32RS0027-01-2019-000196-44
№2а-1737/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2019 года г. Брянск
Советский районный суд г.Брянска в составе:
председательствующего судьи Артюховой Э.В.,
при секретаре Ковалевой Е.И.,
с участием представителя административного истца по доверенности
ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Брянску к ФИО2 о взыскании задолженности по налоговым платежам,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г.Брянску обратилась в суд с настоящим административным иском, ссылаясь на то, что ФИО2 30.06.2017 г. представлена первичная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2016 год, в которой заявлен доход, полученный от ООО <данные изъяты>, в общей сумме – 958 000 руб., стандартный налоговый вычет на детей в сумме – 14000 руб., имущественный налоговый вычет в связи с расходами, произведенными на приобретение квартиры, расположенной <адрес>, в сумме остатка, перешедшего с предыдущего налогового периода – 584219 руб. 10 коп., а также в сумме расходов, принимаемых в отчетном налоговом периоде, равной 584219 руб. 10 коп.
Налог, подлежащий возврату из бюджета по декларации, заявлен в сумме – 75948 руб.
При проведении камеральной проверки налоговой декларации установлено, что в нарушение п. 4 ст. 229 НК РФ, налогоплательщиком не отражен доход, полученный от продажи земельного участка, здания склада и здания газификации производственной базы, находившейся в собственности менее предельного срока (менее пяти лет), расположенных <адрес>. В связи с чем, налогоплательщиком была предоставлена уточненная декларация. При этом доход от продажи объектов недвижимого имущества также не отражен.
По результатам камеральной проверки уточненной декларации налогоплательщику был доначислен налог на доходы физических лиц в размере 1778090 руб., а также пеня в размере 114583 руб. 08 коп.
В результате камеральной налоговой проверки было выявлено нарушение законодательства РФ.
Заместителем начальника ИФНС России по г. Брянску было принято решение № 45095 от 07.03.2018 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с п.1 ст. 119, п.1 ст. 122 НК РФ в размере штрафа 133 356,75 руб.
В соответствии со ст. ст. 69,70 НК РФ, в адрес налогоплательщика было направлено требование № 5411 от 19.04.2018, однако, до настоящего времени данное требование не исполнено.
ИФНС России по г. Брянску обращалась в мировой судебный участок с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности в принудительном порядке.
Определением мирового судьи судебного участка № 15 Советского, судебного района г. Брянска от 11.07.2018 г. был отменен судебный приказ № 2а-772/2018 о взыскании с ФИО2 задолженности по налогам и платежам.
На основании изложенного, административный истец просил суд взыскать с ФИО2 задолженность в общей сумме 2026029 руб. 83 коп., из которой:
1. НДФЛ, полученный физическими лицами в соответствии со ст.228 НК, налог - 1 778090 руб.
2. НДФЛ, полученный физическими лицами в соответствии со ст.228 НК, пеня - 114583 руб. 08 коп.
3. НДФЛ, полученный физическими лицами в соответствии со ст.228 НК, штраф - 133356 руб. 75 коп.
В ходе рассмотрения дела, в качестве заинтересованного лица по делу было привлечено Управление Росреестра по Брянской области.
Представитель административного истца по доверенности ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила суд иск удовлетворить.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате и месте проведения судебного заседания извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями ст. 57 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно ст. 13 НК РФ одним из федеральных налогов является налог на доходы физических лиц.
в силу ст. 216 НК РФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.
В соответствии со ст. 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят налогоплательщики, в том числе физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ у физических лиц, получивших доход от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, возникает обязанность по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц в порядке, установленном статьей 228 Кодекса.
В соответствии с п. 17.1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных ст. 217.1 НК РФ.
Освобождение от налогообложения доходов от продажи недвижимого имущества осуществляется с учетом минимального срока владения имуществом, который в общем случае составляет пять лет (п. 4 ст. 217.1 НК РФ).
Положения данной статьи, как и п.17.1 ст. 217 НК РФ в новой редакции, применяются в отношении объектов недвижимости, приобретенных в собственность после 01.01.2016г. (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29.11.20 1 4 N 382-Ф3 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации").
Пунктом 3 и 4 ст. 217.1 НК РФ минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий: 1) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом РФ; 2) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации; 3) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком - плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.
В случаях, не указанных в п. 3 ст. 217.1 НК РФ, минимальный предельный срок владения объектами недвижимого имущества составляет пять лет.
