Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 ноября 2019 года г. Братск
Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Ковалевой О.Н.,
при секретаре судебного заседания Морозовой А.О.,
с участием представителя административного истца - заместителя с участием: административного истца - старшего помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Середкина Е.В.
представителя административного ответчика - начальника отдела территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству - ФИО1,
представителя заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью «Вилис» ФИО2, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда, административное дело № 2а-1734/2019 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству о признании незаконными действий в принятии проектов естественного лесовосстановления ООО «Вилис»,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Братский межрайонный природоохранный прокурор Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Территориальному управлению Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, в котором просит: признать незаконными действия территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, выразившиеся в принятии проекта естественного лесовосстановления общества с ограниченной ответственностью «Вилис» на 2018 год по договору аренды лесного участка № от (дата), согласно которому арендатором лесного участка проведены мероприятия по естественному лесовосстановлению путем минерализации почвы на лесном участке, расположенном на территории Падунского лесничества, Карахунского участкового лесничества, Прибойной дачи в квартале № (выдел №), на общей площади 25,1 га, пройденных сплошной санитарной рубкой в 2017 году.
В обоснование исковых требований указано, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти, а также хозяйствующими субъектами Иркутской области законодательства при осуществлении мероприятий по восстановлению лесов. Установлено, что на лесных участках, расположенных в защитных лесах (нерестоохранных полосах лесов) Падунского лесничества: Карахунского участкового лесничества, Карахунской дачи, кварталы №№, 74, 90, 103, 104, 120, 121, 131-137, 151; Прибойной дачи кварталы №№,8- 10, 15, 23, 31, 39, 47-49, 56, 57, 65, 66 осуществляется деятельность по заготовке древесины ООО «Братский леспромхоз» на основании договора аренды лесного участка № от (дата), соглашения от (дата) о замене стороны в договоре аренды лесного участка от (дата)№, заключенного между ООО «Братский леспромхоз» и ООО «Вилис», с согласия Агентства лесного хозяйства Иркутской области.
Осуществление лесовосстановления на лесном участке, предоставленном в аренду на основании ст.72 Лесного кодекса РФ является обязанностью арендатора лесного участка.
(дата) ООО «Вилис» в территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству представило проект естественного лесовосстановления на 2018 год, согласно которому арендатору лесного участка намечены мероприятия по проведению естественного лесовосстановления путем минерализации почвы на лесном участке, расположенном на территории Падунского лесничества: Карахунского участкового лесничества, Прибойной дачи в квартале № (выдел №), на общей площади 25,1 га, пройденных рубкой в 2017 году.
Согласно таблице 1.1.4.1 Лесохозяйственного регламента Падунского лесничества Иркутской области, утвержденного распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от (дата)№-ра, недействующего в настоящее время, а также таблице № «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов», действующего Лесохозяйственного регламента Падунского лесничества Иркутской области, утверждённого приказом Минлескома Иркутской области от (дата)№-мпр, квартал № Прибойной дачи, Карахунского участкового лесничества, Падунского лесничества относиться к защитным лесам (нерестоохранные полосы лесов).
Из отчета об использовании лесов формы №-ИЛ за январь-декабрь 2017 года следует, что на лесном участке, расположенном на территории Падунского лесничества: Карахунского участкового лесничества, Прибойной дачи в квартале № (выдел №) в 2017 году ООО «Вилис» проведены сплошные рубки погибших и поврежденных насаждений (санитарные).
Проектом естественного восстановления на 2018 год, утвержденным директором ООО «Вилис» (дата), представленным в Падунское лесничество (дата) (вх. №), запланировано проведение естественного лесовосстановления путем минерализации почвы на территории вырубленного в 2017 г. лесного участка Падунского лесничества: Карахунского участкового лесничества, Прибойной дачи в квартале № (выдел №).
Предварительно ООО «Вилис», на основании перечётной ведомости, было проведено обследование вышеуказанного лесного участка при выборе способа и технологии лесовосстановления, о чем составлены соответствующая карточка № (от (дата)).
