ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1736/20 от 10.06.2021 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

Дело №2а-41/2021

26RS0012-01-2020-003271-25

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2021 года гор. Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Емельянова В.А.,

при секретаре судебного заседания Барминой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ессентукского городского суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №10 по Ставропольскому краю к ФИО2 о взыскании обязательных платежей, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС № 10 России по Ставропольскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании обязательных платежей, пени.

В обоснование исковых требований, истцом указано следующее.

Согласно данным регистрирующих органов за ФИО2 числится следующее имущество: кадастровый , дата регистрация объекта: ДД.ММ.ГГГГ, вид объекта недвижимости: Иные строения, помещения и сооружения, площадь объекта 281,80 кв.м., актуальная кадастровая стоимость 4 648 908 рублей, адрес места нахождения собственности: <адрес>.

Согласно сведениям, предоставленных органами Росреестра в рамках ст. 85 НК РФ, у объекта собственности с кадастровым номером 26:30:070333:836 кадастровая стоимость объекта за 2018 год составила 4 648 908 рублей.

Указанная кадастровая стоимость утверждена Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 г. №1382 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае», и соответственно данная кадастровая стоимость является налоговой базой при исчислении налога на имущество за 2018 год.

Решением Совета города представительного органа городского округа город- курорт Ессентуки Ставропольского края от 18.11.2015 г. №28 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки», установлены следующие ставки налога на имущество, установленные к налоговой базе равной кадастровой стоимости: - жилые помещения - 0,3 процента; - жилые дома - 0,3 процента; - объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом - 0,3 процента;- единые недвижимые комплексы, в составы которых входит хотя бы одно жилое помещение - 0,3 процента;- гаражи и машино-мест - 0,3 процента;- хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства - 0,3 процента; -объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ 1,5 процента;- объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, - 2,0 процента.

Согласно статьи 1.1. Закона Ставропольского края от 26.11.2003 г. №44-КЗ «О налоге на имущество организаций» особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке в рамках ст. 378.2 НК РФ, определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них; 2) нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.

Объект собственности с кадастровым номером 281,80 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, имеет назначение как иные строения, помещения, сооружения, с квадратурой более 250,00 кв.м., который включен в Приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.12.2017 г. №1122 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, 2018 год» (п.1736), соответственно начисление налога на имущество физических лиц произведено с применением ставки налога равной 1,5 % от кадастровой стоимости из них: - за 2018 год в сумме 69 734 рублей (4 648 908 рублей (кадастровая стоимость)* 1,5%).

Налогоплательщику направлено налоговое уведомление ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год с указанием исчисленной суммы налога, сумме налога подлежащей уплате в бюджет, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В нарушение ст. 45 НК РФ налогоплательщик своевременно не исполнил обязанность по уплате налога.

Налогоплательщику в сроки, предусмотренные ст. 70 НК РФ направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) от ДД.ММ.ГГГГ об уплате сумм задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 69 734 рублей и пени в размере 835 рублей 65 копеек, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ст. 123.2 КАС РФ и ст. 48 НК РФ Инспекция обратилась на судебный участок № 4 мирового судьи г. Ессентуки Ставропольского края с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о вынесении судебного приказа в отношении ФИО2 на взыскание задолженности по уплате налога и пени по налогу на имущество в размере 70 569 рублей 65 копеек.

Судебный приказ подлежит отмене судьей, если от должника в установленный частью 3 статьи 123.5 КАС РФ срок поступят возражения относительно его исполнения в соответствии с ст. 123.7 КАС РФ.

В соответствии с ст. 123.7 КАС РФ мировым судьей судебного участка № 4 города Ессентуки Ставропольского края, вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ об отмене судебного приказа а-130-09-433/2020 о взыскании с ФИО2 сумм задолженности по уплате налогов и пени в бюджет.

Сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц до настоящего времени в бюджет не уплачена.

