так же требование от <дата скрыта><номер скрыт> направлены ФИО1 посредством личного кабинета, что подтверждается скриншотами.

В своем письме от 22.12.2020г. административный истец указал иную информацию относительно налогового уведомления от <дата скрыта><номер скрыт>, сообщив об отсутствии документов, подтверждающих его направление почтой, поскольку данное уведомление сформировано в налоговом органе по месту регистрации налогоплательщика – МИФНС России №1 по Ярославской области.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований. Пояснил, что собственником объекта налогообложения является, однако, имеет статус инвалида и пенсионера, в силу чего освобожден от уплаты налога на имущество. Информация об этом неоднократно передавалась в налоговый орган. Регистрацию личного кабинета налогоплательщика и пользование им подтверждает.

Заслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела установлено, что административному ответчику ФИО1 с <дата скрыта> года и по настоящее время принадлежит 1/3 доля квартиры по адресу: <адрес скрыт>.

В соответствие со ст.57 Конституции РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. В силу положений ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах.

С 01 января 2015г. введена в действие глава 32 Налогового кодекса РФ «Налог на имущество физических лиц».

Согласно п. 1 ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Из содержания ст. 401 НК РФ следует, что квартира, расположенная в пределах муниципального образования, признается объектом налогообложения.

В силу п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Согласно расчету административного истца, в 2015 году налог на 1/3 долю указанной квартиры составил 146 рублей.

Расчет административным ответчиком не оспаривается.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого (вручаемого) налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации - ст. 363 НК РФ.

В налоговом уведомлении <номер скрыт> от <дата скрыта>. указано, что документ направлен ФИО1 по адресу: <адрес скрыт> (л.д. 8). Срок уплаты налогов установлен до 01.10.2016г.

Административный ответчик не оспаривает регистрацию по месту жительства по указанному адресу. Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства направления налогового уведомления почтой. Наоборот, на запрос суда административный ответчик в своем ответе от 10.12.2020г. указал, что налоговое уведомление было направлено ФИО3 посредством личного кабинета налогоплательщика.

В силу п. 2 ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

2015 год находятся в пределах допустимого периода. Расчет суммы налога на имущество физических лиц судом проверен, противоречий не выявлено.

В установленный срок налог административным ответчиком не был уплачен. В связи с этим, на имя ФИО1 было сформировано требование <номер скрыт> от <дата скрыта>., определена сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015г., а так же пени; срок уплаты налога и пени установлен до 21.11.2017г. (л.д. 10).

Согласно ч.ч.1,2 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Таким образом, направление требования об уплате налога является обязательным условием для взыскания недоимки в судебном порядке.

Согласно ч. 6 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В требовании <номер скрыт> от <дата скрыта> указано, что оно направлено на адрес проживания ФИО1, однако, доказательства этому в материалах дела отсутствуют. В своих письмах от 10.12.2020г. и 22.12.2020г. административный ответчик указал, что требование направлено через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно скриншоту из программы АИС Налог-3 ПРОМ, регистрация ФИО1 в интернет - сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» произведена 02.09.2015г.

Приказом ФНС России от 30.06.2015 N ММВ-7-17/260@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика (действовавший до 28 декабря 2017 года) которым предусмотрена возможность отправки документов налоговых органов, направление которых налогоплательщику осуществляется через личный кабинет налогоплательщика в случаях, предусмотренных Кодексом, в том числе требований об уплате.

Пунктами 9, 10 Порядка предусмотрено, что для доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика указанным лицом представляется заявление о доступе к личному кабинету налогоплательщика по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку в любой налоговый орган независимо от места его учета (за исключением инспекций Федеральной налоговой службы, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами).

Для обеспечения доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании Заявления представляет налогоплательщику регистрационную карту для использования личного кабинета налогоплательщика по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный налогоплательщику пароль.

При первом входе в личный кабинет необходимо сменить первичный пароль (пункт 15 Порядка). Если смена первичного пароля не была осуществлена в течение одного календарного месяца с даты регистрации налогоплательщика в личном кабинете, первичный пароль блокируется (пункт 16 Порядка).

В период 2019 года производился переход от ПК СЭОД к ПК АИС Налог-3, переносилась имеющаяся информация. Сведений о выдаче ФИО1 регистрационной карты в скриншоте АИС Налог-3 ПРОМ не имеется.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что процедура регистрации личного кабинета налогоплательщика применительно к ФИО1 была завершена. Однако, в судебном заседании административный ответчик ФИО1 подтвердил получение логина и пароля для использования личного кабинета налогоплательщика, а так же использование ресурса и получение документов из налоговой службы, в том числе касаемых начисления и уплаты налогов за 2015 год и пени по ним.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требовании <номер скрыт> от <дата скрыта>. направлено ФИО1 надлежащим образом, одном из способов, предусмотренных ч. 6 ст. 69 НК РФ.

Вместе с тем, правовые основания для удовлетворения административного иска у суда отсутствуют по следующим причинам.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 г. N 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

Из материалов дела судом установлено, что с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогу на имущество за 2015 год и пени налоговый орган обратился к мировому судье лишь в 2020 году, то есть с существенным нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 48 НК РФ.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Административный истец полагает, что срок на обращение с административным иском не пропущен, поскольку определение мирового судьи об отмене судебного приказа №2а-1658/2020 от 22.05.2020г. состоялась 23.06.2020г., а пунктом 3 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Действительно, административный иск о взыскании недоимки с ФИО1 направлен в Переславский районный суд 11.12.2020г. Однако Конституционный суд РФ неоднократно указывал, что при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Таким образом, судом при рассмотрении заявленного требования надлежит учитывать срок обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. А поскольку, в данном случае этот срок был пропущен и судом он не восстанавливался, данное обстоятельство является достаточным основаниям для оставления административного иска без удовлетворения.

Помимо этого, суд полагает необходимым указать, что статьей 407 НК РФ предусмотрены категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговую льготу по налогу, к числу которых не относятся инвалиды III группы инвалидности.

Вместе с тем, согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 407 НК РФ, к категории лиц, имеющих право на налоговую льготу по налогу отнесены пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством.

С учетом изложенного, налоговые льготы по налогу могут применяться в отношении лиц, признанных инвалидами III группы, в случае, если они одновременно являются пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством. Данное разъяснение дано в Письме ФНС России от 14.12.2016 N БС-4-21/23921@ "О предоставлении льготы по налогу на имущество физических лиц инвалидам III группы".

Судом установлено, что с 2013 года ФИО1 является инвалидом 3 группы, а так же пенсионером (л.д. 39). Пенсия ему назначена в соответствии с Законом РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», что является основанием для освобождения ФИО1 от уплаты налога на имущество.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-179 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми к ФИО1 о взыскании налога на имущество физических лиц и пени за 2015 год, издержек по оплате почтовых услуг, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Переславский районный суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения.

Судья: Иванова Ю.И.

Мотивированное решение изготовлено 11.01.2021г.