ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1737/18 от 12.07.2018 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

№2а-1737/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 июля 2018 года город Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

Председательствующего судьи Ширяева А.С.,

При секретаре судебного заседания Радченко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Чайчук Марины к Администрации г.Ставрополя, Комитету градостроительства администрации г.Ставрополя о признании незаконными бездействий органов местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л :

Чайчук Марина обратилась с административным исковым заявлением (впоследствии уточненным) в районный суд города Ставрополя к Администрации г.Ставрополя, Комитету градостроительства администрации г.Ставрополя о признании незаконными бездействий органов местного самоуправления, мотивируя требования тем, что Постановлением главы г. Ставрополя от 23.06.2005 № 2016 «Об утверждении акта отнесения дома по проспекту Кулакова, 8 в городе Ставрополе к категории непригодного для проживания» указанный дом признан непригодным для проживания в связи с нахождением в непосредственной близости от опасного производственного объекта.

В этой связи, в соответствии с решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 21.08.2015, вступившим в законную силу 03.11.2015, на администрацию г. Ставрополя возложена обязанность по предоставлению ей и несовершеннолетнему ребенку благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 16,3 кв. м.

В рамках исполнения вышеуказанного решения постановлением администрации города Ставрополя от 04.07.2016 № 1475 «О предоставлении жилого помещения Чайчук М.» ей предоставлена однокомнатная <адрес> в <адрес>, общей площадью 17,2 кв. м.

Многоквартирный дом по <адрес> в <адрес>, в котором ей предоставлено жилое помещение в порядке переселения, расположен менее, чем в 50 м. от автозаправочной станции. Данное жилое помещение находится в санитарно-защитной зоне опасного производственного объекта.

В соответствии с письмом из Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю от 07.11.2016 № 16372-02 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» устанавливает для АЗС, расположенной вблизи дома по <адрес>, ориентировочный (нормативный) размер санитарно-защитной зоны - 100 м.

Согласно статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признанно непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 7 Федерального положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Постановление администрации г. Ставрополя от 16.12.2015 № 2847 «О межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в г. Ставрополе» принято Положение о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в г. Ставрополе.

П. 2 Муниципального положения установлено, что межведомственная комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, Федеральным положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством Ставропольского края, муниципальными правовыми актами г. Ставрополя, а также самим Муниципальным положением.

В соответствии с п. 3 Муниципального положения межведомственная комиссия создана в целях проведения оценки и обследования жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности, муниципального и частного жилищного фонда, а также многоквартирного дома, в том числе находящегося в федеральной собственности, на предмет их соответствия установленным в Муниципальном положении требованиям.

В соответствии с п. 6 Муниципального положения основной формой работы межведомственной комиссии являются заседания межведомственной комиссии, которые проводятся по мере поступления заявлений.

В соответствии с п. 35 Федерального положения установлено, что жилые помещения, находящиеся в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания.

Учитывая изложенное, ею, 22.01.2018 было подано заявление в межведомственную комиссию о признании жилого помещения по <адрес> в <адрес>, непригодным для проживания.

Согласно письму комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 23.03.2018 № 06/1-05/1-1/738 представленное ею заявление и документы к нему приняты на рассмотрение межведомственной комиссией, по результатам их рассмотрения вопрос о признании жилого помещения по <адрес> в <адрес> будет рассмотрен на ближайшем заседании межведомственной комиссии.

Письмом комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 02.04.2018 № 06/1-05/1-1/838 ей сообщено, что она не является ни собственником, ни нанимателем жилого помещения, в отношении которого ею подано заявление, в связи с чем ее документы возвращены межведомственной комиссией без рассмотрения в соответствии с пунктом 46 Федерального положения. С указанным ответом она не согласна.

Считает, что действия административных ответчиков нарушают ее права и являются незаконными по следующим основаниям.

Межведомственной комиссией нарушены сроки рассмотрения ее обращения. П. 46 Федерального положения установлено, что межведомственная комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации. Аналогичная норма закреплена и в п. 7 Муниципального положения. Учитывая дату направления ей решения межведомственной комиссии (письмо комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 02.04.2018 № 06/1-05/1-1/838) решение по ее заявлению принято межведомственной комиссией через 70 дней с даты регистрации заявления. Данное обстоятельство является прямым нарушением Федерального и Муниципального положений.

Форма принятия решения межведомственной комиссией не соответствует требованиям ни Федерального, ни Муниципального положений. П. 46 Федерального положения, со ссылкой на который ее заявление было возвращено межведомственной комиссией без рассмотрения, установлено, что межведомственная комиссия принимает решение в виде заключения, указанного в пункте 47 Федерального положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. Аналогичная норма закреплена в п. 7 и п. 14 Муниципального положения. При этом п. 47 Федерального положения установлено, что решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Учитывая, что решение межведомственной комиссии оформлен письмом комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 02.04.2018 № 06/1-05/1-1/838, решение по ее заявлению принято не в той форме, в которой его надлежит принимать межведомственной комиссией. Данное обстоятельство является прямым нарушением Федерального Муниципального положений.