Данные обследованного участка приведены в таблице. № участка – 1, квартал – 2, выдел – 11, тип вырубки – сплошная санитарная, тип растительных условий – разнотравные, кол- во подроста, тыс. шт. – 1,5, главная (целевая) порода – кедр, породный состав подроста по перечетной ведомости шт. - кедр 600, ель 750, пихта 150, кол-во подроста по перечетной ведомости, общее шт. – 1500.
Из указанных данных, полученных из карточки лесовосстановления, следует, что выбор арендатором способа лесовосстановления осуществлялся исходя из количества жизнеспособного подроста, оставшегося после сплошной санитарной рубки.
Согласно карточке обследования участка №, расположенного в квартале № выделе 11 Прибойной дачи Карахунского участкового лесничества Падунского лесничества, площадью 25,1 га, пройденного рубкой в 2017 году, главной (целевой) породой является кедр. Из перечетной ведомости жизнеспособного подроста, составленной при обследовании указанного участка, следует, что количество жизнеспособного подроста кедра составляет 600 шт/ га. Вместе с тем, в карточке обследования участка количество подроста главных (целевых) пород указано 1500 тыс. шт/га, т.е. учтено количество подроста ели 750 шт/га, пихты 150 шт/га (согласно перечетной ведомости).
То есть даже с учётом количества имеющихся на лесных участке жизнеспособного подроста, способ лесовосстановления арендатором выбран с нарушением требований лесного законодательства.
Согласно отчету 1-ВЛ, представленного ООО «Вилис» в Падунское лесничество (дата) (вх. №), арендатор на лесных участках Падунского лесничества: Карахунского участкового лесничества, Прибойной дачи в квартале № (выдел №) провёл лесовосстановительные мероприятия (естественное лесовосстановление путём минерализации почвы), которые не соответствуют требованиям лесного законодательства. Согласно п. 42 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, утвержденных приказом Минприроды России от (дата)№, ООО «Вилис» было обязано на вышеуказанных лесных участках, относящихся к защитным лесам, произвести проводится искусственное возобновление лесов путем закладки лесных культур хозяйственно ценных пород в течение двух лет после рубки.
То есть даже с учётом количества имеющихся на лесных участке жизнеспособного подроста, способ лесовосстановления арендатором выбран с нарушением требований лесного законодательства.
Для Среднеангарского таежного района критерии и требования для лесовосстановления определены в приложении 13 к Правилам лесовосстановления.
Вместе с тем, в нарушение указанных требований, при наличии несоответствия проектов лесовосстановления Правилам лесовосстановления, Падунским лесничеством в их приемке ООО «Вилис» отказано не было, требований о внесении изменений в проекты лесовосстановления лесопользователю не направлялось.
В соответствии с лесохозяйственным регламентом Падунского лесничества, предоставленный ООО «Вилис» в аренду лесной участок относится к категории защитных лесов (нерестоохранные полосы лесов).
Учитывая, что лесные участки, на которых ООО «Вилис» проведены (намечены) лесовосстановительные мероприятия в виде сохранения подроста после проведения рубок лесных насаждений, относятся к категории защитных лесов, в результате незаконных действий должностных лиц Падунского лесничества, выразившихся в принятии проектов лесовосстановления, не отвечающих требованиям лесного законодательства, а также не направлении лесопользователю требования о внесении необходимых изменений в проект лесовосстановления, лесовосстановительными мероприятиями, проведенными ООО «Вилис» в соответствии с проектами лесовосстановления, не достигнуты цели лесовосстановления - восстановление вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранение полезных функций лесов, в том числе защитных, их биологического разнообразия, чем нарушены интересы Российской Федерации, как собственника лесного участка, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции РФ.
