25RS0004-01-2019-001659-56 Дело № 2а-1736/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 мая 2019 года г.Владивосток, Советский районный суд г.Владивостока, в составе председательствующего судьи Борщенко Т.А., при секретаре Медведевой А.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Фрунзенского района г.Владивостока в защиту прав неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (Управление Роскомнадзора по ПК) о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной на территории РФ УСТАНОВИЛ: Прокурор Фрунзенского района г.Владивостока обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по ПК о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной на территории РФ, указав, что прокуратурой Фрунзенского района г.Владивостока проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию путем мониторинга сети «Интернет» на предмет наличия такой информации. В ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что на интернет-сайте <адрес> имеется информация о кустарном методе изготовления взрывчатого вещества, которое может использоваться в качестве заряда в самодельных взрывчатых устройствах, что подтверждается заключением УФСБ России по ПК. Факт размещения указанной информации установлен работником прокуратуры Фрунзенского района г.Владивостока. Согласно представленной УФСБ России по ПК информации, владелец указанного сайта зарегистрирован на территории иностранного государства. Данная информация способна причинить вред здоровью и развитию детей, а также противоречит нормам статьи 2 Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Просит суд признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта URL с адресом: <адрес>, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Прокурор Фрунзенского района г.Владивостока в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, заявлений или ходатайств об отложении судебного заседания в суд не представил, о причинах неявки суду не сообщил. Представитель Управления Роскомнадзора по ПК в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, согласно которому, просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, указывает, что Управления Роскомнадзора по ПК не может быть административным ответчиком по данному делу, так как не является владельцем сайта. Надлежащим ответчиком по данной категории дела будет являться владелец сайта в сети «Интернет», на котором размещена информация, а при невозможности его установить - хостинг-провайдер. Управления Роскомнадзора по ПК не наделено полномочиями по осуществлению государственного контроля и надзора в сети Интернет в целях поиска и выявления противоправной информации. Процессуальный статус Роскомнадзора, как органа уполномоченного на ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в полной мере соответствует определению заинтересованного лица. Роскомнадзор не является распространителем указанной информации, не обрабатывает ее, не хранит. В части заявленного требования о признании информации запрещенной, считают возможным признание указанной информации запрещенной к распространению на территории РФ. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, в силу ч.6 ст.226 КАС РФ. Исследовав материалы дела в их совокупности, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В силу ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет». Согласно ч.2 ст.15.1 данного Закона, в реестр включаются адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной на территории Российской Федерации (ч.5 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. <номер> «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п.9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата><номер> г. в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной. Из материалов дела следует, что прокуратурой Фрунзенского района г.Владивостока проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию путем мониторинга сети «Интернет» на предмет наличия такой информации. В ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что на интернет-сайте <адрес> размещено видео под названием «Получение перхлората калия и аммония из хлорной кислоты» длительностью 5 мин. 58 сек., что подтверждается актом осмотра сайта от <дата>, скриншотами сайта (л.д.5-9). По поручению прокуратуры ПК, ОЗКС и БТ УФСБ России по ПК проведено экспертное исследование текстового файла, размещенного на указанном сайте в сети «Интернет», на предмет содержания в них информации, достаточной для самодельного изготовления оружия. В ходе проведения экспертного исследования экспертами ОЗКС и БТ УФСБ России по ПК установлено, что в данных материалах подробно описывается кустарный метод изготовления перхлората калия и перхлората аммония из веществ, с использованием лабораторной посуды, индикаторной бумаги, имеющихся в свободной торговле в магазинах химических реактивов и интернет -магазинах. Перхлорат калия применяется в качестве компонента (сильного окислителя) в пиротехнических составах (сигнальных, звуковых и воспламенительных). Также используется в медицине, как средство от токсического зоба и как радиопротектор. Перхлорат аммония применяется в качестве компонента (окислителя) в твердых ракетных топливах. В смеси с другими веществами, используемых как горючее (алюминиевая пудра, магниевый порошок, органические вещества и т.д.), может применяться для изготовления самодельных пиротехнических составов. Пиротехнические составы могут использоваться в качестве заряда в самодельных взрывных устройствах. Данное вещество может изготовить лицо, не обладающее специальными знаниями в области химии (л.