Содержание решения не соответствует ни Федеральному, ни Муниципальному положениям. Согласно п. 47 Федерального положения по результатам работ комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилом помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Данный перечень решений является закрытым.

В соответствии с решением межведомственной комиссии оформленным письмом комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 02.04.2018 № 06/1-05/1-1/838, мое заявление возвращено без рассмотрения. Однако, вышеуказанный перечень решений межведомственной комиссии не предполагает принятие решения с формулировкой, указанной в письме комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 02.04.2018 № 06/1-05/1-1/838. Данное обстоятельство является прямым нарушением Федерального и Муниципального положений.

Истцом предоставлены все необходимые документы в соответствии с Федеральным положением, в связи с чем, основания их не рассматривать у комиссии отсутствовали. П. 45 Федерального положения определен следующий перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождение жилого помещения: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дом; аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительны условия проживания - по усмотрению заявителя. Данный перечень является исчерпывающим.

В соответствии с п. 17 Положения организационно-техническое, финансовое обеспечение деятельности межведомственной комиссии осуществляет комитет градостроительства администрации города Ставрополя.

22.01.2018 с учетом п. 17 Муниципального положения в комитет градостроительства администрации города Ставрополя ею было подано заявление о признании жилого помещения по <адрес> в <адрес>, непригодным для проживания с приложением необходимых документов в соответствии с п. 45 Федерального положения. П. 7 Муниципального положения установлена обязанность межведомственной комиссии рассмотреть поступившие заявление и документы, предусмотренные пунктом 45 Федерального положения, принять решение (в виде заключения).

Как следует из письма комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 02.04.2018 № 06/1-05/1-1/838 по результатам подробного анализа представленных ею документов выявлено, что она не является ни собственником, ни нанимателем жилого помещения по <адрес> в <адрес>, что послужило основанием для возврата представленных документов без рассмотрения межведомственной комиссией.

Однако, Муниципальным положением не установлена обязанность предоставить в межведомственную комиссию документы, подтверждающие ее статус нанимателя или собственника жилого помещения по <адрес> в <адрес>.

Федеральным положением установлена необходимость предоставления копий правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом право собственности на жилое помещение по <адрес> в <адрес> зарегистрировано за муниципальным образованием г. Ставрополь.

Учитывая изложенное, отказ в рассмотрении ее заявления и приложенных к нему документов в связи с тем, что она не является ни собственником, ни нанимателем жилого помещения по <адрес> в <адрес> является прямым нарушением Федерального и Муниципального положений.

Она является правообладателем на жилое помещение по <адрес> в <адрес>.

В соответствии с решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 21.08.2015, вступившим в законную силу 03.11.2015, на администрацию г. Ставрополя возложена обязанность по предоставлению ей и несовершеннолетнему ребенку благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 16,3 кв. м.

В рамках исполнения вышеуказанного решения постановлением администрации города Ставрополя от 04.07.2016 № 1475 «О предоставлении жилого помещения Чайчук М.» мне предоставлена однокомнатная <адрес> в <адрес>, общей площадью 17,2 кв. м.

В соответствии с п. 3 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

П. 4 ст. 57 ЖК РФ установлено, что решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Ст. 63 ЖК РФ установлено, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

То есть, правоустанавливающим документом договор социального найма являться не может, в данном случае таким документом является постановление администрации города Ставрополя от 04.07.2016 № 1475 «О предоставлении жилого помещения Чайчук М.», так как именно указанное постановление порождает право на заключение в последующем договора социального найма. Договор социального найма вторичен по отношению к указанному документу как во времени, так и по значению.

При этом заключение договора социального найма является правом, а не обязанностью гражданина. Данный вывод сделан с учетом сложившейся судебной практики и был предметом рассмотрения гражданского дела по иску администрации Промышленного района города Ставрополя к Чайчук М. в том числе об обязании заключить договор социального найма. Решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 22.05.2017 отказано в удовлетворении требований администрации города Ставрополя об обязании заключить договор социального найма и выселении из жилого помещения. Решение вступило в законную силу 12.09.2017.

Учитывая вышеизложенное, бездействие администрации г. Ставрополя, выразившиеся в не рассмотрении вопроса о признании жилого помещения по <адрес> в <адрес> непригодным для проживания нарушает ее права, противоречит Федеральному и Муниципальному положениям и является незаконным.

Просит незаконным признать бездействие администрации г. Ставрополя, комитет градостроительства администрации г. Ставрополя выразившееся непринятии решения по заявлению Чайчук М. от 22.01.2018 по вопросу признания жилого помещения по <адрес> в <адрес> непригодным для проживания; обязать администрацию г. Ставрополя рассмотреть заявление о признании непригодным для проживания жилого помещения по <адрес> в <адрес> в течение десяти календарных дней со дня вступления в силу судебного решения в порядке, установленном действующим законодательством.