О незаконных действиях Падунского лесничества, выразившихся в принятии проектов лесовосстановления, не отвечающих требованиям лесного законодательства, а также не направлении лесопользователю требования о внесении необходимых изменений в проект лесовосстановления, Братскому межрайонному природоохранному прокурору стало известно 25.09.2019г. в момент поступления в природоохранную прокуратуру вышеназванных документов. В связи с чем, административное исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации Братским межрайонным природоохранным прокурором подано в установленный законом срок.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Середкин Е.В., действующий на основании прав по должности, административный иск поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика - начальник отдела территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству - ФИО1 административный иск не признал, поддержал доводы письменных возражений, согласно которым Падунским лесничеством порядок приёмки проектов лесовосстановления соблюдён должным образом. Для лесного участка на территории Прибойной дачи Карахунского участкового лесничества Падунского лесничества, указанного в исковом заявлении, проектом освоения лесов определён способ лесовосстановления в виде сохранения подроста. При проверке спорного проекта лесовосстановления специалистом лесничества учитывалась указанная информация в силу требований вышеперечисленных нормативно-правовых актов, а также данные фактического обследования лесного участка. При соответствии проекта лесовосстановления проекту освоения лесов - правомерных оснований для отказа в принятии проекта лесовосстановления у Падунского лесничества не имелось. Истцом не доказаны обстоятельства, указывающие на нарушения прав и свобод неопределённого круга лиц. Истцом пропущен срок обращения с административным исковым заявлением в суд.
Представитель заинтересованного лица ООО «Вилис» - ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, поддержал доводы письменных возражений, согласно которым указанная лесосека, лежит вне границ водоохранной зоны, т.е. вне нерестоохранных полос лесов, следовательно, на нее не могут распространяться требования п. 42 Правил заготовки древесины.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от (дата) № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - ФЗ № 7-ФЗ от (дата)), каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации закреплены принципы лесного законодательства, в том числе устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала, обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
В силу ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе, на таких принципах как сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов (статья 1 Лесного кодекса РФ).
Из содержания п.3 ч.5 ст. 12, ч.1, п.2 ч.2 ст.61 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что при освоении лесов осуществляется проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое осуществляется, в том числе, путем лесовосстановления.
В соответствии с ч.2 ст.62 Лесного кодекса Российской Федерации лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом.
Лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия в соответствии с Правилами лесовосстановления, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.ч.1,3 ст.62 Лесного кодекса РФ).
Частью 1 ст. 89.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению, составляют проект лесовосстановления.
Пунктом 9 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды РФ от 29.06.2016 № 375 (действовавших до 25.05.2019) установлено, что при составлении проекта лесовосстановления проводится обследование лесного участка с определением его характеристик в соответствии с пунктом 2 состава проекта лесовосстановления и оценкой пригодности для выращивания на нем лесных насаждений, устанавливаются количество и размещение жизнеспособного подроста и молодняка главных лесных древесных пород, уровень захламленности валежной древесиной и лесосечными отходами, количество и высота пней, пригодность участка для работы техники, заселенность почвы вредными организмами, уточняется тип лесорастительных условий и определяется технология создания лесных культур. В очагах распространения вредных организмов породный состав и первоначальная густота посадки (посева) лесных культур определяются на основании специальных обследований.
Согласно п. 2 Правил лесовосстановления (Состав проекта лесовосстановления), проект лесовосстановления должен содержать сведения:
характеристику местоположения лесного участка (наименование лесничества (лесопарка), участкового лесничества, номер квартала, номер выдела, площадь лесного участка);
характеристику лесорастительных условий лесного участка (в том числе рельефа, гидрологических условий, почвы);
характеристику площадей лесного участка (вырубки, гари, прогалины, иные не занятые лесными насаждениями или пригодные для лесовосстановления земли);
характеристику вырубки (количество пней на единице площади, состояние очистки от порубочных остатков и валежника, характер и размещение оставленных деревьев и кустарников, степень задернения и минерализации почвы);
характеристику имеющихся подроста и молодняка лесных древесных пород (состав пород, средний возраст, средняя высота и количество деревьев и кустарников на единице площади, размещение их по площади лесного участка, состояние лесных насаждений и его оценку);
проектируемый способ лесовосстановления (искусственное, комбинированное, естественное восстановление лесов);
обоснование проектируемого способа лесовосстановления, глав- ных(ой) лесных(ой) древесных(ой) пород(ы), породного состава восстанавливаемых лесов, с учетом особенностей производства работ в различных категориях защитных лесов и особо защитных участках лесов;
сроки и технологии (методы) выполнения работ по лесовосстановлению;
требования к используемому для лесовосстановления посадочному материалу;
требования к молоднякам, площади которых подлежат отнесению к землям, на которых расположены леса, для признания работ по лесовосстановлению завершенными (возраст, количество деревьев главных лесных древесных пород, средняя высота);
объем работ по лесовосстановлению (площадь лесовосстановления, га).