Судом установлено и сведениями ЕГРН подтверждено, что за ФИО2 зарегистрировано право собственником на следующие объекты недвижимости:
- земельный участок, общая площадь 25 652 кв. м,, <адрес>, и Здание склада, общая площадь 1 169,7 кв.м, <адрес> (с <дата> по <дата>) на основании договора купли-продажи и акта приема-передачи от <дата>.;
- квартиру, назначение: жилое, общая площадь 77,9 кв. м, этаж 3, <адрес> – 1/2 доля в праве (актуальная запись №... от <дата>),
- земельный участок, общая площадь 1 200 кв. м., <адрес> (запись №... внесена <дата>, погашена <дата>),
- хозяйственную постройку, назначение: нежилое, 1 - этажный, общая площадь 8 кв.м, <адрес> (запись №... внесена <дата>, погашена <дата>),
- газификации производственной базы по <адрес>, назначение: сооружения трубопроводного транспорта, протяженность 2857 м, (запись №... внесена <дата>, погашена <дата>) на основании договора купли-продажи и акта приема-передачи от <дата>.,
- право общей долевой собственности (доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади квартиры 77,9 кв.м) крышной котельной, назначение: нежилое, общая 79,9 кв.м., этаж крыша, номера на поэтажном плане VII (актуальная запись №... от <дата>).
30.06.2017 г. ФИО2 представлена первичная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2016 год, в которой заявлен доход, полученный от ООО <данные изъяты>, в общей сумме – 958 000 руб., стандартный налоговый вычет на детей в сумме – 14000 руб., имущественный налоговый вычет в связи с расходами, произведенными на приобретение квартиры, расположенной <адрес>, в сумме остатка, перешедшего с предыдущего налогового периода – 584219 руб. 10 коп., а также в сумме расходов, принимаемых в отчетном налоговом периоде, равной 584219 руб. 10 коп.
Налог, подлежащий возврату из бюджета по декларации, заявлен в сумме – 75948 руб.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. (п.3 ст.228 НК РФ)
Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса. (п.1 ст. 229 НК РФ)
Между тем, из материалов дела следует, что в нарушение п. 1 ст. 229 НК РФ, ФИО2 несвоевременно представил налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц «1151020 Декларация по форме 3-НДФЛ 2010 и далее» за 2016 год.
Первичная декларация фактически представлена 30.06.2017г.
Уточненная (корректирующая №1) декларация фактически представлена 29.09.2017г.
При проведении камеральной проверки налоговой декларации установлено, что в нарушение п. 4 ст. 229 НК РФ, налогоплательщиком не отражен доход, полученный от продажи земельного участка, здания склада и здания газификации производственной базы, находившейся в собственности менее предельного срока (менее пяти лет), расположенных <адрес>
В силу положений ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу п. 5 ст. 217.1 НК РФ, в случае если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
Как было разъяснено в письме ФНС России от 15.10.2018 N БС-4-11/20058@) Федеральная налоговая служба в связи с письмом от 30.05.2018 по вопросу применения положений пункта 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сообщает, что согласно пункту 5 статьи 217.1 Кодекса в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
Как следует из материалов дела, на основании полученного ответа из ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области от 16.08.2017г. кадастровая стоимость здания склада (кадастровый №...) составила - 17 275 264,21 руб., сумма по договору купли- продажи составила 100000 руб.
Таким образом, доход, полученный от продажи здания склада, составит
12 092 684,95 руб. (17275264,21 руб. х 0,7).
На основании полученного ответа из ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области от 16.08Г.2017г. кадастровая стоимость земельного участка (кадастровый №...) - 4813074,83руб., сумма по договору купли- продажи составила 50000 руб.
Таким образом, доход, полученный от продажи земельного участка, составит 3369152,39 руб. (4813074,83 руб. х 0,7).
Таким образом, суммарный доход налогоплательщика от продажи вышеперечисленных объектов недвижимости полученный расчетным путем, составит 15 461 837,34 руб.
Согласно ответа ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области от 16.08.2017г. кадастровая стоимость по зданию газификации производственной базы (кадастровый №...) не определена.
В соответствии с п. 5 ст. 217.1 НК РФ в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, положения настоящего пункта не применяются.
Кадастровая стоимость здания газификации производственной базы не определена, доход от продажи определяется исходя из суммы дохода, полученного от продажи здания газификации производственной базы по договору купли- продажи.
Таким образом, доход, полученный от продажи здания газификации производственной базы, расположенного по вышеуказанному адресу, составит 50 000 руб., что подтверждается копией договора купли-продажи недвижимого имущества от 16.11.2016г., представленной стороной истца.
Всего сумма дохода, полученная от продажи вышеуказанных объектов, составила 15511 837,34 руб.
Между тем, в силу пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу на сумму налоговых вычетов. При определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 РФ, не превышающем в целом 1000 000 рублей; а также имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 250 000 рублей.
В силу пп.2 п.2 ст.229 НК РФ вместо использования права на получение данного имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
Согласно правилам пп.1 п.2 ст. 220 НК РФ, сумма имущественного вычета при продаже земельного участка составляет 1 000000 руб., сумма имущественного вычета при продаже здания склада и здания газификации производственной базы составит 250 000руб.