д.12). Из ответа Управления ФСБ РФ по ПК № <номер> от <дата> следует, что указанная информация храниться на зарубежном сервере, в связи с чем, установить лицо, разместившее данный видеоролик, не представляется возможным (л.д.11). Таким образом, в ходе проведенной проверки установлено, что на интернет-сайте на страницах с URL адресом <адрес>, размещена информация, при использовании которой возможно изготовление кустарным методом взрывчатого вещества, которое может использоваться в качестве заряда в самодельных взрывчатых устройствах. В судебном заседании также установлено, что на сегодняшний день сайт <адрес> не закрыт, на нем также размещена вышеуказанная информация. Сведения, размещенные на интернет-сайте: <адрес> побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений. Размещенная на указанных сайтах информация формирует у неопределенного круга лиц отношение к изготовлению и использованию оружия как приемлемому общественному явлению, способствует укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления и успешности лиц, изготовляющих и использующих холодное оружие. Предоставление возможности доступа к информации, при использовании которой возможно изготовление кустарным методом взрывчатого вещества, которое может использоваться в качестве заряда в самодельных взрывчатых устройствах, лицами, не обладающими специальными познаниями в оружейном деле с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является информационным пособничеством террористической деятельности, создающим опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства, за осуществление которого предусмотрена уголовная ответственность. В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Как указано в ст.4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань. В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», на территории Российской Федерации запрещаются: оборот в качестве гражданского и служебного оружия: кистеней, кастетов, сурикенов, бумерангов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов и указанных предметов, имеющих культурную ценность и используемых в культурных и образовательных целях. Как указано в ст.9.1 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, а также разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов к гражданскому и служебному оружию подлежат лицензированию в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности. Согласно ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по незаконной продаже оружия, способах его изготовления в кустарных условиях в сети Интернет, за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность. Вместе с тем, предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации. По делам о признании указанной информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной. Доводы представителя административного ответчика Управления Роскомнадзора по ПК о том, что Управление Роскомнадзора по ПК является заинтересованным лицом по данному делу, поскольку не является владельцем указанного сайта, суд считает необоснованными, в силу следующего. Дела о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) отнесены к главе 22 КАС РФ (оспаривание действий и решений государственных органов и должностных лиц). Следовательно, указанные дела подлежат рассмотрению в публичном административном исковом производстве. Административными ответчиками по таким делам следует привлекать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в лице Управления по Приморскому краю, а также лицо, распространяющее информацию (владельца сайта), если такое лицо может быть идентифицировано. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018). Установить конкретных лиц, осуществляющих свободное распространение информации, связанной с возможностью изготовления оружия в домашних условиях, на страницах сайта URL с адресом: <адрес>, не представляется возможным. Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможна путем рассмотрения дела с привлечением в качестве административного ответчика Управления Роскомнадзора по ПК, итоговым результатом которого являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещений к распространению. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Фрунзенского района г.Владивостока о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта URL с адресом: <адрес>, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, являются законными и обоснованными, направлены на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку размещенная на указанном сайте информация позволяет неограниченному кругу лиц, в нарушение требований действующего законодательства РФ изготовить кустарным методом взрывчатого вещества, которое может использоваться в качестве заряда в самодельных взрывчатых устройствах, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений. Кроме того, размещенная на указанном сайте информация формирует у неопределенного круга лиц отношение к изготовлению и использованию оружия как приемлемому общественному явлению, способствует укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления и успешности лиц, изготовляющих и использующих холодное оружие. Руководствуясь ст.ст.175-177,180, 227 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административное исковое заявление прокурора Фрунзенского района г.Владивостока в защиту прав неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (Управление Роскомнадзора по ПК) о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной на территории РФ – удовлетворить. Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта URL с адресом: <адрес>, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г.Владивостока в течение месяца, со дня изготовления в мотивированном виде. Мотивированное решение изготовлено 17.05.2019. Судья Т.А. Борщенко |