В соответствии с пунктом 42 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474, в защитных лесах после проведения сплошных рубок лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно- гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции (перестойные и спелые осинники, тополевники, деградирующие дубравы и другие лесные насаждения вегетативного происхождения многократных генераций, а также погибшие насаждения, требующие по своему состоянию назначения сплошной санитарной рубки), проводится искусственное возобновление лесов путем закладки лесных культур хозяйственно ценных пород в течение двух лет после рубки.
В соответствии с п. 14 Правил лесовосстановления сохранению подлежит жизнеспособный подрост и молодняк главных лесных древесных пород в соответствующих им природно-климатических условиях.
В связи с тем, что Приказ Минприроды России от 29.06.2016г. № 375 «Об утверждении Правил лесовосстановления» признан утратившим силу в связи с изданием приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.03.2019 № 188 «Об утверждении правил лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений» проекты лесовосстановления должны быть приведены в соответствие Правилам лесовосстановления, утвержденным приказом Минприроды России от 25.03.2019 № 188.
Приказом Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 27.12.2013 № 28-агпр утвержден Порядок приемки мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на лесных участках, переданных в аренду и постоянное (бессрочное) пользование (далее - Порядок).
Согласно п.3.1.1 Порядка, проекты лесовосстановления разрабатываются в соответствии с Правилами лесовосстановления и утверждаются в двух экземплярах.
После утверждения один экземпляр Проекта лесовосстановления хранится у лесопользователя, второй экземпляр представляется лесопользователем в лесничество, на территории которого расположен лесной участок, в срок до 15 октября года, предшествующего проведению лесовосстановительных работ, до начала обработки почвы.
Лесничество, в случае выявления несоответствия Проекта лесовосстановления установленным требованиям к его содержанию, проекту освоения леса, Правилам лесовосстановления и другим нормативным актам отказывает в его приемке и в течение пятнадцати дней со дня получения Проекта лесовосстановления извещает об этом лесопользователя.
В случае выявления несоответствия в течение периода, предшествующего проведению лесовосстановительных работ, лесничество направляет лесопользователю требование о внесении соответствующих изменений в Проект лесовосстановления.
Частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В соответствии со ст. ст.72 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление лесовосстановления на лесном участке, предоставленном в аренду на основании является обязанностью арендатора лесного участка.
Материалами дела установлено, что согласно выпискам из ЕГРЮЛ от (дата), от (дата) Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, ООО «Вилис» являются действующими юридическими лицами, зарегистрированным в МИФНС № по (адрес).
Согласно договору аренды лесного участка № от (дата), соглашению от (дата) о замене стороны в договоре аренды лесного участка от (дата)№, заключенных между ООО «Братский леспромхоз» и ООО «Вилис», с согласия Агентства лесного хозяйства Иркутской области, на лесных участках, расположенных в защитных лесах (нерестоохранных полосах лесов) Падунского лесничества: Карахунского участкового лесничества, Карахунской дачи, кварталы №№, 74, 90, 103, 104, 120, 121, 131-137, 151; Прибойной дачи кварталы №№,8- 10, 15, 23, 31, 39, 47-49, 56, 57, 65, 66 осуществляется деятельность по заготовке древесины ООО «Братский леспромхоз».
(дата) ООО «Вилис» в территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству представило проект естественного лесовосстановления на 2018 год, согласно которому арендатору лесного участка намечены мероприятия по проведению естественного лесовосстановления путем минерализации почвы на лесном участке, расположенном на территории Падунского лесничества: Карахунского участкового лесничества, Прибойной дачи в квартале № (выдел №), на общей площади 25,1 га, пройденных рубкой в 2017 году, что подтверждается копией проекта, утвержденного директором ООО «Вилис» (дата), в материалах дела.