В судебном заседании представитель административного истца Васильев М.Ю. уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

В судебном заседании административный истец уточненные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации г.Ставрополя Семенова Р.И. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, по основаниям, указанным в возражениях.

Представитель административного ответчика Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя Лопатько Т.О. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, по основаниям, указанным в возражениях.

Заинтересованное лицо Литвиненко И.Р., в судебное заседание не явился. Суд, в соответствии со ст.150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его законного представителя Чайчук М.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит, что административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Постановлением главы г. Ставрополя от 23.06.2005 № 2016 «Об утверждении акта отнесения дома по проспекту Кулакова, 8 в городе Ставрополе к категории непригодного для проживания» указанный дом признан непригодным для проживания.

В соответствии с решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 21.08.2015, вступившим в законную силу 03.11.2015, на администрацию г. Ставрополя возложена обязанность по предоставлению Чайчук М. однокомнатного жилого, благоустроенного помещения по договору социального найма на состав семьи 2 человека, вне очереди, площадью не менее 16,3 кв. м. в границах Муниципального образования г.Ставрополь.

В рамках исполнения вышеуказанного решения постановлением администрации города Ставрополя от 04.07.2016 № 1475 «О предоставлении жилого помещения Чайчук М.» ей предоставлена однокомнатная <адрес> в <адрес>, общей площадью 17,2 кв. м.

22.01.2018 Чайчук М. было подано заявление в межведомственную комиссию о признании жилого помещения по <адрес> в <адрес>, непригодным для проживания, в связи с тем, что предоставленное ей жилое помещение находится менее чем в 50 м от автозаправочной станции.

Согласно письму комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 23.03.2018 № 06/1-05/1-1/738 представленное ею заявление и документы к нему приняты на рассмотрение межведомственной комиссией, по результатам их рассмотрения вопрос о признании жилого помещения по <адрес> в <адрес> будет рассмотрен на ближайшем заседании межведомственной комиссии.

Письмом комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 02.04.2018 № 06/1-05/1-1/838 ей сообщено, что она не является ни собственником, ни нанимателем жилого помещения, в отношении которого ею подано заявление, в связи с чем, ее документы возвращены межведомственной комиссией без рассмотрения в соответствии с пунктом 46 Федерального положения.

В соответствии с п.46 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

Согласно п.47 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения.

Вышеуказанный перечень решений межведомственной комиссии не предполагает оставление заявления гражданина без рассмотрения.

Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу, что у административного ответчика не имелось оснований для нерассмотрения по существу заявления заявителя, а напротив, возникла обязанность принять по нему решение (в виде заключения).

Доводы представителей административных ответчиков о том, что Чайчук Марина не является ни собственником, ни нанимателем жилого помещения по <адрес> опровергаются решением Промышленного районного суда г.Ставрополя от 22.05.2017г. по гражданскому делу по иску Администрации г.Ставрополя к Чайчук Марине, Литвиненко И.Р. об обязании заключить договор социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения, признанного непригодным для проживания в предоставленное жилое помещение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Решение суда мотивировано тем, что обязание Чайчук М. заключения договора социального найма будет являться ограничением ее права на свободный выбор места жительства и нарушение норм ЖК РФ, поскольку подписание договора социального найма является правом гражданина, а не его обязанностью.

Решение суда вступило в законную силу.

Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации г. Ставрополя, комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, выразившееся в непринятии решения по заявлению Чайчук М. от 22.01.2018 по вопросу признания жилого помещения по <адрес> в <адрес> непригодным для проживания.

В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а также их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

В удовлетворении требования административного истца об обязании администрацию г. Ставрополя рассмотреть заявление о признании непригодным для проживания жилого помещения по <адрес> в <адрес> в течение десяти календарных дней со дня вступления в силу судебного решения в порядке, установленном действующим законодательством, суд полагает необходимым отказать, поскольку суд не может подменять собой орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит рассмотрение вопроса о признании непригодным для проживания жилого помещения.

Руководствуясь ст. ст. 106, 175, 176, 178 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Чайчук Марины к Администрации г.Ставрополя, Комитету градостроительства администрации г.Ставрополя о признании незаконными бездействий органов местного самоуправления – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации г. Ставрополя, комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, выразившееся в непринятии решения по заявлению Чайчук М. от 22.01.2018 по вопросу признания жилого помещения по <адрес> в <адрес> непригодным для проживания.

В удовлетворений требований об обязании администрацию г. Ставрополя рассмотреть заявление о признании непригодным для проживания жилого помещения по <адрес> в <адрес> в течение десяти календарных дней со дня вступления в силу судебного решения в порядке, установленном действующим законодательством – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 19.07.2018 года.

Судья подпись А.С. Ширяев