Дело № 2а-1732/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года Керченский городской суд Республики Крым в составе:
судьи Коротковой Л.М.
при секретаре Залинян Р.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Керчи гражданское дело по административному исковому заявлению военного прокурора – войсковая часть № в защиту интересов Российской Федерации, заинтересованное лицо- Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и г. Севастополю, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,-
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор – войсковая часть № в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в Керченский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведённого мониторинга сети «Интернет» на странице сайта <адрес> по электронному адресу: <адрес> выявлено объявление о продаже военного билета.
Исходя из содержания объявления, неопределенному кругу лиц предлагается приобрести за установленную денежную сумму военный билет.
Данная информация на сайте носит противоправный характер, за распространение которой предусмотрена административная и уголовная ответственность, является незаконной, нарушает порядок оформления и получения гражданами Российской Федерации военный билет по нижеуказанным основаниям.
Доступ на указанный Интернет-сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.
Данный сайт оказывает прямое негативное воздействие на нравственность граждан-пользователей сети «Интернет», нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантированным Конституцией Российской Федерации.
Административное исковое заявление подано прокурором в порядке ст. 39 КАС РФ.
Просит суд признать информацию объявление о продаже военного билета, содержащегося в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта «<адрес> запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить.
Заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и г. Севастополю в судебное заседание не явился, в поданном на имя суда заявлении, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии по имеющимся материалам дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление необходимо удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно справки военного прокурора – войсковая часть № ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ года, в ходе проведённого мониторинга сети «Интернет» на странице сайта «<адрес> по электронному адресу: <адрес> выявлено объявление о продаже военного билета. Полагает, что данная информация на сайте является незаконной, поскольку нарушает порядок получения водительских удостоверений в Российской Федерации (л.д.8).
Приложение скрип - шоты страниц Интернет - сайта (д.д.9-10).
Как следует из материалов дела и установлено судом, в сети «Интернет» на странице сайта <адрес> по электронному адресу: <адрес> выявлено объявление о продаже военного билета, который содержит незаконную информацию, поскольку нарушает порядок получения водительских удостоверений в Российской Федерации.
Частью 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации установлено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ), каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Положениями ч. 3 ст. 53 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. ч. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – ФЗ № 149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ч. 5 ст. 15 ФЗ № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Из указанных правовых норм в их системной совокупности следует, что материализация информации, в том числе, на сайтах в сети «Интернет», распространение которой влечет ответственность, недопустима.
Пунктом 9 части 1 статьи 2 ФЗ № 149-ФЗ предусмотрено, что под распространением информации следует понимать действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 2 ФЗ № 149-ФЗ, сайт в сети «Интернет» – это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 2 ФЗ № 149-ФЗ, страница сайта в сети «Интернет» (интернет-страница) – часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
То есть, сайт, получивший определенное доменное имя, также может иметь страницы, переход на которые осуществляется посредством активизации соответствующих указателей (ссылок).
Согласно Приложения № 1 к Форме № 1 Приложения № 9 к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 № 495, военный билет оформляется и выдается гражданину Российской Федерации, не пребывающему в запасе и не проходившему военную службу: при призыве его на военную службу, а также при поступлении на военную службу по контракту на должность солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана; при поступлении его в военную профессиональную образовательную организацию; при зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в состав солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов из числа граждан: не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу; прошедших альтернативную гражданскую службу; граждан женского пола, имеющих военно-учетную специальность.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; проходящих военную службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 упомянутого Закона граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства.
При этом военный билет выдается гражданам бесплатно в установленном законом порядке при прохождении военной службы, при зачислении в запас в случае достижения гражданином возраста 27 лет, не прошедшего военную службу по основаниям, перечисленным в ст.ст. 22 и 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и др. Приобретение военного билета за денежное вознаграждение действующим законодательствомне предусмотрено.
Таким образом, оформление и выдача военного билета гражданам Российской Федерации осуществляется только при наличии законных оснований и бесплатно.
Вместе с тем, информация на вышеуказанном интернет-сайте побуждает неопределенный круг лиц к совершению действии, за которые предусмотрена как административная ответственность в соответствии со ст. 19.23 КоАП РФ –подделка документа, удостоверяющего личность, так и уголовная ответственность в соответствии со ст.ст. 324, 292, 327 УК РФ – незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей; внесение заведомо ложных сведений в официальные документы; подделка, изготовление или сбыт поддельных документов.
Помимо изложенного, в нарушение положений ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также изданных в их развитие других нормативных правовых актов (постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации № 400 от 02.10.2007, и Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 № 495), изложенная на сайте информация, помимо прочего, позволяет, вопреки указанным положениям законов, получать военные билеты, способствует незаконному освобождению граждан от прохождения военной службы путем представления в учреждения и организации военных билетов, в которых будут содержаться заведомо ложные сведения о прохождении военной службы и др.
Доступ к сети «Интернет» имеет неопределённый круг граждан. При этом вход на страницу сайта <адрес> по электронному адресу: <адрес> свободный, регистрации пользователей для ознакомления с содержанием сайта не требуется, кроме того, сайт не содержит указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения.
Статьёй 9 ФЗ № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вместе с тем, объявление о продаже военного билета на странице сайта <адрес> побуждает неопределённый круг граждан к совершению противоправных действий, в том числе к совершению преступлений, предусмотренных главами 30 и 32 Уголовного кодекса Российской Федерации, посягающих на установленный порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, а также Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сетям, где размещены подобные информационные материалы, фактически способствует совершению правонарушений и преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, в целях ограничения сайта «Darkcash» по электронному адресу: https://biznal.in/topic/148-купить-права-купить-водительские-права-продаж/, необходимо внести данную страницу в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр).
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» (далее – Правила).
В соответствии с п. 5 Правил основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются соответствующие решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или суда. Внесение в Единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространенной посредством сети «Интернет», запрещенной.
От установления данного факта зависит возникновение у уполномоченного органа права на включение сайтов в реестр для последующей блокировки доступа к ним.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, одним из оснований для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, свободный доступ к сайту, на котором размещена незаконная информация, поскольку нарушает порядок получения военного билета в Российской Федерации, не соответствует требованиям закона.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
На момент проверки данный указатель страницы сайта, на котором размещена указанная информация, в Едином реестре отсутствует, что подтверждается скриншотом с официального интернет-сайта Роскомнадзора.
С учетом изложенного суд считает, что административный иск прокурора о признании информации о продаже военного билета на странице сайта <адрес> запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, подлежит удовлетворению.
При этом установление конкретных лиц, разместивших информацию в сети Интернет на странице сайта <адрес> не является обстоятельством, имеющим юридическое значение для решения вопроса о том, является ли размещенная информация информацией, размещение которой запрещено.
Руководствуясь ст. ст.39, 227 КАС РФ, суд-
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление военного прокурора – войсковая часть № в защиту интересов Российской Федерации, заинтересованное лицо- Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и г. Севастополю, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить.
Признать информацию о продаже военного билета на странице сайта «<адрес>/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение обратить к немедленному исполнению, направив в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и <...> г. Симферополь, <...>) для включения сайта <адрес> в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение одного месяца.
Судья