Судом установлено, что согласно таблице 1.1.4.1 Лесохозяйственного регламента Падунского лесничества Иркутской области, утвержденного распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от (дата)№-ра, недействующего в настоящее время, а также таблице № «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов», действующего Лесохозяйственного регламента Падунского лесничества Иркутской области, утверждённого приказом Минлескома Иркутской области от (дата)№-мпр, квартал № Прибойной дачи, Карахунского участкового лесничества, Падунского лесничества относиться к защитным лесам (нерестоохранные полосы лесов).
Из отчета об использовании лесов формы №-ИЛ за январь-декабрь 2017 года следует, что на лесном участке, расположенном на территории Падунского лесничества: Карахунского участкового лесничества, Прибойной дачи в квартале № (выдел №) в 2017 году ООО «Вилис» проведены сплошные рубки погибших и поврежденных насаждений (санитарные).
Проектом естественного восстановления на 2018 год, представленным в Падунское лесничество (дата) (вх. №), запланировано проведение естественного лесовосстановления путем минерализации почвы на территории вырубленного в 2017 г. лесного участка Падунского лесничества: Карахунского участкового лесничества, Прибойной дачи в квартале № (выдел №).
ООО «Вилис», на основании перечётной ведомости, было проведено обследование вышеуказанного лесного участка при выборе способа и технологии лесовосстановления, о чем составлены соответствующая карточка № (от (дата)).
Согласно карточке обследованного участка № участка – 1, квартал – 2, выдел – 11, тип вырубки – сплошная санитарная, тип растительных условий – разнотравные, кол- во подроста, тыс. шт. – 1,5, главная (целевая) порода – кедр, породный состав подроста по перечетной ведомости шт. - кедр 600, ель 750, пихта 150, кол-во подроста по перечетной ведомости, общее шт. – 1500. Выбор арендатором способа лесовосстановления осуществлялся исходя из количества жизнеспособного подроста, оставшегося после сплошной санитарной рубки.
В соответствии с карточкой обследования участка №, расположенного в квартале № выделе 11 Прибойной дачи Карахунского участкового лесничества Падунского лесничества, площадью 25,1 га, пройденного рубкой в 2017 году, главной (целевой) породой является кедр. Из перечетной ведомости жизнеспособного подроста, составленной при обследовании указанного участка, следует, что количество жизнеспособного подроста кедра составляет 600 шт/ га. Вместе с тем, в карточке обследования участка количество подроста главных (целевых) пород указано 1500 тыс. шт/га, т.е. учтено количество подроста ели 750 шт/га, пихты 150 шт/га (согласно перечетной ведомости).
Следовательно, с учётом количества имеющихся на лесных участке жизнеспособного подроста, способ лесовосстановления арендатором выбран с нарушением требований лесного законодательства.
Согласно отчету 1-ВЛ, представленного ООО «Вилис» в Падунское лесничество (дата) (вх. №), арендатор на лесных участках Падунского лесничества: Карахунского участкового лесничества, Прибойной дачи в квартале № (выдел №) провёл лесовосстановительные мероприятия (естественное лесовосстановление путём минерализации почвы), которые не соответствуют требованиям лесного законодательства. Согласно п. 42 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, утвержденных приказом Минприроды России от (дата)№, ООО «Вилис» было обязано на вышеуказанных лесных участках, относящихся к защитным лесам, произвести проводится искусственное возобновление лесов путем закладки лесных культур хозяйственно ценных пород в течение двух лет после рубки.
Для Среднеангарского таежного района критерии и требования для лесовосстановления определены в приложении 13 к Правилам лесовосстановления.
Анализируя исследованные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд соглашается с доводами административного истца о том, что в нарушение указанных выше требований, при наличии несоответствия проектов лесовосстановления Правилам лесовосстановления, Падунским лесничеством в их приемке ООО «Вилис» отказано не было, требований о внесении изменений в проекты лесовосстановления лесопользователю не направлялось.