Просит суд:

Взыскать задолженность с административного ответчика ФИО2 по уплате налога на имущество физических лиц и пени в бюджет в размере 70 569 рублей 65 копеек, из них: налог на имущество физических, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2018 год - в размере 69 734 рублей, пеня по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов - в размере 835 рублей 65 копеек.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России по СК, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о рассмотрении дела, ходатайств об отложении дела суду не представил.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о рассмотрении дела, ходатайств об отложении дела суду не представила. Представила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором возражает против удовлетворения заявленных Межрайонной ИНФС России по СК исковых требований, просит суд отказать в их удовлетворении в полном объеме.

Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит следующему.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3, статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Судом установлено и следует из материалов дела, что за ФИО2 числится следующее имущество: кадастровый , дата регистрация объекта: ДД.ММ.ГГГГ, вид объекта недвижимости: Иные строения, помещения и сооружения, площадь объекта 281,80 кв.м., актуальная кадастровая стоимость 4 648 908 рублей, адрес места нахождения собственности: <адрес>.

При исчислении налога за 2018 год, налоговый орган, руководствуясь положениями Закона Ставропольского края от 05.11.2015 г. №109-кз «Об установлении единой даты начала применения на территории <адрес> порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», исходил из кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества принадлежащего административному ответчику.

Рассматривая заявленные Межрайонной ИНФС России № 10 по СК исковые требования, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, в которой перечислены объекты налогообложения, в том числе здание, строение, сооружение, помещение.

Статьей 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3).

Законом Ставропольского края «Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» от 05.11.2015 г. № 109-кз, установлена единая дата начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01.01.2016 г.

Решением Ставропольской городской Думы «Об установлении налога на имущество физических лиц и введении его в действие на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края» от 17.11.2014 г. № 567, в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ставка налога на имущество физических лиц установлена в размере 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Согласно подпунктам 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Устанавливая налог на имущество физических лиц в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел различные налоговые ставки, размер которых определяется в том числе видом объекта налогообложения. Для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц для отдельных нежилых объектов федеральный законодатель делает отсылку к нежилым объектам, определяемым в соответствии со статьей 378.2 главы 30 «Налог на имущество организаций».

К таким нежилым объектам отнесены, в частности, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с п. 5 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Закон Ставропольского края «О налоге на имущество организаций» от 26.11.2003 г. № 44, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации вводит налог на имущество организаций на территории Ставропольского края, устанавливает ставку налога, порядок и сроки уплаты налога, особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, а также налоговые льготы.

В соответствии со статьей 1.1 названного закона, налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;

2) нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.

Решением Совета г. Ессентуки от 18.11.2015 г. № 28 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки», в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ставка налога на имущество физических лиц установлена в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, перечень которых устанавливается Министерством имущественных отношений Ставропольского края.

Таким образом, включение зданий, строений, сооружений и нежилых помещений в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, осуществляется на территории Ставропольского края на основании взаимосвязанных положений федерального и регионального законодательства.

Решением Ставропольского краевого суда от 08.02.2021 г. п. 2246 Перечня недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» от 27.12.2017 г. № 1122 в части включения в него объекта недвижимого имущества, нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего на праве собственности ФИО2 в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2018 год, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, признан недействующим со дня вступления его в законную силу, с ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств тому, что объект недвижимости с кадастровым номером , принадлежащий ФИО2 обладает признаками, позволяющими его отнести к административному – деловому центру или торговому центру (комплексу), суду не представлено, как и не представлено доказательств обследования объекта с целью установления его фактического использования перед включением его в перечень недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований Межрайонной ИФНС России №10 по Ставропольскому краю к ФИО2 о взыскании обязательных платежей, пени.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, судья,

РЕШИЛ:

В удовлетоврении исковых требований Межрайонной ИФНС России №10 по Ставропольскому краю к ФИО2 о взыскании обязательных платежей, пени, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд, в течение месяца через Ессентукский городской суд с момента оглашения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 10 июня 2021 года.

Председательствующий судья В.А. Емельянов