Сумма стандартного налогового вычета на детей составляет 14000руб. (пп.4 п.1 ст.218 НКРФ). Сумма имущественного налогового вычета по расходам на приобретение квартиры составляет 584219,10руб. (пп.3 п.1 ст. 220 НК РФ).
Таким образом, сумма налоговых вычетов составит: 1848219,10 руб. (1000000руб. + 250000руб. + 14000руб. + 584219,10руб.).
По результатам камеральной проверки, общая сумма дохода, принятая к налогообложению по декларации, составит: 14621618,24 руб. ((15511837,34руб. + 958000 j руб.) -1848219.10 руб.)).
Сумма налога на доходы физических лиц к уплате составила: 1778 090 руб. ((14621 618,24 руб. * 13%) – 122 720 руб. (сумма налога, удержанная работодателем)).
Давая оценку представленному расчету суммы налога на доходы физических лиц в размере 1778 090 руб. суд полагает его верным составленным в соответствии с правилами названных норм.
В соответствии с п.1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Согласно п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пеня.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Согласно расчета представленного истцом размер пени за период с 18.07.2017г. по 07.03.2018г. составил 114583, 08 руб.
В силу ч.1 ст.119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
По результатам камеральной налоговой проверки установлено, что в действиях ФИО2 усматривается состав правонарушения, предусмотренный п. 1 ст. 119 НК РФ и п. 1 ст. 122 НК РФ.
Письменных возражений и ходатайств о снижении штрафных санкций по акту проверки плательщиком не представлено.
Согласно п. 4 ст. 112 НК РФ налоговый орган должен учитывать при применении налоговых санкций за налоговые правонарушения, как обстоятельства смягчающие, так и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, отягчающие ответственность, истцом не установлены.
Как следует из результатов проведенного исследования материалов камеральной налоговой проверки, обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения (ст. 111 НК РФ), обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 109 НК РФ) не установлены. Установлены обстоятельства смягчающие ответственность (ст. 112 НК РФ), а именно: несоразмерность деяния тяжести наказания; на иждивении налогоплательщика находятся двое несовершеннолетних детей. Учитывая изложенные обстоятельства, истцом снижен штраф в четыре раза.
Согласно расчета представленного истцом сумма штрафа составила 133356,75 руб. (1778090 х 20%)/4 + (1778090 х 5%х 2 мес.)/4)
Судом проверены вышеуказанные расчеты и признаны правильными, составленными в соответствии с правилами названных норм и материалами дела.
В соответствии со ст. ст. 69,70 НК РФ, в адрес ответчика было направлено требование № 5411 от 19.04.2018, со сроком исполнения до 15.05.2018г., которое не исполнено.
Проверяя срок исковой давности, суд принимает во внимание, что в соответствии с абз. 2 п.3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
На основании заявления ИФНС России по г. Брянску мировым судьей судебного участка №11 Советского судебного района г.Брянска был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 задолженности по налоговым платежам в сумме 2026029,83 руб.
11.07.2018г. в связи с поступившим заявлением ФИО2 данный судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка № 11 Советского судебного района г. Брянска.
Таким образом, последним днем шестимесячного срока является 11.01.2019г.
Между тем, административный иск был направлен налоговым органом в суд, согласно почтового штампа 11.01.2019г., т.е. в пределах установленного срока.
Поскольку судом установлено не исполнение ФИО2 обязанности по своевременному представлению декларации, а также по уплате налога на доходы, полученные от продажи недвижимого имущества, находившегося в собственности менее предельного срока, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования обоснованы, подлежат удовлетворению, т.е. взысканию с ФИО2 задолженности по налоговым платежам в общем размере 2026029 руб. 83 коп., из которой: налог на доходы физических лиц в размере 1 778 090 руб., пеня в размере 114 583 руб. 08 коп., штраф в размере 133 356 руб. 75 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", о том, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
Исходя из размера взысканной суммы задолженности по налоговым платежам с ФИО2 в доход муниципального образования «город Брянск» подлежит взысканию государственная пошлина, которая с учетом статьи 333.19 НК РФ составляет 18 330,15руб.
Руководствуясь ст. ст. 179 - 180, 290, КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Брянску - удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Брянску задолженность по налоговым платежам в общем размере 2026029 руб. 83 коп., из которой: налог на доходы физических лиц в размере 1 778090 руб., пеня в размере 114 583 руб. 08 коп., штраф в размере 133 356 руб. 75 коп.
Взыскать с ФИО2 в бюджет муниципального образования «город Брянск» госпошлину в размере 18 330,15руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Артюхова Э.В.
Резолютивная часть решения суда оглашена 15.05.2019 г.
Мотивированное решение суда изготовлено 23.05.2019 г.