В соответствии с лесохозяйственным регламентом Падунского лесничества, предоставленный ООО «Вилис» в аренду лесной участок относится к категории защитных лесов (нерестоохранные полосы лесов).
Учитывая, что лесные участки, на которых ООО «Вилис» проведены (намечены) лесовосстановительные мероприятия в виде сохранения подроста после проведения рубок лесных насаждений, относятся к категории защитных лесов, в результате незаконных действий должностных лиц Падунского лесничества, выразившихся в принятии проектов лесовосстановления, не отвечающих требованиям лесного законодательства, а также не направлении лесопользователю требования о внесении необходимых изменений в проект лесовосстановления, лесовосстановительными мероприятиями, проведенными ООО «Вилис» в соответствии с проектами лесовосстановления, не достигнуты цели лесовосстановления - восстановление вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранение полезных функций лесов, в том числе защитных, их биологического разнообразия, чем нарушены интересы Российской Федерации, как собственника лесного участка, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции РФ.
Доводы представителя административного ответчика о том, что истцом пропущен срок обращения с административным исковым заявлением в суд со ссылкой на п. 1.1. ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются необоснованными.
Согласно п. 1.1. ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Данный норма закона была введена Федеральным законом от (дата) N 451-ФЗ, и действует с (дата).
Кроме того, в ней идет речь об оспаривании бездействия органа государственной власти. В то время, как административный истец просит признать незаконными действия территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству.
Судом установлено, что о незаконных действиях Падунского лесничества, выразившихся в принятии проектов лесовосстановления, не отвечающих требованиям лесного законодательства, а также не направлении лесопользователю требования о внесении необходимых изменений в проект лесовосстановления, Братскому межрайонному природоохранному прокурору стало известно (дата) в момент поступления в природоохранную прокуратуру вышеназванных документов. В связи с чем, административное исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации Братским межрайонным природоохранным прокурором подано в установленный законом срок.
Установленные судом действия административного ответчика выразившиеся в принятии проекта естественного лесовосстановления общества с ограниченной ответственностью «Вилис» на 2018 год по договору аренды лесного участка № от (дата), согласно которому арендатором лесного участка проведены мероприятия по естественному лесовосстановлению путем минерализации почвы на лесном участке, расположенном на территории Падунского лесничества, Карахунского участкового лесничества, Прибойной дачи в квартале № (выдел №), на общей площади 25,1 га, пройденных сплошной санитарной рубкой в 2017 году не в соответствии с требованиями законодательства, способствуют нарушению конституционных прав неопределенного круга лиц, заинтересованных в благоприятном состоянии окружающей среды, бережном отношении к природным богатствам, противоречат принципам лесного законодательства, а также воспрепятствуют нормальной деятельности органов прокуратуры, правоохранительных органов по своевременному выявлению, раскрытию преступлений, принятию мер по уголовному преследованию лиц, совершивших нарушения закона, своевременному взысканию ущерба, что свидетельствует о невыполнении задач Уголовного кодекса Российской Федерации, связанных с охраной окружающей среды, и как следствие к несвоевременной реализации требований Конституции Российской Федерации, такие действия признаются судом незаконными.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, с учетом норм материального и процессуального права, суд приходит к выводу, что административный иск Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству о признании незаконными действий в принятии проектов естественного лесовосстановления ООО «Вилис» подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству о признании незаконными действий в принятии проектов естественного лесовосстановления ООО «Вилис» - удовлетворить.
Признать незаконными действия территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, выразившиеся в принятии проекта естественного лесовосстановления общества с ограниченной ответственностью «Вилис» на 2018 год по договору аренды лесного участка № от (дата), согласно которому арендатором лесного участка проведены мероприятия по естественному лесовосстановлению путем минерализации почвы на лесном участке, расположенном на территории Падунского лесничества, Карахунского участкового лесничества, Прибойной дачи в квартале № (выдел №), на общей площади 25,1 га, пройденных сплошной санитарной рубкой в 2017 году.
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15.11.2019г.
Судья: О.Н. Ковалева